Народный сонник якутов

Вълчица
Автор темы
Аватара
Вълчица
Автор темы
Репутация: 2695 (+2699/−4)
Сообщения: 2163
Зарегистрирован: 27 мая 2019
С нами: 4 года 11 месяцев

#1 Вълчица » 25 ноября 2022, 22:57

На якутском языке сон - "уу" и "утуйуу"; "утуй" ‘спать, засыпать’.
Вода на якутском языке так же - "уу".

В категорию сна попадает и пограничное состояние между сном и бодрствованием (дрема). Именно в этом состоянии, по народным поверьям, человек вступает в контакт с потусторонними силами.
У якутов множество слов означает дремоту: легкий сон, наступление дремы, безмолвие, минутный отдых, тихо, спокойно, засыпание, глубокая дремота, находится в полусне, полудреме, задремать, и т.д.

Существовали и "специалисты по снам":

 "прозорливицы", способные видеть сны воочию – считалось, что свой дар получили от нижних абаасы (демонов), которые наделяли его салгын-кут "воздух-душу" способностью удаляться во время сна на расстояние 30 верст от тела. Во время этих скитаний абаасы рассказывали душе все виденное и передавали информацию о будущем. Такие сны совершенно не требовали истолкования.
 "человек разгадывающий что-либо по сну и приметам, провидец" ;
 ойуун -шаман как высшая категория сновидцев, у которых сновидение выступало в качестве обязательного диагностического элемента, с помощью
которого шаман прозревал болезнь и ее первопричину и пути снятия.


К шаманам специально ездили за разгадкой вещих снов.
Якуты верили в магическую силу пророческого слова, которое нельзя изменить, поэтому с большой осторожностью обращались со своими снами и сказанным словом.

«Живший в XVIII в. народный философ и предсказатель Алексей Аржаков, ездивший с депутацией в Петербург к императрице Екатерине II , слыл мудрецом, который безошибочно разгадывал сны. За этим к нему приезжали даже издалека. Однажды, в его отсутствие, к нему приехал молодой человек. Жена мудреца, уговорила молодого человека рассказать ей сон. Юноше снилось, будто бы он выпил всю воду озера, около которого жил. Хозяйка, постоянно слышавшая, какие разгадки снов давал ее муж, тут же напророчила молодому человеку, что он заболеет «болезнью ожирения» и скоро умрет. Опечаленный гость уехал, не дождавшись Хозяина. Вернувшись, муж запретил супруге заниматься разгадкой снов, поскольку она неверно истолковала символику сна и тем самым разрушила судьбу молодого человека. Судя по сну, юноша должен был стать самым богатым человеком в своей округе, но поскольку пророчество уже высказано вслух, то теперь нельзя ничего изменить в его судьбе».

За дурные сны отвечал баттатар - "кошмар" – миниатюрное существо, похожее по фигуре на человека с тоненькими руками и ногами, словно сделанными из травы - он взбирается на спящего человека и пляшет на его голой груди или шее, пробуждая спящего.
Якуты очень часто страдают кошмарными снами и сонным параличом.

У летаргии нет названия на якутском языке; подвергавшегося летаргическому сну называли «воскресшим после смерти». Человек же, пробудившись от такого сна, рассказывал свои сны.

В якутской культуре, как и во многих других, сны были способом общения с потусторонним миром. Сон рассматривался как явление, родственное смерти, но смерти не как небытия, а как инобытия, сон противопоставлен яви:

«Сон – брат смерти», «Смерть и сон – сестры»

Инобытие трактуется как противоположное земному существованию, т. е. как перевернутое земное: небесное и подземное существование, ночное и вечернее.
Его персонажи иччи ‘духи’ и абааhы ‘демоны’ – бестелесны, но могут принимать различные облики: становиться всем, что обитает на Земле.

Так, бессонница, представлена хтоническими образами вороны и лисы: "человек, съевший глаза лисицы (вороны), – так якуты говорили про человека, страдающего бессонницей.

Ворон - шаманская птицы, посредник между миром живых и миром мертвых, и лиса, которая копает норы - пути в нижний мир.

