Уицилопочтли и его изображения.
Бога Уицилопочтли особо почитали представители знати. Ацтеки беспрекословно выполняли любые его приказы. Уицилопочтли – «Колибри-Левша» – был главным богом их племени, а также богом солнца, войны, которому приносили кровавые человеческие жертвы. Он являлся богом голубого ясного неба и покровителем охоты. Он ежедневно сражается с силами ночи и тьмы, не позволяя им проглотить солнце. Безобидная птичка колибри в имени божества упоминалась не случайно. У многих индейских племен Центральной Америки и Мексики она олицетворяла солнце.
Обычно бог Уицилопочтли изображался как воин: в шлеме, напоминающем по форме птицу колибри, со щитом, украшенным пятью пуховыми шариками, с луком или с копьеметалкой и дротиками.
Тескатлипока и его «портреты».
Бог с таинственным именем «Дымящееся зеркало» олицетворял зиму, север, ночной ветер и звездное небо. Ацтеки его называли божеством ночи, покровителем разбойников, колдунов, жрецов. Он требовал, чтобы на алтарях богов рекой лилась кровь. Теcкатлипока распоряжался рождением и смертью людей, знал все о каждом и внушал ацтекам священный ужас.
Археологи обнаружили разные изображения бога Тескатлипоки. Поскольку Тескатлипока олицетворял зиму, север, ночное звездное небо, его изображали с черным лицом, покрытым желтыми поперечными полосами, или в виде своего духа-двойника ягуара, чей пятнистый мех напоминал о звездном небе. Особо страшным обликом отличались фигурки, найденные в Теотиуакане – тело без головы, с двумя дверцами в груди, которые то открывались, то закрывались, издавая звук, похожий на стук топора по дереву.
Другие боги и их символы. Среди небольших скульптурных фигур также часто встречаются изображения различных божеств. Ацтеки они изображали богов похожими на людей, но придавали им чудовищные черты, иногда звериные.
Владыку подземного мира Миктлана представляли в виде скелета или человека с черепом вместо головы, его спутниками выступали летучая мышь, паук и сова.
Богиня Коатликуэ носила одеяние из змей. Огромная статуя богини, внушающая страх, сохранилась в столице Мексики. Вместо одной головы на человеческом туловище у Коатликуэ - две змеиные, на шее - ожерелье из отрубленных рук и вырванных сердец, на ногах - острые звериные когти, одежда богини сплетена из свившихся змей.
Бога весенней растительности, любви, цветов, веселья, игры в мяч изображали в виде юноши, сидящего среди цветов и бабочек, со скипетром в руках, увенчанный сердцем.
Бог кукурузы был похож на юношу с наполненной кукурузными початками сумкой за спиной и палкой-копалкой или початками в руках.
Бог солнца изображался в виде юноши с лицом красного цвета и пламенными волосами, чаще всего в сидячей позе, с солнечным диском или полудиском за спиной. Луна выглядела иначе – в виде черного диска или сосуда с водой, на котором находится кролик.
Одно из древнейших божеств в мифологии ацтеков – «Наша Мать» – богиня земли, деторождения и войны, изображалась в виде молодой женщины с ребенком на руках или в белой одежде, с черепом вместо головы (иногда двухголовой), вооружённая копьеметалкой и щитом.
Богиня пресной воды, озер, морей и рек с красивым именем «Она в одежде из нефрита» изображалась в виде молодой женщины, сидящей среди водного потока, в головном уборе из синих и белых лент, с двумя большими прядями волос вдоль щек.
Множество ярких рисунков, рассказывающих об ацтекских божествах и об истории Вселенной, украшают индейские книги-кодексы.
Науаль. Индейцы полагали, что у каждого человека, как и у бога, есть науаль – дух-двойник, покровитель. У Кецалькоатля науалем считался Шолотль, который, по легенде, не захотел умереть, когда все боги пожертвовали собой, чтобы создать Пятое Солнце. У Тескатлипоки науалем был ягуар, у бога солнца – орел. Для определения нагуаля около хижины новорожденного с вечера рассыпали песок, а утром по следам на песке определяли, какое животное является науалем младенца.