Нормандская азбука

Pixie F
Автор темы, Ученик
Аватара
Pixie F
Автор темы, Ученик
Репутация: 1638 (+1647/−9)
Сообщения: 3855
Зарегистрирован: 16 июля 2020
С нами: 3 года 8 месяцев

#1 Pixie » 2 октября 2021, 18:37

«Нормандская азбука» («Abecedarium Nordmanicum») — текст, по-своему очень любопытный.
В большинстве исследований, посвященных руническим поэмам, он не упоминается, поэтому мы решили уделить ему здесь хотя бы немного внимания. Эта поэма содержится в манускрипте из монастыря Санкт-Галлен (Швейцария) и представляет собой древнейшую из всех известных нам рукописей рунических поэм: она датируется началом IX века. Однако по содержанию она далека от древней языческой традиции. Написана она на смеси верхне- и нижненемецкого языков с некоторыми вкраплениями древнеисландского. Составил эту рукопись, вероятно, Валафрид Страбон, в 827—829 гг. учившийся у Рабана Мавра в Фульдском монастыре. Рабан, который, в свою очередь, учился у англосакса Алкуина, собрал крупнейшую из средневековых рунических коллекций. Все трое были христианскими богословами, так что их интерес к руническим текстам объяснялся, скорее всего, стремлением отыскать более убедительные средства миссионерской проповеди среди скандинавских язычников. Но, тем не менее, им удалось сохранить для будущих веков немало материалов, проливающих свет на исконные верования древних германских народов. Вначале — плата, за нею — тур, турс — третий став, ас — над ним. под конец — колесо, и прорвался нарыв, у града — нужда, лед, год и солнце, Тиу, береза, человек посредине, вода блестит, тис держит все. Эта, условно говоря, «поэма» перечисляет скандинавские руны Младшего футарка. Но авторы ее, судя по всему, были знакомы с древнеанглийским футорком и его традиционными значениями. Об этом свидетельствуют древнеанглийские глоссы в рукописи (в переводе опущенные). На первый взгляд может показаться, что это стихотворение выполняет чисто мнемоническую функцию, то есть служит лишь для того, чтобы облегчить запоминание порядка рун. Но по меньшей мере четыре фразы в нем имеют эзотерический смысл: 1) «ас — над ним» (т.е., над турсом) — теологическое утверждение; 2) «человек посредине» — не в пространственном, а в космологически-психологическом смысле, т.е. человек в Мидгарде; 3) «вода блестит» — сияющие воды жизни (ср. упоминание о золоте в связи с данной руной в «Старонорвежской рунической поэме»); и 4) «тис держит все» — Мировой Тис, заключающий в себе всю субстанцию мультиверсума. Комментарии к руническим строфам из «Старшей Эдды» Кроме вышеприведенных рунических поэм, с рунической традицией непосредственно связаны три песни из «Старшей Эдды». Однако, в отличие от поэм, они основаны не на последовательности футарка. Иногда в эддических песнях перечисляется подряд несколько рун, объединенных общим магическим значением, но точная руническая формула открывается далеко не всегда. Кроме того, далеко не всегда одна строфа полностью посвящается одному какому-либо руническому ставу, хотя многие из них проливают свет на значения рун, связанные с последовательностью футарка. Некоторые из этих строф откровенно задуманы как «учебные пособия». Итак, три эддических песни, в которых содержатся традиционные сведения о рунах, — это «Перечень рун» из «Речей Высокого» (138—165), «Речи Сигрдривы» и «Заклинание Гроа» (первая половина «Речей Свипдага»). «Перечень рун» из «Речей Высокого» «Перечень рун» — это ключевой текст одианской традиции. Всем, кто работает с рунами, следует прочесть его и изучить во всех подробностях. Он подразделяется на на три части: 1) посвятительное испытание Одина, приведшее обретению рун (строфы 138—141), 2) практические сведения о рунах и их использовании (142—145) и 3) собственно, перечень восемнадцати заклинаний, основанных на магии рун (146—164). В первой части Один проходит посвящение (или посвящает сам себя) в тайны рун, подвесив себя на ветвях Мирового Древа (Иггдрасиля, имя которого буквально означает «конь Игга», т.е. Одина, или же «тисовый столб»), простирающихся во все девять миров, и провисев там девять дней и девять ночей, «пронзенный копьем». Это типичный мотив шаманского посвящения, в котором соискателя подвергают какому-нибудь мучительному испытанию или символической казни (в космологически значимом контексте), чтобы он смог встретиться лицом к лицу со смертью. Подвешивание жертвы на дереве и пронзание ее копьем — традиционный способ человеческих жертвоприношений Одину, известный еще из древнеримских источников и упоминаемый в сагах эпохи викингов. В данном случае Один приносит самому себе в жертву самого себя: «gefinn Óðni, sjalfr sjalfum mér» («даровавший Одину, себе самому, себя же»). В этих словах заключена великая одиническая руна gebo — истинная суть одианского Самопожертвования. Одианец жертвует себя не Одину — нет, он постигает путь Одина и, подобно ему, приносит свое «Я» в дар себе же самому. В ходе этого испытания Один спускается в царство Хель (Смерти); и в этих сумерках между жизнью и