Приметы:

- человек, поющий спросонок, счастливый;
- спит беспокойно несчастный человек;
- кошмар происходит от того, что давит «абаасы», и, чтобы прогнать, следует ударить его тыльной стороной руки;
- одержимого кошмаром может будить только старший по возрасту, иначе демоны спящего перейдут на того, который будит.

Сны, предупреждающие об опасности:

- если во сне увидишь себя в зеркале - к болезни, к неприятности;
- увидеть себя в рваной одежде – к беде;
- всматриваться в свое изображение в воде – к смерти начальника,большого человека;
- отдавать своих коров или лошадей – к пропаже скота.
- видеть во сне, что выпал зуб с кровью, то к смерти или к известию, или приезду родственников;
- молиться Богу – услышать о смерти кого-либо из родни;
- крепкое и цветущее дерево – символ долголетия, а сломанное бурей большое дерево означает чью-нибудь смерть.
- видеть во сне рыбу – к пасмурной погоде или облакам;
- бодаются быки – к тяжбе;
- видеть во сне убыль воды – к ясной погоде.
- брать сено – к барышу,
- отдавать своих коров или лошадей – к пропаже скота.
- падать во время борьбы – хворать;
- если во сне видишь, что моешься кровью, то это к несчастью;
- медведь и волк, во снах пророчат скорую встречу с шаманом.

В снотолковании конь отождествляется с якутом, притом зажиточным: если во сне пропал табунный жеребец – к смерти родоначальника или почетного якута; кобыла отождествлялась богатой якуткой: видеть во сне, что пропала кобыла – к смерти почетной якутки; если жеребенок пропадет (во сне), то помрет ребенок.

Лошадь имела огромное значение не только в хозяйстве, культуре и быте, но и играла большую роль в духовной жизни. У якутов табуны лошадей были
мерилом богатства – это и средство передвижения; шкура, грива, хвост – материал для изготовления одежды, различных вещей и предметов быта; из копыт нарезали пластины для доспехов; основной источник пищи – мясо, молоко.

лошадь.jpg


Также считается, что якуты произошли от коней – Белый Бог Создатель Айыы сначала сотворил коня, от него произошел полуконь-получеловек, от него родился человек.

Согласно толкованиям сновидений, даже укус лошади предвещает добро. Предметы, связанные со скотоводством и коневодством, наделяются положительным смыслом.
Например, видеть во сне стог зеленого сена, слышать мычание коров,лошадей предвещают будущее богатство; есть молочные продукты – к хорошему; косить сено – дожить благополучно до лета; брать сено – к богатству; разводить дымокур – богатеть, видеть на лугу скот – к размножению скота, брать из чужих рук молочную кашу – к прибыли.

Коров же якуты сопоставляли с русскими – видеть во сне, что пропал хороший бык – к смерти русского (знатного или чиновника), а если пропала корова, то к смерти русской женщины.

Явление можно объяснить так: русские для якутов пришлый народ. Коровы в якутской мифологии являются символом нижнего мира. На небесное
божественное происхождение коня и связь рогатого животного с подземным миром указывают сохранившиеся мифы. В них говорится, что первые коровы вышли из воды, были пойманы людьми и приручены.

корова.jpg


Коровы, как и русские люди, отражают в снах отрицательные толкования, они ‘чужие’ для якута, который «произошел» от коня. Это говорит о том, что в сновидениях присутствует архаичное противопоставление ‘свой / чужой’. Другие примеры:

- если во сне русского увидишь – к болезни.

Ассоциации беды с чужаками можно объяснить и тем, что оспу, корь и другие смертельные болезни болезни завезли первопроходцы.

Еще одним принципом толкования сновидений является переворот значения: смеяться – придется плакать; плакать – придется смеяться; выздороветь от болезни – умереть; болезнь – к добру. Тип обратных, «перевернутых» толкований отражают известные народные представления о сне как о перевернутой яви, яви наизнанку, оборотной, невидимой стороне жизни.

