С древнейших времен собака сопровождала человека, выполняя различные роли и задачи.
Среди множества рисунков и статуэток животных, которые находят археологи, немало изображений собак. Они дают представление о том, что символизировала и какие функции выполняла собака в разные времена у разных народов: от покорной исполнительницы хозяйской воли до небожительницы.
Древнейшее сохранившееся наскальное изображение из пещеры Альтамира, возрастом от 10 до 16,5 тыс лет, показывает собаку на охоте
4.jpg
С почтением относились к собаке и древние греки. Согласно их мифологии, первую собаку выковал бог кузнечного дела Гефест. Божественное происхождение собаки ставило ее в привилегированное положение в животном мире.
Собака — священное животное греческой богини Гекаты, повелительницы теней, богини мрака, волшебства и ночных кошмаров. Однако Геката и ее верные псы еще и служат охранниками и защитниками тех, кто не может постоять за себя сам: детей и младенцев, слабых и кротких, безумных и оклеветанных.
9.jpg
Ацтеки считали, что собакоголовый бог Шолотль (Ксолотль) дал пищу людям. После гибели предшествующего мира он сотворил новых людей из костей погибших, которые вынес из преисподней.
6.jpg
ШолотльВ Древнем Египте в период Нового Царства собаку стали настолько обожествлять, что дурное обращение с ней или ее убийство каралось законом; мумифицировали собак, чтобы похоронить их вместе с мумией умершего хозяина или принести в жертву богам.
7.jpg
Самый яркий пример обожествления собаки - египетский бог Анубис с головой собаки или шакала, упоминания о котором встречаются со времен Девятнадцатой династии (ок. 1200 лет до н. э.). Поскольку по ночам бездомные животные бродили вокруг некрополей, Анубис считался богом мертвых. Ему отводилась главная роль в погребальных обрядах и подготовке тела усопшего к погребению (в бальзамировании).
Парные фигуры собак у входа в египетские храмы символизируют неусыпную заботу царя о своем народе.
8.jpg
В Месопотамии собак использовали для самой тяжелой и грязной работы (около 2000 г. до н. э. слова «раб» и «собака» обозначались в клинописи одинаковыми идеограммами), но постепенно она превратилась в незаменимую и верную помощницу.
В голодные годы собаки были также важным источником питания. В доисторические времена люди ели их мясо, чтобы выжить, а также использовали их кости, зубы и шкуры. В Древнем Риме мясо собак часто употреблялось в пищу, оно также ценилось в Европе (во Франции - вплоть до начала XX века, в Германии - до Второй мировой войны). В настоящее время собак продолжают есть в некоторых странах Азии, к огромному сожалению.
В мусульманстве говорится о темной сущности собаки, которая наряду со свиньей причисляется к нечистым животным. Собаки считались пожирателями падали, отпугивающими ангелов и своим лаем предвещающими чью-то смерть. Люди сторонились собак, но не убивали их, ибо убивший собаку становился таким же нечистым. С другой стороны, они верили, что можно защитить себя от злых чар, если съесть мясо щенка, а также признавали верность собаки своему хозяину.
Парадоксально, что при всем своем негативном отношении к собаке ислам с уважением относится к борзой как к благородному животному, считая ее символом благополучия и удачи. В Коране также говорится, что собаку можно иметь при условии, что она не содержится в доме.
Двойственное отношение к собаке наблюдается и в странах Восточной Азии. Так, в Китае она предстает то разрушителем в виде огромного, обросшего шерстью пса Тянь-хоу, то верным спутником, сопровождающим бессмертных на небеса. Древнекитайский философ Лао-цзы сравнивает пустоту и изменчивость всего сущего с соломенным чучелом собаки, которое используют во время обряда похорон для отвлечения злых духов, а затем сжигают. В японской культуре, напротив, собака считается символом защиты, полезным животным, охраняющим мать и ее детей. На Тибете это животное - символ сексуальности и плодовитости, порождающий искру жизни. Один из аспектов символики собаки - огонь.
В большинстве случаев собака не связана с огненной символикой напрямую, но, согласно некоторым мифам, именно она дарит людям огонь. В роли Прометея она выступает у некоторых народностей Африки и аборигенных племен Америки. Жители островов Океании считают собаку хозяйкой костра, рычащей и дремлющей у его пламени. Для ацтеков собака являлась олицетворением самого огня, а для народов майя она лишь охраняла солнце ночью. Собака могла также быть символом войны и победы: кельты щедро осыпали ее похвалами, а сравнение с ней почиталось за честь.
В странах Восточной Азии культ собак был широко распространен. В Индии ставили львинообразные статуи. Позже при династии Тан эти статуи распространились в Древнем Китае.
