Богиня Кайлех, вездесущая и всемогущая

Unnr F
Автор темы
Unnr F
Автор темы
Репутация: 6796 (+6989/−193)
Сообщения: 7771
Зарегистрирован: 2 октября 2015
С нами: 8 лет 6 месяцев

#1 Unnr » 23 ноября 2022, 17:04

«Ты ли та старуха, что ела яблоки в начале всего сущего?»

Кайлех,Калех (ирл. и гэльск. Cailleach, произносится: [ˈkalʲəx] в ирландском, [ˈkaʎəx] в гэльском) — в мифологии островных кельтов (в Ирландии, Шотландии на острове Мэн) — божественная колдунья, божество-творец и богиня погоды, а также прародительница других богов.
Кайлех описывается как древняя годами женщина с сине-серым лицом, обладающая невероятно острым зрением. Настолько острым, что может видеть на 20 миль перед собой так же ясно, как если бы смотрела на вытянутую перед собой руку. И это несмотря на то, что у нее лишь один глаз.
Изображение
Слово Cailleach означает «старуха» или «колдунья» в современном ирландском и гэльском (шотландском кельтском)). Оно происходит от древнеирландского Caillech («скрытая за вуалью»), прилагательного, образованного от caille («вуаль»), древнего заимствования из латыни (pallium; обратите внимание на переход /p/ > /c/, происходящий в таких ранних заимствованиях.
Ее имя, означающее «Та, что под покрывалом» («Сокрытая») либо «Та, что под капюшоном» (также с оттенком значения «Скрытая от глаз»), все еще используется как обозначение старой женщины или карги-ведьмы.. Интересно, что ближайшее родственное слово — гэльское caileag — означает «молодая девушка». В современном ирландском языке от него происходят выражения cailleach feasa («знающая женщина», «гадалка») и cailleach phiseogach («колдунья», «чародейка»). Слово входит в гэльское Кайлах-дхуб (монахиня) и Кайлах-Ойдхке (сова)
Почему она из Бэра? Считается, что этот эпитет восходит к названию полуострова Беара на юго-западе Ирландии, места, с которым ассоциируется эта богиня. Однако профессор Геаройд О’Круалаойх (Gearóid Ó Crualaoich) считает, что рассматриваемый эпитет происходит от слова со значением «острый, пронзительный, враждебный» — bior(ach) или beur(ach) — и указывает на связь Калех с зимой и дикими местами. Так что можно говорить, как Старуха из Бэра, так и Старуха Бэра. Тем более, что в Шотландии она известна так же, под прозвищем – Бейра (Бхейра), королева зимы.

В народном ирландском и шотландском фольклоре она относится к тем, кого называют Хаг. Чаще всего это переводится на русский как «карга» или «ведьма», но ни тот, ни другой перевод не передает полностью смысл оригинала. Хаг — это особые пугающие и опасные персонажи низшей мифологии, напоминающие отдаленно славянских Мар или Бабу Ягу.
Известна она и под другими именами: Старуха Бэра, Старуха Урагайг,Старая Бэйнни Брик, («Старая женщина Пестрые Горы)Старуха Мор(«Великая Старая женщина») (Шотландия),Старуха Болюса Корга Дуи (Ирландия),Кайлах Гуэндэн Ни (остров Мэн)
В рассказе о чудесной коре Глас Гайвлен, имя Старухи Бирог
Еще известны её поименования – Буи (Буах)
Считалось так же, что её звали Дигди) — Дирри, так она названа в вышеупомянутой поэме «Сетования старой женщины»Гир -Карлинг
или просто Карлин (Нижняя Шотландия) – имеет определенные отличия в происхождени.
Очевидно, о ней говорит Чосер в «Рассказе дамы из Бата», называя Мерзкой старухой и Мильтон, называя Синяя тощая ведьма .
Изображение
Бесчисленные ирландские мифы рассказывают о том, как Кайлах построила огромные курганы, мегалиты и башни за одну ночь. Некоторые из них известны под названиями «однодневная работа».
Старуха очень избирательна, когда дело касается её дома. Для проживания она выбирает горы, скалы и мегалитические постройки. Её имя входит в топонимику Ирландии и Шотландии, что указывает на древность её культа и распространенность.
В Северной Ирландии (Графство Арма) есть гора Слив Гуллион (Slieve Gullion), которая считалась одним из мест обитания Кайлах. По легенде, если искупаться в озере на его склонах, то волосы человека, не зависимо от возраста, в миг поседеют на всю жизнь.
Изображение
Изображение

Эта поверье связано с легендой о том, как Айне и её сестра Милукра искали легендарного героя Финна мак Кумхайл. Айне поклялась, что никогда не выйдет замуж за мужчину с седыми волосами, и тогда Милукра наложила заклятие на озеро на горе Слив Гуллион и обманом заставила героя искупаться в нем. Когда он вышел на берег, волосы его поседели. Люди Финна заставили Милукру дать ему восстанавливающее зелье из Рога изобилия, которым она владела. Но волоса героя так и не стали прежними. В некоторых вариантах этой сказки, Милукра прямо названа Кайлах. Маленькое озеро на горе носит название Лайтом Кайлах Бхир. На горе имеется так же каменный Каирн (аж две штуки, энеолитический и бронзового века), в народе известный, как «Дом Кайлах Бхир».

