Ученик: Как делать подношения Буддам и Защитникам Дхармы? Кто они и откуда?
Ринnоче: Для разных гостей делаются разные типы подношений. Обычно мы говорим о четырёх типах гостей. Первый тип - это почётные гости, Три Драгоценности. Следующий тип - это достойные гости, Защитники и охранители Дхармы. За ними следуют несчастные гости, все чувствующие существа. Низший тип - это препятствующие гости, духи, которые создают нам помехи, а также наши кармические кредиторы.
С этими четырьмя типами гостей обходятся по-разному. Когда вы подносите напиток Трём Драгоценностям или защитникам Дхармы, вы представляете, что держите в своих руках огромный океан чувственных удовольствий. Вы не выплёскиваете его на землю, а почтительно подносите гостям, поскольку они обладают великими качествами. Когда вы делаете подношение чувствующим существам или кармическим кредиторам, необязательно выражать большое почтение. Чувствующим существам вы передаёте подношение напрямую, находясь на одном с ними уровне, а подношение препятствующим силам и кредиторам бросаете на землю.
Существуют определённые способы держать подношения. Передавая подношения тем, кто выше нас, мы держим чашу у самого основания. Передавая их равным, мы держим чашу за центральную часть. Делая подношения тем, кто ниже нас, мы держим чашу за верхние края, опуская в неё один палец, а затем выплёскиваем её содержимое.
Где эти существа? Существа мудрости пребывают неотделимо от сферы Акаништха в дхармадхату, основном пространстве явлений - иными словами, они нематериальны или не проявлены. Проявляясь, они в мгновение ока предстают в виде и посредством мысли того, что призывает их. Не стоит думать, что они обитают в каком-то месте и им нужно проделать определённый путь, чтобы предстать перед вами и получить подношение. Они появляются одной лишь силой мысли. Вам необязательно представлять все их черты, их облик - вы ведь не представляете облик людей, которых зовёте в гости. Вам не нужно представлять, во что одет ваш гость, - он просто приходит в своей одежде.
Collapse
Также есть различные способы приглашения существ. Обращаясь к существам мудрости, мы просим: «Пожалуйста, придите». Защитникам и равным нам существам мы говорим: «Соберитесь здесь». А тем, кто ниже нас, мы приказываем: «Придите сюда немедленно и заберите это!». Отношение к разным существам тоже разное. Например, во время подношения Защитникам Ваджракилаи мы говорим: «Из дворца Акаништха в дхармадхату, Ваджракилая со своей безграничной свитой Защитников, пожалуйста, приди». Где эти божества, Защитники мудрости? Они пребывают в просветлённой сфере дхармакаи, на полностью непроявленном уровне.
Конечно, обращения к разным Защитникам имеют свои особенности. Иногда в тексте практики говорится: «Из восточного направления просветлённой сферы дхармакаи или из западного направления Акаништха, пожалуйста, приди!» - таким образом, защитники призываются из нескольких направлений. Иногда встречаются указания на конкретные места. Например, Рахулу и Экаджати иногда вызывают из определённого географического места, а иногда просто говорят: «Из вашей естественной обители». Эта естественная обитель в действительности является познающей природой, неотделимой от пустотной сущности. Мы всегда призываем Защитников мудрости из осознающей природы. Иногда у Защитников много имён и разнообразных титулов, которые необходимо назвать, и длинный список всех их наименований приходится читать долго, как свиток. «Великий Палач из Цанга, Великий Дралха. .. » - вы зачитываете множество титулов и эпитетов. Это характерная особенность ритуалов Защитников.