Тотемизм

Pixie F
Автор темы, Ученик
Аватара
Pixie F
Автор темы, Ученик
Репутация: 1638 (+1647/−9)
Сообщения: 3855
Зарегистрирован: 16 июля 2020
С нами: 3 года 8 месяцев

#1 Pixie » 14 апреля 2022, 4:31

ТОТЕМИЗМ (от слова «ототеман», на языке североамериканских индейцев племени оджибве — род его) — одна из ранних форм религии первобытного общества. Впервые термин употреблен Дж. Лонгом (конец 18 века). Основное в тотемизме — вера в общее происхождение и кровную близость какой-либо группы людей с определенным видом животных, растений, предметом или явлением. Возникновение тотемизма обусловлено примитивным хозяйством (охота, собирательство) и незнанием иных связей в обществе, кроме кровнородственных. Тотемом называется животное-предок, его изображение или символ, а также группа людей. Тотем, могучий покровитель людей, обеспечивает их пищей. Тотемизм распространен среди племен Австралии, Северной и Южной Америки, Меланезии, Полинезии, Африки. Пережитки тотемизма сохранились в развитых религиях (бог как отец верующих; причастие как вкушение тела бога), в фольклоре (сказки о брачных и родственных отношениях людей с животными).

ТОТЕМИЗМ (от тотем, на языке североамериканских индейцев племени оджибве буквально - его род) - комплекс верований, мифов, обрядов и обычаев родоплеменного общества, связанных с представлением о фантастическом сверхъестественном родстве между определенными группами людей, с одной стороны, и так называемыми тотемами - видами животных и растений (реже явлениями природы и неодушевленными предметами), с другой. Термин «тотемизм» введен в науку английским путешественником Дж. Лонгом в 1791 году. Наиболее полно тотемизм сохранился у аборигенов Австралии (каждое племя делится на роды, носящие имя своего тотема), однако существовал у обитателей всех континентов. У некоторых племен Австралии материальной эмблемой тотема служили чуринги. Основным видом тотемизма является клановый или родовой тотемизм; другие виды тотемизма - индивидуальный (нагуализм) или половой - редки.

Тотем - чаще всего вид животных - является предметом религиозного почитания данной группы - обычно родовой общины, членам которой запрещается охотиться на него, убивать и употреблять его в пищу; им запрещается также вступать в брак между собой (тотемическая экзогамия). Тотемная группа не только считает себя связанной с тотемом узами кровного родства, общим происхождением от мифических предков полулюдей-полуживотных или полурастений, но и видит в своем тотеме покровителя, защитника и подателя жизненных благ. Отсюда магические обряды, имеющие целью размножение тотема и включающие ритуальное поедание мяса тотема (тотемическое причащение), которое в обычных условиях запрещено, рецитацию мифов и их представление, пляски маскированных или раскрашенных танцоров, подражающих в облике и движениях тотему.

Существует множество теорий, по-разному истолковывающих и объясняющих тотемизм. Если одни исследователи готовы видеть в тотемизме первоначальную форму религии (например, французский социолог Э. Дюркгейм), то другие отвергают религиозный смысл тотемизма, как, например, современный французский ученый К. Леви-Строс, который считает тотемизм примитивной классификационной системой, подсказанной интеллектуальными устремлениями первобытного человека. Больше всех сделал для накопления и публикации фактических данных о тотемизме английский этнограф Дж. Фрейзер, который, однако, сам не сумел дать его объяснение. Наиболее основательные исследования, особенно работы советских ученых (Д. К. Зеленин, А. М. Золотарев, С. П. Толстов, Д. Е. Хайтун, С. А. Токарев и другие), убедительно показывают, что тотемизм - явление стадиально-глобальное. Он представляет собой один из наиболее древних религиозных комплексов, ключ к которому следует искать в кровнородственных отношениях и условиях жизни первобытных собирателей и охотников. Следы и пережитки тотемизма обнаруживаются во всех религиях мира, включая иудаизм, христианство, буддизм, индуизм, ислам и др.

ТОТЕМ (ototeman – принадлежащий к клану, из языка североамериканских индейцев оджибве) – растение или животное, сверхъестественным образом связанное с жизнью группы или индивида. В Африке и Северной Америке в качестве тотема выступают также природные явления (дождь, гром, молния, ветер и т.д.), которые при этом тоже часто символизируются животными. Тотемы бывают групповыми (клановыми), половыми (принадлежащими мужчинам или женщинам клана) или индивидуальными. В случае кланового тотема тотемное животное считается общим пращуром всех членов рода или группы, которые идентифицируют себя с ним. Л. Леви-Брюль, за ним Л. Выготский называли такое соотнесение партиципацией. Важно, что отнесение к тотему не предполагает с необходимостью кровного родства членов группы. Тотемные группы экзогамны, т.е. существует строжайший запрет на половое общение и брак внутри тотемных групп (см. табу). Наряду с табу инцеста (экзогамия) существует запрет для членов клана охотиться на тотемное животное и убивать его. Существует также запрет на поедание тотема, который нарушается только в ритуальном порядке во время торжественной, т.н. тотемной, трапезы. К тотему взывают о помощи во время бедствий: войн, болезней, катастроф. Торжественные события (свадьбы, похороны, начало охоты и т.п.) отмечаются раздельно по тотемам. Для того чтобы показать принадлежность к определенному клану, вместо тотема может выставляться его часть. Во время религиозных празднеств присутствие тотема символизируется масками и танцами.