смертью, в этом вихре противоположностей, усилившихся до предела (dagaz) , он обретает руническое посвящение — вспышку озарения, в которой ему открываются руны, — и сливается воедино с суть вселенских тайн. Затем он возвращается в мир сознания — в миры богов и людей, — чтобы сообщить открывшиеся ему тайны самой сути этих миров и некоторым существам, в них обитающим. Не случайно в строфе 140 подчеркивается, что «вещество» рун содержится также в меде поэзии. Этот посвятительный миф описывает не точечное «событие», а вневременной процесс, в котором «вдохновенное сознание» (wodh-an-az) сливается воедино со «вселенскими тайнами» — не для того, чтобы подчиниться им, но для того, чтобы получить над ними власть и возможность их практического использования. Так задается ритуальный образец (один из многих возможных) для человеческой работы с этими тайнами. В строфе 141 Один описывает влияние этого процесса на его собственное сознание: обретенное посвящение побуждает его к становлению — развитию, росту и созреванию. Последние четыре полустроки характеризуют работу Одина как трансформирующее влияние речи на него самого, на других богов и людей. В «миг» рунического посвящения он поднимает руны, «стеная», — иными словами, слияние со вселенскими тайнами сопровождается исходящей вибрацией, то есть звуком. Отсюда — основополагающая связь «таинства» и «звука». В этом вихре естественному языку не под силу выразить всю суть переживаемого опыта, но именно из этого вихря и рождается магическое искусство скальда. Во второй части «Перечня рун» содержатся — в зашифрованном виде — основные практические указания по использованию рун. Строфа 142 предписывает сначала «найти» и «постичь» эти тайны, то есть приобрести пассивное знание рун — научиться понимать и интерпретировать эти великие и могучие ставы. Затем надлежит перейти к активному их использованию: окрасить, создать и вырезать, чтобы работать с ними на практике. Строфа 144, которую мы уже разобрали выше во всех подробностях [1], представляет собой список практических навыков, которыми должен овладеть мастер рун. Завершается этот раздел предписанием «не жертвовать без меры»: лучшие результаты достигаются путем умеренности и гармонии. Последние четыре полустроки подводят итог вышесказанному: Так вырезал Тунд [= Один] до рожденья [букв. «до рока»] людей; вознесся он там, когда возвратился. Тем самым становится очевиден первозданный, внеисторический смысл текста; и, кроме того, сообщается, что «падение» Одина с Мирового Древа в действительности было вознесением. Символический смысл этой формулировки намекает на одинический путь преображения, связанный с колебательным движением между крайностями, и на то, что Один в ходе своего посвящения распялся не только на ветвях, но и на корнях Мирового Древа. С каждой из последующих строф можно соотнести один из рунических ставов. Тем самым проясняется их смысл. В данном случае речь идет о руническом ряде Младшего футарка, состоящем из шестнадцати ставов, к которым добавлены (по эзотерическим причинам) старые руны E и G. Магическое назначение рун, описываемых в каждой строфе, как правило, самоочевидно: 1) помощь в устранении печалей, горестей и любых раздоров («богатство» — fe); 2) избавление от болезней, врачевание («жизненная сила» — ur); 3) притупление вражеских клинков («разрушительная сила» — thurs); 4) освобождение от уз и оков («экстатическая магическая сила» — as); 5) отклонение вражеских стрел от цели силой магического взгляда (сила, управляющая движением, — reidh); 6) возвращение магического проклятия к его источнику (сила, перенаправляющая энергию, — kaun); 7) власть над бушующим пламенем (cила, управляющая холодом, — hagall); 8) устранение раздоров (усилие воли, снимающее давление и нагрузку, — naud); 9) усмирение бурных волн (ограничивающая силы — iss); 10) внесение разлада в деятельность разрушительных сил (мощный магический поток, направленный в желаемую сторону, — ar); 11) защита воинов (щит удачи — sol); 12) познание тайн мертвецов (хель-руны, поднимающие мертвеца вдоль axismundi — tyr); 13) защита, даруемая воину от рождения (магическая оболочка неуязвимости — bjarken); 14) магия мудрости, познание богов и иных миров (божественное и космическое наследие человека — madr); 15) направление силы в иные миры (приумножение жизненной силы — lög); 16) эротическая магия влечения (наполнение объекта силой вожделения к слиянию с противоположностью — yr); 17) эротическая магия связывания (сила соединения парных противоположностей — ehwaz); 18) динамическая эротическая магия взаимообмена (сексуально-магическое посвящение — gebo). Следует отметить, что эти восемнадцать магических песен, судя по всему, разделяются на две группы по девять: первые девять заклинаний основаны на магическом поглощении энергии, а вторые — на магическом приумножении энергии. В биполярной одинической картине мира приливу всегда сопутствует отлив. Э.Торссон | Facebook
Северная Традиция Руны Рунная магия.
Нормандская азбука

