Особые шаманы

Описание: Чукчи, эскимосы, ненцы и прочие..

Unnr F
Автор темы
Unnr F
Автор темы
Репутация: 6817 (+7010/−193)
Сообщения: 7789
Зарегистрирован: 2 октября 2015
С нами: 8 лет 7 месяцев

#1 Unnr » 9 октября 2017, 1:00

Среди народов: чукчей, коряков, ительменов, эскимосов, алеутов – существовали особого рода шаманы, превратившиеся в женщин и ведущие соответствующий женскому полу образ жизни.

Спойлер
Будущий шаман осознавал себя женщиной после призыва духа, который звался «кел». Это происходило обычно в подростковом возрасте и становилось начало шаманского посвящения. Смена гендерной принадлежности в чукотском языке имела особое название, которое переводится как «мягко-человеческое бытие», а таких людей называли «мягкими мужчинами». Человек, к которому был обращен призыв духа, менял прическу на женскую, начинал носить женскую одежду, затем он начинал выполнять все женские работы, и даже приобретал характерное женское произношение. «Мягкий мужчина» может выйти замуж, при этом совершается обычный для чукчей обряд свадьбы. «Такие союзы бывают очень прочны, - отмечает Богораз, - и часто длятся до смерти одного из супругов».

Будущий шаман осознавал себя женщиной после призыва духа.
Превращение было событием довольно редким. Известный этнограф В. Г. Богораз среди трех тысяч приколымских чукчей нашел лишь пятерых мужчин, поменявших пол. Случаев обратного превращения, когда женщина стала мужчиной, Богораз упоминает всего два.

Богораз отмечает, что порой превращение было неполным. Один из его знакомых чукотских шаманов с юности по приказу духа носил женскую одежду, однако не стал в социальном плане женщиной, а напротив имел жену и четырех детей.

Ученые предлагали разные объяснения этой традиции. Богораз предполагал, что первоначально шаманская функция принадлежала женщинам, и мужчины, становясь шаманами, должны были демонстрировать свою принадлежность к женскому полу. Мирча Элиаде подчеркивал, что андрогинность воплощает единство магических сил, свойственных мужскому и женскому началам, и считал, что шаманский трансвестизм связан именно с идеей андрогинности.

Действительно, в традиционной культуре чукчей превращенный шаман не до конца становился в социальном плане женщиной. Представления чукчей рубежа XIX – XX веков о месте женщины в обществе иллюстрируются записанной Богоразом пословицей: «Раз ты женщина, то молчи». В то же время мужчина, ставший женщиной, не только имел право высказывать свое мнение, но и его приказы окружающие должны был выполнять без возражений. Можно отметить также, что превращенные шаманы, считаясь во всем женщиной, носили мужское имя.

Однако превратившиеся в женщин шаманы не претендовали на лидерские позиции в обществе. Как правило, они отличались скромностью, даже застенчивостью. Порою они подвергались насмешкам со стороны окружающих. «Насмешки передаются, конечно, шепотом, - пишет Богораз, - так как туземцы боятся превращенных людей гораздо больше, чем обычных шаманов».

Дело в том, что невысокий социальный статус «мягких мужчин» сочетался с большим могуществом в сфере сакрального. Их считали самыми сильными шаманами и боялись, что они могут наслать болезнь или как-то еще повредить человеку. Вера в могущество таких шаманов отразилась в записанной Богоразом чукотской сказке:
«Наблюдая за ним, жена его брата сказала с явной насмешкой: «Кажется, этот, в женских штанах, не принесет много пользы». «Превращенный человек» обиделся и ушел в земли коряков, многих из которых сумел победить, забрав их стада оленей. После этого он вернулся в родное стойбище и сказал своим родственникам: «Теперь вы видите, что мог добыть для вас одетый в женские штаны»

Трансформация тела шамана, проходящая при его посвящении,- это рассекание ..

Оставляют соискателя в юрте одного без еды на несколько дней, мимо ходить –запрещено. Тем временем его душа – отлетает на небо, где его учат. Затем варят его мясо. Лежит он полумертвый, а мужики песни поют – будет, будет шаман нас выручать..
На шамана, лежащего без чувств, со всех сторон устремлялись духи, изо рта его шла белая пена, а все тело покрывалось сильными кровоподтеками.
Едва дыша, он лежал полумертвый, в то время как духи занимались поеданием его плоти, разбрасывая кости по путям-дорогам.
Зацепляя железным крючком, они разрывали плоть, отделяли суставы, выскребая мясо и удаляя из тела соки.
Оба глаза они вынимали из впадин и клали отдельно, а по окончании этой трапезы, имеющей аналоги в тибетском ритуале Чод, в русских сказках о Бабе Яге и даже в «Житии святого Антония» – духи складывали кости вместе и сшивали остатки тела, составляя из них нового человека.

Теперь уже это был шаман, переживший второе рождение и во многом отличный от обычных людей, «живущих по плоти и мыслящих лишь плотское».

Вернуться в «Легенды и мифы народов Севера»

Кто сейчас на форуме (по активности за 180 минут)

Сейчас этот раздел просматривают: 4 гостя