Культ предков майя

Unnr F
Автор темы
Unnr F
Автор темы
Репутация: 6796 (+6989/−193)
Сообщения: 7771
Зарегистрирован: 2 октября 2015
С нами: 8 лет 6 месяцев

#1 Unnr » 6 декабря 2022, 23:09

Культ предков нашел достаточно широкое отражение в мировой этнографической литературе. Особенно много данных на этот счет было собрано на островах Океании и в Африке. «Видное место в религии папуасских племен,— пишет С. А. Токарев,— занимает почитание предков и связанный с ним культ черепов. Например, у населения Порта-Дорэ (северо-восток Новой Гвинеи) есть так называемые „корвары": деревянные фигуры предков, куда вкладываются настоящие черепа». По мнению подавляющего большинства исследователей, культ предков — наиболее характерная и яркая черта религиозных воззрений населения Тропической Африки. «Культ предков исторически вырос, несомненно, на основе патриархально-родового строя... По мере выделения индивидуальной семьи культ предков принимал и семейные формы...

Наконец, в связи с укреплением племенных и межплеменных союзов и образованием примитивных государств развился и племенной и государственный культ предков — обожествление предков вождя, царей... Этот культ тесно связан с родовым и семейным культом предков (разница та, что первый был публичный, а второй — частный, домашний)».

Для того чтобы проиллюстрировать высказанные выше положения, можно сослаться на этноисторические материалы африканского племени Баганда (Буганда). «Особенно сложные и пышные формы,— отмечают исследователи,— принял культ духов-предков в царском роде. Смерть и погребение царя-кабаки были сопряжены с длинной цепью церемоний.
Описание:
Спойлер
Труп царя подвергался копчению до высушивания, затем его хоронили в деревянной гробнице, окруженной оградой. В древние времена убивали приближенных и рабов и хоронили их вместе с царем. Второй цикл похорон состоял в том, что от черепа отделяли нижнюю челюсть умершего царя, которую украшали и сохраняли. Считалось, что умершие цари продолжают свое правление. Их духи почитались как боги. Каждому умершему возводился особый поминальный храм, в котором якобы обитал его дух (здесь хранилась его челюсть)... При храме находился верховный жрец и жрец-медиум, научившийся еще при жизни умершего подражать его голосу. Живой царь часто обращался за советом к умершему отцу или деду, т. е. получал прорицания от его духа.
К приходу царя челюсть умершего помещали на трон, царь обращался к ней с вопросом, называя ее „отец". Медиум подготовлялся заранее: курил крепкий табак, пил одурманивающее снадобье и, приведя себя в состояние транса, начинал изрекать „прорицания". Бормотания медиума интерпретировались находящимся здесь верховным жрецом».
Индейцы-тараумара, живущие на севере Мексики, для испрашивания дождя во время засухи обращаются за помощью к духам предков, устраивая на их могилах обильные жертвоприношения.

