Йокаи (ёкай) (японская мифология)

Pixie F
Автор темы, Ученик
Аватара
Pixie F
Автор темы, Ученик
Репутация: 1667 (+1676/−9)
Сообщения: 3916
Зарегистрирован: 16 июля 2020
С нами: 3 года 9 месяцев

#1 Pixie » 21 декабря 2021, 11:19

Екай (妖怪, "странное явление") - класс сверхъестественных существ и духов в японском фольклоре. Слово "екай" состоит из иероглифов, означающих "привлекательный; обманчивый, дьявольский, бедствие" и "явление; загадка; подозрительный". Екай также называют аякаси, мононоке или мамоно. Екаи не являются буквально демонами в западном смысле этого слова, но вместо этого являются духами и сущностями, чье поведение может варьироваться от злобного или вредного до дружелюбного, случайного или полезного для людей.

Японское понятие екай не соотносится напрямую с каким-либо конкретным английским термином.

Чтобы прочитать этот текст необходимо зарегистрироваться


Чтобы прочитать этот текст необходимо зарегистрироваться


Чтобы прочитать этот текст необходимо зарегистрироваться


A99F5260-BAB7-47C9-8B0A-179FFB6000AE.jpeg

Трехглазый екай, из "странной японской сцены о людях со странными чертами лица". На мужчине с тремя глазами надеты очки, за ним наблюдают мужчина и женщина с фантастически удлиненными шеями, оба курят трубки; буддийский монах (?), играющий на сямисене, отводит взгляд. Цветная гравюра на дереве К. Хокусай, 1834 год.

Екаи часто имеют черты животных (например, каппа, изображаемый похожим на черепаху, и тенгу, обычно изображаемый с крыльями), но также могут выглядеть гуманоидными по внешнему виду, такими как кучисаке-онна. Некоторые екаи напоминают неодушевленные предметы (например, цукумогами), в то время как другие не имеют заметной формы. Екаи обычно описываются как обладающие духовными или сверхъестественными способностями, причем изменение формы является наиболее распространенной чертой, связанной с ними. Екаи, которые меняют форму, известны как бакемоно (化け物) или обаке (お化け).

Чтобы прочитать этот текст необходимо зарегистрироваться


Чтобы прочитать этот текст необходимо зарегистрироваться


Японские фольклористы и историки объясняют екай как олицетворение "сверхъестественных или необъяснимых явлений для своих информаторов". В период Эдо многие художники, такие как Торияма Сэкиен, изобрели новый екай, черпая вдохновение из народных сказок или исключительно из собственного воображения. Сегодня несколько таких екаев (таких как амикири) ошибочно считаются происходящими из более традиционного фольклора.

Понятие екай, их причины и явления, связанные с ними, сильно различаются в японской культуре и исторические периоды; как правило, чем старше период времени, тем больше явлений считается сверхъестественным и результатом екай. Согласно японским идеям анимизма, считалось, что духоподобные сущности обитают во всех вещах, включая природные явления и объекты. Такие духи обладали эмоциями и личностями: мирные духи были известны как ниги-митама, которые приносили удачу; жестокие духи, известные как ара-митама, приносили несчастья, такие как болезни и стихийные бедствия. Ни один из типов духов не считался екаем.

Чьи-то предки и особо уважаемые умершие старейшины также могли считаться ниги-митама, получая статус духов-защитников, приносящих удачу тем, кто им поклонялся. Животные, предметы и природные объекты или явления также почитались как ниги-митама или умилостивлялись как ара-митама в зависимости от местности.
Несмотря на существование вредных духов, были проведены ритуалы превращения ара-митамы в ниги-митаму, направленные на подавление злых духов, предотвращение несчастий и облегчение страха, возникающего в результате явлений и событий, которые иначе не имели объяснения. Ритуал превращения ара-митамы в ниги-митаму был известен как чинкон (鎮魂) (букв. "успокоение духов"). Ритуалы чинкона для ара-митамы, которые не смогли достичь обожествления как доброжелательные духи, будь то из-за отсутствия достаточного почитания или из-за потери поклонников и, следовательно, их божественности, стали екаем.

