Куклы как хранилище душ или идолы отнимающие жизни

Вълчица
Автор темы
Аватара
Вълчица
Автор темы
Репутация: 2695 (+2699/−4)
Сообщения: 2163
Зарегистрирован: 27 мая 2019
С нами: 4 года 11 месяцев

#1 Вълчица » 7 августа 2022, 17:31

Согласно якутским традиционным представлениям, душа (кут) состоит из трёх частей:

Ийэ-кут (материнская душа) — то что передается от родителей: традиции, культура.
Буор-кут (земляная душа) — материальная часть, физическое тело.
Салгын-кут (воздушная душа) — интеллект, разум, коммуникативно-социальная составляющая.

По этому учению, сначала зарождается Буор-кут, затем из него в утробе матери рождается Ийэ-кут, с этого времени человек считается живым существом. В момент рождения, как только новорожденный падает на зеленую траву и издает первый крик, в него вселяется Салгын-кут. Он является самым легким («салгын» в переводе с якутского – «воздух») и может выскочить из человека, например, при сильном испуге.
Все три души связывались между собой "сyр" -жизненной силой

В 1937 г. в Западной Якутии местными краеведами было найдено захоронение куклы.
Гроб-долбленка (гроб-ящик) лежал между рассохами упавшей лиственницы. Гроб был длиной в 1м, диаметром 27 см. Внутри гроба лежал мешочек из бересты длиной 30 см, шириной 20 см. Внутри берестяного мешочка среди пуха лежала кукла. Кукла с головой, руками, но без ног, была сшита из ровдуги (оленья или лосиная замша у народов Сибири). Пальто на кукле было сшито из кожи, подол имел бахрому, внутренняя сторона пальто была обшита мехом. Кукла была длиной 24 см. имела глаза из белого бисера, сережки из черно- белого бисера. На лбу была нашита монета (солярный знак).
По историческому преданию, князь якутского улуса (района) Иван попросил местного шамана изготовить эту куклу. Причиной просьбы послужила внезапная смерть его любимой дочери Марии Белый Снегирь. В течение 9 дней и ночей шаман совершал обряд перемещения души, принес в качестве жертвы божествам белую кобылицу.

1.jpg

Тюктюйэ - экспонат краеведческого музея

Куклу – девушку божество повесили в специально отведенное место и обращались с нею как с живым человеком: разговаривали, делились новостями, спрашивали совета, кормили и дарили подношения. Так с ней обращались не только ее близкие, но и гости, которые приходили в их дом.

30 лет душа девушки жила в облике «Кыыс танара» (Девочка-идол/божество)со своими родными, пока сын князя не решил при помощи шамана провести обряд захоронения «тюктюйэ» в лесу, в 3 км. от места их жительства.
В 1937 г. этот уникальный предмет был передан музею.

Художник, краевед, этнограф Михаил Носов писал:
«Түктүйэ называется какой-либо предмет (берестяной или кожаный мешочек, деревянная коробочка или иная посуда, столб или какое-либо деревянное изделие, чучело и т.под.), в котором заложена душа человека или иногда животного».
*Слово тюктюйэ означает: замкнуть, закупорить, зашить

Еще одна легенда об одном тюктюйэ связана с именем шаманки Аграфены, предп. жившую в 17 в. В 1948 году научным сотрудником музея в глухой тайге Верхоянского округа был найден "кут" Аграфены, помещенный в оберег-талисман, называемый «сата». Якуты приполярной зоны чтили Аграфену как "хозяйку приленских ветров и покровительницу рыболовецких судов", дух которой обитал на вершине каменного острова. «Сата» обычно использовали в обрядах для усмирения сил стихии – сильной бури и пурги. В старинных рассказах «сата» описывали в виде некого камня. Но «сата» Аграфены был в виде куклы-тюктюйэ.