«Нормандская азбука» («Abecedarium Nordmanicum») — текст, по-своему очень любопытный. В большинстве исследований, посвященных руническим поэмам, он не упоминается, поэтому мы решили уделить ему здесь хотя бы немного внимания. Эта поэма содержится в манускрипте из монастыря Санкт-Галлен (Швейцария) и представляет собой древнейшую из всех известных нам рукописей рунических поэм: она датируется началом IX века. Однако по содержанию она далека от древней языческой традиции. Написана она на смеси верхне- и нижненемецкого языков с некоторыми вкраплениями древнеисландского. Составил эту рукопись, вероятно, Валафрид Страбон, в 827—829 гг. учившийся у Рабана Мавра в Фульдском монастыре. Рабан, который, в свою очередь, учился у англосакса Алкуина, собрал крупнейшую из средневековых рунических коллекций. Все трое были христианскими богословами, так что их интерес к руническим текстам объяснялся, скорее всего, стремлением отыскать более убедительные средства миссионерской проповеди среди скандинавских язычников. Но, тем не менее, им удалось сохранить для будущих веков немало материалов, проливающих свет на исконные верования древних германских народов.

Вначале — плата,
за нею — тур,
турс — третий став,
ас — над ним.
под конец — колесо,
и прорвался нарыв,
у града — нужда,
лед, год и солнце,
Тиу, береза, человек посредине,
вода блестит,
тис держит все.

Эта, условно говоря, «поэма» перечисляет скандинавские руны Младшего футарка. Но авторы ее, судя по всему, были знакомы с древнеанглийским футорком и его традиционными значениями. Об этом свидетельствуют древнеанглийские глоссы в рукописи (в переводе опущенные). На первый взгляд может показаться, что это стихотворение выполняет чисто мнемоническую функцию, то есть служит лишь для того, чтобы облегчить запоминание порядка рун. Но по меньшей мере четыре фразы в нем имеют эзотерический смысл: 1) «ас — над ним» (т.е., над турсом) — теологическое утверждение; 2) «человек посредине» — не в пространственном, а в космологически-психологическом смысле, т.е. человек в Мидгарде; 3) «вода блестит» — сияющие воды жизни (ср. упоминание о золоте в связи с данной руной в «Старонорвежской рунической поэме»); и 4) «тис держит все» — Мировой Тис, заключающий в себе всю субстанцию мультиверсума.