1.jpg
Скульптура "Китайская собака Фо" у входа в буддийский храмВ Китае собаки издавна считаются символом верности и послушания, но кроме этого — удачи и процветания. Считается, что виляющая хвостом собака предвещает приход богатства. А мощный защитный талисман по фен-шуй — пара собак Фу — охраняет дом от злых людей и негативной энергии, помогает достичь успеха в делах и материального благополучия. Собак Фу еще называют небесными львами Будды, поэтому пекинесов изначально разводили и скрещивали таким образом, чтобы они были как можно сильнее похожи на миниатюрных львов.
- Спойлер
- Существует поверье, что Будда всегда путешествовал с маленькой собачкой. По его желанию в опасной ситуации зверек легко превращался в огромного льва и вставал на защиту хозяина. Поскольку самого Будду китайцы величали Фо, то его крошечный охранник и получил имя Собаки Фо или Льва Фо.
Такой «собаколев» считался серьезным покровителем и защитником. Его скульптуры размещали перед усыпальницами, дворцами, резиденциями, храмами. В наше время изображения Льва Фо можно встретить в Китае практически повсюду — перед входом в гостиницы, отели, госучреждения, офисные здания, частные дома.
2.png
Майоликовая скульптура "Собака Фо с шаром". Символизирует Ян - мужское начало. XVIII-XIX вв.3.png
Майоликовая скульптура "Собака Фо с детенышем". Символизирует Инь - женское начало. XVIII-XIX вв.В Японии статуи двух собак можно видеть у синтоистских и дзен-буддийских храмов в качестве защитников от происков злых духов.
11.jpg
Комаину (яп. 狛犬) Некоторые группы японцев на Сикоку, Кюсю и островах Кацунан имеют своих тайных личных и семейных богов-собак Инугами.
12.jpg
Во время ритуала кодзюцу они убивают собаку. Голову пса закапывают на некоторое время на перекрестке дорог. Потом выкапывают и держат дома на самом почетном месте, поклоняются ей и преподносят дары. Голова пса за это покровительствует им и исполняет практически любые желания. При этом она выполняет задания в собачьем облике. Только хвост бывает на кончике раздвоен. Ну или встречается в виде летучей мыши, передвигающейся рисовой крупинки, летающей собачьей головы в обрамлении ритуальных одежд служителя храма. Но при отсутствии должного почитания мумифицированная голова Инугами может погубить семью, загрызть даже хозяина. Семьи, владеющие таким божком, никому не показывают его. Такие семьи называются инугами-моти. Инугами передается по наследству многие поколения. Правда, основная масса японцев считает инугами-моти отверженными, и с ними никто не хочет родниться.
В якутских исторических преданиях и легендах собака выступает как весьма умное животное, которое помогает людям. По легенде одного наслега, Божество Айыы-Тойон сотворило сначала собаку, а потом уже медведя. Собаку он сделал слабой, но умной, а медведя — сильным, но не особо умным, скорее хитрым. Медведь был силен. Он мог одолеть любого. Медведь еще много чего мог бы — и рыболовные снасти проверить (что он и так умел), и собрать заново, как было (а вот этого он не умел), и рвать, и метать всё на свете, — но был не способен в силу строения кисти: большой палец не отставлен в сторону, как у людей. Это доставляло ему неудобство. Однажды он пришел к Айыы Тойону и попросил сделать ему большой палец и повернуть его напротив лапы. Но тут же умная собака прибежала и сказала: «Бог, если ты дашь медведю большой палец, то дай мне ружье». Бог поразмыслил и сделал заключение: «Если у медведя будет большой палец, то он разрушит весь мир, но если у собаки-охотницы будет ружье, то она перестреляет всё живое», — и не дал медведю большого пальца, а собаке — оружия. Собака в этом предании выступает предприимчивой и строящей превентивные планы против врагов.
13.jpg
НЕОТВЯЗЧИВЫЙ МАЛЫЙ И ЛЮТЫЙ ПЕССемья, имевшая болезненного ребенка, в старину обязательно приобретала громко лающую свирепую собаку. Ее называли другом своего дитя, приучали хорошо относиться к ребенку, держаться все время около него, спать вблизи его кровати. К такому средству прибегали в тех случаях, когда наносил порчу мелкий злой дух, называемый Неотвязчивым Малым Кыра Дьараар, или предыдущий ребенок умер, или же в том случае, когда наслали какого-нибудь мелкого злого духа слабые, но вредоносные шаман или удаганка. Неотвязчивый Малый Кыра Дьараар не мог причинить болезнь взрослому человеку. Беспокоил и заставлял болеть только детей младше семи лет, увлекал их, заставлял их играть с собой, смеяться, безумствовать, и хотя он крепкого ребенка не мог убить и съесть, но порядочно мучал его.
