Башни молчания - кладбища древних парсов

Описание: Легенды и мифы древних государств Междуречья: Аккада, Ассирии, Вавилонии, Шумера, Элама

Вълчица
Автор темы
Аватара
Вълчица
Автор темы
Репутация: 2695 (+2699/−4)
Сообщения: 2163
Зарегистрирован: 27 мая 2019
С нами: 4 года 11 месяцев

#1 Вълчица » 19 декабря 2022, 19:14

В продолжение темы: Загробный мир древних персов

Зороастризм, одно из самых древних религиозных течений, впоследствии получивший название парсизм среди иранцев, переселившихся в Индию из-за угрозы религиозных преследований в самом Иране, где в то время начал распространяться ислам.

Предками древних иранцев были полукочевые скотоводческие племена ариев. В середине II тысячелетия до н.э. они, двигаясь с севера, заселили территорию Иранского нагорья. Арии поклонялись двум группам божеств: ахурам, олицетворявшим этические категории справедливости и порядка, и дэвам, тесно связанным с природой.

3.jpg

Башня молчания в Индии

Зороастрийцы не хоронят и не кремируют мёртвых. Вместо этого они оставляют тела умерших на вершинах высоких башен, известных как дахма или башни молчания, где тела открыты к поеданию хищным птицам, таким как стервятники, коршуны и вороны.
Зооастрийцы считали стрижку волос, обрезание ногтей и захоронение мёртвых тел делом нечистым.
В частности они верили, что в тела умерших могут вселиться демоны, которые впоследствии будут осквернять и заражать всё и всех, кто вступит с ними в контакт. В Вендидаде (свод законов, направленных на отвращение злых сил и демонов) есть особые правила по избавлению от трупов без ущерба для окружающих.
Непременным заветом зороастрийцев является то, что ни в коем случае нельзя осквернять мёртвыми телами четыре элемента – землю, огонь, воздух и воду. Поэтому стервятники стали для них оптимальным способом утилизировать трупы.

Спойлер
Да́хма, более известная как «Башня молчания» (перс. دخمه‎, ˈdäχ-mä) — круглое башенное сооружение, используемое в зороастрийской религиозной традиции для погребальных практик.

Первое известное упоминание о погребальных башнях было описано в середине 5 века до н. э. Геродотом; к 30-м годам IX века, в переписке Атурфарнбага Фаррухзатана, лидера иранских зороастрийцев, и верующих из Самарканда, в письмах поднимается вопрос проведения обряда погребения при сломанной дахме, пока новая ещё не построена. Вероятно, башни строились уже в III—VI веках при Сасанидах. Слово «дахма», восходящее к индоевропейскому корню, означающему «хоронить», изначально обозначало любую могилу, но с расцветом строительства погребальных башен стало применяться главным образом к ним.

Внутренний вид дахмы.jpg
Башня молчания в Персии 19 век.jpg


Дахмы обычно имеют высоту около 6 метров и сооружаются из кирпича или камня на возвышенностях (в древности некоторые иранские общины, проживавшие в горах, просто отгораживали участок склона сплошной кирпичной стеной).

Дахма представляет собой округлую башню без крыши, центр которой образовывает бассейн. Каменная лестница ведёт к платформе, тянущейся вдоль всей внутренней поверхности стены. Три канала («пави») разделяют платформу на ряд лож. На первом ложе размещались тела мужчин, на втором – женщин, на третьем – детей. Эту платформу нельзя было увидеть снаружи, поскольку она закрывалась высоким парапетом. К тому же башня не имела лестницы: её ставили специально для каждого поднятия на платформу, в остальное время сооружение было недоступно. Освобождённые от плоти кости собираются затем в глубокий колодец в центре башни. После того как стервятники обгладывали трупы, оставшиеся кости складывались в оссуарии (здание для хранения скелетированных останков). Там кости постепенно разрушались, а их остатки дождевая вода уносила в море.


4.jpg


В ритуале могли принимать участие только специальные лица — «насасалары» (или могильщики), которые помещали тела на платформы.
Позднее, Магу (или жрецы, священнослужители), стали практиковать публичные обряды захоронения, пока в итоге тела не стали бальзамировать с помощью воска и хоронить в траншеях. Археологами были найдены оссуарии, относящиеся к 5−4 веку до н.э., также как и погребальные насыпи, где находились забальзамированные воском тела. Согласно одной из легенд могила Заратустры, основателя зороастризма, находится в Балхе (современный Афганистан).

