Шаманское зеркало - Кyhэнгэ

Вълчица
Автор темы
Аватара
Вълчица
Автор темы
Репутация: 2684 (+2688/−4)
Сообщения: 2161
Зарегистрирован: 27 мая 2019
С нами: 4 года 10 месяцев

#1 Вълчица » 27 июля 2022, 16:55

1.jpg


В якутской шаманской мифологии күhэҥэ называют металлический диск, сделанный из железа, жести, красной меди, бронзы. Это самодельные жестяные артефакты довольно грубой работы в виде не сильно правильного геометрически круга или круга с проемом посередине, полукруга и т. д. По краям у них несколько парных сквозных отверстий, через которые они прикреплены сухожильной нитью или кожаными ремешками к шаманскому плащу, обыкновенно по центральной линии тела спереди на груди и со стороны спины.

6.jpg


Олицетворяют они небесные тела: Солнце, Луну. Шаман старается увеличить количество этих небесных тел, считая, что каждое из них придает дополнительные магические силы. Кроме привычных людям Солнца и Луны, которые видимы в небе, на шаманском плаще-куму есть Кэлтэгэй Күн — ущербное солнце Нижнего мира и Кэлтэгэй Ый — ущербный месяц Нижнего мира.

Небесные тела Верхнего и Среднего миров отличаются светлым оттенком — сделаны из железа или представляют собой диски из начищенной до блеска бронзы.

Светила Нижнего мира - тёмные — изготовлены из оксидированной бронзы и меди или нечищенного ржавого железа.
Ущербная луна Нижнего мира выполнена в виде полукруга, либо в другом варианте — округло согнутый вертикально посредине бронзовый диск, который выглядел с любого угла обзора - ущербным.

5.jpg


Иногда на лицевой стороне одной Луны бывает стилизованное изображение волка. Этот сюжет относится к якутскому мифу, в котором говорится, что каждый месяц волки и медведи грызут Луну за то, что она украла земную девушку. Звери сгрызают ее, и потом она снова начинает расти. Кроме того, среди подвесок на костюме якутского шаманского костюма был ойбон (прорубь) — диск с большим отверстием по центру. Поскольку Нижний мир по якутской мифологии представляет собой бескрайнее водное пространство — Глубокую Синюю Бездну, то и попасть туда в поисках демона, укравшего душу-кут больного, можно было, лишь нырнув в прорубь. Шаманы во время своего камлания, находясь в измененных состояниях сознания (в трансе), считают, что их помощник гагара-куоҕас глотает их душу-кут и ныряет в железную прорубь, висящую на спине куму пониже лопаток. Шаманская гагара доставляет колдуна в необходимые сферы Нижнего мира, прямо к обители виновного демона-абааhы.

ЗЕРКАЛО - КYhЭHГЭ

Назначение күhэҥэ универсальное. Это и «видеть иные миры», и «отражать воздействие демонов», «и чувствовать намерения людей», и «освещать сумеречные шаманские тропы во мраке и мгле Нижнего мира, отражая свет подземных/подводных светил». К тому же в чисто практическом смысле күhэҥэ служит и звонцом, побрякушкой для издавания звона, наряду с бубенцами-хобо, трубочками в виде удлиненного конуса көҥдөй кыаhаан и другими подвесками куму. Больше стал лет назад шаманы рассказали исследователям-этнографам, что диск-зеркало - это ойуун олоҕо — шаманское сиденье, седалище на ленивом черном облаке най хара былыт, на котором путешествует в небесные слои Верхнего мира и пробирается по сферам Нижнего мира шаман.

Часто роль күhэҥэ исполняло древнекитайское бронзовое зеркало или его китайская копия XVII–XVIII веков.

Подобные изделия издавна попадали в места обитания якутов ступенчатым обменным путем из Китая через тунгусо-маньчжурские народы. Тунгусские шаманы и торговцы получали в обмен на пушнину у маньчжур и китайцев эти драгоценные медные и бронзовые зеркала, называемые ими панапту (от пана ‘душа-тень’), и за изделия из железа обменивались с якутами.

