Наконец, в связи с укреплением племенных и межплеменных союзов и образованием примитивных государств развился и племенной и государственный культ предков — обожествление предков вождя, царей... Этот культ тесно связан с родовым и семейным культом предков (разница та, что первый был публичный, а второй — частный, домашний)».
Для того чтобы проиллюстрировать высказанные выше положения, можно сослаться на этноисторические материалы африканского племени Баганда (Буганда). «Особенно сложные и пышные формы,— отмечают исследователи,— принял культ духов-предков в царском роде. Смерть и погребение царя-кабаки были сопряжены с длинной цепью церемоний.
Описание:
- Спойлер
- Труп царя подвергался копчению до высушивания, затем его хоронили в деревянной гробнице, окруженной оградой. В древние времена убивали приближенных и рабов и хоронили их вместе с царем. Второй цикл похорон состоял в том, что от черепа отделяли нижнюю челюсть умершего царя, которую украшали и сохраняли. Считалось, что умершие цари продолжают свое правление. Их духи почитались как боги. Каждому умершему возводился особый поминальный храм, в котором якобы обитал его дух (здесь хранилась его челюсть)... При храме находился верховный жрец и жрец-медиум, научившийся еще при жизни умершего подражать его голосу. Живой царь часто обращался за советом к умершему отцу или деду, т. е. получал прорицания от его духа.
К приходу царя челюсть умершего помещали на трон, царь обращался к ней с вопросом, называя ее „отец". Медиум подготовлялся заранее: курил крепкий табак, пил одурманивающее снадобье и, приведя себя в состояние транса, начинал изрекать „прорицания". Бормотания медиума интерпретировались находящимся здесь верховным жрецом».
Культ предков на уровне простой земледельческой общины хорошо описан этнографами для майя-чорти, живущих на территории горной Гватемалы и Гондураса. Празднество в честь предков — «Цикинь — отмечается чорти в ноябре, во время почти 100-дневного перерыва в сельскохозяйственных работах, и является строго обязательным для каждой семьи, несмотря на большие материальные затраты.
Описание:
- Спойлер
- «Цикин» проводится всегда в доме главы семьи, куда собираются в назначенный день все близкие родственники. Они приносят с собой множество продуктов и готовят обильное пиршество для предков. Перед домашним алтарем ставят праздничный большой стол, где каждому покойнику отводится свое определенное место. Там же на сиденья кладут комплекты новой одежды в зависимости от пола и возраста умершего. Когда все приготовления закончены, собравшиеся поют хором специальную песню-молитву и приглашают покойных родичей принять участие в пиршестве. Затем все выходят из дома, плотно закрывают двери и ждут снаружи в благоговейном молчании. По поверьям чорти, в этот самый момент в доме собираются духи умерших предков. Они надевают новые одежды, едят, пьют и курят, радуясь тому вниманию, которое уделено им со стороны живых родственников. Затем, через определенное время, к пиршеству мертвецов присоединяются и живые. Считается, что духи предков приходят к людям и в горе, и в радости, они охраняют семью от бед и напастей, помогают во всех работах и начинаниях и содействуют небесным богам в посылании на землю обильных дождей и тем самым обеспечению хорошего урожая.
Главный наш источник по культуре майя XVI в.— испанский; епископ Диего де Ланда приводит еще более подробное описание культа предков (как предков простых общинников, так и царских) на Юкатане в канун европейского завоевания: «Они погребали [умерших] внутри своих домов или позади их, помещая им в могилу несколько своих идолов; если это был жрец, то несколько книг, если колдун, то его колдовские камни и снаряжение. Обычно они покидали дом и оставляли его необитаемым после погребения. Иначе было, когда в нем жило много людей, в чьем обществе они отчасти теряли страх, который вызывал у них мертвец. Что до сеньоров и людей очень значительных, то они сжигали их тела, клали пепел в большие сосуды и строили над ними храмы, как показывают сделанные в древности, которые встречались в Исамале. В настоящее время бывает, что пепел кладут в статуи, сделанные полыми из глины, если [умершие] были великими сеньорами.
Описание (кровожадное):
- Спойлер
- Отдельные знатные люди делали для своих отцов деревянные статуи, у которых оставляли отверстие в затылке; они сжигали какую-нибудь часть тела, клали туда пепел и закрывали его; затем они сдирали у умерших кожу с затылка и прикрепляли ее там, погребая остальное по обычаю. Они сохраняли эти статуи с большим почитанием между своими идолами.
У сеньоров древнего рода Коком они отрубали головы, когда они умирали, и, сварив их, очищали от мяса; затем отпиливали заднюю половину темени, оставляя переднюю с челюстями и зубами. У этих половин черепов заменяли недостающее мясо особой смолой и делали их очень похожими [на таких], какими они были [при жизни]. Они держали их вместе со статуями с пеплом и все это хранили в молельнях своих домов, со своими идолами, с очень большим почитанием и благоговением. Во все дни их праздников и увеселений они им делали приношения из своих кушаний, чтобы они не испытывали недостатка в них в другой жизни, где, как они думали, покоились их души и пользовались их дарами.
Таким образом, накануне испанского завоевания культ предков играл существенную роль в религиозных обрядах майя. Он осуществлялся первоначально в семейных святилищах и внутри домов, так как умерших хоронили здесь же — под полами жилых домов или поблизости от них. Как и все земледельческие народы, майя придавали общению с духами предков весьма большое значение, ожидая от них предсказаний будущего и покровительства во всех делах и начинаниях (хороший урожай, оберегание от болезней и т. д.). Так, в Дрезденской рукописи XII в. бог-покровитель земледельцев в специально отведенные для этого по ритуальному календарю дни совершает обряды на могилах предков и общается с их духами.
При раскопках рядовых жилищ в Вашактуне, Тикале, Алтар де Сакрифисьос, Бартон Рамье и т. д. выяснилось, что захоронения в них совершались многократно, но дом тем не менее продолжал нормально функционировать.
Источник Сеть