Много лет назад между двумя аулами сидел шаман. Люди узнавали его по длинным волосам и пыльному халату из оленьей шкуры. Увидев путников, он протягивал руки, чтобы люди дали ему немного еды или денег. Но однажды шаман умер. Алтайцы очень расстроились: теперь никто их не встречал на дороге и не провожал в путь. За долгие годы нищий стал им родным. Люди тогда решили на месте, где он сидел, посадить дерево. Но едва копнули землю, ахнули: под камнями лежали слитки золота…
Так родилась алтайская мудрость – самое ценное всегда находится под ногами.
В красивых горных отрогах, окружающих Айское озеро, в бурных зеленых волнах Катуни, в древних складках гор, на таежных туристских тропинках притаились легенды. Они ждут, когда их кто-нибудь, когда-нибудь обязательно найдет… Сказочная, неповторимая по красоте картина алтайских пейзажей невольно рождает легенды. Но, отражая чарующие душу картины природы, легенды, прежде всего, - это носители традиций и культуры живущего в Горном Алтае народа. Но давайте спросим себя: а много ли мы знаем об этом народе, об этих местах, визитная карточка которых уже давно гуляет в Интернете?
А ведь именно легенды несут колоссальную информацию об этом. Легенды и жизнь. Кажется, что два этих слова ничего общего не имеют, больше того, даже исключают друг друга. Ведь в жизни сплошь и рядом происходят факты достоверные, а легенды - это нечто противоестественное с точки зрения нормального человеческого восприятия. Но если внимательно читаешь легенду, легко убеждаешься в том, что, жизнь тесно связана, переплетена с легендами, а найти черту их разделяющую часто бывает не так-то просто. В легенде автор никогда не называет своего имени, но рассказывает о своем народе, о его правителях, мудрецах, о бедствиях, испытаниях. В давних алтайских легендах, конечно наиболее ценных для этнографов и фольклористов, авторам абсолютно чужда нормальная логика. В таких легендах герои без тени смущения повествуют о поединках людей с чудовищами, злыми духами. На сцене, как правило, в противовес им присутствуют и добрые духи, карающие провинившихся за нечестивые поступки. Самые юные, современные легенды, над которыми поработали фольклористы, неугомонные туристы, бесстрашные альпинисты, читаются иначе и воспринимаются логическим, красивым и законченным текстом. Они несут общечеловеческие ценности: нравственность, духовность, мужество, любовь.
Миф о сотворении человека.
Бог Ульгень слепил первых людей из глины. Но не знал, как вдохнуть в них жизнь. Тут пришел Эрлик – злой бог, сатана – и, дыхнув на них, превратил глиняных человечков в живых. И приходится нам теперь жить с идеальным телом, но с душой, полной пороков.
Игры духов.
В горах Алтая есть широкое плоскогорье. Над ним стоят, как монументы, гранитные скалы-останцы с плоскими вершинами. Вот о таких плоских вершинах и рассказывает следующая легенда. На скале Ак-Таш лежит большой плоский камень. Сюда духи со всего Алтая прилетают поиграть в азартные игры. Ставкой являются души зверей и домашнего скота, которые водятся на территории тех духов, которые прилетели на игры. В эти азартные игры духи могут играть от одного дня до года. Считается, что если где-то произошел пожар, и исчезли белки или другие звери, то это всего-навсего местный горный дух «продул» их души в игры с другими духами. А плоские вершины гор - не что иное, как столы, на которых духи играют в азартные игры.
Духи Алтая.
Проезжая по Горному Алтаю, на вершинах перевалов можно увидеть на деревьях многочисленные ленты или каменные кучи. По алтайскому поверью, люди после смерти становятся духами той местности, где они умирают. Ленты на деревьях вяжутся в знак уважения к Хозяину перевала. Деревья, с которых свисают ленты, раньше называли деревьями шамана. Считается, что именно на них и живут духи. Еще раньше вместо ленточек на деревья подвязывался конский волос.
Главным духом, владычествующим над всем Алтаем, считается Алтайдын-Эззи или Владыка Алтая. По поверью, он обитает в пещерах и на ледниках. Каждый человек старается задобрить духов, переезжая через перевал. Путник, если нет дерева на перевале, оставляет на нем камень свой, который он взял у подножья. Проходят годы, через перевал проезжают сотни людей, и вырастают каменные кучи. Алтайцы называют их «обо». Иногда в них втыкали палки, к которым привязывали ленты или конский волос. Это все есть проявление уважения алтайского народа к Хозяину перевала.
