Танец Осуохай или как сотни якутов парят в воздухе

Описание: Чукчи, эскимосы, ненцы и прочие..

Михриниса F
Автор темы
Аватара
Михриниса F
Автор темы
Репутация: 351 (+355/−4)
Сообщения: 240
Зарегистрирован: 24 июня 2021
С нами: 2 года 9 месяцев

#1 Михриниса » 18 августа 2021, 23:39

Круговой танец Осуохай. Этот танец отражает культ Солнца и Неба. Танцуя этот ритуальный хоровод и повторяя слова за запевалой, ритмично двигаясь по направлению Солнца, люди возносились к небесам: очищалась душа, все невзгоды оставались позади, а впереди ждали удача и успех.

Круговой танец Осуохай уходит своими корнями в глубокую древность и восходит к религиозным верованиям древних саха. По утверждению профессора Н.Е.Петрова, осуохай возник как магический ритуальный круговой хоровод солнцепоклонников:
Вероятно, с возникновением религии, связывающей земную жизнь с космической, он стал обрядовым и массовым хороводом грандиозных тенгрианских (от тенгри – тангара) религиозных праздников типа якутского ысыаха у народов Азии.

WhatsApp Image 2021-08-18 at 23.29.29.jpeg


В словах древнего танца заключались моления - Алгысы, обращенные к Божествам-покровителям рогатого и конного скота, Божеству Джесегей, Иэйиэхсит, к духам-хозяевам природы - Иччи, а также воспевание красоты Природы и Мироздания, разных времен года.

Круг осуохая может включать более ста, на больших ысыахах – до тысячи танцующих. Это называется тюсюлгэ. Размером тюсюлгэ, его широтой определяется талант запевалы осуохая.

Танцующие, взяв друг друга под руки, с левой ноги начинают размеренные шаги по движению солнца.

В осуохае есть такие понятия, как хаамыы үҥкүү - танец-шагом, и в кульминационной части танца как көтүү үҥкүү – танец-полет, танец-воспарение.
Осуохай в ритме «дьээ-буо» начинается с размеренного шага, затем идут движения в ритме мотива дэгэрэн, движения, шаг постепенно переходят в көтүү – полет.

Для кругового танца осуохая главной фигурой является запевала, без которого нет хоровода. Знаменитые запевалы прошлого были особо одаренными людьми, владеющими магией слова и продолжателями дела белых шаманов, служивших для связи жизни земной с космической. Они пользовались большой популярностью и любовью народа.

Запевала – это поэт-импровизатор, неутомимый танцор, тойуксут и певец, наделенный сильным якутским народным голосом.

Талант запевалы осуохая определяется на основе нескольких критериев: во-первых, красотой и силой голоса, возможностями его кылысаха, во-вторых, богатством используемых изобразительных средств языка, силой воздействия на слушателей, в-третьих, соразмерностью движений и пения, пластичностью танца. Таким образом, действительно, осуохай обладает синкретичностью, объединяя в себе три вида искусства: музыку, танец и поэзию.

WhatsApp Image 2021-08-18 at 23.33.54.jpeg


В тюсюлгэ танцующие должны точно повторять слова и мотив запевалы. В центральных районах вслед за запевалой повторяют все. В вилюйских районах пение запевалы вначале подхватывают те, кто в тюсюлгэ находится рядом с ним. Это, возможно, объясняется тем, что в вилюйских тюсюлгэ из-за большого размера и ширины круга танцующих осуохай запевалу могло быть плохо слышно.

Очень интересное видение Осуохая у Светланы Мухоплевой – одного из зачинателей, старшего научного сотрудника сектора якутского Института гуманитарных исследований и проблем малочисленных народов Севера:

Осуохай - это круговой танец, возникший как танец, сопровождающий заклинательные и ритуальные песни. И как свидетельствует их содержание, осуохай представлял собой коллективное ритуальное действо, связанное с молениями божествам Айыы. Предположительно, такие круговые танцы совершались только родами, берущими начало от первопредка саха - Элляя. И назывались они просто YНКYY (танец) – «ХАМЫЫ YНКYY» (танец шагом), «КЫМЫС YНКYYТЭ» (кумысный танец) (корень слова «YНКYY» - YН в переводе с якутского означает моление).

Ысыах, как культ единения человека с Природой, торжества и радости жизни и Осуохай, воспевающий красоту Мироздания, хоть и с изменениями дошли до наших дней, возрождаются и приобретают свои сакральные черты…

Прошли века, но все так же шелестят молодой свеже-липкой листвой белоствольные березы, заливается над полями голосистый жаворонок, по вечерам стелется сладко-терпкий дым от дымокуров. И в это божественное время - в день летнего солнцестояния с 21 по 23 июня проводили Ысыах испокон веков.

Первые лучи восходящего Солнца в самый долгий световой день даруют живительную энергию, которой люди заряжаются на весь год, слова молитвы, произнесенные в час рассвета, доходили до небес, находя отклик у могущественных и добрых Божеств.
И начинается Новый круговорот жизни, обновляется энергия Мироздания, человека…
И зерно Добра и Света, заложенное в этот сакральный День, дает свои плоды на всю долгую жизнь…
У вас нет необходимых прав для просмотра вложений в этом сообщении.
Наше раскаяние — это обычно не столько сожаление о зле, которое совершили мы, сколько боязнь зла, которое могут причинить нам в ответ.

Вернуться в «Легенды и мифы народов Севера»

Кто сейчас на форуме (по активности за 180 минут)

Сейчас этот раздел просматривают: 12 гостей