«Это – плоская деревянная человекоподобная кукла о двух головах, размером около 15 см., ноги соединены вместе и образуют рукоять, за которую можно держать куклу. С плеч свисают крылья, составленные из хвостиков мелких пушных зверьков и украшенных ровдужными, жгутиками, увитыми в пестрые шкуры. С нижней части живота и сзади с поясницы свисают кисти, составленные так же, как и крылья. На груди куклы гравировка из ломаных линий. Кукла вложена в ровдужный чехол, напоминающий своим покроем северную парку с капюшоном. Чехол расшит наподобие пояса бисером, со свисающими с него ровдужными кистями. С плеч чехла, так же, как и с куклы, свисают два крыла в той же комбинации хвостиков и жгутиков, как и на кукле. На груди чехла пришита четырехугольная синяя тряпочка, под которой, очевидно, и скрывается спрятанный там «кут». Вся кукла с чехлом завернута в различные меха местной пушнины и шкуры зверей и уложена в огромную суму их скотских шкур» (С) М. Носов.

«… Добрые, умные, заботливые старейшины, любимые своими родичами и соплеменниками, почитались народом и их жизнь, и спокойствие всячески оберегались. Одним из видов такого бережения не только предводителя или родоначальника, но и любого любимого в семье члена, сохранялось в сохранении его «кут» и «сүр».

А от вредного в семье или роде человека освобождались изъятием или даже уничтожением его «кут» и «сүр». В том и другом случае шаман «ойуун» или колдун «аптаах» замыкали «кут» в особо устроенное хранилище «түктүйэ». Каждый случай изъятия «кут» и «сүр», по характеру причины устранения их, сопровождался соответствующим обрядом, и форма замыкания определялось этой причиной.

По верованиям древних якутов, человек после смерти в течение некоторого времени продолжает находиться на земле в качестве бесплотного существа. За это время он путешествует по всем тем местам, где он побывал в жизни. В этот период находящиеся в живых сородичи имеют возможность вызвать его «кут» и сохранить таковой в качестве амулета, стерегущего благополучие в роду и в семье. Изъятие «кут» могли осуществлять только шаманы и «аптаахи», т.е. колдуны.

«КУТ» умершего родственника или почитаемого старейшины, вызванный после его смерти, замыкается в какой-нибудь предмет весьма малого размера и скрыто вкладывается в куклу - «эмэгэт». Кукла-«эмэгэт» становится «талисманом», оберегающим благополучие в жизни людей, в хозяйстве и используется при лечении.

Кут умершей девушки, спрятанный в куклу, наряженную волосяными кистями, хвостиками мелких зверьков, бисерным шитьем и всевозможными привесками, сохраняется в особом мешочке или в деревянной коробочке, подвешиваемым к матице, возле спальной нары, за камельком. Такая кукла называется «Кыыс таҥара» и пользуется особым почитанием. Она является покровительницей детей и телят. Ей в нужных случаях преподносят угощение, ее именем лечат больных ребят».

Существовали обряды наказания преступников, а так же людей вредных, строптивых, злобных, которые обижали сородичей: «Укрощение нрава проводилось изъятием одного или двух элементов «кут»: «ийэ кут» и «буор кут», составляющих физиологические части «кута», потому и доступных поеданию шаманом, а «салгын кут», составляющий элемент психического порядка, сохраняли, чтобы человек не лишился своих теней, связанных с тремя элементами «кут», и полное уничтожение которых привело бы к неминуемой смерти укрощаемого объекта.

Действия эти проводились «черным шаманом», вхожим в нижний мир «абааһы» (демонов)..

Акт извлечения элементов «кут» из наказуемого субъекта производился тайно от него посредством особых шаманских таинств. Извлеченные элементы «кут» в их невещественном виде внедряются в какое-либо человекоподобное чучело, грубо стесанное из обрубка дерева, довольно крупного размера. Затем чучело уносится в глухой лес, устанавливается между раздвоенными стволами большого дерева – «тобулгах араҥас».

Тобулгахи, различного размера, от 20-30 см. до 2 метров, в виде грубо стесанных человекоподобных чучел, часто встречались в центральных районах Якутии вплоть до 1920 г. Их можно было найти в глухих лесах, на перевалах между таежных речек или вблизи самых древних кладбищ, которые тоже находились в лесу.

* “тобулгах” можно перевести с якутского как “то, что протыкают насквозь”.

