Змей Шэм Кишке

Описание: Мифологические представления финно-угорских народов. Балты

Unnr F
Автор темы
Unnr F
Автор темы
Репутация: 6796 (+6989/−193)
Сообщения: 7771
Зарегистрирован: 2 октября 2015
С нами: 8 лет 6 месяцев

#1 Unnr » 28 декабря 2022, 20:04

КИШКЕ ОН.
Повелитель змей. Кишке Он обычно представляется людям в виде необычайно крупной белой змеи, способной издавать при движении характерный громкий свист. Поэтому в некоторых деревнях его называют Свистящей Белой Змеей (шушкышан ош кишке). Кишке-Он имеет свое определенное местообитание, называемое Кишке Шуе (Змеевник). В ряде марийских мифов, персонажем которых является змей, фигурирует старик. Он печется о змеях, выступает их верховным властелином. По его свисту змеи прилетают со всех сторон. Вполне возможно, что основой этому персонажу послужила антропоморфная ипостась Кишке-Он.

КИШКЕ САКМАТ.
Повелитель ядовитых водяных змей. Кишке-Сакмат существо подводное, способное двигаться только задом наперед. Вообще, в этом плане, это широко распространенный ящероподобный мифический образ, известный коми-пермякам, а также многим угро-сибирским народам. Там он выступает в роли хтонического духа, стремящегося подняться на небо, чтобы свои телом закрыть его от людей и уничтожить небожителей.

КИШКЕ ШУЕ (ЗМЕЕВНИК).
Жилище Кишке-Он. Может быть подземным, вроде пещеры, или вообще находиться в мире духов, отыскать вход в который может лишь тот, кто отведал сердца белой змеи.

ШЭМ КИШКЕ.
Один из устойчивых персонажей магических формул, некая черная змея, прикованная ко дну черного озера (Шем Ер).
В представлении марийцев, культ змеи пронизывает широкий круг предметов и явлений, как природы, так и социальной жизни. Основу многих элементов культа змеи составляют знания и наблюдения над окружающим миром («деревенская магия», традиционные методы лечения, народная медицина). При этом данный комплекс эмпирических знаний нельзя рассматривать в отрыве от мифологического восприятия действительности, которое часто искажало ее: так, например, к змеям марийцы относили также ящериц. Многие внутривидовые различия принимались за отдельный вид, поэтому количество различных видов змей, согласно заговорным формулам, достигало 81 («индэш, индэш турло кишке»). Народная классификация этих пресмыкающихся исходила из представления о «добрых» (безвредных) и «злых» (не обязательно ядовитых, но приносящих беды) змеях.

К первой группе относили: «кумыж вуян кишке» (берестоголовая змея) - уж; «ола кишке», «сур кишке» (пестрая змея) - серая змея, разновидность гадюки; «шопке кишке» (зеленоватая, цвета осины змея), - скорее всего одна из разновидностей ужа; «ош-кишке» (белая змея) - змея-альбинос.
Вторая группа включала в себя: «шэм-кишке» (черная змея) - уж гладкий, «той-кишке» (бронзовая змея) - ящерица-медянка.

Змеи, как естественный биологический ресурс активно использовались в лечебной магии. Их мясо, жир, кровь, сердце, кожа, яйца шли на изготовление мазей и компонентов для различных снадобий. Однако эта внешняя «приземленность» культа отнюдь не свидетельствует о его чисто утилитарном значении. Основу тотемизма несло в себе представление о якобы существующей магической связи между человеком и змеей. Согласно поверьям, люди, как и змеи, весной «сбрасывают» залинявшую кожу. Однако увидеть ее способны лишь последние. Широкое распространение в магии получила имитация передачи свойств змеиной кожи человеку, проявившаяся в уверенности в том, что при наличии специальной «заплатки» можно восстановить («заштопать») кожные покровы (тумышыжо лиеш гын, ургышыжо пеленжак). Многие кожные заболевания, ожоги и раны, заболевания внутренних органов лечились змеиным жиром. Для этого жир растапливали и обмазывали им поврежденные участки кожи, при внутренних заболеваниях принимали вовнутрь. Считалось, что змеи без особых причин человека не трогают. Исключение составляли, так называемые, «казле кишке» и «имле кишке».
По поверьям марийцев Башкирии, в случае укуса змеи на ране оставался «змеиный зуб» («кишке пÿн»). Для его «вытягивания» на место укуса прикладывалась внутренней стороной разрубленная пополам курица, которую затем сжигали. Со змеиной семантикой связаны названия некоторых заболеваний, преимущественно кожных: «кишке шинча» (змеиный глаз) - шипица, для лечения применяли кислое тесто, гриб-навозник («шишке понго»); «кишке йылме» (змеиный язык) - определенная стадия чесотки (и) или разновидность экземы, запущенные формы различных гнойничковых болезней. Некожные заболевания: «кишке котырме» - дифтерит, «кишке Мужо» - психическое расстройство. В заговорных формулах марийцев выделяются следующие мифические змеи: черная и черноголовая, белая и белоголовая, медная и медноголовая, серебряноголовая змея с переливающейся различными цветами головой, змея с колоколовидной головой.

