Представления о душе, двух мирах, посмертии и захоронении у древних якутов-диринговцев

Вълчица
Автор темы
Аватара
Вълчица
Автор темы
Репутация: 2684 (+2688/−4)
Сообщения: 2161
Зарегистрирован: 27 мая 2019
С нами: 4 года 10 месяцев

#1 Вълчица » 14 февраля 2020, 21:30

В данной статье речь идет о далеком прошлом народов населявших территорию Якутии, об их дохристианском, дотенгрианском представлении души, окружающего и загробного мира, об истоках религиозных верований

Самые ранние языческие представления народов Якутии повествуют только о двух мирах (о Небе и Земле), в отличие от более позднем, библейском трехмирии. Нет ни слова о другом, подземном, царстве. Дохристианские легенды и предания говорят о том, что плоская Земля по краям загибается вверх, подобно котлу/сковороде, чтобы сойтись с небесным куполом, спускающимся вниз для стыка с Землей. По этому стыку обитатели Земли и Неба поднимаются и опускаются друг к другу. Жители Неба представлялись самыми обыкновенными людьми с семьями и детьми, буднично занятыми повседневными хозяйственными хлопотами, трудом и промыслами.

Исключение составляют лишь небесные дьяволы (абааhы) — посылающие на Землю самые лютые морозы, представляемые тоже в виде обыкновенных людей,которые лишь во время "командировок" на Землю создавали ужасный холод. Численно они преобладали среди всех "небесных людей", т.е. по количеству дьяволов, Небо заменяло дохристианский подземный ад.
И Солнце и Луна и Звезды обрисованы как небесные семьи, не имеющие ничего отличного от обычных людских семей. И небесные светила и небесные дьяволы жили вперемешку друг с другом на единой плоскости неба.

Согласно тем легендам и преданиям, Земля была населена двумя типами существ: дневными и ночными. Контингент дневных состоял из всех видов живых существ: людей, зверей, птиц, насекомых и т.п. А ночные представлены только душами и тенями мёртвых людей, зверей, птиц и прочих.
Иначе говоря, деление на дневных и ночных представляло собой деление на живых и мёртвых.

Вся группа мёртвых, во избежание произношения слова «мёртвый», именовалась «ночными» ,«тёмными», «чёрными».
Дневные или живые именовались «светлыми душами», «дневными», «солнечными».

Живые жили и трудились под защитой дневного солнечного света, потому и подчеркивали их солнечность «Кyн (солнце)». Ночью они спали, уступая тот же ареал обитания мёртвым. Во избежание столкновения между мёртвыми и живыми, мёртвым строго-настрого запрещалось появляться под солнечным светом. Прикосновение солнечного света к духу мертвеца (к дьяволу) сулило ему окончательную гибель. Потому мёртвые духи днём прятались от солнечного света в своих воздушных гробницах-арангасах. Только когда стемнеет, они шли шататься по поверхности Земли, в основном, там, где жили до смерти. Вот таково бесхитростное представление диринговцев* не о трёх, а только о двух мирах.

Очеловечивая всю окружающую природу, диринговцы делили окружающий мир на неодушевлённые и одушевлённые категории.
Для носителей неодушевлённости они придумали единый термин "иччи".
Для одушевлённых же были понятия "сюр" (человек-тень) и "кут"(человек-тело существа). Сюр - зеркальная копия или тень, отбрасываемая под солнечным светом одушевленным. Именно отсутствием тени и изобличали души мёртвых, появившихся, вопреки запрету, в дневное время. Последних относили к категории самых злейших абааhы и называли, от угро-самодийского «йунг» - «живой дьявол». Этим «йунг», или адаптированно «Ойун», окрестили шаманов, как дьяволов в живом человеческом облике. Вот почему их и презирали, по доброй воле не вступали с ними в брак. Одновременно их вынужденно почитали из-за боязни. Шаман был пугалом, живым дьяволом, посредником между живыми и мёртвыми

