Виды магии на примере разбора свадебных обрядов

Pixie F
Автор темы, Ученик
Аватара
Pixie F
Автор темы, Ученик
Репутация: 1638 (+1647/−9)
Сообщения: 3855
Зарегистрирован: 16 июля 2020
С нами: 3 года 8 месяцев

#1 Pixie » 1 октября 2022, 22:01

Долгие годы в нашей стране явления фольклора (в частности, обрядность) изучались как искусство слова, и лишь в последнее время пришло истинное понимание их как явлений, отражающих архаическое мировоззрение, модель мира. Архаические представления о жизни и смерти, о бинарном устройстве мира нашли свое отражение в бытовой и культурной жизни людей. Они органически включались в обряды, жанры фольклора на уровне символики, различных табу, примет и ритуальных действий.

Ритуал — пожалуй, наиболее действенный и единственно возможный способ переживания человеком критических жизненных ситуаций... механизм регулирования и санкционирования явлений повседневной жизни, высшей ступенью реализации которого является обряд. Ритуал обеспечивает успешное прохождение стрессовых, кризисных ситуаций в жизни человека, за счет точного соблюдения всех норм и правил обрядового поведения. Оно (обрядовое поведение) определяется верой в существование сверхъестественных сил, потустороннего мира, соотношением себя с миром природы. Ритуально-магические действия в обряде — это закрепленный традицией определенный порядок действий, направленный на достижение желаемого результата.

Исследования позволяют реконструировать модель мира, доказать изоморфность различных обрядов (похоронного, свадебного, рекрутского), генетически выстроенных на идее умирания в одном качестве и возрождении в другом.

Свадебный обряд — явление сложное и неоднородное, это комплекс, объединяющий элементы различного рода (ритуальные действия, предметы материальной культуры, песенный фольклор). Он состоит из четко обозначенных комплексов действий, обладающих смысловой завершенностью и функциональной значимостью. В процессе исторического развития генетическая и семантическая наполненность обрядовых действий утрачивалась или переосмыслялась, постепенно приобретая эстетический характер. В большей степени эти изменения и трансформации касаются плана выражения, в отличие от которого глубинный пласт обряда (план содержания) оказывается наиболее устойчивым.

Здесь сейчас мы с вами рассмотрим ритуально-магические действия в отдельно взятом локусе свадебного обряда и выясним их семантику в контексте обряда.

Чтобы прочитать этот текст необходимо зарегистрироваться


Попытка исследования ритуально-магических элементов свадебного обряда выделяет две основные группы действий: профилактические и продуцирующие.

* Предохранительные или профилактические — действия, имеющие целью оградить жениха и невесту от влияния злых сил.

* Побудительные или продуцирующие акты — обеспечивающие молодым какие-либо положительные ценности или блага.

Первая группа:
* Предохранительные или профилактические обряды — действия, имеющие целью оградить жениха и невесту от влияния злых сил.

Подгруппы:
1. Апофевктеические действия — наиболее пассивные средства уклонения от влияния нечистой силы, в основном к ним относятся различного рода запреты, табу.

Молчание жениха и невесты, воздержание от еды во время свадебного обряда объясняется так:
злые духи могут вторгнуться через открытое отверстие в тело человека во время еды. Поэтому, например, перед венцом до появления невесты жених ничего не ест.

Запрет для невесты выходить из дома и работать - это одна из интерпретаций временного удаления невесты до брака, с целью изолировать ее от окружающего мирач Связано это с тем, что невеста как лиминальное (термин, обозначающий «пороговое» или переходное состояние между двумя стадиями развития человека или сообщества) существо может подвергнуться влиянию нечистой силы, а также сама обладает способностью вредить окружающим.
Чтобы прочитать этот текст необходимо зарегистрироваться

Избегание прикосновения к двери и порогу на более позднем этапе реализуется в различного рода запретах: нельзя пить, разговаривать через порог. Например, “через порог пить нельзя, невеста переступит, перекрестится и выпьет».
Идея неприкосновенности порога основана на представлении о нем как границе своего и чужого миров, а также месте пребывания духов предков, способных навредить новобрачной. Обычай крещения дверей связан с заградительной ролью креста. Исследователи утверждают, что “крест ограждает каждый внутренний локус от самой невесты, от нечистого начала в ней, проходя через двери, осененные крестным знаменем, она либо освобождается от этих качеств либо доказывает их отсутствие».

