Великий Дух

Pixie F
Автор темы, Ученик
Аватара
Pixie F
Автор темы, Ученик
Репутация: 1667 (+1676/−9)
Сообщения: 3916
Зарегистрирован: 16 июля 2020
С нами: 3 года 9 месяцев

#1 Pixie » 29 июня 2023, 8:19

Великий Дух (Great Spirit) — высшее божество в мифологии индейских племён Северной Америки. В мифах играет роль создателя мира и людей. Как правило, представляется нематериальным существом, но в некоторых мифологиях может принимать форму человека, животного, ветра, солнца.

В некоторых мифологиях Великий Дух представляется парными объектами, например, близнецами или мужем и женой. Двойственная форма помогает объяснять существование добра и зла или рождение людей Праматерью.

IMG_9719.jpeg


В мифах о сотворении мира Великий Дух может пользоваться помощью различных животных. Например, в мифологии кроу по его приказу утки достают со дна океана корень и землю, из которых Великий Дух создаёт континент с растениями и животными. Другой распространённый персонаж индейской мифологии, койот, часто служит посланником Великого Духа либо отождествляется с ним, как в мифологии кроу (по другим данным, койот служит всего лишь подменой Великого Духа, чьё имя слишком священно, чтобы произносить вслух).

Мифы делаваров отводят Великому Духу место вождя других духов, помогающим людям в повседневной жизни, при этом сам Великий Дух напрямую в жизнь людей не вмешивается. Сиу считают его жизненной силой, наполняющей и объединяющий всех живых существ: людей, животных и растения.

Чтобы прочитать этот текст необходимо зарегистрироваться

Великий Дух иногда концептуализировался как «антропоморфное небесное божество», бог творения, истории и вечности, который также проявляет личный интерес к мировым делам и может регулярно вмешиваться в жизнь людей.

IMG_9722.jpeg


Считается, что многие люди — «проводниками» Великого Духа (медиумы, шаманы); также считается, что эти люди являются земными посредниками, ответственными за содействие в общении, происходящем между обычными людьми и всем сверхъестественным в целом. Проводник-посредник обязан сохранять духовные традиции общения исключительно для своей соответствующей линии. Духовные лидеры обращаются к Великому Духу в вопросах руководства как отдельными лицами, так и общинами в целом.

Хотя вера в сущность или сущности, известные как Великий Дух, существует во многих коренных американских народах, отдельные племена часто демонстрируют различную степень культурного расхождения. Поэтому существует большое разнообразие в историях, притчах, баснях и пересказах, демонстрирующих порой противоречивые темы и элементы сюжета. Все же все это приписано одной и той же фигуре. Просто разрозненными человеческими культурами.

Индейские народы по-разному называли Великого Духа. Некоторые использовали для него сразу несколько имён. Одними из распространённых были имена, на языке племени означавшие Старик, Человек-Наверху и Всеотец.
• Авонавилона — у зуни;
• Вакан-Танка — у сиу;
• Ваконда — у лакота;
• Гиче Маниту — у алгонкинов;
• Кишелемукон — у делаваров;
• Наги Танка — у сиу;
• Покох — у ютов;
• Таку Сканскан — у дакота;
• Эсаугету Эмисси.

Манитÿ (Ма­ни­то), дух, сверхъ­ес­те­ст­вен­ная си­ла, осн. по­ня­тие в ре­лигиозных пред­став­ле­ни­ях боль­шин­ст­ва ал­гонкиенских на­ро­дов (од­жиб­ве, кри, ал­гон­ки­ны, де­ла­ва­ры, шау­ни).

Маниту обо­зна­ча­лась сверхъ­ес­твенная магическая си­ла, при­сут­ст­вую­щая во всех объ­ек­тах окружаю­ще­го ми­ра (ана­ло­гич­но орен­да у иро­ке­зов, ва­кан у да­ко­та, яхола и хайуйа у мус­ко­гов и др.), а так­же со­ставляю­щие её пер­со­ни­фи­цированныа до­б­рые и злые ду­хи.

До­б­рые ду­хи обыч­но по­ме­ща­ют­ся на не­бе, в воз­ду­хе и на зем­ле (Гро­мо­вая Пти­ца, Че­ты­ре Вет­ра и др.), злые – в под­вод­ной и под­зем­ной сре­де (Ро­га­тый Змей, Ро­га­тая Рысь и др.).

Маниту так­же обо­зна­ча­ют­ся ду­хи-хо­зяе­ва при­род­ных объ­ек­тов (от­дель­но стоя­щих боль­ших кам­ней и скал, пе­щер, во­до­па­дов и т. п.), про­мы­сло­вых жи­вот­ных (на­прав­ляю­щие их к охот­ни­кам, со­блю­даю­щим пра­ви­ла охо­ты), лич­ные ду­хи-хра­ни­те­ли, ко­то­рых че­ло­век об­ре­та­ет в хо­де по­ис­ка ви­де­ний или во сне.