У праякутских народов, душа- «кут» остается цельным неделимым только у живых существ. После смерти существа его цельный "кут" разлагается на три составных: воздушный кут, водяной кут и земляной кут: распад тела мёртвого соответственно ведёт к распаду его "кут". Не признававшая абстракций диринговая первобытность и понятие «кут» заставляет гнить и распадаться душу на составные гниющего мяса: на воздух с запахом, на испаряющуюся водяную часть и на часть, превращающуюся потом в землю. Понятие о распаде "кут" мертвеца на три составных гниющего тела — связанно с арангасами - воздушными захоронениями и их перезахоронениями. Когда воздушное захоронение сгнивало и падало, потомки обязаны были «поднять кости» — дословно: «поднимет и перехоронит мои серебряные кости». При таком многовековом перезахоронении люди не могли не заметить, что происходит с телом мертвеца. Они воочию видели, что и с телом покойника происходит то же самое, что и с телом погибшего животного. Кстати, и в послехристианских захоронениях покойника в землю, могильники в Якутии продолжают называть по-арангасному «костяк».
Западное понятие «душа», очевидно, потому не делит душу мертвеца на ее воздушную, водяную и земляную части, что никогда не имело дела с воздушными захоронениями и перезахоронениями костных остатков.

Описание загробной жизни - точнейшая копия повседневной жизни тех, кто создавал данное описание. Согласно тому времени, души умерших якутян, подобно птицам леса, живут на деревьях, т.е. в воздушных гробницах арангас. От этого проживания на деревьях и берет начало деление шаманов на ранги «по высоте сучьев», мол, «на сук выше» или «на сук ниже». Указанные «сучья» показывают то дерево, где висит арангас шамана. Предки якутов исконно были только лесным народом, не имевшим иных видов захоронений, кроме арангасов на деревьях. Их шаманизм, мерявший ранги шаманов единственно лишь по высоте расположения сука на стволе дерева, был также шаманизмом только зоны тайги. Иначе «сила шамана» измерялась бы не высотой сука, а другими единицами. Вечность души умершего заключается в ее вечном проживании в той арангасной гробнице.

Только ее жизнь там не назвать райской. Она навсегда лишена права увидеть солнце. Как душа мертвеца, она обязана лежать в своей гробнице от ночи до ночи, не смея появляться в светлое время дня вне гробницы. Ей позволялось вылезать из арангаса только ночью после полного исчезновения дневного света. Так она могла бродить по поверхности земли до конца ночи. Она не могла уйти далеко от своей гробницы, ибо, если к рассвету она не окажется у себя в арангасе, ее ожидали несчитанные беды. «Как дьявол, застигнутый белым днём вне гробницы» - говорится в поговорке о подобной беде нерасчетливой души умершего. Таким образом, ночные прогулки души мертвеца ограничивались радиусом возврата ее обратно в арангас до конца ночи. Для сохранения иллюзий вечности души предка установлен обычай «поднятия костей». По тому обычаю, потомки были обязаны провести сложный обряд перезахоронения костей предка, если они выпадут из истлевшей гробницы или когда рухнет ствол, на котором покоился арангас. Поэтому якуты по сей день намогильник называют «костяком человека».

Учитывая ограниченность во времени ночных прогулок душ мёртвых, сами умирающие перед смертью указывали место, где им хочется лежать после смерти. Невыполнение подобной просьбы никогда не случалось, ибо подобная воля умирающего обязательна для выполнения. Местами нахождения арангасов всегда становились сухие высоты у дорог, открывающие широту и дальность обзора местности.
Шаманы же и на том свете любили уединяться. Их арангасы были одиночными.
Все виды захоронений объединяет единое стремление избавить труп «от скверны». Под «скверной» понималось спасение костей от утери и обгладывания хищниками. Например, считалось, что в человеческом костяке 507 костей и ни одна из них не должна быть утеряна или съедена хищниками.
Так, тундровики специально разрезали труп на куски, не ломая костей, и раскладывали так, чтобы кости были очищены от мяса любым путём, но без участия крупных хищников, способных испортить, уничтожить или унести косточку. Тут допускалось и отгнивание, и выклевывание пташками и червями. По очищению от мяса, кости собирали, упаковывали в любой подручный оберточный материал с укладыванием потом в хорошо сохраняемые места.
Не сохранение всех 507 костей вместе, помешает воскрешению души мертвеца из-за недостачи той или иной косточки. По подобному поводу принято говорить: «Были бы кости, а мясо нарастёт». С тех давних времен у некоторых родов якутов до недавнего времени сохранился обычай дачи всевозможных клятв перед черепом, в особенности конским. Отголоском тех древних времён и является поговорка: «песенка обветшавшего черепа".

