Погребальные обряды якутов 17-18 вв

Вълчица
Автор темы
Аватара
Вълчица
Автор темы
Репутация: 2684 (+2688/−4)
Сообщения: 2161
Зарегистрирован: 27 мая 2019
С нами: 4 года 10 месяцев

#1 Вълчица » 12 марта 2020, 23:45

Дорога жизни спереди коротка, сзади длинна (якутская поговорка)


Якутский Ысыах (якут. Ыhыах, по-русски читается как Ысэх)— самый главный весенне-летний праздник в Якутии в честь Бога Айыы и возрождения природы, сопровождаемый обрядом молений (алгыс), обильным угощением и кумысопитием, танцами (осуохай-хоровод), народными играми, конными скачками, соревнованиями сильных и ловких.Слово ысыах дословно можно перевести как «изобилие», связан с культом солнечных божеств, с религиозным культом плодородия. Традиционно ысыах празднуется в день летнего солнцестояния.
К этому празднику готовятся загодя, шьют красивые национальные одежды, заказывают у ювелиров украшения, иногда Ысыах называют якутским новым годом-самым долгожданным и светлым народным праздником.
Между тем, в древние дохристианские времена, ысыах был частью погребального обряда.

О якутских морозах слышали все. Если человек умирал зимой, то похоронить его было практически невозможно. При температуре от минус 45 и ниже, и с учетом вечной мерзлоты, подземные захоронения, да и прочие (воздушные и наземные) провести было весьма проблематично.
Поэтому мертвое тело заворачивали в бересту и оставляли лежать до весны в юрте, в которой он умер, а проживавшие вместе с покойным уходили в новое жилье.
До изготовления гроба труп клали на землю или деревянную лавку - орон, которая потом выбрасывалась или сжигалась. Под тело умершего обычно подстилали бересту или лиственничные доски, кору. Береста являлась одним из самых используемых при погребении материалов. Она служила для умершего как подстилкой, так и покрывалом. На покойника надевали специальную одежду ёлюннюк, на подошвах обуви делали два-три отверстия, чтобы душа человека могла спокойно улететь из тела. Лицо закрывали шкуркой соболя, рыси, песца. Под крестец клали подушечку из собольих шкурок, чтобы было мягко лежать. Перед тем как одеть, покойника окуривали дымом багульника, чтобы уничтожить запах живого тела. Завершающим действием по превращению умершего в «настоящего» мертвеца являлось связывание его конечностей, т. е зашивали все разрезы и проемы одежды, включая рукава, срезали все пуговицы.

*Погребальную одежду изготавливали заранее, шили особым способом, слева направо, не завязывая узелки на нитке, чтобы не запуталась душа умершего. Иголки после шитья такой одежды хранили в особой коробке, т.к. они приобретали магическое свойство: с помощью такой иглы женщина могла отнять у любого мужчины половую силу.

С наступлением тепла, после праздника Ысыах, родственники возвращались, укладывали тело в выдолбленный из дерева гроб-колоду (корчак), с лучшими зимними и летними одеждами покойного, водружали гроб на сани, которые тянул бык, и везли под громкие крики и вопли к месту захоронения. Плакать женщинам и детям запрещали, т.к. по поверьям, каждая слезинка падала камнем на покойника и он мог вернуться назад, услышав, как по нем убиваются. На кладбище вели также двух или трех лошадей с лучшими верховыми принадлежностями. Место захоронения как правило выбиралось заранее: рядом с предками, либо на солнечных местах.
В могилу-сруб (небольшой глубины, опять таки из-за вечной мерзлоты) погружался гроб (так, чтобы ноги покойника были на восток), а рядом с ним помещались его вещи — лук, стрелы, ножи и так далее, каждую из которых немного надламывали для того, чтобы покойник не взял счастье полностью с собой.
Лошадь забивали, помещали в могилу со всеми принадлежностями для верховой езды. Конь был необходим для путешествия в загробном мире. (В мифологическом сознании якутов путь в потусторонний мир представлялся сухопутным и дальним, поэтому особое внимание уделялось обуви умершего, подошву которой шили в два-три слоя). При отсутствии коня, в могилу помещали деревянные приспособления для переноса вещей за спиной.
Других же лошадей, тоже убитых, зарывали в землю, но несколько дальше от могилы. Могилу покрывали корой и забрасывали землей.
На углах втыкались шесты, на которые насаживались сделанные из дерева птицы, они должны сопровождать душу покойника. Когда это все сделано, закалывали еще несколько кобыл следующим образом: им связывали ноги, валили на землю, вспарывали брюхо и вырывали сердце. Кожу сдирали и развешивали на деревьях. Мясо же съедали в вареном или жареном виде. Все предметы, использованные при захоронении (сани, лопаты и пр.) оставляли возле могилы, они становились нечистыми, и используя их можно было заболеть.
После этого все шли домой.
После похорон юрту снаружи очищали окуриванием дымом костра, разожженным лучиной от разбитого молнией дерева. Все участники похорон обходили три раза этот костер, ударяя при этом друг друга в спину тальником, затем садились за трапезу.
Якуты говорили, что у человека за его жизнь бывает три больших пира: при рождении, женитьбе и на похоронах. В последнем случае запрещено кормить огонь, чтобы не рассердить духов огня.
В ночь после похорон садились камлать с шаманом. Бытовало поверье, что покойник уносит с собой души близких ему людей. Поэтому просили шамана узнать, чью душу взял покойный и по возможности поскорее ее вернуть.
Шаман впускал в себя кут (душу) покойного,и говорил от его имени. Он рассказывал отчего умер человек, чего желает, желание при этом исполнялось неукоснительно, в заключение, шаман провожал душу в страну смерти и вручал ее владыке подземного мира с просьбой не отпускать обратно.
Через неделю снова собирались все, кто был на похоронах. Опять на место погребения приводили несколько кобыл. Над могилой делали навес, кобыл закалывали и, как раньше, мясо съедали. Сколько лошадей зарывалось с покойником в землю, столько вырезанных шестов устанавливалось с одной стороны могилы, а с другой ставили столько шестов, сколько лошадей съели на похоронах. Так происходило захоронение у богатых. За богатым господином в могилу ложился заживо его самый лучший и верный слуга в праздничных одеждах, за богатой госпожой -девушка.

