Волшебные травы и яды Гекаты

WWW F
Автор темы
Аватара
WWW F
Автор темы
Репутация: 520 (+520/−0)
Сообщения: 474
Зарегистрирован: 3 июня 2017
С нами: 6 лет 9 месяцев

#1 WWW » 18 июня 2022, 1:27

Геката часто ассоциируется с растениями, так или иначе связанными со смертью, — ядовитыми травами и растениями, символически использовавшимися в погребальных обрядах.
hecate_2-art-by-daniel-corcuera-1280x1280-1-1024x1024-1-768x768.jpeg


Некоторые травы и деревья, произраставшие в саду Гекаты:
1. Аконит. Одно из самых известных растений, связанных с Гекатой, — аконит (борец, или волчий корень). Диодор Сицилийский пишет, что именно Геката открыла свойства этой травы и испытывала ее на незнакомцах, чтобы установить дозировку (называя Гекату матерью Цирцеи и Медеи, он, тем не менее, приписывает ей смертное происхождение). Считалось, что аконит возник из капель слюны, упавших на землю из пастей Кербера, трехголового пса преисподней, когда полубог Геракл вывел того из Аида.
2. Черное дерево. Из черного дерева вырезаны трехстворчатые ворота, ведущие в сад Гекаты. Черное дерево особо ассоциировалось с подземным миром и Гермесом Хтонием. В этом качестве оно упоминается в греческих магических папирусах: «Знаю я и дерево твое: это черное дерево» (PGMVIII.13).
3. Чеснок. Чеснок был одним из блюд, которые подносили Гекате на дейпнон (вечерю Гекаты). Еще в Древнем Египте он почитался как растение-апотропей, защищающее от неупокоенных мертвецов. О связи чеснока с перекрестками дорог упоминает древнегреческий натуралист Теофраст в своем трактате «Характеры», говоря о человеке, подверженном суевериям: "Если заметит человека из тех, что стоят на перекрестке, увенчанного венком из чеснока, то возвращается домой и, омывшись с ног до головы, велит затем позвать жриц, чтобы получить очищение морским луком или щенком".
4. Мандрагора. Упоминание о мандрагоре в числе растений, произрастающих в саду Гекаты, не удивительно. Упоминая в трактате «Причины растений» (IV век до н.э.) о современных ему некромантических практиках и хтонических обрядах, Теофраст пишет, что перед тем, как сорвать мандрагору, вокруг нее очерчивали железным мечом три окружности.
Первым, кто сообщил, что для извлечения корня мандрагоры из земли используют собак, стал иудейский историк Иосиф Флавий (I веке н.э.). Отсюда пошло представление о том, что собака умирает от крика, испускаемого мандрагорой: сначала его [т.е., корень мандрагоры] окапывают кругом до тех пор, пока только маленькая часть корня остается еще в земле, затем привязывают к нему собаку; когда последняя быстро устремляется за человеком, привязавшим ее, корень легко вырывается, но собака умирает на месте, как заместительная жертва за того, который хотел взять растение, а тогда его можно уносить без всяких опасений.
В жертвоприношении собаки ради получения этого корня (который именовался «баара» и вставлялся в перстни, изгоняющие демонов из бесноватых) явственно слышны отголоски обрядов Гекаты. Считалось, что такой перстень, изготовленный из железа с латунью или бронзой, был у царя Соломона. Средневековое представление о том, что эффективнее всего действует мандрагора, выкопанная на перекрестке, также восходит к античным ассоциациям с Гекатой.
5. Дуб. В ряде случаев Геката упоминается в связи со змеями и дубовыми листьями, так что не исключено, что дуб был священным деревом не только Зевса, но и этой богини. В сохранившемся фрагменте трагедии Софокла «Зельекопы» (V век до н.э.) о Гекате говорится:
…Увенчавши дубовой листвою главу И плетеньем из змей ядовитых…
6. Шафран. Шафран ассоциировался как с Гекатой, так и с Артемидой (в ипостаси Артемиды Бравронии). В «Орфическом гимне Гекате» эта богиня описывается как «сущая в море, на суше и в небе, в шафранном наряде». В «Орфической Аргонавтике» шафран упоминается как одно растений в саду Гекаты. Выражение «окрашенный шафраном» трижды использовано в греческом магическом папирусе PGM CXXIII, в разделах a, e и f, включающих много заклинаний, связанных с Гекатой, и два магических изображения, содержащих имя «Бримо».
7. Тис. Тис часто называют священным деревом Гекаты. С тисом Геката связывается у Шекспира в «Макбете», где ведьмы, призывающие богиню темных чар, сыплют в котел «тис, наломанный в безлунье».
У вас нет необходимых прав для просмотра вложений в этом сообщении.

Вернуться в «Викканство»

Кто сейчас на форуме (по активности за 180 минут)

Сейчас этот раздел просматривают: 18 гостей