Нередко этого духа путают с домовым в виде ребенка с ягодицами разного размера — суседкой/чечуеккэ. Однако, как считают шаманы, это не дух-покровитель дома и его обитателей, а порождение Нижнего мира. С неотвязчивым злым духом могут справиться не только шаман, шаманка или даже нервно-больной мэнэрик, но и взрослый человек с грозным обликом, острым взглядом и языком. Кыра Дьараар довольно труслив. Но ведь нельзя же вечно просить грозного свирепого человека сидеть безвылазно у детской кровати? Потому заводили лютую собаку.
15.jpg
ДОЛЯ СОБАКИВ старину колос пшеницы был очень длинным, от самой черной земли до верхушки стебель был весь в зернах, как рассказывали старики сказку. Всё это испортила одна пресытившаяся женщина, она утирала зад своего ребенка и свой зад хлебным колосом. Бог увидел это и страшно разгневался, решил отнять обратно свой дар, данный людям. Тогда собака стала просить: «Хоть оставь мою долю, Бог-Тангара», — плакала-голосила она. Бог, вняв просьбе собаки, оставил несколько рядов семян на кончике стебля. «Таким образом, мы едим долю собаки», — заканчивали свою историю старики.
14.jpg
СОБАКА-ШАМАНОбращали ли вы внимание, что некоторые собаки становятся у двери или шкафа и с удовольствием выбивают хвостом барабанный бой? В старину некоторые якутские рода уважали таких собак, считая, что это собачий шаман. А известно, что шаман может как помочь, так и навредить. Приходилось относиться к таким собачьим шаманам с почтением.
СОБАКА-БОЖОКНеобычное божество-покровитель у одного якутского рода. Предок того рода, которого звали Нокоочук (нохоо, нохой в старину означал щенка), возвращаясь с района реки, после преследования зверей на охоте, провалился в топь и еле выбрался оттуда, таким образом остался без припасов. Было уже холодно, начиналась зима. Когда он совсем замерзал и близок был час его смерти, собака, которая следовала за ним, принесла ему кисет с кресалом, кремнем-чокуур и трутницей. Предок рода разжег огонь и спасся. Когда он высушил одежду, размял ее и разогрелся сам, сидя у костра, то отправился дальше в сторону дома. И увидел, что собака подобрала кисет с тела павшего от стрел богатыря. Еще в начале 20 века люди из соседних родов и наслегов бранились на потомков Нокоочука: «Ыйыласцы, имеющие божеством собаку». Нокоочук же завещал своим потомкам: «Когда я находился при смерти, божеством-покровителем стала мне моя собака. Поэтому, если будете отправляться в дальний путь, обязательно берите с собой свою собаку».
Домашние животные, как и огонь, могли «предупредить» хозяев о грозящей опасности:
У якутов человек узнавал о приближении к жилищу злого духа абаасы по особому сопению в хлеву коров или по чиханию собак и телят. Получив такое предупреждение, человек предпринимал ответные предохранительные меры, например, трижды плевал в левую сторону и бил слишком близко подошедшего духа ладонью, вывернутой наружу. Как стремление «отогнать» злую силу интерпретировалось поведение особых собак, которые, даже находясь внутри юрты, чуяли приближение злого духа, поднимали яростный лай и таким образом отгоняли его. Такие собаки, обычно с «дополнительными глазами» — белыми пятнами над бровями, считались «собаками-шаманами», охраняющими хозяев (монголы называли их «четырехглазыми»).
16.jpg
Идея о живых носителях счастья и благополучия распространялась и на живность, которых называли «уруулаах» и «суоху тордо». Рассказывали о том, как ушло счастье в живности после погибели и продажи «уруулаах» и «суоху тордо». Поверившие в чудо превращали то животное в живую святыню «ытык суоху». Таковыми становились лошадь, корова, олень, собака. У таких животных не обрезывали хвост, гриву, рога. Их не понукивали, не стегали плетью. В особые дни их украшали салама: тряпичной и лентами. Рядом с такими «ытык», в семье могли встречаться и шаманские «толук ытык» (тыын толук ытык), по-эвенски «ыдьык». Это были животные, на которых шаман «перенес» тот или иной смертельный недуг их хозяина. Таковыми могли стать любые виды домашних животных. Считалось, пока здравствует то животное, здравствовать должен был и его хозяин. Относились к таким животным как к человеку, то есть как к их хозяину. В подобном же положении находились и матерые: «мать-корова» (ийэ ынах), «мать-кобылица» (ийэ биэ), «мать-собака» (ийэ ыт)
17.jpg
У вас нет необходимых прав для просмотра вложений в этом сообщении.
Добро есть зло, зло есть добро. Летим, вскочив на помело!