Великие Ойууны Якутии, часть 4

Вълчица
Автор темы
Аватара
Вълчица
Автор темы
Репутация: 2684 (+2688/−4)
Сообщения: 2161
Зарегистрирован: 27 мая 2019
С нами: 4 года 10 месяцев

#1 Вълчица » 13 декабря 2019, 21:39

Способностями видеть будущее и таинственным образом преодолевать расстояния обладал и великий шаман из Абыя - К.
Он покинул эту землю в середине 70-х годов, в очень почтенном возрасте.
Младшая дочь Ойууна получила медицинское образование и работала главврачом улусной (районной) больницы. Написала книги об отце, как она говорила, "с позиции медика", в которую вошли воспоминания лечившихся у отца.
"Отец в детстве (по рассказам его сестры) был неповоротливым увальнем, сторонился сверстников и играл в одиночестве, но не прочь был поозорничать — пугал маленьких тем, что "вытаскивал" из подмышек, а то и из-за ушей разных птичек, лягушек и прочую живность. Нередко заходил в заброшенные жилища и играл там в одиночестве, "превращаясь" в разных зверей и птиц. Когда играл с детьми в жмурки, — сразу же "исчезал". Чуть повзрослев, стал уходить из дома на несколько суток. Никто не мог заметить, когда он уходил и когда приходил. Сам он ничего не рассказывал. Заметив, что сын их не от мира сего, отец и мать ни в чем ему не перечили. Однажды девятилетним мальчиком он в очередной раз исчез на несколько дней. Мать нашла его в чулане спящим с каким-то круглым блестящим предметом в руках. Проснувшись, сын произнес: "Больше я никуда не отлучусь: теперь друзья не будут брать меня с собой, мы распростились". Оказывается, иногда ночью эти "друзья" сажали мальчика себе на спину и уносили в какие-то "прекрасные места", где играли с ним. А потом возвращали обратно. На этот раз несший К. домой такой же, как он, малыш сказал на обратном пути: "Возьми себе с моей спины одну из солнечных игрушек, и ты станешь известным всему среднему миру человеком доброго духа..."

"...Он часами неподвижно сидел и смотрел на звездное небо, молча наблюдал за окружающей природой. Характер его был неустойчивым: даже от какого-нибудь пустяка он мог глубоко опечалиться, между тем рос пытливым и очень рассудительным. Он любил играть с сестренкой-двойняшкой — они находили общий язык, имели одинаковые характеры. Когда им исполнилось по 16 лет, одновременно стали плохо спать по ночам, петь песни, страдать от кошмаров. Однажды ночью К. вышел во двор и упал без сознания. С этого момента из-за болезни суставов ног он почти три года пролежал в постели. Усилились припадки и у сестры, всем казалось, что она вот-вот станет "мэнэрик"
Спойлер
В дореволюционные времена многие якуты страдали своеобразными нервными недугами, которыми практически не страдали другие северные народности. Они были настолько типичны для якутских племен, что им дали общее название «саха ыарыыта», то есть «якутская» болезнь.

Среди этого рода заболеваний входили широко распространенные две формы истерии: эмюрячение и мэнэрячение. Этим более легким формам «якутских» болезней были больше подвержены женщины, нежели мужчины .

Эмюрэх – это человек с определенным расстройством психики, выражавшимся в том, что он вторил при возгласах или непроизвольно повторял за каждым человеком неожиданные для него жесты. Кроме того, некоторые эмюряхи бросались туда, где находится внешний раздражитель с целью прекратить его действие, не разбираясь, представляет ли он опасность для его жизни или нет. При этом эмюрях может причинить вред, опасный для жизни раздражителя, если он в этот момент держал в руке холодное оружие .

Мэнэрик – больной, периодически впадавший в состояние невменяемости и причитанием или ритмическим пением описывавший разные ужасы, жаловавшийся на свою горестную судьбу. Припадок длился от нескольких минут до суток и более .