2.jpg


Немые свидетели магического зловещего культа – тобулгахи до сих пор где-то сокрыты в глухих местах. И трогать их строго-настрого запрещается, ибо древнее проклятие может проснуться.

По утверждению другого археорога-этнографа, Д. Дьячковского, несколько раз подчеркивающего, что душа именно любимых родственников заключались в хранилище:
«Берестяной тюктюйэ тангара (божество). В старину саха(якуты) дух умершего любимого человека замуровывали в глухо зашитый со всех сторон берестяной мешок-тюктюйэ, который был украшен на четырех углах волосяными кисточками, сделанными из конской гривы. На тюктюйэ наносилось изображение усопшего, и эта реликвия хранилась в доме. Этот тюктюйэ висел и все время издавал странные звуки наподобие жужжания.

К этой вещице относились с почестями, постоянно умащивали маслом.

Так же брали полый обрубок дерева (кюпсюй) и в нем особыми деревянными пробками закрывался дух любимого человека, отошедшего в мир иной. Так же на нем символически изображали человека, чей дух покоился в этом своеобразном сосуде. А само вместилище прятали за балку потолка юрты. Весной при помощи ойууна-шамана спускали тюктюйэ и выносили на улицу, слегка постукивали деревянной палкой, тогда тюктюйэ издавал звуки, подобные вздохам. Если хозяева-хранители такого тюктюйэ умирали, то кюпсюй вешали на ветку высокой лиственницы в трех-четырех саженях от земли.

Иногда для изготовления тюктюйэ брали два глиняных специальных сосуда с символическим рисунком лица усопшего любимого человека и замуровывали его дух, запечатывали эти сосуды, соединив их горлышками, смазывали особой глиной и завязывали волосяными веревками. Затем закапывали под старой лиственницей или в доме на левой стороне. Если кто-нибудь находил такой старинный сосуд-тюктюйэ и разбивал его, то сразу падал замертво, сраженный древней магией».

Тюктюйэ имеет еще одно значение. У древних тюрков был керамический сосуд для хранения или транспортировки (пепла-золы) праха умершего.

3.jpg


У древних саха (якутов) так же был такой сосуд для транспортировки и захоронения праха. Бывали обстоятельства, когда смерть настигала человека в пути далеко от родных мест и надо было довезти его прах до родины.
Как считают этнографы, в таких случаях тело сжигали с соблюдением погребальных ритуалов, а прах помещали в специальный керамический сосуд для транспортировки - тюктюйэ. Найденные при археологических раскопках сосуды имели особенное украшение в виде узорных символов.

В древности существовал еще один страшный и жестокий карательный обряд.

«…Самая жесткая форма карательного мероприятия – «КЭЙЭЭРИН». Знатоки якутских обычаев из людей конца XIX в. сообщали, что вплоть до последних десятилетий этого века бывали случаи, когда один из двух враждующих между собой крупных родоначальников и старейшин тайно нанимал сильного шамана за высокое вознаграждение к совершению акта уничтожения души своего врага, т.е. произвести «КЭЙЭЭРИН». В таких случаях шаман совершал свою мистерию вдали от населенного места в глухом лесу. Деревянное человекоподобное чучело, олицетворявшее человека, у которого надлежало умертвить душу, прокалывалось копьем и оставлялось под многоствольным деревом, изображавшим жертвенный «кэрэх» со стрелой «куочай». Тут же убивалось жертвенное животное, сердце и печень которого оставлялось на жертвенном дереве для съедения «абааhы» (духи-демоны Нижнего Мира). (С) М.Носов

4.PNG


Сохранилось еще одно описание обряда «кэйээрин»: «К примеру, в случаях кражи скота, когда предположительно знали имя вора, а доказательств не было. В таком случае затапливали камелек и бросали в огонь конский волос с маслом, чтобы появился запах горелого. Затем один из мужчин брал в руки лук, и все хором протяжно, речитативом несколько раз выводили имя предполагаемого вора. После этого должен был появиться некий туман или дымок, и проплыть перед горящим огнем, и в этот дымок нужно было стрельнуть из лука. Если имя вора было угадано, тот должен был умереть в течение нескольких дней после обряда, а если была возведена напраслина, то проклятье возвращалось к тем, кто его совершил, и убивало самого лучшего из них». У якутов с древних времен существует пословица «Кырыыс баһа хаанннаах», которую дословно можно перевести так: «У проклятья кровавая голова». Поэтому такие тяжкие обряды совершались только в крайних случаях.

