Хулиджин и дживейху (китайская мифология)

Pixie F
Автор темы, Ученик
Аватара
Pixie F
Автор темы, Ученик
Репутация: 1638 (+1647/−9)
Сообщения: 3855
Зарегистрирован: 16 июля 2020
С нами: 3 года 8 месяцев

#1 Pixie » 21 декабря 2021, 10:18

Дух лисы (狐狸精; húlijīng) - мифическая сущность лисы, происходящая из китайской мифологии, которая является распространенным мотивом в восточноазиатской мифологии.
В восточноазиатском фольклоре лисы изображаются как духи, обладающие магическими способностями. Эти лисы изображаются озорными, обычно обманывающими других людей, обладающими способностью маскироваться под красивую женщину.

6BFC72E3-8688-4EC9-9DD0-866976647888.jpeg


Дух лисы - особенно плодовитый оборотень, известный по-разному как хулиджин (дух лисы) и джи-вей-ху (девятихвостая лиса) в Китае, кицунэ (лиса) в Японии, кумихо (девятихвостая лиса) в Корее, и хи ли тинь (дух лисы) или као тинь (лисий гоблин) и чу вичу или као чин джуй (девятихвостая лиса) во Вьетнаме. Хотя специфика сказок различна, эти духи-лисы обычно могут менять облик, часто принимая облик красивых молодых женщин, которые пытаются соблазнить мужчин, будь то просто из озорства или для того, чтобы поглотить их тела или духи.

FFF20FCA-0C96-44A7-91A9-BDE3B07CD0CC.jpeg
2864612D-47CD-45A4-9E38-6EB567102D6D.jpeg


Во времена династии Хан в китайской культуре произошло развитие идей о межвидовой трансформации. Идея о том, что нечеловеческие существа с возрастом могут принимать человеческий облик, представлена в таких работах, как "Лунхэн" Ван Чонга (27-91). По мере развития этих традиций и сформировалась "способность" лисы к трансформации.

Девятихвостая лиса встречается в "Шаньхайцзине" ("Классика гор и морей"), составленной с периода воюющих царств до периода Западной Хань (примерно с 4 по 1 век до н. э.). В работе говорится:
"Земля Зеленых Холмов лежит к северу от Тяньву. У тамошних лис четыре лапы и девять хвостов."
По другой версии, он расположен "к северу от Санрайз-Вэлли".

В главе 14 "Шаньхайцзин" Го Пу прокомментировал, что девятихвостая лиса была хорощим предзнаменованием, появлявшимся в мирное время.

Однако в главе 1 описывается другой аспект девятихвостой лисы:

Чтобы прочитать этот текст необходимо зарегистрироваться


F60249A9-366D-4593-A2AB-E2218B76E834.jpeg


Чтобы прочитать этот текст необходимо зарегистрироваться


В одном древнем мифе Йу Великий встретил белую девятихвостую лису, которую он истолковал как благоприятный знак того, что он женится на Нюцзяо. В ханьской иконографии девятихвостая лиса иногда изображается на горе Куньлунь и вместе с Си Ванму в ее роли богини бессмертия. Согласно Байхутону первого века (Дебаты в зале Белого тигра), девять хвостов лисы символизируют обильное потомство.
Описывая трансформацию и другие особенности лисы, Го Пу (276-324) сделал следующий комментарий:

Чтобы прочитать этот текст необходимо зарегистрироваться


Текст Йуйан Зазу ("Разные Кусочки из Йуйана" 酉陽雜俎 - это старинная книга, написанная Дуань Чэнши в 9 веке. Она посвящена множеству китайских и иностранных легенд и слухов, отчетам о природных явлениях, коротким анекдотам и рассказам о чудесном и обыденном, а также заметкам на такие темы, как лекарственные травы и татуировки) установил связь между девятихвостыми лисами и божественным:

Чтобы прочитать этот текст необходимо зарегистрироваться


Спойлер
Популярное поклонение лисам во времена династии Тан упоминается в тексте под названием "Ху Шен" ("Боги лисы").:
С начала династии Тан многие простолюдины поклонялись духам лис.
"Они делают подношения в своих спальнях, чтобы вымолить их благосклонность. Лисы делят с людьми еду и питье. Они не служат одному хозяину."
В то время существовала фигура речи, гласящая: "Там, где нет демона-лисы, не может быть основана деревня"
Во времена династии Сун культы духов лис, такие как культы, посвященные Даджи, были объявлены вне закона, но их подавление не увенчалось успехом. Например, в 1111 году был издан императорский указ о разрушении многих духовных святынь в Кайфэне, в том числе и святынь Даджи.
В позднем имперском Китае, во времена династий Мин и Цин, нарушения в домашней обстановке можно было объяснить проказами духов-лис, которые могли бросать или разрывать предметы на части способом, подобным полтергейсту.
"Преследования" лис часто рассматривались как обычное явление и, по сути, безвредные, при этом один автор семнадцатого века отметил, что "Из каждых десяти домов в столице в шести или семи есть демоны-лисы, но они не причиняют вреда, и люди привыкли к ним".