Легенда о пещерных людях.
По одной из алтайских легенд, давным-давно Алтай был вечно зеленым. Лето здесь было круглый год. Было очень жарко и люди старались спастись от жары в пещерах. Вот тогда-то в некоторых пещерах и поселились олусы, человекообразные существа, отличавшиеся особой злобностью по отношению к людям. Это были сознательные, мыслящие существа, умеющие много делать. Когда происходили встречи олусов с людьми, олусы спасались при помощи каких-то сверхъестественных сил. Людей, которые посещали их пещеры, они зазывали вглубь, усыпляли, и куда потом девались эти люди – никто не знает. Особенно олусы воруют детей, которые часто ссорятся друг с другом и в одиночку хотят побывать в этих пещерах. Эти олусы невидимы, и их можно только услышать – вот почему при посещении пещер нужно хранить тишину.
Откуда горы появились
Не только на Алтае, но и по всему свету распространена легенда, где рассказывается об огромном ковчеге, который причаливал к горам. В одной из версий корабль, построенный человеком по имени Нам, причаливает к двум горам, стоящим близко друг от друга: Чемгодой и Туллутта. Но сюжет настолько популярен, что жители разных мест начали оспаривать местонахождения ковчега. На Алтае утверждали, что обломок ковчега лежит на горе близ устья реки Чемал. В других местах указывают свои горы. Рассказывают, что когда-то, до потопа, жили богатыри, известные своей силой. После потопа земля стала мягкой, она не смогла держать богатырей. Их тела стали горами необычной высоты и очертаний. Но в горах присутствует дух этих богатырей или хозяин горы. Таким образом, в горах Алтая появились вершины: Бешпек, Сартыкпай, Сарлык, Бобырган – это души богатырей, которые давным-давно жили на Алтае.
Об образовании горы Сегенду-Туу
Одна из легенд о богатыре Сартыкпае говорит: взглянул богатырь Сартыкпай вниз по реке Катунь и увидел, что путь бурливой реки Катунь преграждается утесом около устья реки Чемал. Снял тут Сартыкпай с плеч свой железный лук, натянул тетиву и пустил литую из меди трехгранную стрелу вниз по реке, сказав: «Пусть будет прямая дорога». Стрела ударилась в Чемальский утес, пробила его и расколола на два куска. Один кусок упал пониже реки Чемал. На нем вырос красивый сосновый бор Бешнек, другая половина – Сегенду-Туу, до сих пор стоит над Катунью.
О змеиной горе
Говорят, что есть в одном районе гора и название ее необычное – «Змеиная». И названа она так из-за многочисленных различных тварей, населявших ее ранее. Однако я слышал древнюю легенду, связанную с именем этой горы… У подножия горы в давние-давние времена жило племя людей, вождем которого был храбрый воин, но он почему-то был женоненавистником и никогда не женился. Да и в войско свое он набирал юношей, которые не были женаты. Ну, а если кто-то из юношей и хотел жениться, то он должен был на руках занести свою любимую на вершину горы. И не дай Бог, если он устанет и уронит свою невесту, тогда она превращалась в змею и уползала в горы. Оказывается, вождь племени был колдуном. Долго это было так, и род уж начал стареть. И вот однажды самый младший сын бедного пастуха решил попытать счастье. Он взял свою любимую на руки и понес ее по кручам, по узкой тропинке, вверх. Труден путь, вот-вот выронит он девушку, но девушка сильно любила парня и потихоньку, то рукой, то ногой помогала юноше. И вот они счастливые стоят на вершине. Вождь со злости, что его колдовство исчезло, превратился тоже в змею - щитомордника - раньше не было их. А гору и до сей поры Змеиной величают.
