Дни Танха - старинные гадания якутов

Вълчица
Автор темы
Аватара
Вълчица
Автор темы
Репутация: 2689 (+2693/−4)
Сообщения: 2163
Зарегистрирован: 27 мая 2019
С нами: 4 года 11 месяцев

#1 Вълчица » 4 января 2023, 17:17

Согласно якутским обычаям, с 7 (по другим данным с 14-го) по 19 января наступает время Танха. Из водоемов выходят водные существа сюллюкюны (водяные). Именно в эти дни обращаются к богу судьбы — Танха Хаан, чтобы узнать будущее. Традиция берет свое начало с древних языческих времен, перекликается со святочными гаданиями у православных русских.
Полное название данного периода — «Танха иhиллээhинэ», что в переводе значит, как «Подслушивание Танха». По поверьям в это время бог судьбы Танха Хаан Тойон находится ближе всего к человеческому миру, и именно в это время предсказания являются наиболее точными и правдивыми.

Подслушать свою судьбу и разбогатеть было возможно с помощью сюллюкюнов (сyллyykyннэр).

Сюллюкюны — зимние водяные существа в религии саха (якутов). По иерархии божеств они находятся где-то между высшими существами, олицетворяющими собой начала творчества и добра и многочисленными злыми существами.

Одним их первых, кто сделал попытку изучить феномен «сюллюкюн», был Д. К. Зеленин. В статье «Загадочные водяные демоны "шуликуны" у русских» он представил сравнительное исследование сходств и различий якутского «сюллюкюна» и великорусского демонического существа «шуликун».

«Восточным славянам известен весьма своеобразный демон "шуликун". В нем для этнографов пока загадочно почти все, прежде всего самое имя, которое известно лишь северно-великоруссам и якутам» Д.К. Зеленин.

Д. К. Зеленин отметил, что первые русские колонисты в Верхоянском крае, на северо-востоке Сибири (Якутии), верят в существование шеликанов или селиканов (то есть человекообразных). Значит, «сюллюкюны» в мифологии якутов (саха) присутствовали ещё до прихода первых русских землепроходцев.

Шуликун (шүлгэн) "подводный царь" распространен у многих народов Восточной Европы и Сибири. Под другими названиями –каракоджалы, каракондулы, караконджо – водные демоны с теми же отличительными признаками, что и шуликуны, встречаются и у южных славян – болгар, македонцев, сербов

Монгольско-китайское происхождение слов шулейкин – шулгэн – шуликун – сүлүкүн предлагает татарский исследователь Р. Г. Ахметьянов. Он считает, что они монгольско - китайского происхождения, производные от кит. шуй-луҥ-хуан ‘император водных драконов’

16.jpg


Шуй-луҥ-хуан ‘император водных драконов’ – в китайской мифологии главный управляющий реками, морями и облаками дух. Возможно он и стал прообразом сюлюкюнов.

Сюллюкюн внешне ничем не отличается от человека, кроме отсутствия бровей и усов, обыкновенно одеты в полушубок из телячьей шкуры, в таких же штанах и рукавицах.

Спойлер
Несмотря на суровые условия жизни Севера, якуты традиционно занимались скотоводством. Так, ими была выведена особая порода крупного рогатого скота — корова (якут. — ынах), устойчивая к морозам и жаре, дающая большие удои молока. Ни один из народов Севера, кроме якутов (саха), не занимался разведением рогатого скота и лошадей. В связи с этим якутская семья, у которой был рогатый скот, селилась в местности, где имелся водоем, в большинстве случаев озеро, куда водили скот на водопой, в том числе и зимой.

15.jpeg


Именно поэтому образ сюллюкюна включает такую деталь, как одежда из шкуры коровы.

Со временем образ менялся - сейчас считается, что внешне сюлюкюны похожи на классических чертей: у них есть рога, хвосты и свиные пятачки вместо носа, а также перепонки между пальцами и рыбьи глаза, делающие их персонажами водной стихии. Некоторые считают что у них остроконечные головы.