Культ предков на уровне простой земледельческой общины хорошо описан этнографами для майя-чорти, живущих на территории горной Гватемалы и Гондураса. Празднество в честь предков — «Цикинь — отмечается чорти в ноябре, во время почти 100-дневного перерыва в сельскохозяйственных работах, и является строго обязательным для каждой семьи, несмотря на большие материальные затраты.
Описание:
Спойлер
«Цикин» проводится всегда в доме главы семьи, куда собираются в назначенный день все близкие родственники. Они приносят с собой множество продуктов и готовят обильное пиршество для предков. Перед домашним алтарем ставят праздничный большой стол, где каждому покойнику отводится свое определенное место. Там же на сиденья кладут комплекты новой одежды в зависимости от пола и возраста умершего. Когда все приготовления закончены, собравшиеся поют хором специальную песню-молитву и приглашают покойных родичей принять участие в пиршестве. Затем все выходят из дома, плотно закрывают двери и ждут снаружи в благоговейном молчании. По поверьям чорти, в этот самый момент в доме собираются духи умерших предков. Они надевают новые одежды, едят, пьют и курят, радуясь тому вниманию, которое уделено им со стороны живых родственников. Затем, через определенное время, к пиршеству мертвецов присоединяются и живые. Считается, что духи предков приходят к людям и в горе, и в радости, они охраняют семью от бед и напастей, помогают во всех работах и начинаниях и содействуют небесным богам в посылании на землю обильных дождей и тем самым обеспечению хорошего урожая.
Много интересных материалов о культе предков собрали во время своих полевых исследований 50—60-х годов нашего века в горном Чьяпасе (Мексика) у майя-цоциль и майя-цельталь этнографы США. В Синакантане — одном из главных центров майя-цоциль — наиболее важными лицами в местном пантеоне были обожествленные предки (totilme iletik — «отцы-матери»). Они, по представлениям индейцев, выглядят как пожилые люди и обитают внутри гор и холмов. Индейцы регулярно приносят духам предков различные дары и устраивают в их честь пышные церемонии. Боги-предки, как считается у майя-цоциль, могут и наградить, и наказать человека в зависимости от его поведения. Боги-предки охраняют жизнь своих сородичей, приносят плодородие полям, ниспосылают воду для ростков маиса и жизненных нужд и т. д. Но они же и поражают ударами огненных молний всех отступников и нерадивых, всех, кто не заботится о памяти предков.
Главный наш источник по культуре майя XVI в.— испанский; епископ Диего де Ланда приводит еще более подробное описание культа предков (как предков простых общинников, так и царских) на Юкатане в канун европейского завоевания: «Они погребали [умерших] внутри своих домов или позади их, помещая им в могилу несколько своих идолов; если это был жрец, то несколько книг, если колдун, то его колдовские камни и снаряжение. Обычно они покидали дом и оставляли его необитаемым после погребения. Иначе было, когда в нем жило много людей, в чьем обществе они отчасти теряли страх, который вызывал у них мертвец. Что до сеньоров и людей очень значительных, то они сжигали их тела, клали пепел в большие сосуды и строили над ними храмы, как показывают сделанные в древности, которые встречались в Исамале. В настоящее время бывает, что пепел кладут в статуи, сделанные полыми из глины, если [умершие] были великими сеньорами.
Описание (кровожадное):
Спойлер
Отдельные знатные люди делали для своих отцов деревянные статуи, у которых оставляли отверстие в затылке; они сжигали какую-нибудь часть тела, клали туда пепел и закрывали его; затем они сдирали у умерших кожу с затылка и прикрепляли ее там, погребая остальное по обычаю. Они сохраняли эти статуи с большим почитанием между своими идолами.
У сеньоров древнего рода Коком они отрубали головы, когда они умирали, и, сварив их, очищали от мяса; затем отпиливали заднюю половину темени, оставляя переднюю с челюстями и зубами. У этих половин черепов заменяли недостающее мясо особой смолой и делали их очень похожими [на таких], какими они были [при жизни]. Они держали их вместе со статуями с пеплом и все это хранили в молельнях своих домов, со своими идолами, с очень большим почитанием и благоговением. Во все дни их праздников и увеселений они им делали приношения из своих кушаний, чтобы они не испытывали недостатка в них в другой жизни, где, как они думали, покоились их души и пользовались их дарами.
Судя по иконографии, особым почитанием у майя в классический период помимо черепов предков пользовались и длинные кости ног. На одной из стел Агуас Кальентес I тысячелетия н. э. правитель изображен в торжественной позе с берцовой человеческой костью в руке вместо обычного в таких случаях царского скипетра или другого атрибута власти, что может косвенно говорить о том, что апалогичную функцию (типа скипетра) играл и данный предмет.
Таким образом, накануне испанского завоевания культ предков играл существенную роль в религиозных обрядах майя. Он осуществлялся первоначально в семейных святилищах и внутри домов, так как умерших хоронили здесь же — под полами жилых домов или поблизости от них. Как и все земледельческие народы, майя придавали общению с духами предков весьма большое значение, ожидая от них предсказаний будущего и покровительства во всех делах и начинаниях (хороший урожай, оберегание от болезней и т. д.). Так, в Дрезденской рукописи XII в. бог-покровитель земледельцев в специально отведенные для этого по ритуальному календарю дни совершает обряды на могилах предков и общается с их духами.
При раскопках рядовых жилищ в Вашактуне, Тикале, Алтар де Сакрифисьос, Бартон Рамье и т. д. выяснилось, что захоронения в них совершались многократно, но дом тем не менее продолжал нормально функционировать.

Источник Сеть

Вернуться в «Ацтеки, инки, майя»

Кто сейчас на форуме (по активности за 180 минут)

Сейчас этот раздел просматривают: 11 гостей