О горе Белый Камень
Недалеко от села Усть-Кан расположена гора Белый камень. Белого в ней ничего нет, а белизна эта напрямую связана с сединой, то есть с возрастом горы. Он у этой горы–бабушки исчисляется примерно в двадцать тысяч лет! Видимо, это и стало основанием для легенды. Поселился в этом месте, где стоит гора Белый камень, злой дух Алмыс. Все живое, что попадалось на его пути, он хватал и уносил к горе. Гора открывалась, Алмыс прятал туда очередную жертву. Там он забирал у несчастных жизнь, тем самым сохраняя себе вечную молодость. Он оборачивался то красивым юношей, то молодой девушкой, заманивал молодых людей, уводил к горе, больше их уже никто не видел. Не брезговал Алмыс и скотом, крал лошадей, коров, овец, коз. Люди давно поняли, что их преследует злой дух, но выследить и поймать его было невозможно. Отчаяние и страх поселились в этих местах. Это продолжалось, пока в семье самого бедного пастуха не подрос последыш – сын Кан. Ему исполнилось уже шесть лет, а родители из страха за его жизнь никогда не выпускали его из юрты. Кан рос и никогда не видел солнце, горы, траву, деревья и цветы. Зверей видел только убитыми, когда братья и отец приносили их с охоты. Кан думал, что на земле живут только отец, мать, братья и он. Он не знал страха, никто не говорил ему и про злого духа Алмыса. Кан резво носился с игрушечным дротиком по юрте и вдруг увидел солнечный свет. Это мать забыла запереть юрту. Мальчик выбежал на улицу и его охватила радость от увиденного вокруг. Золотые солнечные лучи в реке и озере, дивным ковром рассыпались цветы, бабочки и птицы в траве, на деревьях. Кан побежал, стараясь увидеть все новые и еще более прекрасные чудеса, и тут его внимание привлекла большая гора. Кан подумал, что это большая юрта и вошел внутрь. Мальчик не боялся, смело шел вперед и в глубине пещеры увидел чудовище. Но так как принял его за очередное великолепное чудо, на какие успел насмотреться, пока бегал по долине, то широко, дружелюбно и радостно улыбнулся злому Алмысу… И в то же мгновение смелая, радостная улыбка ребенка убила чудовище. Зло и страх погибают от смелости. А возраста у смелости не бывает. Радость вернулась в стойбище людей. Она всегда рядышком со смелостью ходит. С того момента страшную гору стали называть Белой, потому что свет победил тьму.
О скале Бичикту-Бом
Жили рядом два пастуха Каракол и Урсул. Были они закадычными друзьями, и горе, и радость делили пополам, помогали друг другу в лихие времена. А когда на охоте одному везло, а другому нет, то и добычу пополам делить приходилось. Надо было и хану подать платить, и детей кормить, вот дружба и выручала их. У обоих, и у Каракола, и у Урсула, отцам на радость, по сыну выросло. У юношей уже усы стали пробиваться, на девушек поглядывать стали. А дружили так же, как их отцы - крепко и надежно, словно братья родные. И отцы, и сыновья места, где жили и охотились, да рыбу ловили, знали так хорошо, что ночью каждое дерево узнать могли. Но с каких-то пор стало в тех местах твориться непонятное. Идут, к примеру, юноши по берегу реки, как вдруг прямо на песке объявится перед ними красивый цветок. Они бросятся к нему, а цветок исчезнет, словно его вовсе не было. Или сидят, отдыхают на поляне, а рядом голубка белая сядет. А только кто к ней обернется - тут же исчезнет. Даже боязно юношам стало. Что за чудеса, с чего они взялись? Думали, гадали, да так ни к чему и не пришли. Отцам рассказали. Старые охотники только посмеялись над сыновьями. Вскоре юноши шли по берегу озера и вновь увидели красивый цветок. Подходить не стали, спрятались за скалу. Оттуда увидели, как цветок обернулся красавицей. Девушка взяла прутик и, убедившись, что ее никто не видит, стала им рисовать всякие узоры на песке. Оба юноши, конечно же, влюбились в красивую колдунью. С того дня вместе они никогда уже не ходили. Охотились отдельно, втайне надеялся каждый встретить где-нибудь заколдованную красавицу. Оба юноши рассказали отцам об этом. Посерьезнели старики, но встречаться начали реже, потом и вовсе рассорились. А юноши, каждый теперь один, все продолжали искать встречу со своей необычной любовью. Однажды по лесной просеке они шли навстречу друг другу с разных концов, сами того не зная. А когда друг друга увидели, тотчас меж ними затрепетал алым цветом красивый цветок. Юноши замерли от неожиданной встречи. Цветок же обернулся белой голубкой. Она полетела низко над землей, а юноши бросились следом. Отцы Урсул и Каракол, почувствовав, что их сыновья в беде, бросились их догонять. Урсул был сильнее Каракола и убежал вперед. А когда силы их иссякли, старики превратились в воду и продолжали погоню реками. Белая голубка летела и смеялась над бегущими за ней юношами. Она летела низко и не заметила скалу на своем пути. Ударившись грудью о скалу, она разбилась. Тотчас же скала покрылась разными рисунками, теми самыми, какие рисовала на песке заколдованная красавица. Перед изумленными юношами, как живые, по скале разбежались диковинные звери, цветы, деревья. Зачарованные этим зрелищем юноши стояли так долго, что превратились один в марала, другой в лося.