13.jpg


По якутскому поверью, сюллюкюны выходят из проруби 7 января. Сперва выходят взрослые сюллюкюны. С собой они носят амбарную книгу, где записано, кто должен был умереть в прошлом году, с этой книгой они ходят по поселению и, высматривая через окно живых людей, сверяются со списком, составляя новый список на следующий год. Считалось, что если кто-то остался жить из списка прошлого года, то сюллюкюны забирали его с собой. Поэтому в эти дни якуты, не желая, чтобы сюллюкюны внесли их в список мертвых, старались не шуметь; запрещалось смотреть через окна, так как сюллюкюны могут придти и забрать их души.

Существовало поверье, что если с 7 по 19 января стоят теплые дни, то в наступающем году умрет много людей, а если стоят сильные морозы — мало, так как считается, что у сюллюкюнов в морозные дни замерзают ноги и они не успевают обойти все жилища людей.

В январе и до середины февраля смертность среди населения Якутии резко увеличивалась, и это считалось проделками и кознями сюллюкюна. Чтобы не попасть в список мертвых, якуты (саха) в святочные дни вели себя осторожно, ночью старались без надобности не выходить на улицу, обязательно держали места для водопоя скота в порядке.

В то время, когда сюллюкюны выходят из прорубей, запрещалось ночью ходить за водой. Это объяснялось тем, что можно будет встретить сюллюкюна или же случайно зачерпнуть водой ребенка сюллюкюна, после чего к дому придет мать ребенка и будет требовать вернуть его. Народная молва говорит о том, что в такой ситуации необходимо вылить ведро с водой на улице, тогда мать успокоится.

В представлениях якутов (саха), сюллюкюны живут семьями, обитают в воде. В ночь с 13 на 14 января все семейство сюллюкюнов выходило из проруби, они расходились по заброшенным юртам (балаган), начинали играть в карты и разговаривать друг с другом о жизни людей, об их будущем.

По другим поверьям, с 7-го января выходят слуги сюлюкюнов. А дядья, настоящие сюлюкюны выходят только тогда, когда для них все готово: и столы для карточных игр и все остальное.

Информатор рассказывала, что в молодости она, чтобы узнать, что ждет ее в следующем году, села на перекрестке дорог, накрылась меховой шубой и стала слушать. Вначале было тихо, но вдруг послышался шум саней, который приблизился и потом стал отдаляться. Скинув шубу, она попыталась рассмотреть следы саней, но их нигде не было видно. Потом она догадалась, что уедет из родного края и никогда не вернется, что и сбылось .

Чтобы прочитать этот текст необходимо зарегистрироваться


Сюллюкюны — азартные игроки в карты, они выбирают заброшенные дома — балаганы и начинают играть, к полуночи ставки увеличиваются, и человек, заранее спрятавшись в стойле и укрывшись сеном или шкурой, должен напугать сюллюкюнов - громко закричать петухом. Затем, забрав всё золото со стола, быстро убежать и в течение трех дней он должен все истратить до последней копейки, иначе все деньги и купленные вещи превратятся в труху, мох, рыбью чешую или водорасли.

14.jpg


«Они (сюллюкюны) очень любят играть в карты и могут играть даже с человеком. Но выигранные у них деньги впоследствии превращаются в мох; если взять у них сор, сметенный в избе, то этот сор впоследствии превращается в настоящие деньги» Кулаковский А.Е.

Сюллюкюны считаются очень богатыми, и жертв им не приносят.

