Сотворение мира (скандинавская мифология)

Magianna F
Автор темы
Аватара
Magianna F
Автор темы
Репутация: 14 (+14/−0)
Сообщения: 17
Зарегистрирован: 21 февраля 2017
С нами: 7 лет 1 месяц

#1 Magianna » 29 сентября 2021, 23:11

По скандинавским мифам, прежде чем был сотворён этот мир, ничего не было – лишь бездна зияла, имя которой – Гинунгагап. До сотворения мира не было тогда ни земли, ни моря; не росла трава и не высилась над ней небесная Твердь.

Но однажды на севере мировой бездны возник Нифльхейм, Тёмный Мир, а на юге – жаркий и светящийся Муспелльсхейм, Огненный Мир. Из Нифльхейма шел холод, а из Муспелльсхейма летели искры, и от встречи ледяной влаги и сухого жара в пустоте между двумя мирами закрутились вихри и хлынули дожди. Затем в самой середине Тёмного Мира забил поток Хвергельмир, Кипящий Котел, и потекли из него реки, Эливагар, Бурные Воды. Всего их – одиннадцать, а вода в них – ядовита. Из мрака и холода устремились бурные Воды к жаркому Муспелльсхейму, но вдали от своего истока, едва достигнув мировой бездны, превратились в лёд. Ядовитый иней, выступивший на льду, подхватили вихри, бушевавшие в пустоте, и начал он таять, встретившись с теплом, струящимся из Огненного Мира.

Всю бездну Гинунгагап заполнила влага, и из нее возник великан Имир, жестокий, как пламя и замерзший яд, давшие ему жизнь. Не был Имир ни мужчиной, ни женщиной, а когда он заснул, появились под его рукой мальчик и девочка, от которых потом и пошел род великанов. Затем ноги Имира переплелись и породили Трудгельмира, великана с шестью головами. Чтобы кормить Имира и его детей, вышла из инея корова Аудхумла, из вымени которой потекли четыре молочные реки.

Сама же Аудхумла кормилась тем, что слизывала с камней солёный иней. Один большой камень она лизала так долго, что он стал оживать от тепла ее языка. Сначала выросли на каменной глыбе человеческие волосы, на другой день появилась вся голова, а еще через день из камня возник человек – прародитель богов Бури. Сын его Бор взял в жены Бестлу, дочь великана Бельторна, и родила она трех сыновей, которых назвали Один, Вили и Ве. Одину суждено было стать величайшим из богов скандинавской мифологии и править на небе и на земле.

Один и его братья убили злого и жестокого Имира, а его кровь залила всю мировую бездну. И в ней потонули все, кто тогда существовал, кроме сыновей Бора и семьи великана Бергельмира, сына шестиглавого Трудгельмира. И тогда Один, Вили и Ве решили сотворить новый мир, не похожий на то, что уже существовало. Для этого они бросили тело Имира в его кровь, заполнившую бездну Гинунгагап, а затем подняли его из глубины, превратив в землю. Кровь же Имира стала океаном, окружившим земную твердь. Те потоки крови, что разлились по суше, сыновья Бора превратили в реки и озера, кости – в горы, зубы – в камни, а волосы – в растения. Череп Имира боги подняли над землей, укрепив на четырех ее загнутых концах, и сотворили из него небосвод.

Солнце, луна и звезды уже существовали тогда – это были искры, вырвавшиеся из огненного Муспелльсхейма и беспорядочно летавшие в пространстве. Один и его братья установили тот порядок, которому следуют теперь светила. Одни звёзды были неподвижно укреплены на небесной тверди, другие же стали двигаться по назначенным им дорогам. Один решил, что отныне день станет сменяться ночью, будут различаться утро, вечер и середина дня.