При археологических раскопках в Якутии находили күhэҥэ из цветмета, с одной стороны полированные, а с другой имеющие посередине цельнолитую со всем диском проушину и изображения различных сюжетов, драконов, небожителей и иероглифов, изготовленных китайцами по подобию древних в XVIII–XIX вв.

3.jpg


Старинное китайское бронзовое зеркало, с одной стороны которого — потускневшая плоская поверхность, с другой — практически шаманский сюжет. Обрамление зеркала — в виде восьми лепестков, на каждом изображено дождливое облако. По центру — проушина для подвешивания зеркала. Она разделяет на верх и низ ствол раскидистого Мирового дерева. Слева летит женская фигура. Справа лунный заяц толчет в ступе пестиком. Ниже фигура лягушки.

2.jpg


Данное уникальное для Якутии по оформлению күhэҥэ было найдено в Вилюйском улусе и, предположительно, принадлежало удаганке смешанного якуто-тунгусского происхождения. Она использовала это зеркало при камланиях, согласно тунгусским обычаям, на эвенкийском языке.

Вероятно, женская фигура — лунная дева Чанъэ из китайской мифологии (либо китайская буддийская богиня Гуаньинь (у индийских буддистов Аволакитешвара, у японцев — Каннон). Практикуя даосские методы бессмертия и выпив эликсир мужа-даоса, она вознеслась на Луну. В якутской мифологии ей соответствует Лунная Дева Ый Кыыhа. Китайский лунный заяц Юй-Ту толчет в ступе снадобье бессмертия (или человеческую душу, прежде чем она вселится в тело).

В полузабытом древнем якутском мифе упоминается Лунный Заяц — Ый Табысхаана. Мировое древо очень похоже на персиковое. По-маньчжурски персиковое дерево называется туру. Интересно, что шаманское дерево Туру, аналог Мирового древа, известно как эвенкийским, так и якутским шаманам. По ветвям и кроне шаман лезет в слои Верхнего мира, а по корням спускается в сферы Нижнего мира.
Лягушка же считается прародителем всех шаманов.

ЛЕГЕНДА О ПЕРВОШАМАНЕ

В стародавние времена, когда среди людей не было ещё видящих и знающих, жил Первошаман. Он выглядел как человек, однако состоял из клубка змей. Первошаман был могущественен и независим, а так же покровительствовал роду человеческому, что совсем не нравилось божеству Западного неба Великому Господину Улуу Тойону, покровителю воронов, дарителю людям огня и жизненной силы - сюр.
Решил Улуу Тойон испытать Первошамана и, если последний сумеет выполнить задание, оставить в покое, а если проиграет, подчинить его себе.
Улуу Тойон похитил у девушки Срединного мира главную из трёх душ — ийэ-кут, закрыл в посудине тюктюйэ, имевшей небольшое отверстие и заткнул выход кончиком указательного пальца. Первошаман должен был догадаться, где заключена похищенная душа и незаметно выкрасть ее, чтобы вернуть в тело девушки.

С первой задачей Первошаман справился сразу, а для освобождения души превратился в желтого ядовитого паука, украдкой подобрался к персту Улуу Тойона и неожиданно сильно ужалил. Божество вскрикнул и отдернул палец от тюктюйэ, главная душа девушки выпорхнула из коробки, Первошаман превратился в стрекозу, подхватил душу и вернул в Срединный мир. Девушка выздоровела. Улуу Тойон не сразу понял, что его обманули, а когда осознал, то отправил к жилищу Первошамана Небесный огонь. Небесный огонь гремящей молнией снизошел на землю и моментально испепелил Первошамана. Первошаман успел лишь отбросить свою главную душу в виде большой черной лягушки. Чёрная Лягушка затаилась на тысячелетия и века в море Погибели — закалялась в смертельных водах. Потом она очнулась, вылезла из синих глубин и родила железных демонов, которых боги после титанической битвы загнали в Нижний мир к другим демонам-абаасы. Черная Лягушка же тогда родила духов-покровителей травы и листьев на деревьях эрэки-дьэрэки.

