Неупокоенные духи үөр (ёр)

Вълчица
Автор темы
Аватара
Вълчица
Автор темы
Репутация: 2697 (+2701/−4)
Сообщения: 2164
Зарегистрирован: 27 мая 2019
С нами: 4 года 11 месяцев

#1 Вълчица » 9 октября 2022, 1:20

Согласно якутским традиционным представлениям, душа (кут) состоит из трёх частей:

Ийэ-кут (материнская душа) — то что передается от родителей: традиции, культура.
Буор-кут (земляная душа) — материальная часть, физическое тело.
Салгын-кут (воздушная душа) — интеллект, разум, коммуникативно-социальная составляющая.

По этому учению, сначала зарождается Буор-кут, затем из него в утробе матери рождается Ийэ-кут, с этого времени человек считается живым существом. В момент рождения, как только новорожденный падает на зеленую траву и издает первый крик, в него вселяется Салгын-кут. Он является самым легким («салгын» в переводе с якутского – «воздух») и может выскочить из человека, например, при сильном испуге.
Все три души связывались между собой "сyр" -жизненной силой

По древним якутским легендам, в үөр (в транскрипции юер, ёр) превращаются души-кут людей, умерших преждевременной смертью, агрессивные сумасшедшие, самоубийцы, покончившие с собой особым ритуалом, чародеи, иногда гадатели.

После смерти сумасшедшего или самоубийцы демон, ставший причиной, хитрит и выдает себя за бессмертную душу-кут покойного.

Души самоубийц и остальных, умерших неестественной смертью, не могут быть приняты светлыми божествами Айыы в свои небесные чертоги - они заперты в Срединном мире и беспокоят людей.

Сами ёр невидимы, в отличие от других демонов якутской мифологии (например, живых мертвецов во плоти — дэриэт). Однако по своему желанию могут показаться людям в виде бесплотной полупрозрачной фигуры. Эти существа очень капризны и навязчиво требовательны. Требуют через шамана подарки в виде масла, монет, пушнины, алкоголя, скота. Когда человек, терзаемый демонами-абааhы, становится совсем плох - вокруг его смертного одра собираются ёр в ожидании пира, где главным блюдом становится душа отошедшего в мир иной.

Говорят ёр устами мэнэрик.

Чтобы прочитать этот текст необходимо зарегистрироваться


Когда в ухе звенело, то считалось, что это плачет неупокоенная душа — ёр.

Каждое такое существо встречается и вредит только в одной местности — на родине или месте долгого проживания и смерти покойного.
До сих пор в некоторых наслегах строго соблюдают табу, связанные с этими неупокоенными духами.

Помнят их имена, например: Аграфена, прозываемая Тайахтаах (мещанка из Якутска), Имеющий Белого Быка Дампа Бардай, Хороший Глаз Марыына, Госпожа с прекрасной кобылой Кэрэ Убаhaлаах хотун, дочь князька Нэмирийэ, Сымыыкаан удаганка, князь Чакы и другие.

Большинство из них происходят из знатного или богатого рода. Мужского рода духов называют тойон (господин), а женского — айыы (богиня), хотун (госпожа), стараясь избегать произнесения настоящего прижизненного имени духа.

Рассказ о Господине Бахсы

В одном наслеге жил князь Эйэннэн Дьэллэмэй. Любил унижать людей и был очень жадным.

43.jpg


Однажды зимой Дьэллэмэй ехал верхом на коне, как вдруг из леса выскочила перед ним лиса. Князь всегда носил вокруг тела от плеча к противоположному бедру волкобой - длинную кожаная плеть с бронзовым или каменным грузиком на кончике. Расстегнул петельку, распустил плеть и давай хлестать лису. Та убегает, превращаясь в колонка, то в холодный огонь, то в девушку, то во всадника.

56.png


Князь гонялся за лисой-оборотнем три дня, пока не сошел с ума. После девять мучительных лет безумной жизни он повесился.

По другой версии князь Дьэллэмэй отобрал сенокосные земли у сына умершего шамана и устроил на них соревнование тридцати сенокосчиков. Пострадавший пожаловался на могиле отца на несправедливость князя. Тут же с могилы шамана взметнулся черный вихрь холорук, который понесся к покосу и разметал все стога сена по верхушкам деревьев и поверхности озера и ручьев. Сдуло с ног сенокосчиков. Прилетела черная грозовая туча и молния поразила князя : оплавились даже пуговицы, нож и металлические бляшки ремня, волосы сгорели, а кожа потемнела. Когда буря закончилась, Дьэллэмэй вдруг начал выгрызать плоть на своих руках и коленях, кататься телом по костру и лезть по стволу дерева на самую верхушку. Связали его по рукам и ногам мягкими кожаными ремнями. После девяти лет он повесился. После смерти его душа стала үөр.