Однажды в глубокой древности, зимой, в пору выхода на землю сюллюкюнов, когда солнце уже клонилось к закату, одна пожилая повитуха справляла нужду за хотоном (хлевом). В тот момент с запада на санях вдруг приехал молодой человек небольшого роста. В его сани был запряжен сине-серый конь, масть которого подобна цвету волны. Он был одет в шубу, похожую по цвету на рыбью чешую. Молодой человек стремительно подъехал к женщине, бросил ее в свои сани и мгновенно исчез. Когда она очнулась, оказалось, что приехала в весьма сумрачный край. Господин, который привез ее, остановил сани около дома и сказал: «Я привез тебя потому, что ты, по рассказам, хорошая повитуха. Моя жена обычно рожает очень тяжело. Когда закончатся роды, я тебя подниму обратно». Женщина быстро вошла в дом. Там, на левой стороне, оказывается, бьется в постели в предродовых муках одна роженица. Опытная повитуха увидела, что рожающая находится в критическом состоянии, и тут же начала хлопотать около нее. Роды прошли очень благополучно. Старуха-повитуха пробыла у них столько дней, сколько необходимо быть с роженицей. Угощение было очень щедрым. Как она заметила, у тех существ тоже имелся свой скот, собаки, птицы и звери. Все они имели одинаковую масть, были блестяще-синими, как цвет волны на воде.

Через шесть дней, когда мужчины не было, молодая мать дала совет повитухе. «Вот настал срок твоего отъезда. Мой муж даст тебе за услугу много денег. Но ты их не бери, а попроси взамен от него всякий мусор и мох. Это у вас станет деньгами», — сказала. На следующий день хозяин обратился к повитухе: «Ну, старушка, сегодня я подниму тебя на твою родину, мы же являемся духами-хозяевами воды, называемыми сюллюкюнами. Мы прибегли к твоей помощи по крайней нужде». Поэтому, сказал, что дает целую груду бумажных денег за беспокойство ее и за труд. Еще дал ей шубу, похожую на рыбью чешую. Но старуха не стала брать его деньги, а попросила: «Я — человек, выросший во всякой грязи, мне дайте разный мусор». Тогда сюллюкюн сказал: «Как только ты поднимешься вверх, все это станет деньгами. Их ты должна истратить за семь дней. Если не справишься за этот срок, то деньги снова превратятся в мусор».

Старуха вышла во двор, только присела на сани, как вдруг очутилась на том же месте, где справляла нужду. Она вошла в свой Дом, держа деньги в своем подоле. Они едва в нем вмещались. Помня совет сюллюкюна, семья пыталась истратить деньги за семь дней, но не справилась. Оставшаяся часть денег превратилась в мусор. Все же они использовали очень много денег. Вот так они разбогатели, славно зажили, благодаря богатству, данному сюллюкюном.

Через несколько лет, близкие ее соседи справляли свадьбу. Старуха пришла туда. Оглядывая гостей, она вдруг обнаружила, что знакомый ей господин находится среди них. Все, кто был там, совсем его не замечают, даже не думают, что он может присутствовать тут. Старуха неотрывно стала наблюдать за ним. Когда он вышел из дома, она пошла следом за ним. Там она сказала ему: «Ты меня узнаешь, я ведь тебя знаю?» Тот человек очень удивился и спросил: «Ты каким глазом увидела меня?» Затем он послюнил свой указательный палец и придавил ей веки на левом глазу. Старуха сразу ослепла на левый глаз. С той поры она совсем не видела сюллюкюна.

Кроме этого, считалось, что сюллюкюны во время игры в карты рассказывают друг другу про судьбы людей, живущих в этой местности, и что, подслушав их разговоры, можно узнать о своей судьбе и будущем своих близких. При этом нельзя дать себя обнаружить.

Якуты считают, почти все сюллюкюны — люди мудрые, умеющие предсказывать судьбу. Поэтому хотят услышать, что они скажут. Их можно подслушать ночью, сидя под коновязью, находясь в старом заброшенном балагане, где поселился какой-нибудь дух, на большой проезжей дороге, когда на ней нет путников; на мысах, которые имеют духов-хозяев; у ворот двора; у проруби. Нужно сидеть в одном из этих мест, укрывшись одеялом (канонично - шкурой белой лошади или коровы). Отправляются подслушивать обычно группой в несколько человек. Сюллюкюн, придя, сперва сильно ударял или толкал в бок. Подслушивающий узнает что-нибудь, если выдержит этот удар или толчок. Если не выдержит, то должен умереть. Такое подслушивание проводят разные люди, а затем об этом рассказывают всем. Молодежь часто проказничала во время гадания. Настоящие ясновидцы и люди с «открытым» телом заранее готовятся к подобному подслушиванию. В течение семи дней они не моются, ни с кем не разговаривают, не совершают никаких грехов, воздерживаются от интимной связи с женщинами, ведут праведный образ жизни. По истечению указанного срока они тайком отправляются ночью на самую шумную днем проезжую дорогу. Туда подходят пятясь, и садятся. У такого человека не должно быть никаких амулетов. Он обязан прийти также без ножа, огнива и палки, которой мешают огонь в очаге. Человек с амулетом не может ничего услышать, поэтому его не разрешали брать с собой. Все, что услышит, он может рассказать только тогда, когда кончится срок пребывания сюллюкюнов на земле. Ясновидцы и люди с «открытым» телом обо всем узнают, Даже находясь у себя дома.

