Западноевропейская руническая письменность. Футарк

Magianna F
Автор темы
Аватара
Magianna F
Автор темы
Репутация: 14 (+14/−0)
Сообщения: 17
Зарегистрирован: 21 февраля 2017
С нами: 7 лет 1 месяц

#1 Magianna » 11 ноября 2021, 21:12

Западноевропейская руническая письменность

Под рунической письменностью понимают алфавиты, бывшие в употреблении у некоторых европейских народов с И—III веков н.э. и до позднего Средневековья. Рунические знаки имеют характерный стиль начертания. Слово руна как обозначение специфических знаков пришло из древнеисландского языка, где писалось как run. В науке господствует мнение, что run имеет значение скрытое, секретное знание; тайна; шепот. Новую версию толкования предложил Р. Моррис — он предположил связь слова run с индоевропейским корнем, имеющим значение 'резать, царапать, делать насечки'. По его мнению, руны получили свое название благодаря особенностям их нанесения на поверхность материального носителя - руны вырезались, вырубались, процарапывались. Соответственно, «руна» — это «то, что вырезают».

Древнейший рунический алфавит использовался до конца VIII века. Он состоял из 24 знаков. Символические значения рун следовали из их названий — «имущество», «бык», «великан» и др. Этот алфавит называют футарком; это слово образовано по звучанию первых шести знаков буквенного ряда — F, U, P, A, R, К.

Футарк.jpg


Стоит отметить, что таким же способом названия буквенных строев образуются и у других народов; стоит вспомнить греческий алфавит (от первых букв строя — альфа и вита), русскую азбуку (от аз, буки). Уже к IV веку сложилась устойчивая последовательность знаков в футарке.

24-значный футарк разделялся на три группы
— агаты (settir), — включающие по восемь знаков. Каждая группа именуется по названию ее начальной руны:

—атт Фрейра (Freys aett)
—атт Града (Hagals aett)
—атт Тора (Tys aett)

К настоящему времени известно около 250 старшерунических надписей I—VIII веков. Большинство из них сделано на металлических предметах: оружии и украшениях. Начиная с V века все больше использовался камень. Основным материалом, на который наносились рунические знаки, была древесина.

Древнейшее упоминание рун содержится у римского историка Корнелия Тацита. В конце I века н.э. он описывал процедуру гадания у германцев: «Срубленную с плодового дерева ветку они нарезают плашками и, нанеся на них особые знаки, высыпают, затем, как придется, на белоснежную ткань. После этого, если гадание производится в общественных целях, жрец племени, если частным образом — глава семьи, вознеся молитвы богам и устремив взор в небо, трижды вынимает по одной плашке и толкует предрекаемое в соответствии с выскобленными на них заранее знаками».

В качестве возможных прототипов древнейшего рунического строя указывается капитальное латинское письмо и греческий алфавит. Однако надо учитывать, что и греческий, и латинский шрифты восходят в конечном счете к финикийскому письму. Соответственно, их графика сходна, и поэтому вряд ли можно с уверенностью отдать предпочтение одному из них. Возникновение рунической письменности неоднократно связывали с готами, а их распространение — с перемещением готских племен от берегов Черного моря на север. Однако в свете новейших данных, позволяющих удревнить существование рун по крайней мере до I века н.э., «готская» теория оказывается несостоятельной.

Добавлено спустя 11 минут 24 секунды:
Атты

Первый Атт содержит Руны, отмечающие появление главных атрибутов Мироздания — Коровы Аудумблы, Первойотуна Имира, Прародителей Йотунов и их детей — Турсов и Асов, в частности, Одина и Тора, Создание Солнца, Войну Асов и Ванов, и мир между ними, и наконец, утверждение Асгарда в качестве Столицы мироздания.

Второй Атт продолжает описание создания Миров, он описывает установление закономерностей существования: появление смерти и рождение Хель — места упокоения не попавших в Вальгаллу, необходимость приложения усилий для преодоления препятствий, установление промежутков, пауз в потоке событий, замыкание мирового цикла, установление связей между мирами, появление Норн, устанавливающих судьбы богов и людей, утверждение перекрестка миров и его Хранителя — Бога Предела Хеймдалля, Бога — Хранителя мироздания, и, наконец, в результате всего этого, установление Проявления, Света как устойчивой Реальности.

Третий Атт описывает существование в этой утвержденной реальности: Борьбу как условие свершений (как следствие инертности среды), Рождение как способ перехода из потенциального бытия к бытию актуальному, Коллективность как новую форму бытия — социальный уровень организации, при этом коллектив рассматривается двояко — как совокупность единиц, и как их взаимосуществование, то есть как совокупность существования Монад и Множеств; Необходимость Интуиции для знания Синтеза как следствие дифференцированной множественности проявленного мира.
У вас нет необходимых прав для просмотра вложений в этом сообщении.

Вернуться в «Северная Традиция, теория»

Кто сейчас на форуме (по активности за 180 минут)

Сейчас этот раздел просматривают: 31 гость