В якутском эпосе Нижний мир называется страной, крутящейся в противоположную сторону, где все навыворот, все опрокинуто. Обитает там дьявольское племя «со ртом на темени и с глазами на висках под волосами».

Ягоды и капли дождя похожи на капли слез, поэтому толкование таких снов:
- дождь – к слезам;
- видеть в доме воду – к слезам;
- во сне увидеть ягоды – к беде и слезам.

голубика.jpg


Противопоставление ‘верх / низ’ –
- свалиться с высоты –благополучно пережить год;
- свалиться с высоты с ушибами – дожить до следующего года с несчастьями.

‘Верх’ и ‘низ’, ‘начало’ и ‘конец’, в мифологических представлениях якутов и других тюркских народов служат для выражения противоположностей
‘жизнь’/‘смерть’.
‘Низ’ выступает как иномирное пространство, своеобразный переход в другой мир. Человек, во сне падая с высоты, не умирает, а обретает «новую» жизнь, переходит временное измерение.


Символы сновидений, связанных:

- с конем как с мужским началом:
 ездить на коне – к женитьбе; конь без узды – брак без венца ;
 ездить на коне и быть сброшенным – к разводу.

«У якутов существовало деление вселенной, с одной стороны, на высшее небесное, то есть мужское начало, с другой, – на низшее, земное, то есть женское начало.
Из них первое было представлено символом лошади, а второе – символом коровы. Отсюда объяснение таких ритуалов на Ысыахе : жертвоприношение Небу – лошади (светлой масти), а Матери-Земле – коровы, захоронение с мужчиной его любимого коня, а с женщиной – коровы».

- орудиями труда
 найденный или полученный в подарок нож, топор, лук и т.п. предвещает рождение мальчика, а принадлежности женского обихода – предвещают
рождение девочки;

- с печью - как центральным предметом интерьера дома:
 топить печь – жениться; если поленья тонкие, бедная жизнь;
 строить печь – к счастливому житью.
 видеть погасший огонь в очаге, означало, что не быть потомству

Печь – как символ начала семейной жизни, домашнего уюта и очага. Образы камелька и огня были тесно связаны с понятием рода и предками, а также
божествами и духами, контакт с которыми осуществлялся в различных обрядах через огонь.

камелек.png


Очаг, дым, искра, огонь обозначают предков и семью.
До сих пор свадебный обряд в Якутии включает такой важный момент, как разжигание огня, который символизирует появление новой семьи.

Указывается и другое значение символа огня: пожар, война, вражду или тяжбу между разными родами
Видеть огонь или пожар – к эпидемии.

- с насекомыми, истребляющими домашний скот:
 во сне убивать вшей – к пропаже скота: если мелких, то будет падать мелкая скотина и плохо будет родиться, крупных – к пропаже крупного скота.

Вошь – нечистое насекомое, произошедшее из пыли и праха. Вошь во сне в якутской культуре позиционируется с бедностью.

- с домом как местом обитания души человека:
 видеть/строить во сне новый дом – к смерти;

Дом – это своеобразное «тело человека». Во сне подготовка нового дома будет символом переселения души в так называемое «новое тело». Ознаменование перехода в потусторонний мир.

«Во сне скрежетать зубами - грех: значит, спящий “ест” или сживает со свету своих родителей».

По поверьям народа саха, любая смерть причиняется человеку злыми духами абааhы, которые «съедают» ‘душу’ кут человека. Злых духов
якуты иначе называют сиэхчит "едок" - жрун.

Видеть во сне, что выпал зуб с кровью, то к смерти или к известию, или приезду родственников.
Зубы ассоциируются с образом рода, члены которого, поддерживая друг друга, тесно связаны между собой.
Кость - первичная материя, которое лежит в основе якутского мифа, повествующего о становлении шамана. Во время инициации неофита духи пересчитывают его кости и за каждую недостающую забирают по родственнику.

В якутском языке существует выражение: "родство по кости" наряду с "родство по крови".