В северо-восточной части Якутии местами встречалось и трупосожжение. Тут уничтожение огнём костей равнялось полному сохранению скелета без утери. Вытекало подобное представление от священности и всеочистительности огня. Черные обгоревшие кости как символ примыкания к темному миру мертвых.

Остальные типы дохристианских захоронений Якутии точно копируют методы и способы запасания мяса и рыбы впрок. Например, на стволах деревьев воздушный арангас и надземный срубной арангас - точные копии ящика или корыта для запасания рыбы и мяса впрок. Естественные ямки, гроты, пещерки и коробовидные углубления на скалах также одинаково применялись и для запасания пищи впрок, и для захоронений. До христианизации Якутия не имела намогильных сооружений, копировавших жилища живых людей. Обращение с костями крупных животных (медведя, лося) почти одинаково с обращением с костями покойников. Например, у убитого медведя кости не ломали, тщательно собирали и складывали в прутковый арангас на развилине дерева. Раньше также было принято собирать все кости лося и складывать на «дэлкэн» на деревьях, т.е. на разновидности арангаса. На всех тех арангасах не было ни коновязей (сэргэ), ни крестов и других поздних украшений. В общем, дохристианское язычество Якутии имело лишь смутное представление о загробной жизни, и ещё не додумалось до попыток благоустройства жизни мертвецов по образцу жизни живых людей.

Понятия «грех» у дирингового язычества явно не было. Души мёртвых не делили на грешников и безгрешных. Все они жили одинаково в своих надземных захоронениях-арангасах.
Нет даже намёков на наличие поощрительных мер в загробной жизни душам покойников за их примерное поведение в социальных и религиозных делах, когда те души были живыми существами. Нет также мер наказания их за прошлые грехи. Что-то похожее на наказание за грехи встречается лишь в понятии «yёp» - это дьяволы, отличавшиеся своей свирепостью и появлением даже в дневное время вопреки запретам. Таковыми становились души самоубийц. Живых стращали превращением их душ после смерти в "уёр". Одновременно имело место мнение о превращении душ самоубийц в некое «айыыта» (светлые). К числу подобных самоубийц обычно относили женщин — жертв жестокой судьбы. Поэтому отношение к ним было сочувственным. В то сочувствие примешивалось общее осуждение на накладывание рук на себя. Отсюда, "айыыта" занимали положение между дьяволом «yёp» и добрым «кут». Как «уёр» она оставалась опасным дьяволом — грозой своих врагов. Одновременно она становилась доброй помощницей натерпевшимся. Натерпевшиеся от жестокостей обращались к ней за помощью в делах мести и облегчения судьбы. Они чем-то напоминали великомучениц. Обычно имя таковых табуировалось и считалось небезопасным вспоминать и произносить их имя. Громко называли по имени только в крайностях.

Абааhы были душами умерших людей, и, таким образом, душа каждого умершего становилась потенциальным кандидатом в абааhы. Именно этой возможностью превратиться после смерти в абааhы дохристианское язычество припугивало людей подобно тому, как христиане стращали адом. Считалось, что после смерти превращались в абааhы только люди с дурными нравственными качествами: завистники, бессовестные, жестокие и обладатели «чёрных дум». Превращение после смерти в абааhы заменяло отсутствовавшее на то время представление о библейском аде. Перспектива превратиться после смерти в абааhы пугала тогдашних якутян не меньше, чем поздняя перспектива попасть в библейский ад. Выходит, и дохристианская первобытность не обходилась без выдумки нравственного ада.
Обязанностями абааhы были кража и пожирание душ живых, а также получение садистского удовольствия от измывательства над душами.


Получается, язычество имело дело только с духами и душами, деля их на добрых и злых. Духами иччи оно наделяло одни неодушёвленности (предметы и явления). Душой («сюр и кут») оно наделяло любые живые существа. При этом души мёртвых относило к категории "абааhы" (темные), а души живых оптом именовало "айыы" (светлые). Согласно той классификации душ, абааhы - душа мёртвых и айыы - душа живых. Оба типа душ являлись антиподами друг другу как сами понятия жизнь и смерть. Понятие бог и творец в той классификации отсутствовало, ибо местная первобытность ещё не дозрела до создания подобных социально классовых понятий.

