Капала (тиб. «череп, чаша») — сосуд, сделанный из верхней части человеческого мужского черепа, используемый для ритуальных целей как в индуистской, так и в буддистской тантре. В Тибете они зачастую богато украшались золотом и драгоценными камнями. Многие идамы в тибетском буддизме, а также махасиддхи, дакини и стражи Учения изображаются с капалой, как правило в левой руке. Некоторые божества, такие как индуистская Чиннамаста или буддийская Ваджрайогини, изображаются пьющими кровь из капалы.
В индуистской культуре капалика означает носитель чаши-черепа, поклоняющийся Кали или Шиве. Капалики ссылаются на клятву бога Бхайравы принять обет капалы..
В известном романе бенгальского писателя Бенкима Чандра Чаттерджи «Капала Кундала» рассказывается о тайне, окружающей капалик. Повествование в романе идёт о девушке, воспитанной капаликом в полной изоляции от цивилизованного мира. Этот капалик, Агора Ганта, — злой человек, и Капала стала его помощником. Капала должна стать такой же отвратительной, как и её наставник. Несмотря на то, что Капалу воспитывают в атмосфере зла, она изображена как олицетворение человеческой любви и доброты. Захватывающей книгой является популярная адаптация романа для детей под тем же названием, в которой опущены некоторые событий и персонажи из оригинального текста.
Также в в тибетском тантризме используются и целые черепа — мунды. Например, для украшения храмов. А ещё некоторые тантрики их используют в качестве мебели, разумеется, предварительно украсив.
Тибетский буддизм-ламаизм, как известно, испытал на себе серьёзное влияние древнего тибетского же шаманизма бон и шиваитского тантризма. Это сказалось в частности на любви лам к черепам и прочим костям, особо человеческим. Из них ламаисты делают даже ритуальные музыкальные инструменты ганлин и дамару.
Ганлин - флейта, необходимая для тибетского обряда Чод ((тиб., букв. «отсекать») — эзотерич. церемония тиб. буддизма; выполняется лишь после интенсивной подготовки под руководством учителя; цель обряда — «отсечь» связи и развалить иллюзию двойственности сансары, или «мира рождений и смерти», и нирваны, или «освобождения»; впервой стал практиковаться в школе шиджед.). Дуя в ганлин, лама отсекает желания бренной плоти и неподлинного ума, приближается к Пустоте. Делают ганлин из берцовой кости человека, но не любого человека, а сугубо из берцовой кости девственницы, погибшей насильственной смертью или в результате несчастного случая. В передней части ганлина делают две дырки, называемые лошадиными ноздрями. Ганлин не делают из девственниц,тем более умерших насильственной смертью.Сама практика называется Чод,в принципе это целое учение.Так или иначе оно практиковалась в разных тибетских школах,но собрала и упорядочила учение Мачиг Лабдрен.Поэтому она считается основоположницей.Сам ганлин не отпугивает злых духов.Правильнее сказать,что он их призывает и усмиряет.Впрочем,злые духи или демоны для буддизма-это не внешние проявления, а внутренние качества самого человека. Это не берцовая, а все таки бедренная кость.И рая в буддизме нет.
Звук этой ритуальной флейты должен напоминать ржание мистического коня, уносящего истинный ум адепта в рай Сукхавати(в переводе — Счастливая страна, в буддийской мифологии — рай, управляемый буддой Амитабхой, где обитают бодхисатвы).
Более ясное пояснение предназначения ганлина – он отгоняет злых духов.
Тибетский буддизм долгое время испытывал на себе воздействие тибетского шаманизма. Это влияние сказалось на многих сферах, но больше всего это повлияло на музыкальные инструменты для ритуалов. Инструменты эти в основном сделаны из костей человека и животных. Одним из самых интересных инструментов является канглинг (ганглин) — необычная флейта, которая необходима для тибетского ритуала Чод. Само слово «чод» в переводе означает « отсечение». Основательницей школы Чод была МачигЛабдрон — тибетская йогиня, которая практиковала отсечение от привязанностей, на основании практики шаманских знаний бон и традиций дзогчен. На пути к великому просветлению практикующий этот обряд отсекает у себя все чувства и мирские привязанности. Проводится этот обряд обычно ночью в пустынных местах – в горах, пещерах, а также на кладбищах. Адепт дует в канглинг, тем самым вызывая духов трех миров, и предлагает им собственное тело в качестве подношения. Тот, кто выдержит это испытание, навсегда избавится от страхов и обретет пробуждение. Просто так дуть в канглинг строго-настрого запрещается.
На фронтальной поверхности флейты находится два больших отверстия, которые напоминают лошадиные ноздри. Именно при помощи этого звука разум практикующего обряд уносится в рай Сукхавати.
Ритуальный инструмент изготавливается из бедренной или берцовой кости человека, а оправой для нее зачастую служит серебро. Для того чтобы изготовить правильный канглинг нужно знать некоторые особенности и правила. Желательно, чтобы двуглавая бедренная кость была белого цвета, но в крайних случаях можно использовать и пятнистую. Старая кость темно-серого цвета ни в коем случае не подходит для изготовления инструмента. Кость подбирается не прямая, а немного изогнутой формы. Звук будущего инструмента должен быть мягкий и легко извлекаться. Считалось, что женские кости производят более отчетливый звук. Различные серьезные дефекты на кости, говорят о том, что для канглинга она скорее всего не подойдет.
Для ритуала больше всего подходят кости человека от 16 до 60 лет. Особо ценным материалом считается кость того, кто умер молодым и не совершил тяжелейших преступлений, например убийство родителей. Если кость взята из правой ноги человека, то ее называют канглинг дака. А если из левой ноги, то канглинг дакини. Категорически запрещено использовать кости сумасшедших, садистов, самоубийц и психически неуравновешенных людей. Также считалось, что если использовать кости родителей или родственников, то это прибавит положительной энергии в будущей жизни умершего.
При совершении ритуала Чод для мужчин лучшим будет канглинг из кости человека, который погиб в бою или от оружия. Для женщины же идеальным вариантом является кость добродетельной женщины.
Крайне нежелательно делать канглинг из рогов и костей животных, так как духи, которые услышат этот звук инструмента, могут быть озадачены необычным оттенком звучания. Это может спровоцировать их злость и недовольство. А место, где прозвучал этот канглинг, может стать навсегда проклятым.
Дамару — двойной барабан из верхних частей двух человеческих черепов — мужского и женского, пришёл в тибетский тантризм из шиваизма и символизирует первичный звук Вселенной
Добавлено спустя 1 минуту 24 секунды:
П.с. Источник Сеть.
На последнем загруженном фото, так же Капала.