Майя. Покрывало Майи.

Pixie F
Автор темы, Ученик
Аватара
Pixie F
Автор темы, Ученик
Репутация: 1667 (+1676/−9)
Сообщения: 3916
Зарегистрирован: 16 июля 2020
С нами: 3 года 9 месяцев

#1 Pixie » 25 февраля 2023, 21:33

МАЙЯ (санскр. māyā – иллюзия, видимость) — и), или энергия, одновременно скрывающая истинную природу мира и помогающая этому миру проявиться во всем своем многообразии. Первое упоминание о майе обозначает одну из божественных сил, способную создавать иллюзорные образы. В некоторых традициях майя выступает как принцип, помогающий объяснить переход от реального, вечного и неделимого Брахмана к множественным и преходящим элементам мира. Вместе с тем майя уподоблена иллюзорному сновидению, которое омрачает сознание отдельной души; выход за пределы майи рассматривается как «пробуждение» к истинному знанию.

«Единственная реальность признается за чистым Атманом-Брахманом, лишенным свойств и определений (ниргуна); с точки зрения «высшей истины», с этим Брахманом никогда ничего не происходило, вселенная же обязана своим появлением грандиозной «космической иллюзии» – майе, которая и создает миражную кажимость предметов и многочисленных душ.
Майя целиком зависит от Брахмана и рассматривается как его «сила», творческая потенция (шакти).
Майя полностью совпадает с авидьей, т.е. «неведением» – не просто омраченностью отдельного сознания, но единственным способом нашего восприятия и рассуждения, вивартой (кажимостью), адхьясой (наложением) и т.д.
Майя не обладает той же степенью реальности, что высший Брахман, однако она не может считаться и полностью нереальной; сама майя, равно как и вселенная, обязанная ей своим феноменальным существованием, рассматривается в адвайте как «сад-асад-анирвачания», то есть неопределимая в категориях реального и нереального.»

Шесть главных свойств майи:
• эта сила «лишена начала» (анади), не имеет временных границ;
• она пресекается только истинным знанием (джняна-нивартья);
• она одновременно действует как «сокрывающая завеса» (аварана) и принцип «дробления» (викшепа), это сила, проецирующая все многообразие мира;
• она принципиально «несказуема» (анабхилапья, анирвачания);
• она представляет собой некую положительную сущность (бхава-рупа), а не просто голое отрицание высшей реальности;
• локусом и опорой (ашрая) является одновременно индивидуальная душа и высший Брахман.

Первоначально (насколько до нас дошли сведения) было принципиальным отождествление майи и авидьи, позже адвайтисты стали почитать майю онтологическим и космологическим основанием мира, тогда как авидья для них отражала степень «неведения» отдельной души.

Некоторые считают подобное учение адвайты о майе прямой уступкой буддизму. Было выдвинуто «семь возражений» (сапта-ану-папатти) против адвайты, главным из которых можно считать вопрос о вместилище (ашрая) и источнике майи.

Таким образом, майя – это волшебная и благодатная сила, благодаря которой Шива и(или) Шаки реально твори(я)т мир.

В шиваизме кашмирском майя считается вечной и реальной энергией Шивы, благодаря которой развертывается иерархически организованная лестница сущего. Майя по существу персонифицируется здесь в образе Шакти – возлюбленной Шивы, которая олицетворяет собой свободное творчество Господа, его космическую «игру» (лила). В традиции тантры, в частности, в том же кашмирском шиваизме, акцент в понимании лилы смещается на состояние экстаза, сопровождающего божественную игру.

Лила связана с другим немаловажным понятием в философии индуизма — анандой (блаженством), которое является атрибутом божественности. Сочетание божественной игры и блаженства создаёт притягательный образ наслаждающегося божества, которое танцует, смеётся, шутит и поет. Какую бы форму не принимала игра, она совершается божеством в полной свободе и спонтанности действий. Когда божество играет, оно проявляет свои игры на Земле, взаимодействуя с миром и обитающими в нём душами. Земля выступает как театральная сцена, на которой божественное воплощение развлекается и поражает воображение живых существ. В глазах божественного материальный мир сотворён в игре, а сам он становится игрушкой, с которой божество играет. Материальный мир считается иллюзорным, во время игры аватара он превращается в представление, которое развлекает его участников. Кроме того, в лиле мир представляется восхитительным, поскольку возникает от переполнения его божественным блаженством и творческими силами.

Наслаждение от игры не требует отречения или ухода из мира.

Butcher M
Ученик
Аватара
Butcher M
Ученик
Репутация: 53 (+382/−329)
Сообщения: 979
Зарегистрирован: 8 ноября 2022
С нами: 1 год 5 месяцев

#2 Butcher » 26 февраля 2023, 8:34

Pixie писал(а):Таким образом, майя – это волшебная и благодатная сила, благодаря которой Шива и(или) Шаки реально твори(я)т мир.
hi1
Понимание приходит позже,
что на начальном этапе развития незрелого, но пробуждающегося сознания является
своего рода защитным механизмом в окружающем мире, никто не любит белых ворон..
со временем, по мере пробуждения, практика стирания личной истории, весьма в помощь mocking

Pixie F
Автор темы, Ученик
Аватара
Pixie F
Автор темы, Ученик
Репутация: 1667 (+1676/−9)
Сообщения: 3916
Зарегистрирован: 16 июля 2020
С нами: 3 года 9 месяцев

#3 Pixie » 26 февраля 2023, 18:35

Каждому своё, и каждый выбирает свой путь.


Вернуться в «Древние цивилизации»

Кто сейчас на форуме (по активности за 180 минут)

Сейчас этот раздел просматривают: 1 гость