Небогатые же, оставляли покойника в юрте, выносили все свое имущество оттуда, поджигали юрту и уходили. Те же, которые вообще никакого имущества не имели, оставляли лежать покойников там, где они умерли. Таких было довольно много на дорогах, на улице и в лесу.
Через год после смерти богачей устраивали поминки. Все родственники ехали верхом к могиле. Не сходя с лошадей, они три раза объезжали вокруг могилы против солнца. Затем слезали, закалывали несколько кобыл, которых они тут же и съедали. Головы их и кости вешали на дерево.

Иногда похоронами с момента смерти (обмывание, одевание др.) занимались специальные люди -кэлбис, из числа беднейших, или одинокие старики и старухи. Они считались "нечистыми", им был запрещен вход в дома, на праздники.

Так же были захоронения "воздушные" на деревьях, арангасные -на столбах. Преимущественно таким образом хоронили шаманов и детей, последних иногда помещали в дупла или развилки веток. Кремация очевидно была распространена до 13-15 вв., т.к захоронений того периода не обнаружено.
Трупосжигание применялось скорее в виде исключения, при дальних переездах, войнах, чтобы прах умершего привезти к родным местам, где захоронены предки. Быть погребенным в чужих местах считалось плохим делом. Встречались бальзамированные сосновой корой и смолой единичные захоронения богатых господ, чаще всего родоначальников.
Если при родах мать умирала, а ребенок выживал, то ребенка оставляли на могиле матери, считалось что это дитя-абаасы, злой дух, сожравший свою мать(((
Ребенка, рожденного с уродством тоже считали абаасы и хоронили вертикально, головой вниз с глиняным горшком на голове.

Традиционный погребально - поминальный обряд XVII-XIX вв. объединял три цикла ритуально- практических действий:
1. Помочь покойному, вернее его кут благополучно достичь загробного мира;
2. Не допустить «возвращения» умершего в образе злого духа юёр в мир живых
3. Оградить живых от присутствующих на похоронах злых духов абааhы.

Жизнь человека, плодородие почвы, средства существования человека, по мнению древних якутов, во многом зависели от небесных божеств и иччи (светлые духи) духов местности, а всякие болезни, недуги, эпидемии причиняли абааьы ( темные злые духи, черти, бесы) Нижнего и Среднего миров.
По представлениям якутов, «полный» век человеку доставался не только по определению свыше - он мог его «заслужить» своим поведением и делами.

В якутском фольклоре есть сюжеты о том, что ноги убитых отсекали, для того, чтобы обезножить вероятных претендентов на превращение в злых духов юёр. Якуты боялись людей, умерших неестественной смертью, особенно молодых, не успевших насладиться жизнью. Исходя из представлений, что души кут «неправильно» умерших не берут в мир предков и они остаются в мире живых в облике злых духов юёр, таких покойников хоронили с соблюдением соответствующих мер предосторожности. Хоронили их ничком, ориентируя головой в обратную сторону, т.е. на восток, связывая с ног до головы волосяными веревками, зашивая передний разрез и рукава одежды. Все делалось для того, чтобы души таких умерших «не ходили» и не причиняли живым людям вреда. Превратившиеся в злых духов покойники причиняли несчастье и беды, прежде всего своим родным.