Комментарии к руническим строфам из «Старшей Эдды»

Кроме вышеприведенных рунических поэм, с рунической традицией непосредственно связаны три песни из «Старшей Эдды». Однако, в отличие от поэм, они основаны не на последовательности футарка. Иногда в эддических песнях перечисляется подряд несколько рун, объединенных общим магическим значением, но точная руническая формула открывается далеко не всегда. Кроме того, далеко не всегда одна строфа полностью посвящается одному какому-либо руническому ставу, хотя многие из них проливают свет на значения рун, связанные с последовательностью футарка. Некоторые из этих строф откровенно задуманы как «учебные пособия». Итак, три эддических песни, в которых содержатся традиционные сведения о рунах, — это «Перечень рун» из «Речей Высокого» (138—165), «Речи Сигрдривы» и «Заклинание Гроа» (первая половина «Речей Свипдага»).

«Перечень рун» из «Речей Высокого»
«Перечень рун» — это ключевой текст одианской традиции. Всем, кто работает с рунами, следует прочесть его и изучить во всех подробностях. Он подразделяется на на три части: 1) посвятительное испытание Одина, приведшее обретению рун (строфы 138—141), 2) практические сведения о рунах и их использовании (142—145) и 3) собственно, перечень восемнадцати заклинаний, основанных на магии рун (146—164). В первой части Один проходит посвящение (или посвящает сам себя) в тайны рун, подвесив себя на ветвях Мирового Древа (Иггдрасиля, имя которого буквально означает «конь Игга», т.е. Одина, или же «тисовый столб»), простирающихся во все девять миров, и провисев там девять дней и девять ночей, «пронзенный копьем». Это типичный мотив шаманского посвящения, в котором соискателя подвергают какому-нибудь мучительному испытанию или символической казни (в космологически значимом контексте), чтобы он смог встретиться лицом к лицу со смертью. Подвешивание жертвы на дереве и пронзание ее копьем — традиционный способ человеческих жертвоприношений Одину, известный еще из древнеримских источников и упоминаемый в сагах эпохи викингов. В данном случае Один приносит самому себе в жертву самого себя: «gefinn Óðni, sjalfr sjalfum mér» («даровавший Одину, себе самому, себя же»). В этих словах заключена великая одиническая руна gebo — истинная суть одианского Самопожертвования. Одианец жертвует себя не Одину — нет, он постигает путь Одина и, подобно ему, приносит свое «Я» в дар себе же самому.

В ходе этого испытания Один спускается в царство Хель (Смерти); и в этих сумерках между жизнью и смертью, в этом вихре противоположностей, усилившихся до предела (dagaz) , он обретает руническое посвящение — вспышку озарения, в которой ему открываются руны, — и сливается воедино с суть вселенских тайн. Затем он возвращается в мир сознания — в миры богов и людей, — чтобы сообщить открывшиеся ему тайны самой сути этих миров и некоторым существам, в них обитающим. Не случайно в строфе 140 подчеркивается, что «вещество» рун содержится также в меде поэзии.

Этот посвятительный миф описывает не точечное «событие», а вневременной процесс, в котором «вдохновенное сознание» (wodh-an-az) сливается воедино со «вселенскими тайнами» — не для того, чтобы подчиниться им, но для того, чтобы получить над ними власть и возможность их практического использования. Так задается ритуальный образец (один из многих возможных) для человеческой работы с этими тайнами.

