Аюрведа, причины болезней

Unnr F
Автор темы
Unnr F
Автор темы
Репутация: 6818 (+7011/−193)
Сообщения: 7789
Зарегистрирован: 2 октября 2015
С нами: 8 лет 7 месяцев

#1 Unnr » 17 января 2023, 21:42

"Всякая вещь в этом мире имеет только два состояния: нормальное и ненормальное, и каждое из них обусловлено причиной. Ничего беспричинного в мире нет" (Чарака-самхита)
Спойлер
ЧАРАКА-САМХИТА (санскр.«Carakasaṃhitā»), трактат по медицине (аюрведа), истоки которой лежат еще в магических представлениях ведийской эпохи. Авторство Чарака-самхиты приписывается лейбмедику при дворе кушанского царя Канишки – Чараке, последователю североиндийской медицинской школы Таксилы (существуют буддийские предания, связанные с таксильской медицинской традицией), основавшему затем собственную школу. Ядро трактата сложилось, вероятно, ок. 2 в., но в 8–9 в. текст был отредактирован и дописан кашмирцем Дридхабалой. Чарака рассматривает свое произведение как переработку наследия своего предшественника Агнивеши.
Текст Чарака-самхиты представляет собой обширный свод, написанный на классическом санскрите прозой с мнемоническими стихами, в восьми книгах (стхана), которые делятся на главы. Первая книга – пролегомены к изложению конкретных предметов медицинской науки. Во введении рассматривается «наука долгожительства» (значение слова «аюрведа»), в первых четырех главах – правила гигиены, затем четыре основания терапии, понятие болезни и ее четыре модуса (в контексте исцелимости), цели человеческой жизни как таковые, функционирование в теле космических элементов, диететика и ряд других тем. Предлагаемая здесь квадрилемма «болезнь – ее причина – терапия – средства терапии» воспроизводит четыре «благородные истины» в буддизме – о страдании, причине страдания, устранении страдания и средствах устранения страдания. В книге II исследуются причины основных болезней: лихорадки, опухолей, болезней крови, мочевого пузыря, кожи, а также истощения, помешательства и эпилепсии. В книгу III включены главы, посвященные пищеварению, эпидемиям, теории аргументации, применявшейся в дискуссиях медицинских школ, кровеносным сосудам, диагностике и многому другому. В книге IV излагаются учение о человеке, эмбриология, анатомия, акушерство, проводится разбор составляющих индивида, при котором с позиций философии санкхьи разграничиваются проявлений духовного (Пуруша) и материального первоначал (Пракрити). Книга V посвящена органам чувств (индрии) в связи с их болезнями – начиная с глухоты и завершая галлюцинациями (болезни ума-манаса, также причисляемого к индриям) и диагностикой; здесь же перечисляются симптомы близкой кончины пациента. Книга VI, посвященная терапии (чикитса), наиболее объемная благодаря детальному рассмотрению стратегии лечения всех основных болезней, перечисленных во второй книге. В книге VII описываются отвары лечебных растений, лекарства, приготовленные из различных веществ. Книга VIII практически воспроизводит содержание предыдущих; наиболее подробно изложен процесс приготовления жидких лекарств.
Чарака систематизирует представления ведийской эпохи о целительных способностях богов, предписывая, помимо лекарств, соответствующие мантры. Книга III содержит описание религиозной церемонии окончания учебы: будущий врач обещает хранить в тайне профессиональные секреты, трудиться только ради пациентов, не разглашать их болезней, не участвовать в приготовлении ядов, и быть в своей жизни образцом для других. Значительный интерес представляет и помещенный в текст учебник по теории аргументации.

Провидцы аюрведы также разделяли эту точку зрения. По словам Чараки, есть причина для проявления существ, но причины для их уничтожения нет. Болезнь как существо проявляется в силу юкти, то есть слияния многих причин в соответствующем времени и месте, и исчезает с изменением времени и места или устранением этих причин.
Быть может, Чарака вкладывал в свои слова и более глубокий философский смысл: для проявления человеческого существа нужны причины, но для ликвидации его достаточно метаболического хаоса.
Поэтому «сущность лечения состоит в устранении причин», а избегание причинных факторов — лучшее средство остаться здоровым.
Праджняпарадха — конечная причина всех заболеваний, ее устранение — наилучшее лечение. «Средство от всех несчастий, утверждает Чарака, — это освобождение от обольщения желанием».

Основное различие между аюрведой и другими философскими системами выражается в том, что аюрведа в большей степени сосредоточивается на влиянии желаний на здоровье, на способность гармонично функционировать в относительной реальности мира, а не на взаимоотношениях человека с истинной Реальностью.

В Аюрведе различается четыре класса болезней:

Болезни, обусловленные мощным влиянием кармы, унаследованной из предыдущих рождений;
Болезни, зарождающиеся в более ранние периоды жизни, но проявляющиеся в более поздние;
Болезни, связанные с духами
Болезни, лежащие на поверхности.

Из четырех классов только поверхностные болезни легко поддаются лечению при помощи подбора пищи, режима и врачебных процедур.
Болезни первых трех классов требуют, помимо этого, дополнительного духовного вмешательства. И только в случае болезней последнего класса причинное действие ДОШИ первично, в остальных случаях они действуют только как отражение более мощных и тонких причин, самой сильной из которых является карма.
Закон кармы, не что иное, как третий закон Ньютона: «Всякий раз, когда один объект оказывает воздействие на другой, последний оказывает равное по силе и обратное по направлению воздействие на первый». Иисус сформулировал это так: «Поступайте с другими так, как хотите, чтобы поступали с вами», ибо «что посеете, то и пожнете».

