Цивилизация ольмеков обитала в тропических долинах южной и центральной Мексики на территории современных штатов Веракрус и Табаско. Возможно, родственны создателям культуры Мокая из Соконуско и носителям языков михе-соке. Их культура процветала в течение периода становления Мезоамерики. Доольмекская культура существовала примерно на протяжении тысячелетия до этого. Ранние формы культуры ольмеков появились в районе Сан-Лоренсо-Теночтитлана Сама ольмекская культура повлияла на многие из последующих..
Приведу некоторые факты об Ольмертах:
• Ольмеки первыми ввели практику ритуального кровопролития и игру в мяч.
• Ольмеки известны широкой публике прежде всего своими «гигантскими головами»
- Спойлер
и цветов Ipomoea alba:
Чтобы прочитать этот текст необходимо зарегистрироваться
•Неизвестно, как ольмеки называли сами себя. В мифологии поздних мезоамериканских культур упоминается «прародина человечества и богов» Тамоанчан, есть вероятность того, что под этим словом подразумевается родина ольмеков.
•Учёные и археологи также иногда используют определение «Теноцеломе», что переводится, как «пасть ягуара».
Сердце ольмекской цивилизации располагалось в низменных областях у мексиканского залива, где районы представляют собой часто заболоченные низменности с невысокими холмами, хребтами и вулканами. Отдельно выделяется местность, обозначенная горой резко возвышающейся на севере вдоль залива. Здесь ольмеки возводили городские и храмовые сооружения. Возможно, в этом регионе и возникла самая первая мезоамериканская цивилизация, правившая этими землями.
• Сами корни ольмеков или предшествующим им культурам восходят к ранним индейским земледельческим культурам из Табаско, причём ранние культуры питались теми же пищевыми продуктами и пользовались теми же инструментами, что и более поздняя цивилизация ольмеков.
• Ольмеки процветали и благодаря мягкому местному климату, увлажнённой мягкой почве, а также налаженной транспортной сети через реку Коацакоалькос.
- Спойлер
- Торговлю через реку аналогично налаживали древние цивилизации старого света, например древний Египет (Нил), Индия (Инд) или древний Китай (жёлтая река).
• Государство, располагавшееся в Герреро — мескальская культура судя по всему сыграла важную роль в раннем развитии цивилизации ольмеков — артефакты культуры ольмеков можно найти в разных частях Герреро и они более старые, чем любые другие. К ним относятся и руины города Теопантекуанитлан.
Остатки ольмекской пирамиды, Ла Вента
Первый главный центр ольмекской культуры — Сан-Лоренцо был заброшен на пике своего расцвета и известности, большинство зданий было внезапно разрушено примерно, что указывает на некое разрушительное событие, восстание, войну, природно-климатическими изменения, массовый голод.
После этого центром ольмекской цивилизации стал город Ла Вента, который дальше поддерживал и развивал культурные традиции ольмеков, демонстрируя впечатляющую мощь и богатство местной знати. «Великая пирамида» была крупнейшим в тот момент монументальной постройкой в мезоамерике. В районе Ла-Венты археологи раскопали роскошные мозаичные тротуары и множество подношений из нефритовых, керамических статуэток и гематитовых зеркал.
• Зеркала.
В древних мезоамериканских культурах зеркала, изготовленные из различных материалов, присутствуют начиная с формативного периода.
Найдено значительное количество зеркал, выполненных из цельных кусков гематита, магнетита и ильменита. Они отличаются исключительно тщательной полировкой и вогнутой поверхностью, которая частично искажает отражение. Зеркала присутствуют на целом ряде ольмекских стел, монументов, керамических изделиях и фигурках из жадеита и серпентина. Ряд археологов предполагают, что вогнутые (фокусные) ольмекские зеркала могли также использоваться и для получения огня во время ритуалов и церемоний.
В позднейших культурах сапотеков, теотиуаканцев и майя зеркала обычно представляли собой мозаику из тщательно подобранных пластинок пирита, приклеиваемых на сланцевую или песчаниковую основу. Тольтеки для украшения зеркал также использовали бирюзу. Наивысшего уровня достигла технология изготовления зеркал у астеков, которые пользовались полированными зеркалами из обсидиана. Одно из центральных божеств астекского пантеона - темный владыка Тецкатлипока (Дымящееся Зеркало) - с помощью множества зеркал наблюдал за человеческими душами .