Также встречаются сведения о вскрытии могил для того, чтобы посредством определенных манипуляций с костями и органами умерших проводить магические действия

Совокупность трех кутов-душ: ийэ-кут (мать-душа, возникала при зачатии), буор-кут (земляная душа, возникала при рождении, ибо ранее рожали на земляном полу), салгын-кут (воздушная душа, возникала с первым криком новорожденного)- составляла основу жизнедеятельности человека. Если злые духи или абааьы похищали один из кутов, человек болел или умирал.

Салгын-кут странствовала во время сна, если в это время она попадала к злым духам, то человек заболевал, буор-кут всегда находилась возле тела, далеко не уходила, если духи хватали эту душу, то человек хворал и мог умереть, ийэ-кут считалась подлинной душой, не выходила из теле человека и духи не могли поймать ее. Она покидала тело, только если злые духи захватили и мучали первые две души. Вместо исчезнувшей кут на ее мести или в тело вселялись духи определенной классификации и поедали и тело и оставшиеся души. (Подсел)
Потрясающая связь и чакровой системой!

После смерти в течение 40 дней один из кут отправлялся в путешествие по местам пребывания при жизни с целью собрать все следы своего пребывания: выпавшие волосы, ногти, зубы и т.д, поэтом чтобы не застрять в этом поиске надолго или навсегда, при жизни были мешочки, в которые все это собиралось и бережно хранилось и захоранивалось вместе с хозяином. В течение этого времени все родственники покойного считались "грязными" и на них накладывался рад запретов на охоту, посещение праздников и др.

Сведения о представлении загробной жизни у якутов крайне противоречивы: по эпосу Олонхо душа (кут) находится в стране небытия, где нет жизни. Если человек при жизни вел себя неправильно, то душа попадала в состояние между бытием и небытием. Люди прожившие долгую жизнь,ок. 70 лет, ("хороший человек живет долго" як. поговорка), попадали в страну смерти. Слишком долго жить считалось плохим делом, старик живет за счет жизни внуков и правнуков и зачастую такие люди принимали добровольную смерть. Души детей улетали на небо в виде птичек и вскорости возрождались заново в новом теле. Умершие насильственной смертью, преждевременной, убийцы, самоубийцы, с физическими и умственными недостатками, а так же шаманы становились юёр (злым духом, вредившим живым людям), поэтом у якуты изготавливали вместилища для юёр из бересты, дерева, глины и др. в форме человечка, наряжали его в яркие тряпочки и хранили над входом в жилище. Считается, что юёр невидим и неслышим, носится по земле в виде вихря. Когда звенит в ушах, говорят, что "поблизости плачет чей-то юёр".

Надмогильные лиственные колоды-сооружения напоминают маленькие домики, без окон и дверей, чтобы покойник не смог выбраться.

Сейчас похороны ничем не отличаются от прочих традиционных прощаний, но у якутов есть обычай, что первые три года на могилу приходить не чаще одного раза в год, а после трех лет и вовсе не нужно беспокоить умершего.
При этом в критических случаях допускается визит после трех лет с целью попросить помощи у предка.
Не ходить на кладбище по снегу, чтобы покойник по следам не нашел обратную дорогу к дому.Не оглядываться по пути с кладбища, не купаться в водоемах, рыбачить, охотиться, рукодельничать 40 дней,
После смерти мужа вдова не должна выходить замуж ранее трех лет.
Нельзя громко плакать на похоронах и после убиваться по умершему.
На севере, в деревнях по прежнему забивают жеребят на поминки и прощаются три дня всей деревней, в это время не ходят в темное время суток по одному и детям запрещается смеяться и играть с громким смехом.

Конечно, в различных областях имеются существенные отличия похоронных обрядов, тема обширная и весьма интересная.
Удивительно, как различные культуры, изолированные друг от друга территориально, так схожи во многих глобальных вопросах устройства мира, души и посмертия.

И возвращаясь к празднику Ысыах: кормление огня кумысом и оладьями, сжигание конского волоса - это не что иное, как задабривание теней предков

Источник: работы д.и.н Р.Бравиной, Якова Линденау
У вас нет необходимых прав для просмотра вложений в этом сообщении.
Добро есть зло, зло есть добро. Летим, вскочив на помело!

Вернуться в «Шаманизм ( монголы, тувинцы, якуты, буряты и др)»

Кто сейчас на форуме (по активности за 180 минут)

Сейчас этот раздел просматривают: 33 гостя