Шаманский жезл/посох (бардаг, орба, даяк)

Unnr F
Автор темы
Unnr F
Автор темы
Репутация: 6760 (+6952/−192)
Сообщения: 7758
Зарегистрирован: 2 октября 2015
С нами: 8 лет 5 месяцев

#1 Unnr » 4 октября 2017, 17:28

У кого бубен,
Тот располагает одним низом.
Кто молится земле,
У того одна голова.
У кого есть орба,
Тот располагает одной стезей.
Кто молится вселенной,
У того одна голова.


При камлании шаманами обязательно употреблялся ритуальный жезл, носивший хакасское название «орба». В научной литературе за ним закрепился термин «колотушка», что, по нашему мнению, не совсем верно. Шаман мог камлать и без участия бубна, только «орбою». «Орба» во время камлания служила не колотушкой, а орудием управления, наказания и устрашения. Шаман пускал ее в ход для усмирения как людей, присутствующих на сеансе камлания, так и для наказания духов-тёсей, отправленных на задание. Поэтому жезл носил дополнительное определение «алтын хамчы» - букв. золотой кнут. Орба применялась в качестве орудия гадания (торік). Она выполняла функции ударного инструмента, под грохочущие звуки которого посылались духи-тёси к Ирлик-хану. Она применялась для лечения больных и представляла особый инструмент в руках шамана, ограждавший человека от злых сил (хурайлачац агас). Как писал В. Суховской, жезл «имеет целебную силу, а потому при шаманстве над больным его поводят по разным частям тела больного и похлопывают слегка, выгоняя этим болезнь».
При помощи жезла-орба шаман проверял чистоту жилища и приготовленные для камлания атрибуты - «чага», а также невинность задействованных участников - девушек и юношей. Орба в руке шамана выражала «его внутренние помыслы, страсти, намерения и желания; (орба) производит то редкие, то частые, то сильные, то тихие удары по бубну, извлекая из него гармонические звуки, страстные, упоительные, унылые, страдальческие, молитвенные, громовые, пронзительные, так что поневоле все добрые и злые духи убегут из юрты». Согласно хакасским воззрениям, начинающие шаманы получали жезл «орба» и бубен «туур» по решению мифического главы всех шаманов - «Адам-хана». В обычные дни орба хранилась внутри бубна, заложенной за рукоять. После смерти шамана его жезл вешали внутри бубна на дереве у могилы, в некоторых случаях родственники оставляли его ,;ома для передачи следующему преемнику. Слово «орба» имеет свои аналоги в бурятском языке, где термин «хорьбо» применяется в отношении посоха, ритуальной трости. Вполне вероятно, что корень слова «орба» связан с близко звучащим термином «хорба» - побеги березы, из которых вырезался ритуальный жезл. Хакасская «орба» изготовлялась по единой форме, напоминающей загнутую назад большую ложку. Лицевая сторона или ее ударная часть делается выпуклой. Выпуклая сторона носила название «солбы» или «хара сол- бы» - черная солба. Она считалась при гадании «тёрик» (торік) несчастливой. Тыльная сторона делается вогнутой и носит название «арт» - спинка, «олбы» или «ах солбы» - белая солба. Она при гадании определяла счастливый исход камлания. Материалом для изготовления «орбы» служили дерево или кость. В древние времена предки хакасов изготовляли ритуальные жезлы из камня (тас орба) и даже из бронзы (хола орба). Хакасские мифы утверждают, что на дне реки Абакан покоится трехвильчатая каменная орба, спрятанная там великими шаманами до заветных дней. Ныне якобы пришло время ее поднять и вернуть скрытых там могущественных духов.
Стоит отметить, что материал для изготовления посоха имеет не маловажное значение. Так, к примеру, орба из рога лося предназначалась для действия в отношении сильных духов-покровителей небесных «ызыхов» (сивой масти), которые могли поразить людей молнией.

