В некоторых мифологиях Великий Дух представляется парными объектами, например, близнецами или мужем и женой. Двойственная форма помогает объяснять существование добра и зла или рождение людей Праматерью.
В мифах о сотворении мира Великий Дух может пользоваться помощью различных животных. Например, в мифологии кроу по его приказу утки достают со дна океана корень и землю, из которых Великий Дух создаёт континент с растениями и животными. Другой распространённый персонаж индейской мифологии, койот, часто служит посланником Великого Духа либо отождествляется с ним, как в мифологии кроу (по другим данным, койот служит всего лишь подменой Великого Духа, чьё имя слишком священно, чтобы произносить вслух).
Мифы делаваров отводят Великому Духу место вождя других духов, помогающим людям в повседневной жизни, при этом сам Великий Дух напрямую в жизнь людей не вмешивается. Сиу считают его жизненной силой, наполняющей и объединяющий всех живых существ: людей, животных и растения.
Чтобы прочитать этот текст необходимо зарегистрироваться
Великий Дух иногда концептуализировался как «антропоморфное небесное божество», бог творения, истории и вечности, который также проявляет личный интерес к мировым делам и может регулярно вмешиваться в жизнь людей.
Считается, что многие люди — «проводниками» Великого Духа (медиумы, шаманы); также считается, что эти люди являются земными посредниками, ответственными за содействие в общении, происходящем между обычными людьми и всем сверхъестественным в целом. Проводник-посредник обязан сохранять духовные традиции общения исключительно для своей соответствующей линии. Духовные лидеры обращаются к Великому Духу в вопросах руководства как отдельными лицами, так и общинами в целом.
Хотя вера в сущность или сущности, известные как Великий Дух, существует во многих коренных американских народах, отдельные племена часто демонстрируют различную степень культурного расхождения. Поэтому существует большое разнообразие в историях, притчах, баснях и пересказах, демонстрирующих порой противоречивые темы и элементы сюжета. Все же все это приписано одной и той же фигуре. Просто разрозненными человеческими культурами.
Индейские народы по-разному называли Великого Духа. Некоторые использовали для него сразу несколько имён. Одними из распространённых были имена, на языке племени означавшие Старик, Человек-Наверху и Всеотец.
• Авонавилона — у зуни;
• Вакан-Танка — у сиу;
• Ваконда — у лакота;
• Гиче Маниту — у алгонкинов;
• Кишелемукон — у делаваров;
• Наги Танка — у сиу;
• Покох — у ютов;
• Таку Сканскан — у дакота;
• Эсаугету Эмисси.
Манитÿ (Манито), дух, сверхъестественная сила, осн. понятие в религиозных представлениях большинства алгонкиенских народов (оджибве, кри, алгонкины, делавары, шауни).
Маниту обозначалась сверхъественная магическая сила, присутствующая во всех объектах окружающего мира (аналогично оренда у ирокезов, вакан у дакота, яхола и хайуйа у мускогов и др.), а также составляющие её персонифицированныа добрые и злые духи.
Добрые духи обычно помещаются на небе, в воздухе и на земле (Громовая Птица, Четыре Ветра и др.), злые – в подводной и подземной среде (Рогатый Змей, Рогатая Рысь и др.).
Маниту также обозначаются духи-хозяева природных объектов (отдельно стоящих больших камней и скал, пещер, водопадов и т. п.), промысловых животных (направляющие их к охотникам, соблюдающим правила охоты), личные духи-хранители, которых человек обретает в ходе поиска видений или во сне.
Позднее, в значительной степени под влиянием христианских миссионеров, Маниту предстаёт в образах верховного божества (Киче Маниту, Чиша Маниту – Великий Дух) и его противника (Мачи Маниту – Злой Дух).
Посланником Киче Маниту и посредником между ним и людьми часто является Черепаха Макинак.
В терминологии, связанной с религиоведением, аналогичные природные силы называются маной (термин из этнографии Полинезии). Некоторые исследователи обнаруживают сходство концепции маниту с китайской концепцией ци, что широко используется в популярной культуре нью-эйдж.
Благодаря вестернам Майн Рида и др. для маниту в европейской традиции также укрепился перевод «Великий Дух» и часто неправомерное распространение на верования индейцев, не относящихся к алгонкинам.
Алгонкинская религия признает людей-медиков, которые использовали маниту, чтобы увидеть будущее, изменить погоду и исцелить болезни. Чтобы общаться с духами и манипулировать маниту,целитель вступал в транс, вызванный пением, танцами, ударами барабанов или использованием галлюциногенов. Нецелители также могут взаимодействовать с духами, приступая к «поиску», с помощью молитвы, поста, и/или удаляясь из общества других. Человека, который претерпевал «поиски зрения», посещало "животное, голос или объект", который становилось его духом-хранителем.
Маниту, сродни ирокезской оренде, воспринимается алгонкинскими народами как духовная и фундаментальная жизненная сила. Практикующие считают, что он вездесущ; проявляется во всех вещах, включая организмы, окружающую среду и события, как индуцированные человеком, так и другие.
Чтобы прочитать этот текст необходимо зарегистрироваться
В духовности Лакоты Wakan Tanka (Wak̍áŋ T̍áŋka) - это термин для священного или божественного и обычно переводится как "Великий Дух", а иногда и как "Великая Тайна".
Ваканг Тангка можно интерпретировать как власть или святость, которая живет во всем, напоминая некоторые анимистические и пантеистические убеждения. Этот термин описывает каждое существо и объект как вакхаванг ("святой") или имеющий аспекты, которые являются вакангом. Элемент Танка или Тангка соответствует "Великий" или "большой".
Чтобы прочитать этот текст необходимо зарегистрироваться
Оренда — духовная энергия, присущая людям и их окружению. Это «чрезвычайная, особенная невидимая сила, в той или иной степени пронизывающая все живое и все неодушевленные природные объекты как передаваемая духовная энергия, способная проявляться в соответствии с волей ее обладателя».
Оренда - это коллективная сила энергий природы манифистирующаяся через живую энергию всех природных объектов: оживленных и неодушевленных.
Оренда присутствует в природе: говорят, что штормы обладают орендой. Существует сильная связь между молитвами, песнями и орендой. Через песню птица, шаман или кролик выводят в окружение «оренда».
Чтобы прочитать этот текст необходимо зарегистрироваться