Со временем явлений и событий, считавшихся сверхъестественными, становилось все меньше и меньше, а изображения екая на картинках и картинах начали стандартизироваться, превращаясь скорее в карикатуры, чем в устрашающие духовные сущности. Элементы сказок и легенд, окружающих екай, начали изображаться в публичных развлечениях, начиная еще в средние века в Японии.
Во время и после периода Эдо мифология и знания екая стали более определенными и формализованными.

Чтобы прочитать этот текст необходимо зарегистрироваться

В других классификациях фольклористов екаи классифицируются, подобно нимфам греческой мифологии, по их местоположению или явлениям, связанным с их проявлением. Обнаруживая его наводненным екаями индексируются в книге Нихон-Сого под открытым небом ГОИ (綜合日本民俗語彙, "полный словарь японского фольклора") следующим образом:
- Яма-но-ке (горы)
- мичи но ке (пути)
- ки но ке (деревья)
- мидзу но ке (вода)
- уми но ке (море)
- юки но ке (снег)
- ото но ке (звук)
- добуцу но ке (животные, реальные или воображаемые)

Древняя история:
- Хоуки 8 (772): в Секу Нихонги есть утверждение "Синтоистское очищение проводится, потому что екай очень часто появляется при императорском дворе", используя слово "екай" для обозначения не чего-то конкретного, а странного явления в целом.
- Середина эпохи Хэйан (794-1185/1192): В книге "Подушка" Сэя Сенагона есть утверждение "есть стойкие мононоке", а также заявление Мурасаки Сикибу о том, что "мононоке стали довольно ужасными", которые являются первыми появлениями слова "Мононоке".
- Коубу 3 (1370): В Тайхейки, в пятом томе, есть утверждение: "Сагами-но Нюдо совсем не испугался екая".

Спойлер
Древние времена были периодом, изобилующим литературой и народными сказками, в которых упоминался и объяснялся екай. В такой литературе, как Кодзики, Нихон Секи и различные фудоки, рассказывается о легендах древнего прошлого, и в них уже можно увидеть упоминания об они, орочи и других таинственных явлениях. В период Хэйан сборники рассказов о екае и других сверхъестественных явлениях публиковались в нескольких томах, начиная с таких публикаций, как "Нихон Реики" и "Коньяку Моногатаришу", и в этих публикациях можно увидеть упоминания о таких явлениях, как Хякки Ягье. Екаи, которые появляются в этой литературе, были переданы последующим поколениям.[15] Однако, несмотря на литературу, в которой упоминаются и объясняются эти екаи, им никогда не давали никаких визуальных изображений. В буддийских картинах, таких как Адский свиток (Национальный музей Нара), относящийся к позднему периоду Хэйан, есть визуальные выражения идеи они, но реальные визуальные изображения появятся только позже, в Средние века, начиная с периода Камакура и далее.

Добавлю о китайском эквиваленте:
В китайском классическом романе "Путешествие на Запад" некоторые боги были низведены в мир смертных и стали Яогуай, потому что они нарушили законы небес. Наиболее представительными из них являются Чжу Бацзе и Ша Вуцзин.
Кроме того, в Путешествии на Запад в небесном суде есть также некоторые люди, которые нарушают законы и унижают смертных, но в частном порядке спускаются. Многие из них являются официантами и ездовыми животными вокруг богов, таких как Золотые и Серебряные Рогатые Короли Тайшан Лаоцзюнь, Демон в Желтом Одеянии, который изначально был Куй Муланг, Великий король Бодхисаттвы Майтрейи с Желтыми Бровями, Лазурный Лев Манджушри и так далее.
У вас нет необходимых прав для просмотра вложений в этом сообщении.

Вернуться в «Легенды и мифы Востока ( Китай, Япония, Тибет)»

Кто сейчас на форуме (по активности за 180 минут)

Сейчас этот раздел просматривают: 12 гостей