Боги не хотели, чтобы сотворённую ими землю заселили жестокие великаны – потомки Бергельмира, поэтому они окружили середину земной тверди стеной из век Имира и назвали это место Мидгард, Срединный Мир. Земли вокруг Мидгарда были отданы великанам. А так как великанов называют еще ётунами или турсами, то имя этим окраинным землям дали Ётунхейм, страна великанов. Род великанов очень велик и разнообразен. Одни великаны чудовищно уродливы, особенно те, у которых несколько голов, зато другие внешне не отличаются от богов и даже почти не превосходят их ростом, хоть и могут вырастать до громадных размеров, чтобы устрашить врагов. Многие ётуны владеют древней магией и очень мудры, и почти все они умеют превращаться в зверей и птиц, чаще всего – в волков и орлов. В Темном мире, Нифльхейме – он находится под Мидгардом – обитают самые страшные великаны, которых люди называют троллями.

Магическая сила Одина высвободила из земли скрытые в ней силы – так в мир явились новые боги и богини. Одну из богинь звали Ёрд (Земля) и была она душой земли. Ёрд родила Одину сына, сильнейшего из богов. Имя ему Тор.

Все боги стали называться асами, а повелителем своим они признали Одина. Асы решили поселиться на небе и построили там свою страну, Асгард.

Расположен Асгард вокруг ствола Мирового Древа, ясеня Иггдрасиль, выросшего в середине земли из трёх корней.

1F7611BA-A829-43E9-BF54-661780D1EC1D.jpeg


Один корень находится в Нифльхейме над потоком Кипящий Котёл. В тот миг, как умер Имир, под этим потоком разверзся вход в страну еще более мрачную, чем Нифльхейм, – в страну Нифльхель, страну Мертвых, которую называют иногда и просто Хель.

Другой корень Иггдрасиля тянется к источнику мудрости, бьющему в Ётунхейме, а третий – к источнику Урд в Мидгарде.

На вершине Иггдрасиля сидит орёл. Это мудрая птица, любимец Одина. Он так велик, что не замечает ястреба, обычно сидящего у него на голове. Орел любит разговаривать с белкой Ратотоск, снующей по стволу ясеня. Она от самой его вершины сбегает к корням и видит даже дракона, грызущего корень, растущий в Нифльхейме. Дракон и орел никогда не виделись, но белка передает им все, что они говорят друг о друге – а они постоянно перебраниваются. Имя дракона – Нидхёгг. Он покрыт черными перьями и не только подгрызает корень Иггдрасиля, но и высасывает кровь из мертвецов, попадающих в Хеоль.

Согласно скандинавской мифологии, когда после сотворения мира асы поселились на небе, богиня Ёрд не покинула землю. В Асгарде женой Одина стала богиня Фригг, мудрая, справедливая и скромная. Ей часто открывается будущее, но она не делает предсказаний и молчит о том, что знает.

Асы – не единственное племя скандинавских богов. Боги, не признавшие своим повелителем Одина, поселились после сотворения мира южнее Асгарда, в Ванахейме, и назвались ванами. Ваны и асы одинаково прекрасны и мудры, но ваны смертны, хоть и живут очень долго. Асы же не стареют и не умирают. Мудрость Одина помогла ему отыскать в глубинах земли волшебные золотые яблоки. Тот, кто ест эти яблоки, всегда остается молодым, а ларец, в котором они хранятся, никогда не пустеет.
У вас нет необходимых прав для просмотра вложений в этом сообщении.

Admin M
Администратор
Аватара
Admin M
Администратор
Репутация: 945 (+951/−6)
Сообщения: 968
Зарегистрирован: 17 сентября 2015
С нами: 8 лет 6 месяцев

#2 Admin » 29 сентября 2021, 23:19

Очень красивая история. Не хватает для полноты картины добавить момент создания людей 90ff
Благоприятны лишь перемены
admin@mag-portal.net

Pixie F
Ученик
Аватара
Pixie F
Ученик
Репутация: 1638 (+1647/−9)
Сообщения: 3855
Зарегистрирован: 16 июля 2020
С нами: 3 года 8 месяцев

#3 Pixie » 29 сентября 2021, 23:21

Admin писал(а):Очень красивая история. Не хватает для полноты картины добавить момент создания людей 90ff

Да, я действительно собираюсь добавить здесь ещё многое) Спасибо, что одобрили статью)

Magianna F
Автор темы
Аватара
Magianna F
Автор темы
Репутация: 14 (+14/−0)
Сообщения: 17
Зарегистрирован: 21 февраля 2017
С нами: 7 лет 1 месяц

Сотворение человека в скандинавской мифологии

#4 Magianna » 30 сентября 2021, 2:42

Сотворение человека в скандинавской мифологии

«Великое дело совершили боги, сделав землю и небо и укрепив солнце со светилами и разделив сутки на день и ночь. А откуда взялись люди, населяющие землю?»

