Обо

Maximys M
Автор темы
Maximys M
Автор темы
Репутация: 22 (+22/−0)
Сообщения: 24
Зарегистрирован: 29 сентября 2017
С нами: 6 лет 5 месяцев

#1 Maximys » 29 сентября 2017, 23:58

Обо (по монг. – «овоо») – древнее святилище, местопребывание духов-хозяев местности, место, где надлежит поклоняться духам, сооружается в священных местах, где духи явили себя или где они действуют. С годами обо увеличивается в своих размерах, за счет жертвенных камней во время ежегодных обрядов и от проходящих мимо путников. Обо часто возникает в местах поклонения духам на перевалах, где проходят караванные тропы, или вершинах почитаемых гор, в святых местах и вблизи буддийских храмов. Груды камней на перевалах часто являются единственным ориентиром для путешественников в пустынной местности. Каждый бурятский и монгольский род, каждый монгольский сомон и каждый буддийский монастырь имели свое обо.

Обо в виде пирамидальной груды камней или шалаша из веток встречаются чаще всего. Реже встречаются «жилище духа» – специально сложенное по буддийской космологии, трехуровневая каменная башня-алтарь для приношений и жертвоприношений и двенадцать малых пирамидальных груд камней вокруг. В местностях, где мало камней, например, на озере Хубсугул, над небольшой грудой камней можно встретить высокий шалаш из срубленных молодых деревьев и веток. В Тибете в священных местах устанавливаются каменные алтари, состоящие из двух каменных плит с поперечной каменной плитой, а на перевалах сооружаются пирамиды из камней – «дочё» («приношение из камней»). Обо, сложенные из простых камней, сохранились лучше многих храмов, которые были разрушены в период антирелигиозных кампаний. Сегодня наблюдается одинаково почтительное отношение к обрядам на обо, как со стороны неверующих, так и со стороны шаманистов и буддистов.

Обо – определяет место, где надлежит произносить молитву и преподносить жертвоприношение духам местности, чтобы снискать их покровительство в путешествии или для проживания в данной местности. По древним верованиям, духи – причина всех несчастий человека: от них зависит болезнь людей, удача в делах, падеж скота, все бедствия природы. Количество духов огромно: есть духи стихий, гор, водяные, земляные, духи драконов и т.д. Чествование духов, задабривание их жертвами помогает избежать несчастий. У подножия обо, как правило, есть плоский камень, выполняющий функции алтаря, на который ставится блюдце с ячменными зернами и чашка с водой, или кладутся монеты. Перед жертвенным камнем-алтарем непосредственно и произносится молитва. Чтобы духи понимали, лучше эту молитву рекомендуется произносить на их языке, т.е. санскрите, бурятском, монгольском языках. Считается необходимым регулярно класть для духов еду, так как духам, хоть они и бестелесные существа, постоянно требуется пища. Перед подношением или возлиянием белой пищей (молоко, саламат и т.д.), тарасуном или водкой, свежезаваренным чаем или жертвенным бараном, необходимо сделать очищение огнем. Обряд очищения подношений можно выполнить, сжигая в огне душистые травы: богородскую, можжевельник или кору пихты, и обкуривая дымом жертвенные вещи. Нельзя подносить, например, позеленевший сыр или пожелтевшую зелень: дары должны быть хорошими.

Обряд жертвоприношения предкам с мясом и вином известен со времен хунну (III в. до н.э.), получил широкое распространение в эпоху Чингисхана. Со временем культ предков слился с вошедшим в практику культом обо. Во время шаманских обрядов над обо приносились кровавые жертвы: резали баранов, козлов, вырывали их сердце, лили кровь. После ламаизации культа обо кровавые жертвы были запрещены и заменены жертвоприношением молоком, вином, сыром.

Каждое обо имеет своего хозяина – духа местности, ему преподносятся жертвоприношения в виде пищи, брызганья вина, лоскутков материи, щепотки табака, сигарет, спичек, монет, бумажных денег, пуговиц. Подношение заключается не в вещах, а в вере. Достаточно подносить мандалу, воду, воображаемые дары. Ценность вещи не имеет значения – важен сам факт жертвоприношения. Подношения имеют символический характер, считается, что духи вкушают идеальную субстанцию подношений. В обо можно только класть, что-либо забирать из обо, т.е. отнимать у духов не рекомендуется.

По древней традиции перед обрядом жертвоприношения обо обходят три раза по часовой стрелке, символизируя тем самым уважение ко всем трем мирам: нижнему, среднему и верхнему. Затем представляются духу местности, рассказывают о цели своего путешествия, и уже после этого просят покровительства в пути или излагают ему свою заветную просьбу. Непосредственно, без жертвоприношения, обращаться к верховным божествам древняя традиция запрещает. Вначале следует обратиться к родовым духам и духам огня, затем к духам местности.

Верховным божеством у народов Центральной Азии считалось Вечно Синие Небо – высший представитель сил природы, которому подчинены прочие божества и все земные духи. Среди звезд выделялось созвездие Семи Старцев (Большая Медведица) о важности которого повествуют древние легенды, и которому необходимо было регулярно приносить жертвы. Возлияние-подношение духам в древние времена делалось молоком, что символизировало чистоту помыслов и мыслей. В настоящее время вместо молока брызгают водкой. Сначала брызгают к небу, а потом на четыре стороны света для угощения и задабривания духов, пребывающих везде и всюду, чтобы они не вредили и оказывали помощь. При проведении специальных обрядов, после молитв, на специальных шестах, устанавливаемых в центре обо, привязывают матерчатые ленты - голубого или белого цвета – хадак. Иногда на материи пишется священная молитва или мистическое изречение. Как правило, такая церемония проводится один раз в летний месяц, когда, как считается, снисходит с неба владыка духов. Видимым знаком схождения должны быть моросящий дождь, радуга и благоприятные сны. День чествования обо назначается ламами. Для обряда готовится специальный текст, посвященный именно данному хозяину местности.

