Все известные старинные народные танцы якутов имеют обрядовый характер и выполняют тот или иной магический функционал. Например, осуохай (разновидность хоровода), известный всем якутянам, посвящен небожителям Айыы.
Основой якутского слова үҥкүү — танец — является корень үҥ — молиться, поклоняться, кланяться. Среди этих обрядовых танцев есть и сакральные, такой как «битии».
Давным - давно, когда, по легендам, Айыы Ойууна (шаманы светлого толка), или, как по-другому их называли, Бахсы (учитель), были столь же многочисленны, как и тёмные шаманы, путешественники по сферам Нижнего мира, и те и другие шаманы имели помощников.
У черных шаманов это кутуруксуты — «хвостовые помощники», которые помогали одеваться в костюм (өhүк саҕах, куму), готовить атрибуты (греть на пламени камелька бубен) перед камланием, а затем во время процесса пляски "хамнаа" удерживали шамана за веревку, чтобы он «не улетел» (не упал или не врезался в стены юрты-балагана в состоянии экстаза).
У белых шаманов во многих ритуалах были задействованы помощники для исполнения священного танца «битии» (можно перевести как «топотание»). Обязательное условие для них — чистота и непорочность. Обыкновенно для этого подбирали детей 12-15 лет, чтобы стояли друг за другом по росту. Светлый шаман обучал их, в какой момент ритуала выполнять тот или иной элемент движения, что и как говорить.
Обучение было несложным, так как во время церемонии следовало беспрекословно повторять действия и слова шамана. Шаман называл этих своих помощников «битииhит», т. е. исполнители танца «битии». Как правило это были девять юношей и восемь девочек. Иногда их количество было другим. Например, при призывании души ребенка бездетной семье светлый шаман приглашал по семь юношей и девушек. В других случаях количество тоже могло разниться.
Чаще всего обряды со светлым шаманом и его битииситы происходили в лошадином загоне. Коллектив становился клином: юноши — справа от шамана, девушки — слева. Считалось, что парни олицетворяют собой журавлей - туруйа,
Журавль - туруйа
а девушки — стерхов - кыталык.
Стерх - кыталык
Это передавалось в хореографии танца в виде плавных попеременных махов вверх и вниз руками перед собой. Движение на себя в начале танца означало призывание и получение благодати от небожителей Айыы, а движение от себя ближе к концу — дар этой благодати собравшимся на ритуал.
В то же время способ перемещения битииситов, то самое топотание - битии, указывает на культуру движения священного для якутов создания — коня.
Якутская лошадь
Танец исполнялся в начале медленно, затем темп движения заметно убыстрялся, а потом и вовсе топотание пятками во время продвижения вперед превращалось в барабанную дробь и даже при незначительном весе тел исполнителей, всё вступало в резонанс, вызывало вибрации земли и пространства в целом. Этот топот призывал духов, вгоняя всех присутствующих, и не только исполнителей ритуальных движений, в измененные состояния сознания, то есть транс.
Биомеханика движений «битии» была анималистичной, т. е. подражающей звериным движениям. По характеру смешанная — птичье-лошадиная. Основывающаяся на мифологических представлениях якутов о крылатых конях, посвященных добрым духам Айыы. Коней с белым рисунком на лопатках — дьаҕыл — якуты называли крылатыми - их и олицетворяли помощники светлого шамана.
В наше время артистов в роли битииситов можно видеть на церемонии открытия любого ысыаха (летнего праздника якутов) как сопровождающих благословителя - алгысчыта. Ритуальный танец претерпел изменения - больше никто не топочет, а совершают плавные движения, пердвигаясь мелкими шажками, семеня.
В старину каждый ысыах сопровождался танцами битииситов. Также битииситы сопровождали шамана (и даже после исчезновения института светлого шаманства) в таких ритуалах, как:
- Айыыhыты тардыы (Призывание богини Айыысыт — испрашивание души ребенка),
- Ынахсыты тардыы (Призывание трех божеств, отвечающих за рождение и благополучие крупного рогатого скота — Тумэдьиин Тойон, Мунхадьыын Хотун и Күннэккэй Куо),
- уруу сиэрэ (свадебные обряды),
- куту кетеҕүү (поднятие души усопшего при погребальном обряде),
- кымыс үрдэ (ритуал освящения созревшего кумыса) и в ряде других.
ТОПОТ ШАМАНА
Движения шамана "хамнаа" имитировали его духов-помощников: орла, ворона, гагару, сокола, лебедя, железную рыбу и т. д. Сам шаман с бубном представлял собой усредненный сборный образ птицы - жеребца - рыбы. Он должен был доскакать на коне-бубне до определенного места.
При этом его перемещения в юрте, где проходило камлание, имитировало рысцу, галопирующий бег, а на кэрдии — площадках для отдыха при подъеме в Верхний мир или спуске в Нижний мир — шаман подражал движениям стоящего коня — фыркал, мотал и кивал головой, пускал по телу мелкую дрожь, ложился и кувыркался, словно жеребец на зеленой траве переворачивается через спину. Затем, опять подкидывая колени выше пояса или захлестывая голени назад, бежал дальше. Добравшись до Высокого моря Кындыа Байҕал, шаман превращался в гагару и нырял вниз головой.
Далее в гибельных водах мог превратиться в железную щуку. Воспаряя в небесные сферы, он превращался в лебедя или сокола-пустельгу. Все это отражалось в телодвижениях шамана.
По словам старого Ойууна , битии являлось самым настоящим шаманским действием. При отсутствии бубна и других приспособлений (небесной плети дьалбыыр и прочих) шаман мог вгонять себя в транс одними лишь движениями хамнаа, где неистовое топотание пятками («битии») выступало основным элементом. Это и протаптывание тропы в неизведанных далях Трех миров, это и призыв духов (заменитель шаманского бубна, когда топотание выступает ударами колотушкой, а мембрана бубна заменяется землей), и способ вогнать себя в транс.
ВИБРОГИМНАСТИКА АКАДЕМИКА МИКУЛИНА
Танец битии давал и мощный оздоровительный эффект, позволявший даже довольно пожилым шаманам в двухпудовом шаманском костюме двигаться продолжительное время.
Академик Микулин, инженер-конструктор, в 1959 году из-за проблем со здоровьем оставил работу и в дальнейшем занимался вопросами альтернативной медицины. Окончил медицинский институт и в 1976 году получил степень кандидата медицинских наук. Разработал оригинальную систему оздоровления, которую описал в книге Активное долголетие: (Моя система борьбы со старостью). В этой системе проводятся инженерные аналогии между строением человеческого тела и технических устройств, предложены остроумные способы ионизации воздуха, заземления человека и виброгимнастики - простого способа избавления мышц ног от молочной кислоты и улучшения венозного кровотока, для чего необходимо постучать определенным образом пятками
Микулин прожил, применяя свой метод, до 90 лет. Суть метода: в положении стоя оторвите пятки от пола на 2–3 см и резко опустите их. Таким образом, вы прогоняете кровь вверх по венам, не даете ей застаиваться. Если проделывать это упражнение многократно (30 резких опусканий по пять раз в день), жаловаться на болезни ног вам не придется. Также улучшится сердечная деятельность.
Топотание пятками в «битии» имеет схожий эффект, хотя и производится не одновременно обеими пятками, а попеременно, по очереди. Это даже более щадящий вариант. Нужно учесть и то, что в танце битии стучание пятками производится о землю в мягкой обуви - торбозах.