Есть семь основных типов болезней по аюрведе:

1. Генетические или наследственные.
2. Врожденные, например, уродства.
3. Метаболические, связанные с обменом веществ. Они обусловлены расстройством дош из-за неадекватного поступления пищи и других необходимых веществ.
4. Травматические. Сюда входят как физические, так и душевные травмы.
5. Временные. Это пренебрежение сезонными или другими ограничениями, которые должны защищать от неблагоприятных погодных или астрологических воздействий.
6. Божественные. Неподчинение учителю, проклятия, колдовство и эпидемия.
7. Естественные. Голод, жажда, сон, усталость, прочие нужды, разрушение, старение и смерть.

Из всех типов только один вызывается непосредственно функционированием дош. Фундаментальная же причина всех болезней и причина человеческой деятельности, производящей карму – это страстная привязанность живых существ к вещам этого мира. Мы называем ее желанием.

Шесть стадий болезни: Все заболевания, при любых вовлеченных дошах, проходят шесть стадий развития.
Накопление.
В результате влияния болезнетворных факторов, одна или больше дош начинают скапливаться в местах своего основного пребывания: капха – в желудке, питта – в тонком кишечнике, вата – в толстой кишке. Каждая из них производит характерные для себя симптомы: капха создает вялость, тяжесть в конечностях, бледность, вздутие, потерю аппетита и ослабление пищеварения.
Питта дает ощущение жжения, повышение температуры тела, горький вкус во рту, пожелтение кожи, повышенную кислотность в желудке и гневливость.
Вата вызывает слабость и сухость в теле, желание утеплиться и согреться, скованность или переполненность живота, скопление газов, запор, нарушение сна и страхи. На этой стадии вывести избыток дош из организма легче, чем не последующих. Поэтому для укрепления здоровья важны сезонные очищения, – они выводят доши, накопившиеся естественным образом из-за свойств, присущих временам года.

Возбуждение.
На этой стадии доши продолжают увеличиваться и оказывать давление на места пребывания, проявляя описанные выше симптомы в более выраженной форме. Устранить доши на данной стадии достаточно еще просто, но при этом нужно укреплять и органы, в которых они накапливаются, поскольку это органы испытывают стресс от избыточного присутствия дош.

Распространение.
Если возбуждение остается без внимания, доши покидают свои дома и начинают, как бродяги, слоняться по телу в поисках места, где они могли бы найти какое-нибудь пристанище.
Все прежние симптомы ухудшаются, капха может вызвать рвоту, питта – понос, вата – колики в толстой кишке и боли при дефекации с высвобождением большого количества газов. Каждая болезнь протекает своим собственным путем.
В тибетской медицине считается, что болезнь пребывает и распространяется в коже, развивается в плоти, продвигается по каналам, пристает к костям и опускается к жизненным органам и органам-резервуарам.

В аюрведе эта система разделяется на три марги, или три пути, по которым идет болезнь: внутренний, внешний и срединный, называемый марма.
Внутренний проход, состоящий из пищеварительного тракта и ткани расы, как правило, первым подвергается удар со стороны дош, поскольку для тех вполне естественно сосредотачиваться в основных органах пищеварения. Если не устранить доши активным очищением или хотя бы не ослабить их, то рано или поздно они изменят направление своего движения (гати) и вместо того, чтобы вытекать из тела, начнут втекать в его периферийный проход, состоящий из остальных шести тканей.
Если нарушенное равновесие усугубляется приемом стимуляторов, сильных медикаментов или просто депрессивными эмоциями, то и ама, и доши проникают еще глубже в ткани и попадают в проход марма, который включает в себя все жизненно важные органы, в частности сердце и мозг. Проявление болезни в каждый период времени обычно ограничивается каким-нибудь одним путем.
Если затрагивается более чем один путь, лечение становится более проблематичным. Но какое бы направление, какой бы путь ни избрали доши, в конце концов они отыскивают удобное место для нанесения главного удара.

Локализация.
Как правило, доши локализуются в тех областях тела, которые более ослаблены. Чарака сравнивает этот процесс с выпадением дождя. Туча плывет по небу до тех пор, пока не оказывается в соответствующих атмосферных условиях, которые толкают ее на то, чтобы освободиться от груза содержащейся в ней воды. Так и доши, находят подходящее место для сосредоточения, скапливаются в нем и вызывают специфическое расстройство, препятствуя физически или функционально нормальной работе расположенных в этих местах каналов.
Болезнь вызывается наличием в тканях или отходах возбужденных дош. На этой стадии появляются предварительные симптомы, возвещающие начало болезни.
Легочный туберкулез, например, начинается с повышения температуры тела по вечерам, которое сопровождается ощущением жжения в ступнях и ладонях.

Проявление.
На этой стадии болезнь распознается как таковая. Например, когда вата, в силу свей сухости, меняет вкус оджаса с присущего ему сладкого на вяжущий и переносит его в мочевые органы, результатом является диабет.

Специализация.
Конкретная форма болезни выявляется в результате специализации, которая обычно характеризуется преобладанием той или иной доши. Например, отек - это опухание кожи, мышечной или другой ткани, как правило, в результате накопления жидкости. Отеки, вызываемые капхой, при надавливании оставляют ямочки, вызываемые ватой – не оставляют, питой – очень мягкие. Почти все болезни имеют по нескольку разновидностей.

Источник Сеть

Вернуться в «Аюрведа»

Кто сейчас на форуме (по активности за 180 минут)

Сейчас этот раздел просматривают: 3 гостя