Обычно видели его осенней ночью, скачущим на богато убранном коне и бьющим своим волкобоем направо и налево. Если попадал по прохожему - человек умирал, а все кто были свидетелями сходили с ума и начинали делать то же самое, что Дьэллэмэй: разбрасывать поленья костра, грызть свое тело зубами, лезть на деревья, начинали сильно заикаться... Шаманы знали способ защиты от Бахсы Тойоно. Следовало отмахнуться от его призрака левой рукой наотмашь (изнутри наружу). Как только так сделать, видение испарялось.

Сюллюкюново богатство

В заречном наслеге жил улусный голова. Говорят, он нажил сюллюкюново богатство, жульничая на карточной игре, сшив воротник из «демонической бабочки»(летучая мышь).
Спойлер
Сюллюкюны- духи, обитающие в глубине озёр и рек в якутской мифологии. Внешне похожи на людей, однако на лице отсутствуют брови, а рост значительно меньше человеческого. Ведут семейный образ жизни, разводят скот, богаты, умеют предсказывать судьбу. Появляются на земле во время святок (выходят из прорубей), чтобы на них не попала освящённая вода. Ночуют на кладбищах или в пустых домах. Любят игру в карты. При этом выигранные деньги обращаются при дневном свете в мох.
Часто пользуются услугами баб-повитух, которые помогают их жёнам рожать. Платят за это щедро, однако со временем (через семь дней) деньги превращаются в мусор


12.jpg

"Сюллюкюн" И. Кузьмина

Так он разбогател на карточной игре, а затем продал души своих будущих детей водяному духу сүлүкүн, приобретя взамен огромное состояние и должность улусного головы. Говорили, что если положить в ряд его серебряные монеты, то линия бы протянулась вдоль реки Лена на 77 километров и еще осталось бы.
Все дети головы умирали в младенчестве. Вот такая была оплата за картежный фарт. Когда родилась дочь, ничего не сказав матери, ребенка спрятали и тайно воспитывали в чужой семье. Когда девочка подросла, отец привел ее домой. Девушка Агафья была невероятно красивой, но вот только никак не удавалось выдать ее замуж. Наконец, единственная дочь головы и единственный сын знатного богача по решению отцов должны были пожениться. Состоялась помолвка, где Агафья предстала в невиданно богатых нарядах.

1.PNG
2.PNG


555.jpg


Также поразили богатством серебряные украшения ее лошадей.

5.PNG


Холодной зимой свадебная процессия попала в сильную бурю, невеста замерзла и сильно заболела. Не помогали ни шаманы, ни знахари. По весне Агафье стало немного легче и в церкви состоялось венчание.

111.PNG


Вскоре женщина сошла с ума. Пятнадцать лет наряжалась в лучшие одежды и уходила в лес, пела мэнэрикские песни, ела исключительно мерзлое мясо, откалывая куски острием пешни. Слуги следили за ней неотступно, но иногда Агафья пропадала перед родами на полмесяца, и никто не знал, где ее искать. Рожала шесть раз - три девочки росли с дедушкой и бабушкой, а судьба троих младенцев неизвестна — как раз Агафья пропадала в тайге.

Однажды Агафья забрела на земли шамана и забрала у него поводья. Через несколько дней ее нашли повешенной на обрывистом берегу речки.

В приданом Агафьи было три комплекта богато украшенных серебром конских сбруй. Считается, что они прокляты. Если в соседних наслегах сходили с ума девушки, значит в их конскую упряжь попали те самые старинные металлические накладки из проклятой сбруи.

99.jpg


Три дочери ее, выйдя замуж повесились на поводьях, как их мать.

После смерти Агафья превратилась в зловредный ёр. О ее приближении люди узнают по громкому звуку колокольчика.

3.PNG


Шаманы и удаганки умели бороться с ёр. Посредством камлания у могилы с умершим неестественной смертью они заключали ёр в берестяной сосуд түктүйэ. Это была ловушка для злых неупокоенных душ. Затем этот сосуд помещали в заранее приготовленную долбленку из двух половинок чурки большого диаметра. Перевязывали, приговаривая заклинания, и, расщепив сломанную молнией верхушку ствола лиственницы клином, засовывали туда навеки вечные чурку с ёр.


Источник: Статьи В.Попова, Сеть, картины М.Носова, С.Луканси, И.Кузьминой
У вас нет необходимых прав для просмотра вложений в этом сообщении.
Добро есть зло, зло есть добро. Летим, вскочив на помело!

Вернуться в «Шаманизм ( монголы, тувинцы, якуты, буряты и др)»

Кто сейчас на форуме (по активности за 180 минут)

Сейчас этот раздел просматривают: 12 гостей