5.jpg

Башня молчания в Мумбаи

Древний обычай сохранился среди зороастрийцев в Иране, однако дахма были признаны опасными для окружающей среды и запрещены в 1970-х годах. Однако, до сих пор эта традиция практикуется в Индии парси, которые составляют большинство зороастрийского населения в мире. Современная цивилизация и законы оказывает давление на Парси, поэтому ритуал, как и право захоронения в башнях молчания- сложный вопрос даже среди общины Парсов.
Но самая большая проблема для дахменашини состоит в почти полном отсутствия грифов и стервятников.

6 Иран.jpg

Котлован башни молчания. Иран

7.jpg


Численность стервятников, которые играют главную роль в уничтожении трупов, неуклонно снижалась в Индостане с 1990-х годов. В 2008 году их численность упала примерно на 99% из-за лекарств для КРС, оказавшихся смертельными для стервятников, питающихся падалью. Препарат был запрещен правительством Индии, но численность стервятников до сих пор всё еще не восстановилась.

8 Башня-молчания-в-Язде-Иран.jpg

Башня молчания в Язде, Иран.

Некоторые Парсы сейчас стали предпочитать кремацию.

9 Башня-молчания-на-холме-Иран.jpg

Одна из двух башен молчания, Йезд, Иран.

10.jpg

Котлован башни молчания. Бомбей

11.jpg


В связи с отсутствием грифов, на некоторых башнях молчания в Индии установили мощные солнечные концентраторы для быстрейшего обезвоживания трупов. Но солнечные концентраторы имеют побочный эффект - они отпугивают других птиц-падальщиков, таких как вороны, из-за очень высокой температуры, создаваемой концентраторами в течение дня.

Концентраторы не работают в пасмурные дни. Так что работа, которая занимала всего несколько часов для стаи стервятников, сейчас может затянуться на несколько недель, и медленно разлагающиеся тела издают невыносимое зловоние в округе. Некоторые башни молчания, которые изначально были расположены на окраинах городов, оказались в центре разросшихся населенных пунктов, и их пришлось закрыть из-за запаха.

12.jpg

Дахма в иранском остане Йезд


В трудах Е.П. Блаватской есть описание обычая захоронения парсов в Индии, которые оставляют мёртвые тела на растерзание грифам в так называемых «башнях молчания». Это делается для того, чтобы не осквернять священные стихии — огонь, воду, воздух и землю.

«Башня Молчания», как сказано, кладбище парсов. Тут богатый и убогий, набоб и кули, мужчины, женщины и дети – все кладутся рядом, и от каждого из них через несколько минут остаются лишь одни скелеты… Странное, тяжелое впечатление. Но в Бомбее из шести таких башен самая большая выстроена 250 лет тому назад. Это круглые, иногда и четырехугольные строения без крыш, без окон, без дверей, от 20 до 40 футов вышины и с одним лишь закрытым кустами отверстием на восток, состоящим из толстой железной дверцы. Первый труп, принесенный в новую дакхму (так называются эти башни), должен быть трупом невинного ребенка и непременно дитяти (жреца). К этим башням, построенным в стороне, на холме и среди уединенного сада, никому не дозволяется подходить, даже главному смотрителю и сторожам, ближе как на тридцать шагов расстояния. Одни (носильщики трупов), ремесло коих наследственное и которым закон строго воспрещает заговаривать с живыми, дотрагиваться или даже подходить к ним, входят и выходят из «Башни Молчания». Входя, они вносят труп, безразлично богатого или бедного человека, завернутый в белые и самые старые тряпки; раздев его донага, они кладут его в тот или другой из трех кругов и, не произнося ни слова, выходят в таком же молчании из башни, запирая ее до следующего покойника, а саван – тряпки – тотчас же сжигают.

Б1.jpg


Смерть у огнепоклонников лишена всего своего величия, и труп возбуждает в них лишь одно омерзение.

Коль скоро замечают, что наступает последний час больного, все домашние отделяются от него, как для того, чтоб не помешать душе освободиться от тела, так и затем, чтобы живому не оскверниться прикосновением к мертвому. Один мобед шепчет на ухо умирающему напутственное из Зенд-Авесты наставление: «Ашем-Воху» и «Ято-ахуварье», и удаляется, пока отходящий еще жив. Затем приводят собаку и заставляют ее смотреть в лицо умирающему. Эта церемония называется сас-дид (собачий взгляд), так как собака единственное из живых существ, взгляда которого боится друкс-насу (злой демон), сторожащий умирающих, дабы завладеть их телом… Следует однако остерегаться, чтобы чья-нибудь тень не легла между мертвым и собакой; иначе пропадает вся сила собачьего взгляда, и демон воспользуется благоприятною минутой.