Запрет сватам переходить матицу (потолочная балка или бревно, являющаяся перекрытием и основой для крыши и стропильной системы; располагалась перпендикулярно к оси «вход — красный угол») связан с сакрализацией домашнего пространства, в котором матица разделяет дом на два локуса: “ближний”, он более свой, и “дальний”, чужой. Сваты рассматриваются как представители “иного мира”, и пребывание в “ближнем” локусе опасно как для них самих, так и для хозяев.

2. Экзапатические или диссимуляционные акты.

Так называемые “обманывающие” действия, с помощью которых пытаются ввести в заблуждение, чтобы скрыть истинный смысл происходящего. Эта категория обрядов включает в себя несколько приемов:

*Иносказания и околичности, цель которых скрыть истинный смысл совершаемого и таким образом охранить от влияния сверхъестественных сил.
Традиционными аллегорическими приемами пользуются на сватовстве:
    У нас есть купец, у вас — товар, у нас есть жених, у вас — невеста. Нельзя ли их свести в одно место?

или другие иносказания:
    Не поймали кобылицу, а обнуздали, сумейте поймать
”.
Эти устойчивые формулировки сохраняются и в современных свадебных обрядах.

**Переодевание молодых постоянно совершается на протяжении всего ритуала (особенно это касается невесты). Обрядовое переодевание символизировало в данном случае изменение сущности человека, в частности, половозрастного и социального статуса невесты, которая во время свадьбы умирала в одном и возрождалась в другом качестве («целую неделю невеста причитает, каждый день в новые платья рядится”). Практически на каждом этапе свадьбы невеста меняет свою одежду, что превратилось в устойчивую фольклорную формулу и имеет защитную цель, так как невеста, как уже говорилось, находясь в переходном состоянии, может навредить окружающим.

Высшей формой изменения облика является оборотничество, которое основано на древних тотемных представлениях. Его следы сохранились в виде устойчивых метафорических замен, сравнений в свадебных лирических песнях.

3. Криптические или скрывающие обряды.
Более активные способы защиты от воздействия потусторонних сил, выражающиеся во внешнем ограждении от них. В эту подгруппу следует отнести следующие акты:

*Покрывание головы и лица невесты, которое является одним из наиболее распространенных свадебных обычаев многих стран мира. Это магическое действие упоминается в каждом из рассматриваемых описаний свадьбы и неоднократно. Так, повсеместно после сговора невесте надевается платок или повязку на голову, а в день свадьбы жених сам набрасывает на нее “гомульку” или шаль. Перед отъездом к венцу “жених сразу накрывает невесту шалью нарядной, покрывалом или божатка своим. Лица у невесты почти не видно, а она видит сквозь кисти”
Брак — это символическая смерть невесты, поэтому в обряде она несет идею смерти. Покрывание невесты наделяет ее ритуальной слепотой — признаком иного мира. Суть этого обряда охранительная, но природа его двояка. С одной стороны, покров предохраняет невесту, находящуюся в пограничном состоянии, от влияния враждебных сил, а с другой — был необходимым средством профилактики от опасной силы, исходящей от самой невесты, временно пребывающей в “ином” мире.

**Закрывание дверей и ворот перед свадебным поездом во главе с женихом. В последнее время эти действия все больше приобретают игровой характер, утрачивая первоначальный смысл — оградить невесту от злых сил, от представителей “чужого” пространства.