В китайской мифологии считается, что все вещи способны приобретать человеческие формы, магические силы и бессмертие при условии, что они получают достаточное количество энергии в таких формах, как человеческое дыхание или сущность от Луны и Солнца.
Считалось, что лиса наденет себе на голову черепа, и тот, который подойдет, превратит ее в человека.
Духи-лисы, встречающиеся в сказках и легендах, обычно являются женщинами и выглядят как молодые, красивые женщины. Одним из самых печально известных духов-лис в китайской мифологии был Даджи (妲己), который изображен в романе Мин шенмо "Фэншен Яньи". Прекрасная дочь генерала, она была насильно выдана замуж за жестокого тирана Чжоу Синя (紂辛 Чжоу Синь). Дух девятихвостой лисы, служивший Нюве, которую оскорбил Чжоу Синь, вошел в ее тело и овладел им, изгнав душу истинного Даджи. Дух, как Даджи, и ее новый муж жестоко плели интриги и изобрели множество приспособлений для пыток, таких как принуждение праведных чиновников обнимать раскаленные металлические столбы. Из-за такой жестокости многие люди, в том числе бывшие генералы Чжоу Синя, восстали и сражались против династии Чжоу Синя, Шан. Наконец, король Чжоу Вэнь, один из вассалов Шана, основал новую династию, названную в честь его страны. Дух лисы в теле Даджи позже был изгнан Цзян Цзыей (姜子牙), первым премьер-министром династии Чжоу, и ее дух был осужден самой Нювой за чрезмерную жестокость.

Обычно духи лис считались опасными, но некоторые истории в книге династии Цин "Ляочжай Чжийи" Пу Сунлинга - это истории любви между лисой, появляющейся в образе красивой девушки, и молодым человеком. В фантастическом романе "Три Суи подавляют восстание демонов" хули цзин учит молодую девушку магии, позволяя ей вызывать армии своими заклинаниями.
Вера в духов лис также была вовлечена в качестве объяснительного фактора частоты приступов коро, синдрома, связанного с культурой, встречающегося, в частности, в южном Китае и Малайзии (*Коро - это психофизиологическое расстройство, при котором у человека есть непреодолимая вера в то, что его половые органы втягиваются и исчезнут, несмотря на отсутствие каких-либо истинных изменений в гениталиях. Коро также известен как "уменьшающийся пенис", и он указан в диагностическом и статистическом руководстве по психическим расстройствам. Синдром встречается во всем мире, и массовая истерия тревоги по поводу гениталий имеет свою историю в Африке, Азии и Европе)

В китайском буддизме Чан (см.ниже) упоминается дух лисы, когда Линьцзи Исюань сравнивает их с голосами, которые говорят о Дхарме, заявляя: "незрелые молодые монахи, не понимая этого, верят в этих духов-лис.."

Чан - это зарождающаяся традиция дзен-буддизма (японское произношение того же иероглифа, которое является наиболее часто используемым названием школы на английском языке). Чань-буддизм распространился из Китая на юг во Вьетнам под названием Тхин, с севера в Корею под названием Сон, а в 13 веке - на восток в Японию под названием японский дзен.

"Классическая Книга Гор и морей" изображала Девятихвостую Лису как спутницы королевы-матери Запада.

C9D4B416-61E8-4673-ABE1-54C1197C6372.jpeg


В матернистском течении китайских религий спасения она (Великая Мать) является главным божеством и называется Ушенг Лаому (кит. яз. 無る老母; букв. "нерожденная старая мать"), также называемая Вуджиму (無極母; букв. "бесконечная мать"). Под этим названием Сиванму олицетворяет абсолютный принцип реальности, или творческое происхождение всего сущего.
Писатели эпохи Тан называли ее "Золотой Матерью Первой Правительницы", "Золотой Матерью Черепашьей горы", "Она из Девяти Нумин и Великого Чуда" и "Совершенное Чудо Западного Цветения и Высшая Степень, Достойная Пещерной Тьмы". Простолюдины и поэты той эпохи называли ее проще "Королева-мать", "Божественная мать" или просто "Няня" (Ама).

Одним из ее символов является Большая Медведица

Чтобы прочитать этот текст необходимо зарегистрироваться
У вас нет необходимых прав для просмотра вложений в этом сообщении.

Вернуться в «Легенды и мифы Востока ( Китай, Япония, Тибет)»

Кто сейчас на форуме (по активности за 180 минут)

Сейчас этот раздел просматривают: 16 гостей