Если снится солнце – это к лучшему, а если видишь закат, это к долголетию и процветанию жизни, означает, что человек доживет до глубокой старости, так как слово күн - ‘солнце’ имеет еще одно значение - ‘жизнь’

кун.jpg


Солярный символ - шаманское зеркало на шаманском костюме служат прикрытием одного из самых уязвимых мест, так называемого "глаза спины".

костюм.jpg


И потеря солнца означала скорую смерть шамана: если во время камлания отрывается металлический кружок с шаманского кафтана, то шаман вскоре умерет.

Луна снится к смерти человека.

Луну древние якуты представляли в виде круглого отверстия из первого неба во второе. Отверстие здесь выступает как «черная пропасть», человек попадает в небытие.

Ый.jpg


«Когда-то, очень давно, у богатых жителей находилась в услужении девочка-сирота. Недобрые хозяева сильно притесняли ее, зная, что некому за нее заступиться.
Однажды вечером девочка пошла черпать воду и взмолилась: «Чем так мучить на этом свете, возьмите меня, луна и солнце!». И тут же исчезла: голову взяло солнце, остальную часть тела – луна. Оттого и видна на луне безголовая девочка с коромыслом на плечах».



"Если во сне ломается матица юрты или коновязь, то умереть хозяину."

Матица - это основние для крыши и стропильной системы, а коновязь является знаком плодородия и мужского начала – фаллический символ.

сэргэ.jpg


Еще один пример национального символа, если во сне чорон треснет, сломается, то твоя лошадь или корова пропадет.

чорон.jpg


Если тарелка, блюдце или чашка во сне сломаются – к новорожденному – из-за сравнения живота беременной женщины с миской.
С этим связан родильный обряд "с горшком наперегонки" : пока варится в горшке еда, все домочадцы с повивальной бабкой кричат:

«Горшок плывет, сварившись и вскипевши! Госпожа Создательница, поскорей-поскорей! Раствори твою широкую белую падь! Скорее!».

В основе ритуала, как и в толковании сновидения, лежит параллель между посудой и женским телом как неким вместилищем, ёмкостью.

Лягушку видеть во сне – к приезду колдуна, шамана или к венерической болезни (увидеть или услышать)

В традиционных воззрениях якутов лягушка и другие земноводные связаны с представлениями о магической, колдовской силе. Так во время инициации (посвящения) неофита в шаманы, его бросают в Червивое море и все "гады и земноводные" впиваются в его тело, и шаман обретает колдовскую силу.

В сюжетах олонхо (якутский эпос) небесные удаганки (шаманки), усмиряя строптивый нрав богатыря, извлекают из его головы лягушку и герой становиться обычным человеком.

В якутском соннике нити, волосы и хвосты (конские) символизируют человеческие мысли:

«Волосы, хвост или нитки во сне видеть – к тяжелой мысли»

дэйбиир.jpg


Якутская загадка, в тексте которой волосы представлены как нити: «В берестяную бадью шелковых ниток натолкали»

Увидеть во сне волосы отросшими – к печали.

В сновидениях часто встречается сюжет нарушения границы между мирами – уход под землю: яма и могила ставятся в один ряд.

- Копать яму или что-то зарывать –недобрый знак.
- Возиться с землей – к смерти одного из близких
- Могилу или яму во сне видеть – к худу.

Наряжаться во сне – значит сожалеть о чей-то смерти.

Одежда имела в традиционной культуре большое значение. Перед захоронением по обычаю покойника обряжали в свадебное одеяние.
невеста.jpg


Свадебный наряд якутской невесты весил около 13-15 кг, т.е. другими словами носить такую одежду было в буквальном смысле тяжело, что и служит объяснением этой приметы. Человек, испытывающий печаль по умершему, образно выражаясь, сгибается под тяжестью горя.

Петь во сне – к худу.
Танцор, певец, сказочник – не бывают людьми – говорит якутская пословица.

У якутов есть поверье, что сказочники, певцы большею частью бывают несчастные люди: либо глаз нет, либо руки или ноги недостает. (Привет шоу-бизнес shout )

Если во сне услышать звон хомуса (варгана), значит жди радости.