20.jpg


Где бы ни умер парс, там он и остается, пока за ним не явятся нассесалары, с руками, погруженными до плеч в старые мешки. Положив покойника в железный закрытый гроб (один для всех), его относят в дакхму. Если б отнесенный в дакхму даже ожил (что нередко случается), он уж не выйдет более на Божий свет: нассесалары в таком случае убивают его. Кто раз осквернился прикосновением к мертвым телам и побывал в «башне», тому возвращаться в мир живых уже невозможно: он осквернил бы все общество.

Б2.jpg


Родные следуют за гробом издали и останавливаются в 90 шагах от «башни». У отверстия, после последней молитвы, повторяемой хором носильщиками возле тела, а мобедом издали, еще раз повторяется церемония с собакой. В Бомбее нарочно для этого дрессированная собака держится на цепи у дверец башни. Затем нассесалары вносят тело внутрь и, вынув его из гроба, кладут на отведенное трупу, смотря по полу или возрасту, место. Всех раздевали догола, одежда сжигалась. Тело закреплялось, чтобы звери или птицы, растерзав труп, не могли унести и разбросать останки в воде, на земле или под деревьями.

Пока собака глазела на покойника, мы, признаться, с тайным чувством отвращения глазели, в свою очередь, на огромную стаю коршунов, летавших над дакхмою. Коршуны влетали в нее и снова вылетали с кусками окровавленного человеческого мяса в клюве… Эти птицы, которые ныне сотнями свили себе гнезда над «Башней Молчания», привезены нарочно с этою целью из Персии, так как коршуны Индии оказались и не довольно хищными и слишком слабыми, чтобы справляться с окоченевшими трупами со скоростью, требуемою законом Зороастра.

Гравюра конца XIX века с изображением зороастрийской башни молчания в Мумбаи.jpg


По окончании обряда нас повели в другое здание, где на небольшом столе стояла превосходная деревянная модель дакхмы с ее внутренним устройством. Таким образом мы могли легко сообразить, что в эту минуту происходило в башне. Представьте себе дымовую четвероугольную трубу, стоящую на земле, и вы получите верное понятие об устройстве пустой «башни». В гранитном помосте, в самом центре, чернеет глубокий, безводный колодец, покрытый, как водосток, железною решеткой. Вокруг, на постоянно возвышающейся к стене покатости, окружая колодец тройным кольцом, прорыты три широкие круга; в каждом из них, отделенные одно от другого тонким простенком в два вершка вышины, находятся гробообразные места для тел. Таких мест 365. В первый круг (2 фута ширины) у колодца кладутся дети; в средний (в 4 фута) – женщины; в третий (5 футов ширины), расположенный у самой стены, – мужчины. Этот тройной круг служит типом трех кардинальных у Зороастра добродетелей: «добрых дел, ласковых слов и чистых помышлений». Последний круг принадлежит детям, первый мужчинам.

Б3.jpg


Благодаря стаям голодных коршунов, менее нежели в час времени кости всегда обглоданы до последнего атома, а через две-три недели тропическое солнце сушит скелеты до такой хрупкости, что они при малейшем прикосновении обращаются в прах, а затем их уже сваливают в колодец. Ни малейшего запаха, ни малейшего предлога для чумы или другой эпидемии.

Во время муссона, когда дождь льет в продолжение четырех месяцев ливнем и, конечно, смывает все оставленные коршунами около трупов нечистоты в колодец, вода, стекая в него, всасывается в землю уже фильтрованная: все дно колодца, стенки которого выложены гранитными плитами, покрыто с этою целью водоочищения песчаником и углем."

13.jpg


Человеку, умершему зимой, по предписанию «Авесты» отводят специальное помещение, достаточно просторное и отгороженное от жилых комнат. Труп может находиться там несколько дней или даже месяцев до тех пор, «пока не прилетят птицы, не зацветут растения, не потекут скрытые воды и ветер не высушит землю. Тогда почитатели Ахура-Мазды выставят тело на солнце». В помещении, где находился покойный, должен постоянно гореть огонь — символ верховного божества, но его полагалось отгораживать от умершего виноградной лозой, чтобы демоны не касались огня.