«Писаная» скала Бичикту-Бом в Онгудайском районе Горного Алтая есть на самом деле. Она находится на левом берегу реки Каракол в двух километрах от места впадения ее в реку Урсул. На нее нанесены более сотни рисунков. Эта знаменитая галерея алтайских писаниц – один из замечательных памятников древнего изобразительного искусства. Относится она к VI - VIII векам нашей эры, к периоду господства на Алтае кочевников - тюрков. По легенде ночью Бичикту-Бом охраняет Черный Марал – сын Урсула, а днем стережет Белый Лось – сын Каракола.
Гора «Золотая»
Богатством разных полезных ископаемых славен Алтайский район, в том числе и золотом. А где золото, там и всевозможные делишки творятся. Эту легенду из поколения в поколение в нашем районе передавали. Еще во времена Чингиз-Хана за селом Нижняя Каянча, что в Алтайском районе, было много золотых копий (рудников, приисков - кто как назовет). На этих копях в тяжелейших условиях работало много рабов, которые пополняли ненасытную казну Чингиз-Хана золотом. Рабы терпели-терпели и подняли мятеж. Испугался Чингиз-Хан, что восстание рабов будет трудно подавить, да и приказал залить копи водой. Все погибли. В настоящее время на месте бывших копий болота, да небольшое озеро - Клюквенным прозывается. Недалеко гора «Золотая», как памятник тех давних лет стоит. А в селе Нижнекаянча нет-нет, да и провалится в шурф старых копий кто-нибудь. Не все, наверное, шахты были затоплены. Может быть, жители этого села – потомки тех, кто уцелел в те страшные дни. Но об этом уже другая история.
Зеленый дракон
Плывя по Катуни по Алтайскому району, на левобережье интересную гору увидеть можно, похожую на дракона лежащего. Места там раньше дикие были, медведей, да и другой живности много было. А еще из уст в уста молва передается, что давным-давно в этих местах дракон появился, в расщелинах этих гор жил. Сплавщиков леса поджидал, плоты их переворачивал, да людей поедал. Раньше-то по Катуни много леса сплавляли. Но помелела с тех пор Катунь, да и леса меньше стало. Нечем питаться дракону стало, так и умер от голода, лежа в расщелине. Но людишек сплавных до сих пор поджидает: засмотрятся на гору интересную, да забудут про камни, да пороги – тут переворот и случится. А гора эта «Зеленым драконом» и прозывается.
Легенда о Чертовом пальце
Давным-давно в горах Алтайских жил молодой воин Куюм. Он был сильным и храбрым, здоровым, как барсук, хитрым, как лиса. Ловко держал в руках лук и стрелы, не знал любви большей, чем к горам высоким, рекам быстрым, лесам непроходимым. Был у Куюма конь – верный друг в бою, сильный, как скала, быстрый, как Катунь, прекрасный, как ночь лесная. Однажды появился на Алтае ворог, звали его Черто. Был он злой и ненасытный, хотел завладеть бесчисленными ископаемыми недр, богатствами лесов. Долго мучил Черто народ здешний, нагонял страху. Собралось войско огромное против Черто. Десять дней и ночей шел бой великий, но не могли воины одолеть своего противника. Тогда отправились они к старцу Алтаю за советом, как победить Черто. И ответил им старец:
- Пошлите воина храбрейшего к Черто.
- Когда вокруг вдруг станет тихо и темно.
- Когда луна затмится в небе звездном.
- Когда спать крепко будет ворог грозный.
- Обязан будет воин копытами коня.
- Втоптать чудовище, чтоб навсегда его засыпала земля.