В. Л. Серошевский : «... ночью он кочует по дорогам, перевозя на быке с места на место своих детей, которых у него очень много: всякий утопленник делается членом его семьи. Кочуя, он производит различный шум, по которому можно угадать будущее; ради этого люди ходят ночью в поле и садятся где-нибудь около проруби, или на перекрестке дорог, или около пустых юрт; предварительно, однако, очерчивают вокруг себя круг концом ётурака (палка, которой поправляют огонь) и, усевшись плотно друг около друга, накрывают головы одеялом.
Кто услышит, что
- ходит поблизости него или ревет корова, тот будет богат;
- если над головой летает и щебечет птичка, значит, будет у него много детей;
- если лает собака — быть свадьбе;
- если услышит стук по дереву или доске — значит, кто-нибудь умрет: или сам слышавший, или из его семьи;
- если услышит крик "альлярхай" — быть беде».

Иногда никто ничего не слышит, иногда слышит одно лицо из слушающих. Иной раз сюллюкюн подойдет к слушающим и постукает своей клюкой по голове, зевнет и спросит: «кто такие?» — и, не дождавшись ответа, уйдет. Слушать следует всегда попарно, а то сюллюкюн сосчитавши и увидевши, что число нечетное, лишнего человека заберет.

Интересное гадание-подслушивание, существовавшее на Колыме, описывает исследователь И. В. Шкловский: «Вот теперь приложи ухо к амбару и услышишь, как рыба, что там запасена, между собой разговаривает. От него свою судьбу услышишь. А то ступай в "бютяй" (ограду), ложись там под коня и слушай». У якутов (саха) широко было распространено поверье о том, что во время выхода сюллюкюнов лошади начинают разговаривать человеческими голосами между собой про своих хозяев или про того, кто подслушивает их разговор.

Сюллюкюна встретить или увидеть не трудно: он не особенно прячется. Если хотят, чтобы он не появился вблизи жилья, то на всех дорогах ставят маленькие деревянные кресты. Кроме сюллюкюна, нет ни одного черта, привидения, злого духа, от которого якуты защищались бы крестом, обыкновенно они предпочитают употреблять заклинания, звон железа, крики и шум.

По завершении странствований сюллюкюны возвращаются в свой мир, в ночь с 18 на 19 января, в день Крещения. Если им помешать, то сюллюкюн, оставшись среди людей, за год уничтожает все живое у того, кто помешал ему уйти в прорубь. Подобное случается, если человек положит сверху на прорубь палки крест-накрест или накроет ее шкурой. Поэтому в этот день якуты прорубь не накрывают, даже если подобные действия они производят всю зиму, чтобы прорубь не замерзла.

Одним из самых сложных и опасных способов гадания было гадание на жерновах.