Проводя обряд Кэйээрин, Шаман делал деревянного идола, нарекал именем жертвы. Затем, троекратно выкрикивая “Кэйээрин!”, каким-либо видом оружия (копьем, пальмой) разбивал идола. Притом с разрушением идола скоропостижно и непонятно умирала и жертва...

По другим версиям, идола или куклу не просто нарекали именем жертвы, но вязали к этому предмету лоскут из одежды или волос и уничтожали не рубящим движением, а колющим воздействием копьем, пальмой, а чаще пешней или большим ножом-бадаайы.

7.jpg

Холодное оружие "пальма"

Либо стреляли стрелой из лука. Ведь название ритуала “кэйээрин” как бы содержит в своей основе корень “кэй”, что можно перевести с якутского как “бодать, колоть”.

По третьей версии, важнее всего было камланием черного шамана извлечь один из трех элементов человеческой души и подселить в деревянное изображение. Притом изображение это втыкали между ветвей ивы или жертвенного дерева — кэрэх мас и прокалывали посередине острым предметом. Изображение делали не из чурбачка или бревна, как обычно при установлении шаманских идолов-эмэгэт, а из старой рассохшейся доски, желательно от старого развалившегося арангаса (воздушного захоронения покойника — гроб стоит на помосте-лабазе). Такую доску и расколоть было легче тычком острия пешни.

6.jpg

Арангас

По легенде, одного сильного человека по имени Николай, славившегося победами в кулачных боях, устранили конкуренты при помощи обряда “кэйээрин”. Как-то Николай на своей лодке поплыл проверять сети. Но вдруг лодка перевернулась, и Николай, бывший хорошим пловцом, не вынырнул. До этого события, недоброжелатели наняли шамана, тот сделал миниатюрный макет лодки, а на нем закрепил деревянную куклу. Всё это крепко обмотал шнуром из шерсти коровы. Когда Николай поплыл на лодке - шаман вошел в воду. Пустил макет лодки с седоком по волнам. Соединил мысленно обе лодки и перевернул макет. Это тоже был вариант ритуала “кэйээрин”.

По некоторым легендам Кэйээрин — зловредный дух тунгусского происхождения, который вызывает смертельные заболевания тех органов, где шаман наносил повреждения кукле, при этом человек весь иссушается и погибает.

Сам дух Кэйээрин тоже представляется шаманам высоким, черным и скособоченным. Слабым шаманам с ним лучше не пересекаться. Оплата за услуги духа может быть слишком высокой и аукнуться мощным откатом.

В частности, у индейцев Мезоамерики и Южной Америки практиковались аналогичные обряды. Так, юрист Хуан Поло де Ондегардо, описывавший в 1567 году обряды индейцев в Перу в своей «Инструкции по борьбе с церемониями и обрядами, применяемыми индейцами со времён их безбожия», замечает: «Чтобы наслать болезнь на того, кого они ненавидят, или чтобы тот [человек] умер, они несут его одежду и наряды и одевают в них какую-нибудь статую, которую делают от имени той особы, и проклинают её, оплёвывая и казня её как бы через повешение».

В Японии издавна существовал схожий обычай изготовления “вара нингё” — “соломенная кукла”. Из тростника вязали человекообразную фигуру. Нарекали его именем врага, в час Быка (с часу до трех ночи) втайне приходили на территорию синтоистского храма и гвоздем прибивали куклу к полу или столбу. Ритуал назывался «Усино токи маири», т. е. «визит в храм в час Быка».
У вас нет необходимых прав для просмотра вложений в этом сообщении.
Добро есть зло, зло есть добро. Летим, вскочив на помело!

Вернуться в «Шаманизм ( монголы, тувинцы, якуты, буряты и др)»

Кто сейчас на форуме (по активности за 180 минут)

Сейчас этот раздел просматривают: 14 гостей