***Свита, сопровождающая жениха и невесту к венцу, тоже своего рода ограждение от влияния потусторонних сил вне “своего” пространства. Их защитную функцию усиливают различные амулеты (колокольчики, бубенчики)
Чтобы прочитать этот текст необходимо зарегистрироваться


4. Апотропеические действия.
Наиболее активные средства для отгона, удаления и защиты от влияния сил “иного” мира, имеющие сильный охранительный эффект. К этой категории относятся:

*Употребление различного рода амулетов (всем известно об обережной способности колокольчиков и т. п., шум которых отпугивает потусторонние силы). Действиями профилактического характера можно считать втыкание иголок и булавок в косу невесты, одевание украшений с янтарем, обладающим отвращающей способностью. Апотропейной семантикой наделены все предметы, имеющие форму круга. В качестве оберега жених дарит невесте перстень, на нее как можно больше надевают украшений в виде круга: бусы, браслеты, кольца и пояс. К

Чтобы прочитать этот текст необходимо зарегистрироваться

**Огонь, согласно первобытному мировоззрению, является сильным катартическим средством, помогающим избавиться от воздействия враждебных сил.
Как отгонное средство в свадебном обряде используются свечи («родители невесты встречаютъ жениха и его родню съ несколькими зажженными свечами”). Совмещение семантики круга и огня происходит в обряде хождения со свечами вокруг аналоя с новобрачными.

Чтобы прочитать этот текст необходимо зарегистрироваться

***Стрельба из оружия на свадьбе также является магическим средством для отгона враждебных сил, способных навредить невесте и самому обряду. Средство сравнимо с древнеиндийским свадебным обычаем пускать палочку в воздух, чтобы пронзить глаза демонов, смотрящих на невесту. Стрельба входит в ряд таких действий как крик, стук, звон, разбивание, с общей семантикой “шум”, имеющих отгонную функцию. Сюда же относится и стук в ворота.

****Действия с веником в народном сознании также связаны с предохранением и защитой. Так во время одного из напряженных моментов свадебного обряда — невестиной бани — девушки разметают веником дорогу перед идущей невестой. Участие веника в ритуально-магических приемах основано на представлении о том, что он наделен демоническими и апотропейными свойствами, так как является банной утварью.

****Качание можно назвать еще одним приемом отвращения вредоносной силы. В обряде на посидках “подруги невесты качаются из стороны в сторону, а она рыдает в голос”.

******Перегораживание дороги новобрачным мы также рассматриваем как апотропеический акт. Это пример имитационной магии: для того, чтобы предотвратить препятствия, которые может учинить нечистая сила, участники обряда устраивают их сами.

Вторая группа:
* Побудительные или продуцирующие акты — обеспечивающие молодым какие-либо положительные ценности или блага.

Цель— усилить фертильные способности новобрачных и приобрести какие-либо положительные ценности.

Эта категория обычаев в свою очередь подразделяется на несколько групп: карпогонические (оплодотворяющие) акты, синдиасмические (соединяющие) акты, апохористические (отделяющие) акты, инициационные (посвящающие) обряды, катартические (очистительные) акты и мантические обряды.

1. Синдиасмические обряды призваны упрочить брачный союз молодых, запечатлеть их эмоциональное единение. В рассматриваемых нами текстах подобных приемов встретилось немного.

Соединение молодых, их рук выступает как акт приобщения одного мира к другому.

Совместная еда и питье жениха и невесты — распространенный свадебный обычай у многих народов.

Например, совместное кормление соленой кашей: “
    Невеста пацала (брала) ложечку и подавала жениху. Он схлебывает
”.

2. Апохористические или отделяющие магические действия знаменуют разрыв невесты с культом духов-покровителей родительского дома, прощание с прежней жизнью, исключение из половозрастной группы молодых девушек. Подобного рода действиям называются сожжение кудели и обряды с печкой, а также:

Вырывание волос невесты или разрывание ее косы символизирует идею расторжения девушки с прежним статусом:
«
    Котора невеста еще зашьет косу ниткой, так вот и треплют косу-то. Она причитает, а ей тут косу разрывают
”.

