Догматика зороастризма

Описание: Легенды и мифы древних государств Междуречья: Аккада, Ассирии, Вавилонии, Шумера, Элама

Unnr F
Автор темы
Unnr F
Автор темы
Репутация: 6796 (+6989/−193)
Сообщения: 7771
Зарегистрирован: 2 октября 2015
С нами: 8 лет 6 месяцев

#1 Unnr » 27 ноября 2022, 21:41

Зороастризм является религией с развитой догматикой, сложившейся во время последней кодификации Авесты в сасанидский период и частично в период исламского завоевания. При всем этом в зороастризме нет серьезной догматической системы. Это разъясняется особенностями учения, в базу которого положен оптимальный подход, и историей институционального развития, прерванного мусульманским завоеванием Персии.

Есть возможность выделить ряд вероисповедных истин, которые следует знать, осознавать и признавать каждому зороастрийцу:


- существование одного, высшего, всеблагого Бога Ахура Мазды;
- существование 2-ух миров — Гетиг и Меног, земного и духовного;
- конечность эпохи смешения добра и зла в земном мире, будущий приход Саошьянта (Спасителя), конечную победу над злом, Фрашо Керети (преображение мира в Конце Времен);
- Заратуштра является первым и единственным в истории населения земли пророком Ахура Мазды;
- все части современной Авесты содержат богооткровенную правду;
- священные огни являются образом Бога на земле;
- мобеды являются потомками первых учеников Заратуштры и хранителями откровенного познания. Мобеды производят литургию, поддерживают священные огни, толкуют учение, совершают ритуалы очищения;
- все благие существа имеют бессмертных фраваши: Ахура Мазда, язаты, люди, животные, реки, и т.д. Фраваши людей добровольно выбрали воплощение в земном мире и роль в сражении со злом;
- посмертный трибунал, справедливое воздаяние, зависимость посмертной судьбы от земной жизни;
- необходимость следования классической зороастрийской ритуальной практике для сохранения чистоты и борьбы со злом.
- Более известными в истории зороастризма еретическими течениями являлись: митраизм, зурванизм, манихейство и маздакизм. Зороастрийцы опровергают идею реинкарнации и цикличности существования земного и духовного мира.

Ритуальная практика

Зороастрийцы присваивают огромное значение обрядам и церемониям. Основная особенность зороастрийских обрядов — борьба со всякой нечистотой, вещественной и духовной. В неких обрядах очищения могут участвовать собаки и птицы. Считается, что эти животные не подвержены осквернению при соприкосновении с трупом и владеют способностью своим присутствием и взором изгонять злых духов.

Священный огонь играет только важную роль в зороастризме, по этой причине зороастрийцев нередко называли «огнепоклонниками», хотя сами зороастрийцы считают такое заглавие оскорбительным. Они говорят, что огнь — только образ Бога на земле. К тому же зороастрийский культ по-русски не может быть назван поклонением, так как во время молитвы зороастрийцы не кланяются, а стоят прямо.

Общие требования к обряду:


- обряд должен проводиться лицом, которое имеет нужные свойства и квалификацию. Ни один ритуал не может проводиться женщиной;
- участник обряда должен находиться в состоянии ритуальной чистоты, на нём должны быть сэдрэ, кушти, головной убор; в том случае у женщины длинноватые, несобранные волосы, они должны быть накрыты платком;
- всем присутствующим в помещении, где размещается священный огнь, нужно находиться к нему лицом и не поворачиваться спиной;
- в присутствии священного огня либо заменяющего его неосвящённого огня все находящиеся в помещении должны встать;
- присутствие перед огнём при проведении обряда неверующего человека либо представителя иной религии ведёт к осквернению обряда и его недействительности;
- тексты молитвы читаются на языке оригинала (авестийский, пехлеви).

Ритуал принятия зороастризма — сэдрэ пуши (перс. букв. «одевание рубахи»), либо навджот (букв. новое рождение).

Ритуал проводится мобедом. Во время ритуала принимающий веру человек произносит зороастрийский знак веры, молитву Фраваран, надевает священную рубашку сэдрэ (судрэ) и повязывает священный пояс кушти. Ритуал проводится обычно по достижении ребенком совершеннолетия (15 лет), однако может проводиться в более ранешном возрасте, однако не ранее, чем ребенок сумеет сам произнести знак веры и повязать пояс. При принятии зороастризма новообращенным в зрелом возрасте нужно чтоб человек находился в здравом уме, не был наркозависим и не совершал неискупимых грехов. Будущий прозелит должен находиться в контакте с наставником более 1-го года до прохождения сэдрэ пуши. В это время он должен пройти обучение у мобедов либо бехдинов.