1672834712909.jpg


Наиболее способного к восприятию воздействия сверхъестественных сил, проще говоря, "нервного" человека уговаривают притвориться умершим. Он начинает хворать за три ночи до времени назначенного к гаданию: лежит на постели, стонет, охает и делает духовное завещание (на словах), затем, на третий день «умирает». Его укладывают на постель, расположенную под порогом входной двери. Под изголовье кладут веник, у ног — сковороду. у изголовья — чашку с водой. Все металлическое (крест, нож, перстень) снимают с "мертвеца".
Затем, покрывают саваном, куда втыкают иголку, которой шили одеяние для трех покойников. Еще до смерти «покойника», домашние плакали и причитали, а у входа тесали гробовые доски. Уложив "умершего" на постель, закрывают иконы, засыпают огонь пеплом. Становится темно. Все молчат. Далее, каждый желающий узнатьсвое будущее, подходит по очереди к жерновам; подходят. соблюдая возрастное старшинство. Подошедший начинает вертеть жернов, поставленный над мнимоумершим немного в сторону. Жернова не простые: на ось лежняка (нижний жернов, вокруг которой вертится верхний), нанизывают кожаные кружочки, чтоб вертеть было легче, так как тогда камни не плотно прилегают друг к другу; к деревянному поперечнику верхнего камня, насквозь которого проходит железная ось (шейка веретена) нижнего камня, прикрепляют стальную иголку. Каждый подошедший должен вертеть жернов левой руки три, девять раз против солнца. Когда жернова будут склонны предсказывать, то они примыкают друг к другу, так что нижний вертится вместе с верхним. В этот момент вертящий умоляет словами: «говори по-человечески, сказывай по-якутски!». Тогда жернова начинают дрожать, скрипеть и скрежетать, затем верхний жернов начинает очень легко крутиться. С этого-то момента начинается предсказания жерновов. Они говорят про будущую судьбу крутящего. Речи жерновов слышны только для мнимоумершего, остальные ничего не слышат.

Подслушивание конского разговора

Во время Танха лошади разговаривали на человеческом языке. Гадание заключалось в том, что человек должен был спрятаться в стойле и сидеть тихо, пока животные не начнут говорить между собой, тем самым предсказывая судьбу своих хозяев и их близких.
Главное условие – лошади не должны знать, что их подслушивают. Если спрятавшийся обнаружит свое присутствие, то его ждет неизбежная смерть: либо человека затаптывают на месте, либо смерть вскоре застигнет его другим способом.

Гадание на руке

Гадание заключается в том, что человек должен просунуть руку через окно заброшенного дома — балагана — наружу. Если рука ощутит прикосновение теплой руки или в ладонь положат свежий навоз, то этот человек долго проживет, если в руку гадающего подадут холодную руку или положат холодный, засохший навоз, то это предвещает скорую смерть этого человека.

Гадание с шилом

В старину гадали с шилом на чугунной сковороде, которую надо было расчертить мелом на четыре сегмента, затем каждый еще наполовину. В настоящее время это гадание делают на большом листе бумаги, рисуя большой круг и деля его на сегменты. Длинные отрезки означают стороны света: хоту – соҕуруу (север – юг), арҕаа – илин (запад – восток). Перед гаданием человеку завязывают глаза шарфом, кружат, а потом подводят к столу с вытянутой в руке шилом. От того куда уткнется острие шила и зависит предсказание будущего. Если острие падает на длинную линию (хоту – север), то это связывают с болезнью, неприятностями. Соҕуруу – юг означает путешествие, дорогу, хорошие новости, успехи, достижения. Илин – восток связан с теплом, поэтому означает любовь, семью, благополучие. А вот короткие лучи – это своего рода предупреждение о чем-либо, в зависимости от того, к какой линии близко острие.

Столоверчение

Для его проведения нужен старинный якутский трехногий стол, сделанный без единого гвоздя, ножки украшались подобно конским копытам.

18.jpg


Его проводить может только человек в возрасте, уважаемый и проживший полную жизнь. Поверхность стола грели при огне камелька, натирали сливочным маслом и при этом просили стол предсказать судьбу собравшимся. Если просьба была услышана, то стол начинал медленно передвигаться по жилищу, потом убыстряя ход начинал настолько быстро «бегать», что его трудно было остановить. В этот момент его необходимо было ударить по столешнице якутским ножом. Будущее трактовали по его движениям и перемещениям. К сожалению, это гадание практически забыты, в памяти народа сохранилось только то, что оно часто могло привести к печальному исходу: сломалась у стола нога - кто-то должен умереть; треснет его поверхность – большое несчастье; загонит в угол человека - тоже к его печальной участи, а если стол перескочит через голову, то человек умирает тут же на месте, потому что судьба его кончается.