Разрезание и расшивание свадебного хлеба, байника носит идею дефлорации после брачной ночи. Подобные действия называются символическими обрядами перехода.

Битье посуды на следующий день после свадьбы. В словаре “Славянских древностей” битье также приурочивалось к актам изменения социального статуса невесты и ассоциировалось с дефлорацией.

3. Инициационные или посвятительные обряды.
Они направлены на посвящение, приобщение невесты как представительницы “иного” мира к культу предков жениха. Называются их обрядами включения.

Сюда входят такие приемы:

Окручивание молодой, когда невесте после венца расплетают одну девичью косу на две бабьи и убирают под повойник. Это акт принятия новобрачной в новую половозрастную группу замужних женщин («обрядовое пострижение у древних народов, как форма посвящения, было заменено на убирание волос под женский головной убор”).

Снятие свекром покрывала с невесты рогачем из печи, редуцировалось позднее в акт, когда жених лучиной открывал лицо невесте в своем доме таким образом инкорпорируя ее в свою родовую общину:
    К жениху-то привезут да уведут в горенку. А вот потом он лучину взял открыл — какова молодка, забрал шаль, унес…


Возможно, сюда же можно отнести обычай класть ухват и кочергу в постель к новобрачным. Они, как печная утварь, соотносятся с очагом — местом обитания духов предков по народным представлениям.

4. Карпогонические или оплодотворяющие обряды.
Это ритуально-магические действия, имеющие целью обеспечить поднятие производительных сил природы и человека, урожай хлеба, плодородие скота и плодовитость невесты.

Примеры продуцирующих действий, усиливающих фертильные способности молодых и всех присутствующих. Это достигается такими приемами:

Обрядовое купание невесты накануне венчания в бане.
Также относится к очистительным обрядам. В этой церемонии видится бракосочетание невесты с духом бани, что обеспечивает чадородие. Также усматривается связь обряда с оплодотворяющей силой воды:
Капля дождя сближалась с мужским семенемъ, которым небо оплодотворяет землю
Таким образом, непосредственное соприкосновение с водой (мытье) служит увеличению плодовитости невесты и жениха (совместное мытье).

Осыпание молодых овсом, житом, хмелем и т. п. — один из наиболее распространенных ритуально-магических действий, отмеченных у многих народов. Подобные реалии концентрируют в себе сему “зарождения жизни, роста”. В народном сознании существует вера, что признаки, которыми обладают эти предметы, перенесутся на тех, кто их касается.

Обряд с куклой, поленом или чучелом ребенка.
Провожая молодых на подклеть, им в постель кладут куклу или завернутое полено. Этот акт — сплетение гомеопатической и контагиозной магии, касание с образом ребенка должно было обеспечить зачатие новобрачной. Подобные действия сопровождаются приговорами и непристойным смехом:

      Сколько в лесу пеньков —
      Столько вам сынков;
      Сколько в лесу почек —
      Столько вам дочек.


Такой обрядовый контекст призван был усилить действие, так как слово ещё (или уже) в ранних архаических культурах было предметно, обладало магической сущностью..

Действия с предметной парадигмой: шерсть, шуба, мех, рукавицы, бисер — с целью поднять плодородие невесты, способствовать беременности.
Например, невесту на зарученьи одевали “в полушубочек, три плата, в перчатки цветны вязаные, венок на голове из бисеринок”, или ставили на разостланную вверх шерсть шубы.
Функция этих предметов — повышать производительность невесты — основана на семе со значением “множественность”, заключенной в них. Прием контагиозной магии: человеку от соприкосновения с предметом передаются его признаки.

Ритуальные действия с сеном, соломой. Например, в утренних обрядах испытания невесты ее заставляли прясть сноп ржаной соломы, также в послесвадебном цикле было принято купать молодую в сене во время сенокоса.
Эти действия носят карпоганический характер, благодаря контагиозной магии, так как касание предметов, содержащих сему “роста, жизни”, способно передать эти свойства невесте. Сюда же можно отнести ритуал передачи новобрачной от свекрови мешочка с житом и шерстью, символизирующей идею продолжения рода.