Выслушали воины старца и попросили Куюма, чтобы он убил Черто и избавил народ от злого захватчика. Долго сражался Куюм, и на рассвете увидели люди, что остался от Черто один лишь палец над землей. Со временем превратился палец в скалу, стоящую над Катунью в предгорьях Алтая и по сей день. А называется эта скала - «Чертов палец».
Истэбе – «не зевай»
В районе Телецкого озера есть бурная речка Истэбе, левее её впадения – одноименная гора, на склоне которой видно 5 больших борозд. Эти, без крупной растительности борозды, образовались вследствие ежегодно скатывающихся лавин. Но впечатление такое, что кто-то огромной когтистой лапой пробороздил склон горы. Легенда говорит, что очень давно появился на Алтае злой дух: люди боялись выйти из юрт, громко говорить, начались болезни и голод. Дошедшие до отчаяния люди обратились за помощью к солнцу. Но когда оно приблизилось к земле, всё стало выгорать от его жгучих лучей, и солнце ушло обратно. Люди обратились к луне, но с её приближением стало всё мерзнуть, и луна ушла обратно. Тогда люди обратили свои мольбы к богатырю Сартакпаю. Выслушав их, Сартакпай стал ждать удобного случая. Однажды, после нападения на селение, Ильбегень сытно поел и заснул на вершине горы, обхватив её своими когтистыми лапами. Сартыпкай подкрался, схватил Ильбегеня своей могучей рукой за шиворот и рванул так, что не успевшие разжаться когти пробороздили по склону, оставив глубокие следы. Стал подымать Сартыпкай Ильбегеня, но тот оказался очень тяжелым. Обшарив его рукой, богатырь обнаружил на поясе громадный кремень, из которого Ильбегень высекал огонь, закуривая трубку. Оторвал Сартыкпай кремень, бросил его на землю, а самого Ильбагеня швырнул с такой силой, что от него не осталось и следа. Не стало злого духа, только кремень, что упал на землю рядом с Каменным заливом, напоминает о нём по сей день. Это огромный камень Ильбегень-Таш - камень злого духа.
Добавлено спустя 2 минуты 36 секунд:
Алтайские легенды о горе Белуха
Давно это было. В одной из долин реки Катунь поселился трудолюбивый народ, мирный, незлобный. Земледелием да рыболовством занимались, не забывали и о дарах природы, занимались собирательством. Счастливые жили. Но случилась беда. В сторону долины двинулся большой ледник, началось похолодание. Земля не стала давать больше урожая. Назревал холод и голод. Люди надумали уйти из этой долины, стали они в путь собираться. Наутро договорились в путь тронуться. Однако ночью вдруг все загрохотало, затряслось, люди забились в страхе в своих аилах. К утру все стихло. Выйдя из своих аилов, люди были поражены. На пути ледника стояли горы. На вершине самой высокой горы лежали снег и лед. И так красиво сияла ее белая вершина, что люди назвали ее Белухой. А в долине снова наступило тепло. Люди остались там жить, преклоняясь перед своей спасительницей, называя Белуху госпожой.
Гора Белуха
В очень давние времена среди племен Горного Алтая пронесся слух, что в алтайских лесах появилось странное чудовище из снега и льда – снежный человек, которого почему-то называли Белое Ухо, вероятно, из-за того, что одно ухо у него было белее снега. Предводитель одного из племен имел несметные богатства. Услышал он о снежном человеке и, чтобы прославиться среди остальных предводителей и удивить их, решил завладеть чудовищем. Он объявил, что тот, кто поймает снежного человека, получит щедрую награду - половину его богатств. Десятки богатырей бросились на поиски этого загадочного существа. Много дней и ночей они искали его по горам и лесам, пока, наконец, не нашли. Долго ловили охотники Белое Ухо, который яростно оборонялся и не желал сдаваться врагам, потому что привык жить на свободе. Тогда, видя, что не взять им снежного человека живым, богатыри убили его, надеясь, что и за мертвого они получат награду. Упал снежный человек на землю, подставив солнечным лучамослепительно белое ухо. Подошли богатыри, чтобы унести его, но, как ни могучи они были, а поднять чудовище не смогли, пришлось возвращаться им с пустыми руками. В том месте, где упал Белое Ухо, выросла высокая гора. Ее вершина всегда покрыта снегом и торчит, словно ухо. Люди, глядя на эту гору, назвали ее Белухой, в память о гордом снежном человеке.