В строфе 141 Один описывает влияние этого процесса на его собственное сознание: обретенное посвящение побуждает его к становлению — развитию, росту и созреванию. Последние четыре полустроки характеризуют работу Одина как трансформирующее влияние речи на него самого, на других богов и людей. В «миг» рунического посвящения он поднимает руны, «стеная», — иными словами, слияние со вселенскими тайнами сопровождается исходящей вибрацией, то есть звуком. Отсюда — основополагающая связь «таинства» и «звука». В этом вихре естественному языку не под силу выразить всю суть переживаемого опыта, но именно из этого вихря и рождается магическое искусство скальда.

Во второй части «Перечня рун» содержатся — в зашифрованном виде — основные практические указания по использованию рун. Строфа 142 предписывает сначала «найти» и «постичь» эти тайны, то есть приобрести пассивное знание рун — научиться понимать и интерпретировать эти великие и могучие ставы. Затем надлежит перейти к активному их использованию: окрасить, создать и вырезать, чтобы работать с ними на практике. Строфа 144, которую мы уже разобрали выше во всех подробностях [1], представляет собой список практических навыков, которыми должен овладеть мастер рун. Завершается этот раздел предписанием «не жертвовать без меры»: лучшие результаты достигаются путем умеренности и гармонии. Последние четыре полустроки подводят итог вышесказанному:

Так вырезал Тунд [= Один]
до рожденья [букв. «до рока»] людей;
вознесся он там,
когда возвратился.

Тем самым становится очевиден первозданный, внеисторический смысл текста; и, кроме того, сообщается, что «падение» Одина с Мирового Древа в действительности было вознесением. Символический смысл этой формулировки намекает на одинический путь преображения, связанный с колебательным движением между крайностями, и на то, что Один в ходе своего посвящения распялся не только на ветвях, но и на корнях Мирового Древа.

С каждой из последующих строф можно соотнести один из рунических ставов. Тем самым проясняется их смысл. В данном случае речь идет о руническом ряде Младшего футарка, состоящем из шестнадцати ставов, к которым добавлены (по эзотерическим причинам) старые руны E и G. Магическое назначение рун, описываемых в каждой строфе, как правило, самоочевидно: 1) помощь в устранении печалей, горестей и любых раздоров («богатство» — fe); 2) избавление от болезней, врачевание («жизненная сила» — ur); 3) притупление вражеских клинков («разрушительная сила» — thurs); 4) освобождение от уз и оков («экстатическая магическая сила» — as); 5) отклонение вражеских стрел от цели силой магического взгляда (сила, управляющая движением, — reidh); 6) возвращение магического проклятия к его источнику (сила, перенаправляющая энергию, — kaun); 7) власть над бушующим пламенем (cила, управляющая холодом, — hagall); 8) устранение раздоров (усилие воли, снимающее давление и нагрузку, — naud); 9) усмирение бурных волн (ограничивающая силы — iss); 10) внесение разлада в деятельность разрушительных сил (мощный магический поток, направленный в желаемую сторону, — ar); 11) защита воинов (щит удачи — sol); 12) познание тайн мертвецов (хель-руны, поднимающие мертвеца вдоль axismundi — tyr); 13) защита, даруемая воину от рождения (магическая оболочка неуязвимости — bjarken); 14) магия мудрости, познание богов и иных миров (божественное и космическое наследие человека — madr); 15) направление силы в иные миры (приумножение жизненной силы — lög); 16) эротическая магия влечения (наполнение объекта силой вожделения к слиянию с противоположностью — yr); 17) эротическая магия связывания (сила соединения парных противоположностей — ehwaz); 18) динамическая эротическая магия взаимообмена (сексуально-магическое посвящение — gebo).

Следует отметить, что эти восемнадцать магических песен, судя по всему, разделяются на две группы по девять: первые девять заклинаний основаны на магическом поглощении энергии, а вторые — на магическом приумножении энергии. В биполярной одинической картине мира приливу всегда сопутствует отлив.

(Э.Торссон)

Вернуться в «Северная Традиция, теория»

Кто сейчас на форуме (по активности за 180 минут)

Сейчас этот раздел просматривают: 26 гостей