F5D08EE3-ECE9-43B1-AE96-B32B32E74241.png


Тогда Высокий продолжил свой рассказ. Три сына Бора — Один, Вили и Ве — шли однажды берегом моря и увидели два дерева. Из этих деревьев они сделали людей. Один дал им жизнь и душу, Вили — разум и движение, Ве — облик, речь, слух и зрение. Боги дали им даже одежду и, конечно, имена: мужчину и женщину назвали Аск — Ясень, и Эмбля — Ива (или Лоза). От них и произошел людской род, который боги поселили в стенах Мидгарда.

Другой — божественный — персонаж задавал сходные вопросы в другом памятнике древнеисландской литературы и получал на них несколько иные ответы: это был Один в Прорицании вёльвы. Провидица также рассказывает, как три благих аса отправились к берегу моря и увидели на берегу «не имевших судьбы» безжизненных Аска и Эмблю. Но спутниками Одина названы боги Хёнир и Лодур, о которых в мифах почти ничего, кроме того, что они приняли участие в сотворении человека, неизвестно. Правда, Хёнир еще однажды упомянут как спутник Одина, но третьим спутником был Локи; думают, что он и скрывался под именем Лодур. Имена Хёнир и Лодур могут означать «Острый» и «Прорастающий»; полагают, что оба имени имеют прямое отношение к древесной сущности первых людей. Один дал людям дыхание, Хёнир — дух, или ум, «заострив его», сделав из «чурбана» разумного человека, Лодур — тепло и румянец. Нас не должна удивлять эта разница в именах — ведь у разных германо-скандинавских племен и народов были разные, хоть и близкие фольклорные традиции. Неудивительно и то, что боги использовали для сотворения человека подручный материал — деревья (почти как в сказке о Буратино), как они использовали другие дары первозданного хаоса для сотворения светил и т. п. Но и в этом сюжете просматривается древний тотемический миф о людях — первопредках племени, — которые стали деревьями.

Наконец, сама вёльва, разбуженная от мертвого сна Одином, проговаривается еще об одном мифе, повествующем о происхождении людей: она именует людей «детьми Хеймдалля». Этот загадочный бог выступает в мифах как страж богов, но специальная «Песнь о Риге» повествует о его участии в сотворении не только людей, но и целых сословий.


1027B340-A523-488E-9E19-F0699B8170CF.jpeg


Чтобы прочитать этот текст необходимо зарегистрироваться

❝︎Как только вселенная, наконец, обрела свой базовый образ и порядок, у богов появилось больше свободного времени, ведь им не приходилось постоянно заниматься созиданием и оформлением мира. Однажды Один и его братья Вилли и Ве (по другим источникам их имена Хенир и Лотур) бродили по берегу моря. Пока Боги блуждали, им на глаза попалось два бревна, бездыханно лежавших на побережье. Нам неизвестно, что в этих брёвнах заставило творцов остановиться и обратить на них свое пристальное внимание, но мы знаем, что Один и его братья подобрали древесные стволы и решили вырезать из них собственные подобия.

    У них не было ни духа, ни крови, Ни побуждений, ни чувств.
    Духом одарил их сам Один, а ум им дал Хенир,
    Кровь же закипела в их жилах благодаря Лодуру,
    И они получили Жизнь

Боги просто взяли эти бревна, одним из которых был ясень, а другим - ольха, и искусно вырезали из них нечто, что напоминало им себя. Однако боги решили, что двух собственных подобий им недостаточно, и братья действительно желали чего-то большего, им было необходимо, чтобы вырезанные древесные статуэтки не только внешностью походили на своих создателей, но и мыслями и поступками от них не отличались. Тогда Один вдохнул в них душу, а братья Всеотца подарили только что оживленным существам способность чувствовать и мыслить, и даже придали им определённый цвет лица ((в оригинале использовано слово «румянец»).