Несмотря на свою безобидность, эрэки-дьэрэки (в тунгусском эрэки ‘лягушка’...), могут наказать человека за неуважительное отношение к Природе, превратить его в злобного шамана или просто свести с ума. Но на тот момент шаманов среди людей не было, лечить больных людей было некому, и Черная Лягушка родила для них первого шамана из людей. Поскольку это было человеческое дитя, то душу-кут и жизненную силу-сюр ему дал Улуу Тойон и взял с тех пор всех шаманов из числа людей под свою опеку и покровительство. Единственно, Улуу Тойон, памятуя о могуществе погибшего Первошамана, ограничил способности человеческих шаманов. А шаманы стали кровными родственниками демонов Нижнего мира, с помощью этого родства способные ими же и управлять.

4.jpg


В энциклопедии даосской алхимии «Баопу-цзы» («Мудрец, объемлющий первозданную простоту»), написанной ученым и магом Гэ Хун примерно в 320 году, упоминаются бронзовые зеркала в их шаманском предназначении: «Самые старые вещи из всего множества сущего благодаря особенностям своей изначальной энергии обладают способностью принимать людской облик. Когда человек смотрит на них своими глазами, те воспринимают эти существа как людей, но в зеркале они не могут не отразиться в своем подлинном облике. Вот почему в древности даосы, уходя в горы, обязательно привязывали на спину ясное зеркало диаметром более девяти цуней (1 цунь = ок. 3,73 см), тогда вся эта старая нечисть не смела приближаться к ним.

Если к ним приближались бессмертные или добрые божества и смотрелись в божественное зерцало, то они отражались в нем как люди. Если же это были бесовские оборотни зверей и птиц, то зеркало отражало их истинный облик. Если некая нечисть подходила к ним и, увидев свое отражение в зеркале, сразу же уходила и не преследовала даоса, то, значит, это был оборотень из числа старых существ; если же она продолжала преследовать его, то, значит, это горное божество».
У вас нет необходимых прав для просмотра вложений в этом сообщении.
Добро есть зло, зло есть добро. Летим, вскочив на помело!

Unnr F
Unnr F
Репутация: 6760 (+6952/−192)
Сообщения: 7758
Зарегистрирован: 2 октября 2015
С нами: 8 лет 5 месяцев

#2 Unnr » 27 июля 2022, 17:28

да уж. шаманский тон носить со всеми атрибутами, без духов сложно, думаю. как доспехи весят.

Вълчица
Автор темы
Аватара
Вълчица
Автор темы
Репутация: 2684 (+2688/−4)
Сообщения: 2161
Зарегистрирован: 27 мая 2019
С нами: 4 года 10 месяцев

#3 Вълчица » 27 июля 2022, 17:36

Unnr писал(а):да уж. шаманский тон носить со всеми атрибутами, без духов сложно, думаю. как доспехи весят.
Женский полный комплект только серебряных украшений без шубы и прочей одежды весил до 25 килограмм!
Предки были выносливы give_rose
Плащ не очень тяжелый, а вот бубен в руках держать тяжко
Добро есть зло, зло есть добро. Летим, вскочив на помело!

Unnr F
Unnr F
Репутация: 6760 (+6952/−192)
Сообщения: 7758
Зарегистрирован: 2 октября 2015
С нами: 8 лет 5 месяцев

#4 Unnr » 27 июля 2022, 18:23

Вълчица писал(а):
Unnr писал(а):да уж. шаманский тон носить со всеми атрибутами, без духов сложно, думаю. как доспехи весят.
Женский полный комплект только серебряных украшений без шубы и прочей одежды весил до 25 килограмм!
Предки были выносливы give_rose
Плащ не очень тяжелый, а вот бубен в руках держать тяжко
не то слово, вы правы.
но смотришь на женщин или дедов-шаманов древних, во всей "амуниции" и думаешь, как?! эрены( у некоторых и тона за ними не видно толком), зеркала, шапки на голове, тоже у многих не простые... еще и бубен с духами. Понимаю, в рабочем состоянии этого не замечаешь, но в целом, это и правда рыцарские доспехи.
с другой стороны, о чем я) те же дедушки молодок берут, да детей наделывают и все хорошо.

п. с. практикуете шаманизм?


Вернуться в «Шаманизм ( монголы, тувинцы, якуты, буряты и др)»

Кто сейчас на форуме (по активности за 180 минут)

Сейчас этот раздел просматривают: 20 гостей