Характерным моментом представляется наличие в этой своеобразной классификации гигантских змей и змей-драконов. Среди них можно назвать: азырен кишке, аждага (заимствованный из башкирского фольклора образ), Шуран Кишке (Рогатая Змея), Азле Кишке (Свирепый Змей), Азырен Кишке (Змея Азырена, духа смерти, младшего брата Куго-Юмо, о нем смотреть ниже), Куго Кишке (Большой Змей).

Наконец, особняком нужно отметить Повелителя Змей Кишке Он, и Кишке-Шар, Змею-Волос или Волосянку. Из текстов заклинаний видно, что многие мифические змеи обитают на дне рек, озер, морей. Один из устойчивых персонажей магических формул - некая черная змея (Шем-Кишке), прикованная ко дну черного озера (Шем Ер). Вера в водное змеиное царство хорошо отражена в возрениях о «шаркишке», волосянках, которые представляют собой существа, возникающие из упавших в воду человеческих волос с корнем, щетины, шерсти животных. Шар-Кишке (или Кишке-Шар) при попадании на здоровую кожу впиваются в нее и вызывают различные заболевания. Считается, что Шар-Кишке появляется под воздействием злого существа вÿд Ия (водяного) или Кишке Сакмата, Змеиного Духа (образ, в какой-то мере синонимичный фигуре Повелителя, но в отличие от него, не выступающий в антропоморфном облике). Поэтому в заговорах направленных на излечение «шаркишке», сообщается, что они подвластны духам вод, змей или Кишке Он. Иногда вместо водяного упоминают Кишке-Ава, Мать-Змею. Примечательно, что Кишке-Сакмат - существо подводное, способное двигаться только задом наперед. Вообще, в этом плане, это широко распространенный ящероподобный мифический образ, известный коми-пермякам, а также многим угро-сибирским народам. Там он выступает в роли хтонического духа, стремящегося подняться на небо, чтобы свои телом закрыть его от людей и уничтожить небожителей.
В заговорах некоторые змеи также причисляются к существам подземного мира. Из их содержания видно, что Юмо держит взаперти Шем-Кишке в 77-ом подземном мире. Кроме нее под землей обитает Белая Змея, Змей Азрека и 77-головая Аждага (число 77 - магическое).