Просеивание снега

Для того чтобы узнать про свое будущее, в пору, когда выходят на землю сюллюкюны, вечером у основания коновязи или около ворот во дворе рассыпают через сито снег.

20.jpg


Это место осматривают ранним утром, на нем обязательно должны быть какие-либо следы. Например: если у тебя будет ребенок, то обнаружится детский след, если приобретешь коня — его след, корову — ее, если умрешь — то след спины человека без головы и т.д. По виду следов, по их особенностям должны определить, что же будет с гадавшим.

Гадание по жилам

В блюдце налить воды и опустить туда две короткие нити из жилы, если они сойдутся, раскручиваясь и переплетаясь вместе, то мужчина женится, а женщина замуж выйдет.

Гадание «хамыйах быраҕыыта» - кидание ложки

Загадав желание человек бросает ложку через себя трижды - ответ считается утвердительным, если она падает открытой или вогнутой стороной кверху, отрицательным - наоборот. Дважды получив ответ "да" и один "нет" означает, что на пути к исполнению задуманного желания будут препятствия. Иногда вместо ложек кидали якутские рукавицы, а шаманы использовали колотушку от бубна.
У вас нет необходимых прав для просмотра вложений в этом сообщении.
Добро есть зло, зло есть добро. Летим, вскочив на помело!

Вълчица
Автор темы
Аватара
Вълчица
Автор темы
Репутация: 2689 (+2693/−4)
Сообщения: 2163
Зарегистрирован: 27 мая 2019
С нами: 4 года 11 месяцев

#2 Вълчица » 16 января 2023, 22:29

Дополню про столоверчение

В старину у якутских шаманов был жертвенный стол. Первоначально делали его так: срубали три или четыре молодые березки из особого места у шаманского дерева арык мас. Если дело было зимой, то, березы, занося в помещение, отогревали и ставили срубленной частью в чабычах (берестяной сосуд) с водой, чтобы оттаяли, стали гибкими. Затем связывали ветки между собой, чтобы получилось устойчивое трех- или четырехногое сооружение. Сверху стелили вместо столешницы циновку из тростника. Или же клали бубен вместо столешницы. Вот такой стол и называли сибиэ. Был он жертвенный для духов: вместо кэрэх мас (шаманское дерево для жертвоприношений) использовали стол-сибиэ. Также использовали сибиэ для многих других обрядов, не связанных с принесением жертв.

Например, при гадании на сибиэ из трех березок-чэчир укладывали бубен. По центру «столешницы» клали жемчужину или другой круглый гладкий камешек. В записях якутских фольклористов этот камень называется чиндэмээни таас, что удивительным образом перекликается с санскритским чинтамани («камень, исполняющий желания») из индуизма и буддизма.
Спойлер
Чинта́мани, или чинта́мни, — в индуистской и буддистской мифологиях магический камень, исполняющий желания; имеет свойство давать своему владельцу всё, что он ни пожелает. Другое его имя — Дивья-ратна. Камень этот некогда принадлежал Брахме, который сам иногда именуется Чинтамани

Вокруг чиндэмээни шаман-ойуун сыпал смолотые корневища унньуула (сусак зонтичный). Далее шаман совершал хамнаа (шаманский ритуальный пляс) вокруг сибиэ, отчаянно топоча пятками — битии. Вибрации шли по земляному полу. Сибиэ на тонких березовых ножках начинал дрожать, а каменная горошина каталась, указывая на то или иное направление, например, куда удалился злой дух абааhы, похитивший у конкретного больного его душу.

Вот так гадания на Таҥха перекликаются порою с древними шаманскими ритуалами.
Добро есть зло, зло есть добро. Летим, вскочив на помело!


Вернуться в «Шаманизм ( монголы, тувинцы, якуты, буряты и др)»

Кто сейчас на форуме (по активности за 180 минут)

Сейчас этот раздел просматривают: 18 гостей