По своим размерам обо может быть достаточно внушительным и заметным на большом расстоянии. Исторически достоверен факт возникновения большой груды камней по указанию Тамерлана. Когда он вел свои несчетные войска на завоевание новых земель, он приказал в начале похода каждому воину положить по камню в общую кучу на одном из перевалов по пути в Среднюю Азию. На обратном пути каждый воин взял из кучи по камню, на месте остались камни убитых воинов. Так появилось на свет легендарное обо, почитаемое до наших дней.

На юге Монголии встречаются обо, построенные по буддийскому плану: вокруг большой насыпи делается ещё двенадцать малых, так что все тринадцать обо представляют весь мир, как его изображают буддисты, т.е. средняя насыпь соответствует горе Сомонэру (Меру), а прочие малые – 12 двипам (островам) или частям мира.
8k-Xva52Sxo.jpg
У вас нет необходимых прав для просмотра вложений в этом сообщении.

Викинг M
Аватара
Викинг M
Репутация: 79 (+85/−6)
Сообщения: 274
Зарегистрирован: 12 октября 2015
С нами: 8 лет 5 месяцев

#2 Викинг » 30 сентября 2017, 1:06

Такие места в каждой местности есть?

gor
Аватара
gor
Репутация: 207 (+209/−2)
Сообщения: 197
Зарегистрирован: 29 сентября 2015
С нами: 8 лет 5 месяцев

#3 gor » 30 сентября 2017, 3:04

Там , где сохранились традиции шаманизма .В бывшем союзе это Бурятия , Тыва , Хакасия , Алтай , Казахстан.Обоо ставят на перевалах , у арджанов и иных местах скопления духов .В разных традициях вяжутся белые либо цветные ленты трёх или пяти цветов .Есть места , где духи особо суровые .Например Курайскую степь категорически не рекомендуют пересекать ночью .Или приходится откупаться алкоголем и пищей .Пребывая в какую либо местность необходимо умилостивить духов местности подношениями , иначе путь грозит быть нелёгким и долгим .А если понравитесь духам , могут и через Врата провести -путь короче и быстрее .

Песня
Аватара
Песня
Репутация: 22 (+22/−0)
Сообщения: 69
Зарегистрирован: 29 апреля 2016
С нами: 7 лет 10 месяцев

#4 Песня » 30 сентября 2017, 13:29

В начале 90-х в Монголии такие або (с ударением на последнем слоге) были повсюду в степи - на вершине любого холмика, в любой даже небольшой ложбинке лежала пирамидальная кучка камней. В лесу около Харахорина я вообще наткнулась на большое або, где были не только ленточки, но всякие другие интересные предметы, шаманская лопатка лежала из резного дерева, одежда, недорогие украшения, даже детские костыли стояли, видимо в благодарность за излечение.

Maximys M
Автор темы
Maximys M
Автор темы
Репутация: 22 (+22/−0)
Сообщения: 24
Зарегистрирован: 29 сентября 2017
С нами: 6 лет 5 месяцев

#5 Maximys » 1 октября 2017, 8:21

"Город Духов "-Обо (пирамиды) из камней на вершине горы.
Фото Каральковские озёра, Горный Алтай.
У вас нет необходимых прав для просмотра вложений в этом сообщении.

Dok M
Аватара
Dok M
Репутация: 182 (+182/−0)
Сообщения: 98
Зарегистрирован: 14 августа 2019
С нами: 4 года 7 месяцев

#6 Dok » 24 марта 2022, 10:44

На бурятском языке сакральное место, где надлежит делать приношение, называется «бариса», однако в последние годы это слово упоминается реже, и вместо него чаще произносят слово «обо». По обычаю нельзя пройти мимо такого места, не почтив духа-эжина - хозяина этого места, иначе не будет удачи. В это сложно поверить, но неприятные случаи в виде пробитого колеса автомобиля или плохой погоды, происходят в наши дни очень часто с теми, кто проезжая такое место, не почтит духа местности.

Символика цветов лент

- Белый хадак - символ изначальной чистоты, чистых помыслов. Белый цвет у бурят обладает особой сакральностью. Это цвет святости, благо­получия;

- Синий хадак - символ гармонии, согласия и спокойствия. Он воплощение доброты, верности, бесконечности, расположения. В монголь­ском мире голубой, синий цвета - олицетворение Вечного синего неба, культ которого существует издавна. Этот цвет также символ мужского начала;

- Зелёный хадак - символ цветущей земли, благой активности, плодородия, пробуждения и устранения любых препятствий. Зеленым цветом буряты обозначали мать-землю;

- Красный хадак - символ сохранности и безопасности, а также притягивает все благие качества. Красный - цвет власти и величия. Этому цвету приписываются и целительные свойства, способность противостоять сглазу и колдовству;

- Жёлтый хадак - символ плодородия, умножения и достатка, постоянства и неизменности, тепла, жизни.
У вас нет необходимых прав для просмотра вложений в этом сообщении.


Вернуться в «Шаманизм ( монголы, тувинцы, якуты, буряты и др)»

Кто сейчас на форуме (по активности за 180 минут)

Сейчас этот раздел просматривают: 19 гостей