ТОТЕМИЗМ – одна из ранних форм религии, суть которой составляет вера в существование особого рода мистической связи между какой-либо группой людей (род, племя) и определенным видом животных или растений (реже – явлениями природы и неодушевленными предметами). Название этой формы религиозных верований происходит от слова «ототем», которое на языке североамериканских индейцев оджибве означает «род его». В ходе изучения тотемизма было установлено, что его возникновение тесно связано с хозяйственной деятельностью первобытного человека – собирательством и охотой. Животные и растения, дававшие людям возможность существовать, становились объектами поклонения. На первых этапах развития тотемизма такое поклонение не исключало, а даже предполагало употребление тотемных животных и растений в пищу. Поэтому иногда свое отношение к тотему первобытные люди выражали словами: «Это наше мясо». Однако такого рода связь между людьми и тотемами относится к далекому прошлому, и о ее существовании свидетельствуют лишь древние предания и дошедшие до исследователей из глубины веков устойчивые языковые обороты. Несколько позднее в тотемизм были привнесены элементы социальных, в первую очередь кровнородственных, отношений. Члены родовой группы (кровные родственники) стали верить в то, что родоначальником и покровителем их группы является определенное тотемное животное или растение и что их отдаленные предки, сочетавшие в себе признаки людей и тотема, обладали необыкновенными возможностями. Это вызывало, с одной стороны, усиление культа предков, а с другой – изменение отношения к самому тотему, в частности к появлению запретов на употребление тотема в пищу, за исключением тех случаев, когда его поедание носило ритуальный характер и напоминало о древних нормах и правилах. Впоследствии в рамках тотемизма возникла целая система запретов–табу. Тотемистические верования сыграли большую роль в процессе формирования первобытного общества. Они выполняли интегрирующую функцию, объединяя людей той или иной группы вокруг признанного ими тотема. Они же достаточно эффективно выполняли регулятивную функцию, подчиняя поведение людей многочисленным запретам – табу, которые должны были соблюдать все члены тотемной группы. В наиболее «чистом» и «удобном» для исследования виде тотемизм был обнаружен у индейцев Северной Америки, аборигенов Австралии, коренных жителей Центральной и Южной Африки. Пережитки тотемизма (пищевые запреты, изображение священных существ в виде животных и т.п.) можно обнаружить во многих религиях мира.

ТОТЕМИЗМ — комплекс верований и обрядов первобытных народов, связанный с представлениями о родстве между группами людей (семей, родов, племен) и тотемами. В качестве последних у разных народов в разное время выступали животные, растения, звезды, даже предметы обихода. Тотем рассматривался как могущественный покровитель той или иной первобытной социальной группы и как символ его внутренней спаянности. Тотемизм соответствовал тому уровню развития общества, когда человек еще не осознавал своего отличия от природы, не выделял себя из нее.

ТОТЕМИЗМ — вера в сверхъестественное родство между человеческими группами (родами, племенами) и определенными видами животных, реже — растений или даже предметов; ранняя форма религиозных представлений. Непочтение к тотему — мифическому «предку», с которым каждый член рода считает себя связанным, является преступлением, влекущим наказание. Тотемом является и само животное или растение, и его знак.

ТОТЕМИЗМ — архаическая форма религии, основанная на вере в тесную родственную связь между определенным видом животного (реже растения) — тотемом и родовой группой. Тотем, который обычно мыслится как общий предок рода, дает название тотемной группе. Тотемизм связан с системой табу — запретом убивать и поедать тотемическое животное, нарушавшимся при его ритуальном убийстве. В настоящее время тотемизм сохранился в Австралии, где он охватывает все стороны жизни племени, в несколько иных формах у индейцев Северной Америки, из языка которых и взято слово «тотем»; в других частях света сохранился в основном в виде пережитков. Сложен вопрос об отношении тотемизма к распространенному и в развитых религиях культу животных. Иногда культ животных выводили из Т. (Ланг, Джевонс), другие видели в тотемизме частную форму этого культа. Однако, в отличие от культа животных, тотем выступает собственно не как божество, а скорее как помощник или родственник племени. Тесная связь тотемизма с экзогамной организацией, а также с табу и обрядами инициации, характерными именно для тотемических групп, сделала проблему тотемизма одной из центральных в этнографии как ключ к объединению этих институтов.

Тотемизм (Попов)
Тотемизм основан на представлении о сверхъестественном родстве между определённой социальной общностью (обычно родом) и тотемом - мифическим предком. Тотемами чаще всего служили различные животные и растения, реже - явления природы и неодушевлённые предметы. Тотем считался родственником (отцом, старшим братом) или другом, от которого магическим образом зависели жизнь и благосостояние рода в целом и каждого его члена в отдельности. Как правило, членами социальной общности, носящей имя тотема, запрещалось его убивать и употреблять в пищу (кроме ритуалов), не разрешалось вступать в брак между собой. Зафиксированы также индивидуальный, половой и другие виды тотемизма. Известны магические обряды размножения тотема, состоявшие в ритуальном поедании его мяса и плясках маскированных танцоров, подражавших тотему, а также вера в возможность постоянного воплощения (инкарнации) тотема в новорождённых членов рода. Зафиксировано представление, что гибель предмета, являющегося символом тотема, может привести к гибели его живого двойника. Лучше всего тотемизм изучен у аборигенов Австралии и индейцев Северной Америки, у которых он составляет основу традиционного мировоззрения.

Взято из разнообразных источников.

Вернуться в «Ацтеки, инки, майя»

Кто сейчас на форуме (по активности за 180 минут)

Сейчас этот раздел просматривают: 24 гостя