Любого вида религия есть не что иное, как идея о бессмертии - та соломинка, за которую хватаются все до последнего вздоха, универсальный вид надежды на спасение. Основой идеи о бессмертии, видимо, стало сопоставление продолжительности жизни духов (иччи) неодушевлённых предметов и душ (сюр-кут) живых существ. Если «жизнь» первых казалась почти бесконечной, то жизнь вторых была слишком короткой. Для уравнивания продолжительности жизни души человека, разумеется, не сократили долгую жизнь духов неодушевлённых, а продлили до бесконечности жизнь душ живых существ, даровали бестелесную жизнь осиротевшей без тела душе. Поскольку духи неодушевлённых и души одушевлённых были объявлены бессмертными, возникала угроза переполнения Вселенной духами и душами усопших. Первобытные люди остались верны принципу своего безотходного хозяйствования и в деле утилизации духов и душ умерших. Чтобы они не болтались без дела, души умерших вкладывали в новорождающиеся существа. Таким образом, одна и та же душа, входящая каждый раз в новое существо после смерти прежнего, за свой долгий век могла жить в очень разных видах: то зверем, то птицей, то рыбой, то насекомым и т.п. Считалось, что и при втором рождении особо удачливый мог родиться опять человеком. Повторные рождения несколько раз обычно приписывались знаменитым шаманам. Говоря о перерождении, всегда практичные якуты вовсе и не пытались объяснить, каким образом собираются воедино воздушная, водная и земляная части разложившейся после смерти души живых существ.
Из учета того, кем была душа родоначальника рода и племени определялся тотем. Например, если душа родоначальника племени до этого была лебедем, то птица лебедь становилась тотемом этого племени.

Достоинством жизни, ее мерилом являлась смерть. У якутов была концепция «хорошей» и «дурной» смерти. Если человек умирает в преклонном возрасте, выполнив всю программу жизни: построив дом, создав семью, обзаведясь скотиной, родив детей и поставив их на ноги, то это хорошая смерть. Считалось, что в этом случае человек прожил достойную жизнь и умер спокойно. Такие люди смерти не боялись.Только смерть окончательно отвечала на вопрос, был ли умерший достойным членом коллектива или существом, внутренне и социально неполноценным. Согласно якутской пословице, достоинство человека открывалось только после его смерти.

А дурная смерть – это преждевременная кончина. Все имеет свою причину, что может быть близко к понятию «кармы» – закону причинности у индусов. У якутов есть понятие «кыраман», слова «карма» и «кыраман» имеют одну индоарийскую основу. «Кыраман» – абсолютная пустота, это когда человек после смерти оказывается между средним миром и небытием, между жизнью и смертью. А человек, который прожил жизнь достойно, попадает в загробный мир, через три, иногда через девять лет его «кут» (душа) возвращается обратно на землю. Маленькие дети иногда помнят и даже рассказывают, что было в прежней жизни, если их душа прошла реинкарнацию до семи лет.

Однако, понятие о бессмертии души перебивалось версиями о гибели части душ, о пожирании душ шаманами, дьяволами и злыми духами.

* О Диринговцах. Первобытную стоянку Диринг Юрэх (в 100 км от Якутска) раскопали в 1982 г. Сверху была найдена неолитическая культура четырехтысячелетней давности, к ней прилагалось 5 или 6 костных останков. В нижних слоях нашли "якутский Олдувай". Большое количество каменных орудий труда: примитивные чопперы, расколотые камни, похожие на олдувайские. Примерный, окончательно не доказанный возраст, не младше Олдувая, а то и старше, т.е.2-3 миллиона лет. Олдувайской культуре (Танзания) - 2,6 млн. лет.

Источник: концепция этногенеза якутов по Сомоготто
Добро есть зло, зло есть добро. Летим, вскочив на помело!

Вернуться в «Шаманизм ( монголы, тувинцы, якуты, буряты и др)»

Кто сейчас на форуме (по активности за 180 минут)

Сейчас этот раздел просматривают: 11 гостей