C9AAB829-C53E-44A9-8206-4CC7E6753991.png


Так появились самые первые люди. Те, кому предстояло заселить Мидгард. Боги дали этим двум имена: вырезанный из ясеня получил имя Аскр, а ольховую фигурку назвали Эмблой. Аскр стал мужчиной и Эмбла- женщиной.
Первую Пару поселили в Мидгарде, в том мире, который мы сейчас называем Землей.
Аскр и Эмбла стали главными представителями человеческой расы, и именно от них происходят все смертные❞︎.

AC8E44F6-B1C2-4390-B22F-B792BF4F6DBD.jpeg


Хочу обратить ваше внимание на имена, данные первым людям Богами. Слово "Askr" на древнескандинавском означает "ясень", а вот значение слова "Embla" остается спорным, поскольку никакого официального заключения по этому вопросу не было составлено.
И все же зная одну лишь историю и глубинный смысл, скрытый в первом человеческом имени Askr, мы остаемся потрясены до глубины души. Самое важное для нашего собственного осознания, так это выявление явной взаимосвязи между первым человеческим существом и великим Иггдрасилем, на котором держится весь мир. И Великое Древо Жизни, возвышающееся посреди всего мирового порядка, и только что ожившая копия Богов - ясень.
Возможно, в какой-то момент создатели решили подчеркнуть важность и первоначальность мужчин в их обществе. В этом, безусловно, нет совершенно ничего неприемлемого.
С другой стороны, ясень переводится как «пепельное дерево», «дерево из пепла». Из пепла все произошло, в пепел все и возвратится в конце.
Иггдрасиль держит на своих ветвях все Девять Миров, и одновременно поддерживает жизнь самых разных существ, предоставляя им убежище в своих стволах и пищу для пропитания. И все это делается несмотря на постоянную боль, которую приходилось терпеть великому Древу Мира. Вот и первый человек, описанный в скандинавской мифологии, разделяет ту же самую ценность: поддерживать собственную жизнь во имя поддержания жизни своей семьи, и следовать этому до последнего вздоха, претерпевая всевозможные муки и агонию.

Чтобы прочитать этот текст необходимо зарегистрироваться

Среди наиболее распространенных теорий о происхождении слова "Embla" имеет предположение о том, что Эмбла - это виноградная лоза, всегда стремящаяся расти вверх по направлению к свету.

"Виноградная лоза" переплелась с "ясенем", и вместе они потянулись к лучшему месту.

Стоит всегда помнить о том, что Женщины Скандинавии не были зависимы от мужчин, не полагались на них, не просили о поддержке и не обвивались вокруг своих избранников, удушая и держа их жизни под контролем. Мужчины уважали и ценили своих жён, и Женщины отплачивали им тем же.
Особенность виноградной лозы состоит не в том, что она обвивается, и не в ее видимой хрупкости и изящности. Ее особенность заключается в ее тихой, незаметной глазу внутренней силе, с помощью которой она не только поддерживает ствол ясеня, но и делает его практически неподверженным как внутренним, так и внешним атакам.

EF2CA873-26E6-40E8-A3E3-B1F0476D0528.jpeg


Еще одной отличительной чертой виноградной лозы является то, что ее корневой аппарат развивается медленно, на это уходят долгие годы, и при этом с помощью своих корней виноград может исследовать местность более детализированно, чем это получается у травянистых растений. И виноградному стволу, и его ветвям, и всему эпигеальному аппарату нужно много времени челы развития, поэтому, если это растение повреждено, его нельзя восстановить так же легко, как если бы это было травянистое растение. И именно сильный здоровый ствол винограда придаёт его плодам сладость. То есть, получается, что довольно старая лоза способна давать более сладкий виноград и в более стабильном порядке.