хомус1.jpg


Это можно объяснить ролью хомуса в жизни якутов: на первых этапах своего существования этот инструмент выполнял функцию «ротового бубна» в древних культовых обрядах, звуками хомуса изгоняли злых духов.

В олонхо, в вещем сне шаман видит перед своей гибелью, как над его лицом машут окровавленным хвостом лошади (дэйбиир).
Шамана убили, отрубив ему голову. Окровавленная голова шамана, взмахивая волосами, точно крыльями, полетела по направлению к родине.

Сновидения сильно связаны с приметами и повериями.

Так в предсмертном сне (дремоте) Тѳрѳлѳй -Ойун (Шаман) говорит: «Сейчас я видел во сне, что моя мать-зверь, явившись, показалась мне. Что-то стрясется с нами!».
Мать-зверь -это дух шамана, не принимающий участия в обрядах, но от сохранности которого зависели здоровье и жизнь самого шамана. Он считался двойником своего хозяина, существующим в виде какого-нибудь зверя – лося, оленя, медведя и т.п. Если мать-зверь погибал, то умирал и его хозяин. Согласно старинному поверию якутов, если шаману показывается мать-зверь в третий раз, то это служит предвестием его близкой смерти.

Способность рассказывать олонхо человек приобретал во время сна.
«Если ты не видишь во сне ночного олонхосута из тебя не выйдет хороший сказитель. Я научился у него. Когда сплю, каждую ночь приходит олонхосут с красным платком на голове и сказывает олонхо»,
– говорил один из прославленных сказителей.

олонхо.jpg


Спойлер
Олонхо́ — древнейшее эпическое искусство якутов (саха). Занимает центральное место в системе якутского фольклора. Термин «олонхо» обозначает как эпическую традицию в целом, так и название отдельных сказаний. В 2009 году ЮНЕСКО включило олонхо в свой список «нематериального наследия человечества»
Поэмы, длина которых в среднем составляет 10 000 — 15 000 стихотворных строк, исполняются народными сказителями (олонхосутами). Путём контаминации различных сюжетов якутские олонхосуты в прошлом создавали еще более крупные олонхо, но они остались не записанными. Талант сказителя должен отличаться многогранностью. Помимо актерского и певческого мастерства сказители должны обладать даром импровизации и ораторским искусством. Олонхо исполняется без музыкального сопровождения. Речи персонажей поются для каждого в особой тональности, остальной текст сказывается говорком. По словам олонхосутов, самые крупные олонхо пелись в течение семи суток (дней и ночей). «Нюргун Боотур Стремительный», наиболее известный из якутских олонхо, состоит из 36 тысяч стихотворных строк.

Во снах передавали сакральные знания.

Например, холостить коней может только тот якут, который видел во сне, что прародители, Родовой Дух, заставляли его скопить и учили его этому искусству.

Сон, который видел один из лучших кузнецов Моэр: в 17 лет ему приснился сон, что за ним пришли мальчик и девочка и сказали, что его зовут почтенные родители. Кузнеца сажают на светло-чистое седалище, на котором садится самый лучший проворный самец-кузнец и наказывают сделать шаманскую одежду 9-ти шаманам.

Кузнец в якутской мифологии – человек благословенный верховным божеством. Кузнецы почитались наравне с шаманами. Кузнец и Шаман из одного гнезда и «Кузнец - старший брат шамана», – гласят пословицы.

Ремесло это передавалось из поколения в поколение. Обряд восседания на седалище знаменует собой признание таланта, посвящение в тайны ремесла. Не зря ему наказывают сделать шаманскую одежду 9-ти шаманам. Считалось, что в девятом колене кузнец достигает таких высот мастерства, что ему по
силам делать даже магические предметы, такие, как одеяние шаман и детали бубна.
У вас нет необходимых прав для просмотра вложений в этом сообщении.
Добро есть зло, зло есть добро. Летим, вскочив на помело!

Вернуться в «Шаманизм ( монголы, тувинцы, якуты, буряты и др)»

Кто сейчас на форуме (по активности за 180 минут)

Сейчас этот раздел просматривают: 18 гостей