Эрлик-хан владыка царства мёртвых

Deva F
Автор темы, Практик
Аватара
Deva F
Автор темы, Практик
Репутация: 16973 (+16992/−19)
Сообщения: 4110
Зарегистрирован: 29 сентября 2015
С нами: 8 лет 5 месяцев

#1 Deva » 29 сентября 2017, 17:27

Эрлик-хан, Эрлен-хан (бурят.), Эрлик Номун-хан (монг.), Эрлик Номин-хан (калм.), Эрлик Ловун-хан (ту-винск.), Ир ли к (хакасск.), в мифологии монгольских народов и саяно-алтайских тюрок владыка царства мёртвых, верховный судья в загробном мире, дьявол, демиург или первое живое существо, созданное демиургом. Имя восходит к древнеуйгурскому Эрклиг каган («могучий государь») - эпитету владыки буддийского ада Ямы. Прозвище Номун-хан - монгольская калька титула Ямы - «царь закона», «владыка веры»; кроме того, в Монголии Эрлик часто именуется Чойджалом (тибет. форма данного титула).

Чтобы прочитать этот текст необходимо зарегистрироваться
У вас нет необходимых прав для просмотра вложений в этом сообщении.
По всем вопросам диагностики пишите в личные сообщения на сайте.

Лунная
Аватара
Лунная
Репутация: 4666 (+4699/−33)
Сообщения: 2740
Зарегистрирован: 10 октября 2015
С нами: 8 лет 5 месяцев

#2 Лунная » 29 сентября 2017, 19:56

Интересно находить похожее с чм give_rose
Я- ведьма, танец колдовской,
Я- чары темноты ночной,
Гекаты горький поцелуй...
танцуй, о ночь! луна, колдуй!

Maximys M
Maximys M
Репутация: 22 (+22/−0)
Сообщения: 24
Зарегистрирован: 29 сентября 2017
С нами: 6 лет 5 месяцев

#3 Maximys » 1 октября 2017, 0:02

Суфизм и Эрлик-хан.

«Когда у турок случается война, Караджа Ахмед выходит из могилы и помогает» - из тайного турецкого сказания.

В турецких преданиях про суфиев не только Хаджи Бекташ пользуется атрибутом подземного бога Эрлик-хана – плеткой из змей,* но также и другие турецкие святые, например, Караджа Ахмед.

Рассказ о том, как Хаджи Бекташ Вели сел на стену и посрамил своего противника очень распространен. В варианте, записанном В.А. Гордлевским в Ускюдаре (Üsküdar) под Стамбулом Хаджи Бекташ препирается с Караджа Ахмедом. Однажды Караджа Ахмед сел на льва,** и, ПОМАХИВАЯ ЗМЕЕЙ, КАК КНУТОМ, поехал к Хаджи Бекташу Вели. Увидев это, ученики Бекташа Вели передали о чуде своему учителю. Бекташ Вели взобрался на стену и верхом на стене двинулся на встречу к гостю [«и погнал ее КНУТОМ ИЗ ЗМЕЙ» - в другом месте]. Бекташи говорят: «Джансыз дуварлары юрютен веледир» («Он – святой, заставляющий двигаться бездушные, безжизненные стены»). Источник этого чудодействия Бекташи Вели В.А.Гордлевский видит не в божественном даре, а в антибожественном, сравнивая его с названием чёрта - «дуваряран» (duvar yaran) – «рассекающий стену».

Такие места из турецких мифов, где имеется указание на «змеиную плетку Эрлика» у Караджа Ахмеда (как и у Хаджи Бекташа) указывают на истоки этих легенд в центрально-азиатских представлениях об Эрлик-хане, но это указание можно найти также и в самом имени Караджа Ахмеда. Караджа Ахмед Султан, говориться в одном сказании, родом из Хорасана – куда бы он ни шел, за ним следовала «козуля» (куосуля, дикая коза, небольшой олень – «Караджа»), от чего он и получил это прозвище. Дикая коза и олень – символы подземного мира и его царя Эрлик-хана. Само же слово «Караджа» также сопоставимо, по всей видимости, с таким словом, как «Караджиме» и, возможно, является его сокращенным вариантом.

Как поясняет Г.Н.Потанин в своих «Очерках…» «Караджиме» - «медведь» по-урянхайски. По-алтайски это слово значит «темные духи». Часть же «-джиме» сравнивается им с монгольским «teme», что значит Верблюд. Медведь и Верблюд также, как и Олень - животные Эрлик-хана.

Прамонгольский: «teme-ɣen» – «верблюд»; письменный монгол. - «temege(n)»; среднемонг. – «teme'en, temejen, temē, tǝmēn, tǝmǝn, timen»; бурятс. – «temē(n)»; ордосский – «temē(n)»; могол. – «temɔ»; прото-алтайский – «t`ĭbŋe»; прото-тюркск. – «debe»; дрвенетюркск. – «tebe», «teve»; караханид. - "teve (tevej)»; турецк. – «deve»; татарск. и башкирск. – «dü̆jä»; узбекск. – «tuja»; уйгурск. – «tögä»; туркменск. – «düje»; казакск., балкарск., караимск., кумыкск. и ногайск. - «tüje».