У постели умирающего должны были неотлучно находиться два служителя культа. Один из них читал молитву, обратясь лицом к солнцу, а другой готовил священную жидкость (хаому) или гранатовый сок, который он наливал для умирающего из специального сосуда. При умирающем должна быть собака — символ уничтожения всего «нечистого». Согласно обычаю, если собака съедала кусочек хлеба, положенный на грудь умирающего, родственникам объявляли о смерти их близкого.

Еще не так давно, зороастрийцы хоронили таким образом еще живых, но больных людей. Считалось что сильно больной человек распространяет зло своей болезнью. Фактически его уже считали мертвым.

14 Две-башни-молчания-Язд-Иран.-Для-мужчин-слева-для-женщин-справа.jpg

Две башни молчания, Йезд, Иран. Для мужчин слева, для женщин справа.


Существует одна легенда, согласно которой уже в наше время возле дахмы неожиданно появилось множество мёртвых тел, которые не смогли опознать местные жители из соседних поселений.

Рисунок башни молчания.jpg


Ни один покойник не подходил под описание без вести пропавших людей в Индии.

Трупы не были обглоданы животными, на них не было ни личинок, ни мух. Поразительным в этой ужасающей находке было то, что яма, расположенная посреди дахмы, на несколько метров была заполнена кровью, причём этой крови там было больше, чем могли вместить в себя тела, лежавшие снаружи. Зловоние в этом скверном месте было столь невыносимым, что уже на подступах к дахме многих начинало тошнить.

1.jpg


Неожиданно расследование было прервано, когда один местный житель случайно пнул в яму маленькую кость. Тогда со дна ямы начал извергаться мощный взрыв газа, исходящий из разлагающейся крови, и разноситься по всей округе.

Все, кто оказался в эпицентре взрыва, немедленно были доставлены в больницу и помещены в карантин, чтобы исключить возможность распространения заражения.

2.jpg


У пациентов начались лихорадка и бред. Они неистово кричали, что «были запятнаны кровью Ахриман» (олицетворение зла в зороастризме), несмотря на то, что никакого отношения к этой религии не имели и даже не знали ничего о дахмах. Состояние бреда перетекло в безумие, и многие заболевшие начали нападать на медперсонал больницы, пока их не усмирили. В конце концов, сильная лихорадка погубила нескольких свидетелей злополучного захоронения.

Когда позже следователи вернулись на то место, облачённые в защитные костюмы, то обнаружили такую картину: все тела бесследно исчезли, а яма с кровью была пуста.

15 Индийская-башня-молчания.jpg


16 Процесс-погребения-в-башне-молчания-Индия.jpg

Процесс погребения в башне молчания, Индия.

Источник: Сеть
У вас нет необходимых прав для просмотра вложений в этом сообщении.
Добро есть зло, зло есть добро. Летим, вскочив на помело!

Clermont
Аватара
Clermont
Репутация: 634 (+642/−8)
Сообщения: 895
Зарегистрирован: 30 января 2023
С нами: 1 год 3 месяца

#2 Clermont » 6 февраля 2023, 19:24

Вълчица писал(а):Зороастрийцы не хоронят и не кремируют мёртвых. Вместо этого они оставляют тела умерших на вершинах высоких башен, известных как дахма или башни молчания, где тела открыты к поеданию хищным птицам, таким как стервятники, коршуны и вороны.

Схожие небесные похороны практикуются и у тибетцев, в тибетском ламаистском буддизме.
В Тибете тоже тела умерших оставляются на съедение птицам, только там вместо башен молчания- обычная церемония на горном плато,
не тайная (доступная для зрителей), а тело раздевается и рассекается церемониальным ножом.
Есть версия , что зороастрийская церемония небесных похорон имеет тибетское происхождение, а есть и противоположная..

Вълчица
Автор темы
Аватара
Вълчица
Автор темы
Репутация: 2695 (+2699/−4)
Сообщения: 2163
Зарегистрирован: 27 мая 2019
С нами: 4 года 11 месяцев

#3 Вълчица » 6 февраля 2023, 20:31

Clermont писал(а):Схожие небесные похороны практикуются и у тибетцев, в тибетском ламаистском буддизме.
На Форуме в соответствующем разделе: Небесное погребение в Тибете
Добро есть зло, зло есть добро. Летим, вскочив на помело!


Вернуться в «Шумеро-аккадская мифология. Зороастризм.»

Кто сейчас на форуме (по активности за 180 минут)

Сейчас этот раздел просматривают: 8 гостей