Сущность змеи как существа подземного проявляется в ряде поверий, бытующих у марийцев Башкирии. Считалось, что если человек, увидев «черную змею», не убьет ее, то она после его смерти устроит жилище на его груди. Девушке, не проткнувшей при жизни мочки ушей, грозило, что ей на том свете на уши вздернут змей. Чтобы предохранить умерших от всевозможных козней на небесах, в могилу с покойником клали рябиновые ветви.
Встреча со змеей могла принести счастье, но лишь в том случае если человек становился обладателем ее «рога». Рожки двурогой змеи, напротив, доставляли их владельцу одни неприятности. Для использования змеиные рожки, «кишке шур» (речь шла вероятно о каких-нибудь аномальных костяных выростах на черепе) ложили в муку, хранящуюся в амбаре, а также в муку, отправляемую с невестой в дом жениха во время свадьбы. Считалось, что они обладают целебными свойствами. При тяжелых родах женщине давали пить воду, предварительно обмакнув в нее змеиные рожки. Также использовали рожки серебряноголовой змеи, которые помещали в воду, а потом ежегодно окропляли этой водой членов семьи и домашний скот, сберегая его от возможной порчи.
Змея нередко выступала в качестве атрибута увер. Колдуньи в полной мере владели искусством заклинания змей (кишке ю - змеиная мудрость). Они прибегали к помощи подводных сил: Вÿд Ия, Кишке Сакмат, могли наслать на человека болезни. Одной из них является болезнь «кишке Мужо», вызывающая галлюцинации. При этом некоторые люди могут преследоваться днем и ночью змеями, которые жалят, душат, лезут внутрь их, сосут кровь. Некоторые Юзо с целью ограждения себя от чар других колдунов ели мясо змей или окропляли свою одежду змеиной кровью. Также колдуны активно использовали «кишке-ю» для злонамеренных действий в отношении коров, отнимая у них молочные травы, насылая порчу. Наиболее часто коровы были подвержены колдовским чарам весной, в дни первого выгона стад на луга. Поэтому, выпуская домашний скот на выпас, выпекали специальные лепешки для «Вÿта Оза» (Хозяина Хлева), окуривали скотину можжевельником. Иногда, в просверленное в рогах коровы отверстие засовывали кусочек змеиной кожи.
Для лечения «шаркишке» знахари сперва устанавливали род (пол) Шар-Кишке. Потом определяли, имеет ли болезнь «природное» происхождение, то есть вызванное вмешательством потусторонних сил без прямого участия человека, или вызвано целенаправленной порчей какого-нибудь колдуна. Только после этого приступали к определенному виду «исцеления».

Для лечения «кишке мужо»; существовал особый заговор: «Если злой враг-колдун сумеет за одну секунду из трех своих волосинок сплести лестницу до 77 небесного царства, подняться по ней на самый верх и там с Куго-Юмо сумеет обсудить 77 дум и заколдовать его, наслав на него Кишке-Сакмат, то лишь тогда пусть сможет вызвать эту болезнь у (следует имя человека, для которого читается заклинание)».
Чтобы получить сверхъестественные знания о природе, о зверях и птицах, травах и плодах, знахари должны были съесть змеиное сердце.
Наиболее главным и существенным доказательством происхождения марийской религии от тотемного в своей основе культа змеи представляется комплекс верований и обычаев, связанных с существованием, так называемых, домовых (усадебных) змей. Согласно традиционным воззрениям домовая змея («сурт кишке») имеется в каждом доме, живет в каждой усадьбе. Сурт-кишке, по мысли Калиева, выступает в роли реального существа, символизирующего дух родоначальника, далекого предка, основавшего на этом месте усадьбу. Этот образ послужил основой для таких мифологических персонажей как «сурт оза» (хозяин усадьбы), «сурт кува-кугыза» или «суртно-кува», «суртно кугыза» (старик и старуха усадьбы, старейшины усадьбы), «сурт Кугыза» (отец усадьбы), «сурт Ава» (мать усадьбы). Сурт Кишке выполняет роль своеобразного хранителя усадьбы от различных несчастий. Этим объясняется традиционное отношение марийцев к змеям, встречающимся недалеко от жилища. Так обнаружив возле дома или на территории усадьбы мертвую змею или убив ее нечаянно, домохозяева хоронили ее во дворе, на том месте, куда не могли попасть нечистоты.
Считалось, что Сурт Кишке бессмертна, в случае переселения семьи змея следовала за ней, не оставляя ее без защиты. Поэтому главной целью обрядового захоронения змеи было желание оживить ее с помощью земли. Здесь мы уже находим влияние аграрного культа умирающей и воскрешающей природы. Домовая Змея живет под печкой, порогом в тех местах, которые имели особую значимость при проведении многих семейных торжеств. Сурт-Кишке считалась воспитателем малолетних детей. Родители могли оставить ребенка одного дома, если были уверены, что их жилище находится под покровительством Сурт-Кишке. Считалось тягчайшим преступлением убить змею - в этом случае ожидали смерти старшего в доме, что значило гибель единственного кормильца.

Источник Сеть

Вернуться в «Фино-угорская мифология и балты»

Кто сейчас на форуме (по активности за 180 минут)

Сейчас этот раздел просматривают: 15 гостей