Шумеры считали, что для плодотворного общения с Богами, нужна непрерывная молитва в течение долгого времени.
Черноголовые (именно так называли себя шумеры) относились к своим Богам с трепетом и уважением, и чтобы постоянно находиться на связи со своими покровителями, шумеры стали делать своих "заместителей" - непрерывно молящиеся копии из дерева, глины или камня, которые ставили в жилищах Богов - храмах.
Такие фигурки называются адоранты (от латинского слова «восхищающийся, молящийся»).
При помощи магических обрядов статуэтки "оживляли". Для успешной работы, то есть непрерывной молитвы, не требовалось портретное сходство между верующим и его заменой. Функцию привязки предмета к конкретному человеку выполняла Магия.
Эти статуэтки были обнаружены в так называемом Квадратном храме (Раннединастический период, 3000–2350 гг. до н.э.) в при раскопках города Эшнунна. Артефакты были сложены в несколько слоев внутри ямы размером 85 x 50 см, расположенной примерно на 45 см ниже пола.
Поскольку у шумеров был многочисленный пантеон Богов, то статуэтку-представителя нужно было поставить во все храмы. Но здесь возникали новые проблемы. Как сделать так, чтобы Бог усыушал молитвы именно данного адоранта, а не соседнего с его (несомненно глупыми) просьбами?
Очевидно, нужно чтобы статуэтка выгодно выделялась на фоне прочих.
Более влиятельные члены общины могли себе позволить поставить в храме адоранта большего размера, чем у простых людей. Но высота "представителя" была ограничена небольшим размером храмов и поэтому статуэтки никогда не превышали человеческий рост - средняя высота "просителя" была около 40 сантиметров.
Главная цель статуэтки - это молитвенное преклонение. Если показать Божеству, что твой заменитель внимательно прислушивается к советам мудрых жрецов или Богов, то можно было рассчитывать на помощь и покровительство.
Мужская голова или маска. Северная Месопотамия, Шумер, город Мари, Раннединастический период, середина 3-го тысячелетия до нашей эры. Известняк, битум, черно-белые раковины. Музей Барбье-Мюллера в Женеве, Швейцария.
Чтобы слушать - нужны уши. Чтобы показать радость - можно улыбнуться. Символом внимания у шумеров был открытый и сосредоточенный взгляд. Поэтому, самыми важными частями волшебной статуэтки были уши, рот и глаза. Шумерские мастера сознательно увеличивали размеры этих частей тела, чтобы подчеркнуть достоинства молящегося.
Иногда это приводило к тому, что глаза принимали вид круга. При этом терялась антропоморфность, так что обычно древние ремесленники старались не выходить за разумные пределы художественного преувеличения. При этом обязательным атрибутом становилась загадочная мягкая полуулыбка "просителя".
Не менее важной была поза адоранта. Они неподвижно стоят или сидят. Их руки чаще всего скрещены на груди в молитвенном жесте или держат сосуд для жертвоприношений. Именно так выглядели или должны были выглядеть люди, когда он приходили в храм.
Статуэтка молящегося мужчины, артефакт из археологического памятника Мари (ныне Телль-Харири), Сирия, ассирийская цивилизация, III тысячелетие до н.э., Национальный музей в Дамаске, Сирия.
Чаще всего при раскопках находили статуэтки мужчин. Это связано с тем, что старший мужчина отвечал перед обществом и Богами за всю свою семью. Исключения в общем правиле связаны с высоким статусом женщин, которые могли оставить своего адоранта в священном месте.
Стоящая прихожанка из священного города Ниппур, Древний Шумер, Раннединастический период IIIa, ок. 2600–2500 до н.э., Метрополитен-музей.
И, наконец, самое важное, что все найденные "просители" представляют успешных и влиятельных людей, а это означает, что простолюдины не могли использовать адорантов, либо они были изготовлены из непрочных материалов и не выдержали испытание временем. Также возможно, что статуэтки общинников хранились в их домах, а не храмах.
Статэткая молящейся фигуры Эбих-Иля, чиновника древнего города-государства Мари в современной восточной Сирии, датируемая 25 веком до нашей эры. Музей Лувра.
Источник: Сеть