Чан чан — город мертвых и живых (культура чиму)

Pixie F
Topic author
Avatar
Pixie F
Topic author
Reputation: 1673 (+1682/−9)
Posts: 3692
Joined: 16 Jul 2020
With us: 4 years

#1by Pixie » 8 Apr 2024, 22:07

Чтобы прочитать этот текст необходимо зарегистрироваться

IMG_0856.jpeg


Построенный где-то около 1300 года, Чан-Чан на севере Тихоокеанского побережья Перу был, вероятно, самым большим городом мира. Самое поразительное, что город, построенный из глины, дожил до наших дней и с каждым годом все увеличивается в размерах, благодаря непрерывно ведущимся здесь археологическим работам.

Чан-Чан никогда не был городом в привычном смысле слова. То есть он не был местом, где жили люди. Это был административный центр, из которого вожди чиму управляли своим государством, и для этого им требовалась помощь богов и помощь загробного мира. Собственно, общение с двумя этими мирами и составляло суть административной деятельности вождей.

Чтобы прочитать этот текст необходимо зарегистрироваться

Перуанский город богов был в равной степени городом мертвых и городом живых. В дни самых главных праздников, например, зимнего или летнего солнцестояния в город вносили мумию последнего из покойных вождей. Мумию, облаченную в золотые доспехи и украшения и оттого весившую не меньше центнера, несли из одного внутреннего двора в другой. Мертвый вождь, который с уходом в мир теней не прекращал заботу о своем народе, был занят исключительно важным делом посредничества между живыми вождями и богами, а также интерпретацией воли последних.

Как минимум дважды в год мумию выставляли на всеобщее обозрение, чтобы народ верил: забота о его интересах в надежных, хотя и неживых руках. Ослепительный покойник представал перед толпой в компании своего не менее ослепительного живого наследника, и это был один из редчайших случаев, когда подданные имели возможность лицезреть своего здравствующего правителя.

IMG_0855.jpeg


«Город» Чан-Чан просуществовал недолго. В конце XV века его завоевали инки. Не добившись результата военным путем, они пошли на хитрость и отвели от Чан-Чана реку, снабжавшую город водой. То, что не разграбили инки, довершили испанские конкистадоры, разгромившие империю инков. Франсиско Писарро основал неподалеку от Чан-Чана новый город, который назвал в честь своей малой родины Трухильо. Самый большой город мира, созданный гордыми повелителями богов, стал разрушаться, когда боги покинули его. Величественные стены и дворцы, построенные из глины, таяли под тропическими ливнями, как тает кусок сахара в чашке чая.

В дальней от входа на раскопки части городища находится могила одного из правителей чиму. Она представляет собой длинный ров, ведущей к пещере, в которой покоилась мумия. Вокруг мавзолея находились могилы знати. А в ногах мумии совершались человеческие жертвоприношения. Земное божество уходило под землю в окружении своих слуг, важнейшей функцией которых в загробном мире было подтвердить, кем при жизни был их властитель.

Неподалеку обнаружено совершенно иного свойства захоронение. Археологи нашли останки ребенка, который по многим признакам принадлежал к знатному роду чиму, но жил в эпоху после падения империи. В то время город Чан-Чан уже перестал существовать, и, как можно предположить, мальчика похоронили на том месте именно потому, что его никто не стал бы искать среди развалин, а значит и не потревожил бы его праха. Его положили в землю на берегу искусственного озера, лицом к небу — с таким расчетом, чтобы его мертвые глаза могли видеть богов: восход и заход Солнца и появление на небе яркой серебряной Луны, отражавшейся в черной воде озера.

    Как же строился Чан-Чан?

Чан-Чан – это глиняный город. Его строители использовали самый доступный в данном регионе строительный материал — глину. Её смешивали с тоторо, местной разновидностью камыша. Дворцы возводили из необожжённого кирпича, а фундамент делали из камней. Дерево практически не использовалось. Крыши изготавливали из соломы. Несмотря на незатейливость материалов, город и сегодня поражает посетителей своей безупречной красотой, удивительной простотой и невероятной стильностью своих зданий.

IMG_0858.jpeg


Окружали Чан-Чан плодородные пахотные земли и прекрасные фруктовые сады. В городе присутствовало три типа построек: дворцы и жилые дома, культовые сооружения и хозяйственные постройки. Все жилища ориентированы с севера на юг с одним входом. Внутреннее пространство делилось на три части. Одна часть предназначалась для совершения религиозных церемоний и ритуалов, вторая была хозяйственной, а третья та, где проходила повседневная жизнь владельца. В этой части располагались кухня, спальни и, обязательно, колодец.

IMG_0857.jpeg


В каждой автономной части города было небольшое погребальное сооружение - маленькая усечённая пирамида. В них хоронили правителей в сопровождении слуг, жён, наложниц, а также снабжали всем необходимым имуществом. Испанские конкистадоры в результате своей охоты за сокровищами все захоронения разграбили. Испанцы разрушили и разграбили города, но к тому моменту их просто не было кому защищать. Куда же исчез народ Чиму?

Уникальные фрески и резьба, которые именуют пиктограммами внеземных цивилизаций, по сей день украшают стены зданий города Чан-Чан. Это изображения животных, птиц, рыб. Все резные фигурки покрашены в чёрный и жёлтый цвета. При рассмотрении самой большой фрески Чан-Чана, можно обнаружить грозное предупреждение потомкам. Это изображение просто гигантских размеров и находится в центральном дворце.

Представляет оно собой изображение постоянно нарастающих волн. Потом океанское течение внезапно меняет направление, следует какое-то резкое изменение и наступает момент великих разрушительных перемен. Похоже на мрачное пророчество и предсказание конца света. Учёные связывают это изображение с таким страшным природным явлением как Эль-Ниньо.

IMG_0861.jpeg


Это циклическое явление, присущее динамике климата планеты. Оно развивается в экваториальной части Тихого океана и поражает побережье Перу, но его последствия могут быть глобальными. Это явление связано с годовым циклом ветров, дующих вдоль побережья Перу и Чили с юга на север. Они охлаждают поверхность моря. Каждое лето эти ветра ослабевают, позволяя морю у Перу прогреваться, а тёплым водам поступать из Эквадора и даже из Индонезии. Повышенное испарение над морем в сочетании с безветренной погодой вызывают небольшой дождь в пустыне.

Каждые три-восемь лет цикл повторяется и усиливается. Проливные дожди переходят в разрушительные наводнения. Эль-Ниньо не связано каким-либо очевидным образом с изменением климата, но, вероятно, оно будет продолжаться в связи с глобальными переменами, что в будущем приведёт к более интенсивным и частым экстремальным погодным явлениям.

Таким образом, через орнамент, показан конец всего человечества. Возможно, народ чиму предчувствовал собственную гибель. По мере того как исследователи продолжают исследовать руины Чан-Чана и окружающие горы, они надеются раскрыть новые подсказки о событиях, которые привели к гибели этой цивилизации.

(сеть)
You do not have the required permissions to view the files attached to this post.

Return to “Ацтеки, инки, майя”

Who is online (over the past 180 minutes)

Users browsing this forum: 1 guest