Сажание и катание на бороне невесты перед баней, и свекра со свекровью, или молодых перед совместным мытьем жениха и невесты.
Эти акты направлены на достижение плодородия. Продуцирующая семантика бороны определяется ее употреблением в аграрной практике, ее принадлежностью к земле, олицетворяющей рост и продолжение жизни.

Завивание косы невесты перед обрядовой баней также имеет продуцирующую функцию, так как соотносится с зарождением, ростом, преумножением.

Расчесывание волос невесты и жениху выступает как ритуальное действие, направленное на увеличение жизненных способностей молодых: волосы, по народным представлениям, являются средоточием жизненных сил человека.

В качестве карпогонического средства используется обрядовая еда. Обязательными блюдами на свадьбе с древности были каша, блины, рыба.
Применение каши обусловлено ее злаковой основой, которая обладает семой “роста”.
Употребление блинов в пищу — явление вторичной ритуализации, пришедшее из похоронно-поминального обряда.
Важно использование в свадебном обряде разорванных блинов, которые символизируют дефлорацию.
Игровой элемент обряда — купание рук жениха в масле от блинов, направлен на увеличение богатства, жизненных сил молодого:
Они там блинов напекли и вот стали исть… жениха купают, чтобы пальцы не укупали (в масле)”.
Обрядовое употребление хлеба в свадебном ритуале в качестве осыпания, угощения и благословления способствует урожайности земли и увеличению фертильных способностей новобрачных:
Тысяцкой взял буханку-то, ковригой по головам обоим делают, вот и поют “жемчуг с жемчугом сокатался…” .

Сильным карпогоническим средством были обрядовые действия, сопровождающиеся так называемым “ритуальным смехом”: смех поднимает жизненные силы и жизнеспособность... становится магическим средством умножения урожая.
Непристойный смех в свадебном обряде также имеет продуцирующее значение при след. действиях:

- битье веником свекровки;
- битье посуды, горшки об порог;
- приподметении пола молодого;
- мелении сватьи на ступе.

Битье посуды осмыслялось как пожелание богатства, счастья, плодородия, ассоциировалось с дефлорацией.
В обряде “пахания” молодой много применялось сору и перьев, обладающих семой “множественность”.

Ряжение гостей.
После бани гости запрягаютъ пройку лошадей и ездят по деревне, смешат людей; сами они одеваются в смешные одежды и притворяютс на разные манеры

Мазание друг друга сажей. С одной стороны, это проявление смеховых форм поведения, поднимающее производительные силы природы, с другой — действие апотропеического характера, способ сделать себя неузнаваемыми для сверхъестественных сил.

5. Каратические или очистительные обряды применяются в целях снятия вредоносных воздействий, пограничного состояния.

Омовения, различные действия с водой. К числу таких обрядов можно отнести невестину баню и совместное мытье молодых после брачной ночи. О купании невесты в бане сказано выше. Редуцированная форма купания молодых — процедура умывания на утро после свадьбы. Обычай этот тесно связан с представлениями об очистительной силе воды. Во время бани невесты омовение направлено на снятие предшествующего состояния (“девичества”), когда девушка расстается с прежней жизнью, “девьей красотой”. После брачной ночи вода снимает переходное состояние жениха и невесты.

Очищение посредством огня как могущественного катартического средства. Отголоски этих обрядов находим в применении свечей во время свадьбы.

6. Мантические обряды часто присутствуют в свадебном ритуале. К ним относятся гадание, ведовство и приметы.

Гадание при помощи веника во время бани невесты, девушки выясняют, кто следующей замуж пойдет. Эти обряды связаны с древними представлениями, что “баня” — место “нечистое”, а веник как банная утварь обладает демоническими, сверхъестественными свойствами.

Чтобы прочитать этот текст необходимо зарегистрироваться

Вернуться в «Сведение судеб»

Кто сейчас на форуме (по активности за 180 минут)

Сейчас этот раздел просматривают: 13 гостей