Чуть ниже, на холме есть уступ, который называют «Стул Кайлах Бхир». Местные жители в праздник Лугнасад (1 августа) поднимаются на гору, чтобы по очереди посидеть на это «Стуле».
Другой объект находится в графстве Мит на востоке Ирландии – это комплекс мегалитических гробницЛох-Крю (Loughcrew) на возвышенности Слив-на-Калли, что буквально переводится, как «Холм ведьм» (напомню, что Кайлах было нарицательным именем для ведьм). Его датируют концом III тысячелетия до н.э. Легенда утверждает, что он образовался из камней, высыпавшихся из передника Старухи.
Изображение
Изображение

Место было культовым. Кроме спиралей и концентрических кругов, которые встречаются и в других гробницах этого периода, тут есть и растительные мотивы, и мотивы, которые ассоциируют с водой (дождем или морем), звездами, солнцем и луной, и даже элементы, сходные с Огамом. Гробница спроецирована таким образом, чтобы в день равноденствия лучи восходящего солнца проникали внутрь и освещали внутреннюю камеру, украшенную резными камнями. Один из камней комплекса напоминает собой кресло. Народ считает, что в этом «кресле» сидела Старуха, творя волшебство.
Чаще всего в Шотландии Кайлах связывают с горой Бен-Круахан (самая высокая в этом регионе) на западе Шотландии. Рассказывают, что Кайлах следила за источником на этой горе. Однажды, когда она заснула, утомившись, источник переполнился и хлынул в долину, образовав озер Лох-О (Loch Awe).
Каллиах так ужаснулась случившемуся по ее вине, что решила запечатлеть этот ужас на радость бесчисленному множеству существ и создала свою каменную копию — изваяние, являющееся одним из высочайших образцов изобразительного искусства, сравнимым с черным камнем Каабы.
В Пертшире (Центральная Шотландия) так же встречаются топонимы с именем Кайлах. Например, Глен Калех, неподалеку от Глен Лайона. По этой же долине протекает и речка Алт-на-Кайлах. В этой же долине существует небольшой хутор Тиг-на-Кайлех или Тиг-на-Бодах, где можно увидеть несколько камней со следами древней резьбы, выставленных у источника. Местная легенда утверждает, что эти камни изображают Кайлах, её мужа Бодаха и их детей. Сама местность известна благодаря ритуала связанному со Старухой. Когда-то она со всем своим многочисленным потомством нашла приют у местных жителей. И долина благоденствовала в те времена. Покидая жителей, Кайлах оставила им множество камешков с наказом выставлять их в Бельтэйн под солнце, а в Самхейн убирать их обратно. И тогда плодородие и изобилие не покинут долину. Самое интересное, что обычай соблюдается по сей день.
Изображение
До недавних пор камни переносил местный егерь. Но даже после его смерти в 2000-х годах кто-то из местных жителей все равно два раза в год переставляет фигурки и подновляет домик.
Самым разным места считали домом Старухи, даже гору Бен-Невис, самую высокую вершину Британских островов, называли её «Горным троном».
Считается, что с гор и утесов, где обитает Старуха, спускаются бури с дождем и мокрым снегом, которые несут опустошение и разрушение землям. Расположенным снизу.
Исходя из всего, видна связь Старухи Кайлах с горами, камнями, скалами и утесами, а так же мегалитическими постройками древних народов Британских островов. Связь с камнями и мегалитами, указывает на образ древней богини, которой поклонялись еще создатели Мегалитов и потом кельты.
Кайлах сотворила этот мир. Об этом тоже говорят различные легенды. Однажды Старуха несла на спине огромную корзину, наполненную камнями и землей. Пока Старуха шла, земля и камни выпадали из щелей корзины. Там, где падала земля — возникали холмы, где камни — возникали скалы. Правда, в некоторых легендах говорят, что создала она не весь мир, а только Гебридские остров. Но вот озера и реки точно появились благодаря Старухе. Уже упоминалась легенда горы Бэн-Круахан о том, как появилось озеро Лох-О.