Тыльная сторона орбы (орба арты), имевшая слегка вогнутую поверхность, часто покрывалась геометрическим орнаментом, резными изображениями священного дерева, животных и птиц. Если она обивалась медью, то жезл получал дополнительное имя «чис орба» - медная орба. Вдоль медной поверхности укрепляли металлические кольца числом до девяти штук, причем в верхней, средней и нижней частях тыльной стороны жезла укреплялось по три кольца. На конце рукоятки в отверстие вдевали ремешок «улдурбе», который завязывался петлей. Петля, в виде кожаного браслета (пілектос), надевалась на кисть правой руки и в течение сеанса не снималась. Жезл нельзя было выпускать из рук или ронять. Если во время камлания орба выпадала из рук, то духи, рассердившись, «могут разлететься, и их трудно будет собрать».К ремешку «улдурбе» привязывалось кольцо, куда вешались флажки под названием «туг». В шаманской речи флажки жезла именуются «золотой туг» (алтын туг), «святой туг» (арыг туг), «грозный туг» (хазыр туг). Они были синего, красного и желтого цветов. Общее количество флажков составляло девять штук, поэтому жезл называли «тогыс туглыг орба» - девятизнаменная орба. Наличие девяти боевых знамен у древних тюрков считалось высшим числом, свидетельствующим о могуществе правителя. Если шаман отправлялся в царство умерших дун «узут чир», то красные и синие «туги» жезла завязывались, а распускав желтые ленты. Хакасское название флажков «туг» восходит к древнетюркскому слову, обозначавшему понятие «бунчук, боевое знамя». Согласно представлениям тюрко-монгольских народов, в боевом знамени сосредоточен боевой дух народа. В связи с данным представлением название «туг» для флажков на жезле приобретает особое значение: как символ знамени рода и места сосредоточения его жизненной силы.

При завершении камлания, когда шаман распускал своих тёсей, то он притягивал непослушных ду хов в «туг». Делалось это с определенной целью, чтобы грозные тёси не разбежались и не навредили народу Солнечного мира. Духи-хозяева шаманского жезла величаются «оджаны» (очацнар). Глухими ударами жезла по бубну кам укреплял уверенность тёсей в победе над врагами, которые благодаря звуковой поддержке теряли страх перед любой злой силой. От жезла зависела жизнь шамана. Чтобы лишить жизни избранника духов, достаточно было «украсть у шамана колотушку от бубна и привязать ее к хвосту собаки; шаман заболевал и вскоре умирал». Деревянные жезлы «орба» представляют древнейшие ритуальные инструменты шаманов, бытовавшие еще до употребления бубнов. Первые бубны, как гласят предания, появились в сагайской части Хонгорая. Затем от сагайцев они были позаимствованы качинцами и кызыльцами. С тех давних пор качинские и кызыльские шаманы среди хакасов считаются намного слабее сагайских. «По словам качинцев, бубнов ранее не было и еще не в далеком прошлом хорошие шаманы их не употребляли.
У вас нет необходимых прав для просмотра вложений в этом сообщении.

Maximys M
Maximys M
Репутация: 22 (+22/−0)
Сообщения: 24
Зарегистрирован: 29 сентября 2017
С нами: 6 лет 5 месяцев

#2 Maximys » 4 октября 2017, 19:00

Познавательно hi1

Vetur
Аватара
Vetur
Репутация: 1024 (+1099/−75)
Сообщения: 925
Зарегистрирован: 14 октября 2015
С нами: 8 лет 5 месяцев

#3 Vetur » 4 октября 2017, 21:55

Unnr, Очень понравилось. give_rose
Я знаю, что ты можешь связать одной ниткой все четыре ветра...

13-й M
Аватара
13-й M
Репутация: 3557 (+3569/−12)
Сообщения: 1751
Зарегистрирован: 7 декабря 2015
С нами: 8 лет 3 месяца

#4 13-й » 8 октября 2017, 21:59

Какой смысл в бубен?

Unnr F
Автор темы
Unnr F
Автор темы
Репутация: 6760 (+6952/−192)
Сообщения: 7758
Зарегистрирован: 2 октября 2015
С нами: 8 лет 5 месяцев

#5 Unnr » 8 октября 2017, 22:43

13-й, такая инфа не встречалась.


Вернуться в «Шаманизм ( монголы, тувинцы, якуты, буряты и др)»

Кто сейчас на форуме (по активности за 180 минут)

Сейчас этот раздел просматривают: 27 гостей