Сэдрэ и кушти — рубашка и пояс, специально освещенные мобедом, олицетворяют чистоту души и связь с богом, защищающую от наружного и внутреннего зла. Ношение священной одежки является долгом заратуштрийца. Религия предписывает находиться в отсутствие сэдрэ и кушти как есть возможность меньше времени. Пояс нужно постоянно обновлять, другими словами развязывать и повязывать поновой. Это нужно делать перед чтением молитвы, совершением принципиального поступка, принятием принципиального решения, после осквернения. Сэдрэ и кушти нужно повсевременно поддерживать в состоянии чистоты. Допускается наличие сменного комплекта, на случай, в том случае 1-ый выстиран. При неизменном ношении сэдрэ и кушти их принято поменять дважды в год — на Новруз и праздничек Мехр Ган.

Гахи — каждодневное пятикратное чтение молитв, нареченных по именам периодов в сутках — гахов:

Хаван-гах — от рассвета до пополудни
Рапитвин-гах — от пополудни до 3 часов по полудни
Узерин-гах — от 3 часов по полудни до заката
Аивисрутрим-гах — от заката до полуночи
Ушахин-гах — от полуночи до рассвета.

Праздники и ритуалы

Джашны и Гаханбары — праздники, отмечаемые по зороастрийскому календарю в направление года. В праздники проводятся службы в честь язатов:
Новруз — главный зороастрийский праздник, Новый год. Новруз празднуется в день вешнего равноденствия. Началом нового года считается 1-ый восход Солнца после астрономического равноденствия. Новруз символизирует победу добра над злом и возрождение совершенного мира в конце времен.
Гавахгиран — свадебный ритуал в зороастризме.
Нозуди — ритуал посвящения в священнический чин, сословный чин, коронация монарха.
Сагдид — ритуал оглядывания человека собакой для изгнания из него дэвов при проведении барашнум — церемонии очищения. Сагдид также проводят над бездыханным телом для определения живой либо мертв данный человек.
Ритуал погребения — обычным методом погребения у зороастрийцев является выставление. Труп оставляется на открытом, специально приготовленном месте либо в особом сооружении — «дахме» — для утилизации птицами и собаками. Таковой обычай разъясняется тем, что зороастрийцы не испытывают к трупу никакого уважения. По представлениям зороастрийцев, труп — это не человек, а оскверняющая материя, знак временной победы Аримана в земном мире. После чистки скелета от мягеньких тканей и высушивания костей они складываются в урны. Но в Иране обычный ритуал похорон был оставлен сначала 1970-х гг., и зороастрийцы хоронят тела в бетонируемых могилах и склепах, для того чтоб избежать осквернения земли и воды соприкосновением с трупом. Обычное погребение обычно производят особые люди — «насусалары», выделяемые в отдельное сословие. Погребение либо переноску трупа должны производить минимум 2 человека, погребение и переноска трупа в одиночку является огромным грехом. В том случае второго человека нет, его может поменять собака.
Падъяб — обряд омовения. Полное омовение (от головы до ног) совершается перед необходимыми ритуалами, днем после пробуждения, после отправления большой нужды, после утраты ритуальной чистоты в итоге контакта с рвотными массами, кровью, семенем, мочой, калом. Частичное омовение (руки, лицо) совершается перед приемом еды, после отправления малой нужды.
Барашнум — долгий обряд очищения, проводимый мобедом с ролью собаки. Барашнум проводится после осквернения человека прикосновением к трупу либо совершения тяжкого греха, перед посвящением в священнический чин. Барашнум считается очень полезным для облегчения посмертной судьбы. Каждому зороастрийцу рекомендуется пройти этот ритуал хотя бы раз в жизни.
Дрон — обряд изготовления и освящения мобедом дрона — ритуального хлеба для зороастрийского «причастия».
Хум (хом) — обряд изготовления и освящения напитка «хаома», применяемого священниками при проведении других ритуалов.
Ясна — зороастрийская литургия, совершаемая мобедами в присутствии освященного огня, в процессе которой читаются 72 главы Ясны.


источник Сеть

Вернуться в «Шумеро-аккадская мифология. Зороастризм.»

Кто сейчас на форуме (по активности за 180 минут)

Сейчас этот раздел просматривают: 3 гостя