Мотив переполненного колодца характерен для мифов кельтов о создании ландшафта. Похожую историю можно найти в мифе о том, как богиня Боанн случайно создала реку Бойн в Ирландии. Кроме этого можно упомянуть знаменитое озеро Лох-Несс, в которое Кайлах (под именем Бейры) превратила свою нерадивую служанку Нессу.

Часто рассказывают легенду о том, что под ее присмотром находится источник познания, который она каждое утро заваливает гигантским камнем, чтобы воды источника не вышли из берегов и не затопили весь мир, и открывает источник ночью, чтобы луна и звезды освещали волшебную воду. В другом своем аспекте она была богиней рыбной ловли. Кайлах была также хранительницей источников и ручьев, хотя часто демоническое представление о «сохранении» было далеко от того, что вкладывает в это понятие современный исследователь аграрно-магических мотивов.
А по ночам, устав от творения, старуха любила отдыхать на горной вершине, и чтобы рядом был бьющий из-под земли источник.

Был у Старухи мощный артефакт друидический жезл –Slachdam — похожий на гигантский молот. Им она дробит горы. Удар посоха мог наслать проклятие, но мог и излечить. Вплоть до XVI века подобные посохи использовали в магических целях ирландские знахари. Однако, в отличие от знахарей, возможности посоха Кайлах были намного больше: с его помощью она могла обратить кого угодно в камень, наслать снег и бурю, создать на ровном месте гору или расколоть скалу.
Изображение
Нрав у неё был не из кротких – гневливый и бурный. Один чих её разносился на много миль. Шотландцы называют её «Старая жена Грома». В Шотландии есть представление о множестве Кайлах, котонные называются Кайлахан («Старух») и «Штормовые колдуньи». Так вот эти Старухи очень любили (и любят) устраивать весенние штормы в период, который так и называется А´Кайлах.

Приведу одну из сказок, которая хорошо раскрывает буйный нрав Старухи. Она пленила прекрасную девушку (возможно, эта девушка была Лето), в которую по всем законам жанра влюбился сын Кайлах. Выкрав возлюбленную из темницы матери, он ускакал вместе с ней на белой лошади. Разъяренная Старуха пустилась за ними в погоню, оседлав легконогого жеребца. Но сын Старухи не бросил свою невесту, которая боялась грозной матери своего возлюбленного. Тогда Старуха наслала на влюбленных страшную бурю, которая разметала их в разные стороны. Началась жуткая метель, а на море разыгрался сильнейший шторм, грозя смыть с лица земли все живое. Пришлось сыну вступить в сражение с матерью, чтобы в своей ярости она не уничтожила все живое. Битва закончилась победой сына, и Старуха вынуждена была отступить.

То есть помимо функции демиурга Кайлах так же была атмосферным грозным божеством.
Помимо непогоды, Кайлах ассоциировалась с зимой. Уже упоминала, что в Шотландии её так и называли Бейра Королева Зимы. Эдакая Снежная королева гэльского разлива.
Время её правления на земле от Самайна до Имболька (где-то до Белтейна), когда на небе восходит «Малое солнце». Ходит она мрачная по земле со своим посохом, в окружении диких зверей и холодных ветров, неся с собой смерть и увядание лесам и полям.

Цель старухи – продлить зиму, как можно дольше. Для этого в праздник Имбольк – 1 февраля, Старуха собирает хворост на ближайшие месяцы. Если день солнечный, то она насобирает много хвороста и зима еще не скоро кончится. Если день ненастный, метель бушует, то старуха спит, и не успеет насобирать хворост. И зима закончится быстро.

Период с 1 февраля по 1 мая считался «Переходом» власти от Кайлах к Бригите, что управляла теплым временем. В день Бригиты можно увидеть странную большую птицу, что таскает щепки в свое гнездо – это и есть Кайлах.

После того, как время ее правления на земле заканчивается, а это случается каждый Майский Канун, она забрасывает свой посох в куст терновника или боярышника входит большой стоячий камень (или превращается в него), в котором и будет пребывать, пока вновь не придет время Самайна. А камень этот остается холодным в самое жаркое лето. Множество камней под названием «Карлиновы камни» (Carlin stones) разбросаны по всей Шотландии.
По другим легендам, 1 февраля Кайлах не превращалась в камень, а отправляется на волшебный остров, где пьет из источника юности и становится прекрасной Бригид. Это остатки очень древнего представления о том, как Богиня из Своего аспекта Старухи переходит весной в аспект Девы.



п.с. настолько собирательный образ, что диву даюсь scratch_one-s_head
"Можно предположить, что Калех в разных видах — это сильно изменившийся на протяжении истории образ Богини-матери, создательницы."

источник Сеть

Вернуться в «Кельтская мифология»

Кто сейчас на форуме (по активности за 180 минут)

Сейчас этот раздел просматривают: 20 гостей