I. Эти слова употребляются для того, чтобы сделать немилым кого либо, или разлучить с другим. Обыкновенно (в мезени) они наговариваются на землю, взятую между двух гор, или на воду, взятую, когда оба берега считаются горами. Эту землю дают в каком либо кушанье. Для большей действительности прибавляют в нее мелко изрубленныя медвежьи кости. Вот на этот случай заговор:
«Стану не благословясь, выйду не перекрестясь, из избы не дверьми, из двора не воротами, — мышьей горой, собачьей тропой, окладным бревном; выйду на широкую улицу, спущусь под круту гору, возьму от двух гор земельки; как гора с горой не сходится, так же раб (имя рек) с рабой (имя рек) не сходился, не сдвигался. Гора на гору глядит, ничего не говорит, так же бы раб (имя рек) с рабой (имя рек) ничего бы не говорил. Чур от девки, от простоволоски, от жонки, от белоголовки, чур от стараго старика, чур от еретиков, чур от ящер — ящериц.
II. Стану я раб Н., не благословясь, и пойду не перекрестясь, из избы не дверьми, из ворот не воротами, выйду подвальным бревном и дымным окном (трубою) в чистое поле. В чистом поле бежит река черна, по той реке черной ездит черт с чертовкой и водяной с водяночкой, на одном челне не сидят и в одно весло не гребут, одной думы не думают и совет не советуют. Так бы раб Божий Н., с рабой Божией Н. на одной лавке не сидели, в одно бы окно не глядели, одной бы думы не думали, одного совета не советовали. Собака бела, кошка сера — один змеиный дух. Ключ и замок словам моим.
(Заговор этот преимущественно употребляется в г. Онеге, и наговаривается, или на воду, или на съестное. )
III. Черт идет водой, волк идет горой, они вместе не сходятся, думы не думают, мыслей не мыслят, плоды не плодят, плодовых речей не говорят. Так бы у раба (такие-то) мысел не мысляли, плодов не плодили, плодовых речей не говорили, а все бы как кошка да собака жили.
(Труды Этнографического Отдела, кн. V, выпуск II, 1878 г. Сообщено г. Ивановым из г. Пинеги).