Позд­нее, в зна­чительной сте­пе­ни под вли­я­ни­ем хри­сти­ан­ских мис­сио­не­ров, Маниту пред­ста­ёт в об­раз­ах вер­хов­но­го бо­же­ст­ва (Ки­че Ма­ни­ту, Чи­ша Ма­ни­ту – Ве­ли­кий Дух) и его про­тив­ни­ка (Ма­чи Ма­ни­ту – Злой Дух).

По­слан­ни­ком Ки­че Ма­ни­ту и по­сред­ни­ком ме­ж­ду ним и людь­ми час­то яв­ля­ет­ся Че­ре­па­ха Ма­ки­нак.

В терминологии, связанной с религиоведением, аналогичные природные силы называются маной (термин из этнографии Полинезии). Некоторые исследователи обнаруживают сходство концепции маниту с китайской концепцией ци, что широко используется в популярной культуре нью-эйдж.

Благодаря вестернам Майн Рида и др. для маниту в европейской традиции также укрепился перевод «Великий Дух» и часто неправомерное распространение на верования индейцев, не относящихся к алгонкинам.

Алгонкинская религия признает людей-медиков, которые использовали маниту, чтобы увидеть будущее, изменить погоду и исцелить болезни. Чтобы общаться с духами и манипулировать маниту,целитель вступал в транс, вызванный пением, танцами, ударами барабанов или использованием галлюциногенов. Нецелители также могут взаимодействовать с духами, приступая к «поиску», с помощью молитвы, поста, и/или удаляясь из общества других. Человека, который претерпевал «поиски зрения», посещало "животное, голос или объект", который становилось его духом-хранителем.

IMG_9723.jpeg


Маниту, сродни ирокезской оренде, воспринимается алгонкинскими народами как духовная и фундаментальная жизненная сила. Практикующие считают, что он вездесущ; проявляется во всех вещах, включая организмы, окружающую среду и события, как индуцированные человеком, так и другие.

IMG_9725.jpeg


Чтобы прочитать этот текст необходимо зарегистрироваться

В духовности Лакоты Wakan Tanka (Wak̍áŋ T̍áŋka) - это термин для священного или божественного и обычно переводится как "Великий Дух", а иногда и как "Великая Тайна".

Ваканг Тангка можно интерпретировать как власть или святость, которая живет во всем, напоминая некоторые анимистические и пантеистические убеждения. Этот термин описывает каждое существо и объект как вакхаванг ("святой") или имеющий аспекты, которые являются вакангом. Элемент Танка или Тангка соответствует "Великий" или "большой".

Чтобы прочитать этот текст необходимо зарегистрироваться

Оренда — духовная энергия, присущая людям и их окружению. Это «чрезвычайная, особенная невидимая сила, в той или иной степени пронизывающая все живое и все неодушевленные природные объекты как передаваемая духовная энергия, способная проявляться в соответствии с волей ее обладателя».

Оренда - это коллективная сила энергий природы манифистирующаяся через живую энергию всех природных объектов: оживленных и неодушевленных.

Оренда присутствует в природе: говорят, что штормы обладают орендой. Существует сильная связь между молитвами, песнями и орендой. Через песню птица, шаман или кролик выводят в окружение «оренда».

Чтобы прочитать этот текст необходимо зарегистрироваться

IMG_9721.jpeg
У вас нет необходимых прав для просмотра вложений в этом сообщении.

Вълчица
Аватара
Вълчица
Репутация: 2689 (+2693/−4)
Сообщения: 2163
Зарегистрирован: 27 мая 2019
С нами: 4 года 11 месяцев

#2 Вълчица » 29 июня 2023, 9:28

Как же похожи легенды о Начале Времён, Первобогах, Душе и другие у автохтонных народов! good
Добро есть зло, зло есть добро. Летим, вскочив на помело!

Pixie F
Автор темы, Ученик
Аватара
Pixie F
Автор темы, Ученик
Репутация: 1667 (+1676/−9)
Сообщения: 3916
Зарегистрирован: 16 июля 2020
С нами: 3 года 9 месяцев

#3 Pixie » 29 июня 2023, 10:50

Вълчица писал(а):Как же похожи легенды о Начале Времён, Первобогах, Душе и другие у автохтонных народов! good
А мне так нравится это. Сначала поражалась, потом недоумевала, может ли такое быть, а счас все просто в копилочку. Laie_11 Восторг!


Вернуться в «Ацтеки, инки, майя»

Кто сейчас на форуме (по активности за 180 минут)

Сейчас этот раздел просматривают: 8 гостей