На алтайском ойротском языке: «jеме» – «угроза, брань»; «jемеле-» - «грозить, бранить»; «jи-» - «пожирать»; «оны кöрмöс jиген» - «он умер» или дословно «его съел нечистый дух»; «jимекей» - «обжора»; «jимекчи» - «прожорливый». Ср. с хтоническими персонажами обжорами, вечно голодными из разных мифологических систем.*** На древнетюркск. – «jem, jim» – «пища»; «jemir» – «разрушать»; «Jama» – «бог, царь загробного мира»; «jemäk» – кыпчакское племя йемаки (связаны с Йамой, Яма-ханом, Эрлик-ханом).

Во времена гонения на янычар радикальные исламисты были противниками культа святых, Абдул Кадир выступал против Караджа Ахмеда, причислял его к ордену Бекташийа. В западной Анатолии в Манисе в одном из документов (1397 г) имеется указание, что там был «текке Караджа Ахмеда», а жители Манисы считают, что именно во главе тюркского воинства покорившего их город стоял Караджа Ахмед. В народном гимне (илахи) говориться, что Караджа Ахмед – могучий Вели из бейской династии Эшрефоглу. Основатель бейлика Сулейман Эшреф был одним из высокопоставленных сельджукских сановников. Когда Караджа Ахмед прибыл к Хаджи Бекташу на служение, он сказал ему: «Мой Караджа, мой Караджа! В одном месте будет твое жилище (пристанище), но светильник твой пусть горит в сорока местах!» Караджа Ахмед ходил по воде, исцелял больных физически и душевно, летал на бараньей шубе, становился невидимым. В местности Тезгююк у берега реки на ивовом дереве собирал яблоки, за это бей Тезгююка считал его колдуном. После Караджа Ахмед исцелил этими яблоками дочь этого бея. Дервиши Караджа Ахмеда были пастухами и ходили по Анатолии как пастушеские племена.

p.s. Параллельные сюжеты сцене поездки Караджа Ахмеда на льве с плеткой из змеи можно обнаружить также в индуизме и буддизме, например, это махасиддх Домбипа. Домбипа был самым просветленным из всех правителей. Домбипа, будучи сыном царя, взял в жены девушку, дочь предводителя бродячих музыкантов [как это похоже на странствующих дервишей или трубадур], которая была чиста, как лотос и стала для него духовной партнершей, с которой он удалился в джунгли практиковать тантру. Достигнув сиддх, он со своей спутницей верхом на тигре вернулся в город. Поэтому часто Домбипа изображается на тигре держащим в руках змею и размахивая ей как кнутом. Опускание Домбипы до низшей касты можно соотнести с отказавшимися от мiрских благ пастухами-дервишами Караджа Ахмеда или с центрально-азиатским описанием путешествия кама во время камлания в инфернальный нижний мир Ямы/Эрлик-хана.

Примечания
* Эрлик-хан «черную змею употребляющий вместо плети» - говорили камы в призываниях. В теленгитском сказе «Кайракан» посол Ерлик-хана - седой старик, с белою бородою, у которого змея вместо плети. См. Бекташийа и Эрлик-хан
Хаджи Бекташ Вели и Иблис/Шайтан
** «Божьи собаки» - в коммент. В.А.Гордлевского. Лев – символ, как хтонического, так и небесного порядка; в алт. мифологии львиноголовый Арслын-тергитей – сын Эрлик-хана.
*** Река Эрлик-хана, разделяющая мир живых и мир мертвых: «Тойбодым» - «я не насытился», «ненасытная»; в фольклоре сибирских народов чудовище-обжора: у якут – «алаа-могус»; алт. – «сары мангыс»; бурят – «мангус-мангадай»; тув. – «мангыс»; кыргыз. – «желмогус», а также вечно голодные в древнеевр. – «нефилим»; в буддизм. – «йидак»; индуизм. – «преты»; в герман.-скандин. – «йотуны».

Литература:
Аверьянов Ю.А. Хаджи Бекташ Вели и суфийское братсво бекташийа.
Гордлевский В.А. Османские сказания и легенды.
У вас нет необходимых прав для просмотра вложений в этом сообщении.

13-й M
Аватара
13-й M
Репутация: 3557 (+3569/−12)
Сообщения: 1751
Зарегистрирован: 7 декабря 2015
С нами: 8 лет 3 месяца

#4 13-й » 8 октября 2017, 22:03

Мне кажется или в шаманизмы Эрлик Хан тоже самое что в Чернокнижии Дьявол? Ульгень(условно)белый бог? Такая же дуальность?


Вернуться в «Шаманизм ( монголы, тувинцы, якуты, буряты и др)»

Кто сейчас на форуме (по активности за 180 минут)

Сейчас этот раздел просматривают: 19 гостей