Большинство исследователей, допуская возможность косметического использования зеркал, единодушны в мнении, что в основном зеркала являлись символом определенного социального положения, а также инструментами для пророчеств и магии, будучи своеобразным порталом между различными мирами.
Современные индейцы уичоль в Западной Мексике называют зеркала «тропой для духов и предков».
• Обсидиан.
В доколумбовой Мезоамерике этот вид неорганического сырья сыграл исключительно важную роль не только в развитии высокотехнологичных приемов обработки и изготовления орудий труда, но и в расцвете торгово-обменных отношений, а также в возникновении и обособлении социальных групп: специалистов по добыче сырья, специалистов по производству различных изделий и украшений, торговцев, перекупщиков и др.
Одним из выдающихся достижений древних мастеров была техника получения тонких и острых лезвий -призматических пластин, которые с помощью специальных приспособлений скалывались с нуклеусов. Нуклеусу в процессе предварительной подготовки придавалась форма практически правильного конуса (рис. XIV). Нуклеус неподвижно закреплялся в портативных блоках или зажимался между ступней мастера, который с помощью специального инструмента - «отжимника» - направленным импульсом снимал пластины с боковых сторон нуклеуса. Опытный мастер мог за короткий промежуток времени получить до 80-100 пластин-лезвий с одного нуклеуса. Впервые подобная техника изготовления пластин появляется в Мезоамерике ок. 3,5 тыс. л. н. и к концу формативного периода практически полностью вытесняет более примитивную технику - отщеповую. Применение пластинчатой техники методом отжима совершенствуется в культурах классического и постклассического периодов, размеры пластин в некоторых случаях достигают 30-35 см. Обсидиановые мечи и секиры составляли основу вооружения многих армий ко времени начала конкисты. По данным испанских конкистадоров обсидиановым мечом можно было одним ударом отрубить голову лошади. На производстве обсидиановых пластин в Теотиуакане и Туле специализировались целые кварталы ремесленников. Особенно ценился обсидиан редкого зеленого цвета из месторождения Пачука недалеко от Теотиуакана. Еще большего совершенства достигли мезоамериканские мастера при изготовлении из обсидиана декоративных предметов и украшений: полированных сосудов и зеркал, тончайших подвесок и ушных колец, ретушированных фигурок-амулетов и целых скульптурных композиций - изображений богов и фантастических существ.
• Среди памятников были и места культового характера, объекты паломничества и специальных посвятительных приношений. Такими пунктами для Сан-Лоренсо были Эль-Манати и Ла-Мерсед - источники у подножия холмов. Случайная находка рыбаками сотен (а возможно, и тысяч) изделий из жадеита и серпентина в реке недалеко от Рио Пескуэро (Аройо Пескуэро) в 1969 г. была сделана, вероятно, на месте аналогичного памятника, посещавшегося пилигримами из Ла-Венты.
Учёные ещё не сумели выяснить причину исчезновения цивилизации ольмеков. В период между 400 и 350 годами до нашей эры население восточных регионов государства ольмеков резко сократилось и вплоть до 19 века этот регион оставался малонаселённым. Археологи предполагают, что виной этому стали резкие климатические изменения, сделавшие эти земли непригодными для сельского хозяйства. Например эти изменения могли спровоцировать тектоническими сдвигами, проседанием земель, сменой русл рек, экологическую катастрофу могли спровоцировать люди, уничтожавшие леса для того, чтобы на их месте заниматься сельским хозяйством, это приводило к эрозии почвы. Другая популярна теория гласит, что катастрофическое падение население было спровоцировано вулканической деятельностью, которые вынуждали ольмеков массово покидать свои поселения.
Чтобы прочитать этот текст необходимо зарегистрироваться
Какой бы не была причина, в течение нескольких сотен лет города ольмеков были опустошены и почти сразу же в Мезоамерике утвердились другие преемственные культуры. В западной части ольмекской цивилизации, в Трес Сапотес продолжала существовать некая государственность, но по ряду признаков это была иная, преемственная от ольмеков культура, условно именуемая эпиольмекской. Её следы также встречаются в Исапе, примерно в 550 километрах к юго-востоку.