B25BAE10-039F-48EE-BE84-6592A4BCF7C3.jpeg


В то же время, виноградная лоза «должна страдать». Здесь речь идёт о плановых страданиях (раз в месяц, именно). Также Виноградова бывает столовый и винный… В общем, можно понять, почему именно виноградная лоза предполагается под именем Эмблы.

Спойлер
Конечно же, стоит обратить внимание и на параллелизм вьющейся лозы вокруг своего стержня в иных мировоззрениях.
“Я - лоза, ты - ветви;
Пока мы друг в друге, твоё древо будет плодоносить.
Без меня ты не способен ни на что.”
Иоанн 15:5

Плиний, со свойственной ему поэтичностью, вот как говорит о культуре винограда на деревьях: «В компании их сочетают с тополями; обняв супруга, лоза поднимается вверх: хватаясь за ветви своими шаловливыми руками, изгибаясь во все стороны, она достигает вершины дерева на такой высоте, что виноградарь нанимается, оговорив в условии, что хозяин похоронит его за свой счет».

По его мнению, «на протяжении всего века считается, что только виноград с естественной опорой может давать знаменитые вина лучшего качества из ягод на верхних и большего количества на нижних побегах. Такую выгоду дают высоко растущие побеги, это же определяет и выбор деревьев для их опоры».
По другой версии, «Embla» выступает производной формой от «Elm-la» или «Almilōn», обе происходят от «almr», что значит «вяз» («elm» в современном английском).

Также под Эмблой порой представлены ольха, ива и другие деревья.

AAD4E74F-184A-4FCC-A001-DE60E5A3198C.jpeg


Б. Торп в своем анализе «Старшей Эдды», ссылаясь на Я. Гримма, утверждает, что имя Эмбла происходит от форм «amr», «ambr», «aml», «ambl», которые в любом контексте могут быть переведены как «усердный труд». Слово «Embla» таким образом может быть переведено как «занятая женщина». Там же Б. Торп проводит аналогию с Машьей и Машьяной из персидской мифологии, где первые люди также были созданы из деревьев.

807ADFD9-4202-4748-ACF6-3D4E907DFCC9.jpeg


Р. Симек в образе Аска и Эмблы видит общий для всех индоевропейских народов архетип добывания огня в первобытном обществе – трение мягкой древесины (виноградная лоза) о более твердую (ясень). Аналогичные образы исследователь находит в различных культурах по всей территории Европы, включая Античную Грецию.
При этом акт добывания огня в контексте вращения деревянной палочки в углублении на продольно расположенном куске древесины в протоиндоевропейских культурах предположительно мог ассоциироваться с половым актом. Р. Симек находит подтверждение своей теории в изображениях, обнаруженных в так называемом «Королевском погребении» в Кивике (Швеция), которое датируется XV веком до нашей эры (эпоха бронзы).

9CBF4EE9-5270-4656-A5B2-DB6994133FC5.jpeg


Я. Пухвель в «Сравнительной мифологии» говорит о том, что всем древним культурам свойственен миф о первородной паре (мужчине и женщине), которых создали боги и которые положили начало людскому роду. Помимо скандинавских Аска и Эмблы он приводит уже упомянутых персидских Машью и Машьяну, индуистских Яму и Йами и даже семитских Адама и Еву.

D387F99F-D08B-41D1-A360-7DD3F4C7F3EF.jpeg


А. Хультгард в противоположность Я. Пухвелю говорит о том, что индоевропейские и азиатские мотивы о первородных парах кардинально отличаются. В индоевропейских культурах людей создают из деревьев, тогда как в семитских – из глины, земли или крови. Хультгард видит в этом принципиальную разницу двух культурных предтеч.

Чтобы прочитать этот текст необходимо зарегистрироваться
94357C2C-10AE-4F80-A1ED-67C1444EAD2F.jpeg
У вас нет необходимых прав для просмотра вложений в этом сообщении.


Вернуться в «Северная Традиция, теория»

Кто сейчас на форуме (по активности за 180 минут)

Сейчас этот раздел просматривают: 25 гостей