Якуты объясняли болезнь мэнэрячение как результат вселения в человека различных духов. При этом наиболее известные духи «извещали»
о своем «приходе» причитаниями, приписываемыми только им. В этом случае все больные произносили одни и те же жалобы от имени вселившегося духа. В некоторых случаях вселения души покойника мэнэрику, точно подражая его голосу и походке, он рассказывает, если человек умер не своей смертью, причину смерти, кто и как его убил, точно указывал, где запрятан его труп, просит раздать своих детей родственникам, распределяя кого кому, и т.д. Во многих случаях мэнэрики во время припадка точно предсказывали несчастья, чью-то смерть или болезнь. Этот момент, таким образом, показывает, что мэнэрики во время припадка входили в контакт с различными духами, т.е. являлись своего рода контактёрами. При этом духи, когда входят в контакт с мэнэриком, давали информацию, которую мэнэрик озвучивал при припадке. Когда духи выходили из контакта, то и мэнэрик сам постепенно выходил из припадка. Нередко припадок одного мэнэрикэ вызывал аналогичные припадки и у других мэнэриков, находившихся рядом.
, но сестра умерла. Перед смертью она сказала: "Мой брат станет великим ойууном, он перехватил мою судьбу (перевесил как более сильный шаман)". Отец испугался, что умрет и К., потому что ему становилось все хуже и хуже, и родные пригласили знаменитого в тех краях шамана Николая, который мог камлать на трех языках — якутском, эвенском и чукотском. Три дня и три ночи старец вершил свой ритуал над К. и поставил его на ноги. Вновь обретя физическую силу и здоровье, 19-летний парень вернулся к жизни уже как настоящий шаман и стал с каждым годом все более увеличивать свою славу и мощь.
К. владел всеми видами шаманского искусства — был прекрасным целителем, мог управлять стихиями природы и предвидеть будущее. За последнее он и пострадал больше всего, когда неосторожно предрек не очень далекую жизнь едва установившемуся новому строю. В феврале 1932 года шаман был арестован в родном селе и этапирован в Якутск, где ему предъявили обвинение в "антисоветской пропаганде". Войдя в кабинет следователя для допроса и бросив взгляд на табуретку, куда должен был сесть, К. вдруг потребовал: «Поставьте еще одну!" Конвоиры в тот раз почему-то пошли арестованному навстречу – поставили две табуретки. После этого конвоиры покинули кабинет, на некоторое время оставив арестованного в одиночестве. Так тюремщики воздействовали на психику заключенного: пусть помучается неизвестностью. К, невысокий мужчина средних лет, спокойно сел на одну из табуреток. И вот, наконец, дверь распахнулась, и на пороге появился энергичный следователь. Он бросил на арестованного быстрый взгляд, потом еще один и еще…
– Кого из нас двоих вы вызывали? – невинно поинтересовался К.
И следователь четко увидел, что на двух табуретах перед ним сидят два абсолютно одинаковых человека. И дуэтом задают один и тот же вопрос.
– Уведите! Уведите их! – в ужасе закричал гэпэушник.
В кабинет тут же ворвались два конвоира, схватили К. под руки и выволокли в коридор. А пока вели до камеры, пинали арестованного со всей силы и в камеру загоняли пинками. Но тут вдруг выяснилось, что пинали-то они не подследственного, а друг друга. К. же со скрещенными на груди руками, очень довольный, любовался происходящим.
Один из конвоиров, опомнившись, с перекошенной от ненависти физиономией приставил к виску К. пистолет:
– Ты что, подлец, творишь? Да мы вас всех сейчас в расход пустим!
– Остерегитесь, – спокойно ответил арестованный шаман. – Как бы пуля не попала по другому адресу.
Конвоир пришел в себя: оказывается, он приставил пистолет к собственному виску!

Желая не только упрятать Ойууна за решетку, но и выставить его в глазах общественности как обманщика, сотрудники НКВД в своем клубе, расположенном тогда на одной из главных улиц Якутска, решили провести показательное "разоблачение" шарлатана. Шаману дали возможность отыскать на складе реквизированных шаманских атрибутов свой костюм и бубен и принудили начать камлание на сцене перед скептически посмеивающимися милиционерами и их женами. Но весь скепсис мгновенно исчез, как только Ойуун вызвал прямо в зал... мощный снегопад. А когда он предложил "пригласить" сюда же волков или медведей, устроители "шоу" и зрители дружно потребовали прекращения рискованного эксперимента. В итоге, засчитав К. в качестве наказания проведенные им в дороге и в ожидании суда шесть месяцев, а также лишив его избирательных прав, нквдшники поспешно выпроводили нежелательного постояльца из тюрьмы. К тому времени уже наступило лето, разлились многочисленные якутские реки и речки, растаяли озера и болота, и единственный наземный путь в Абый был закрыт. И тем не менее "неблагонадежный" вскоре объявился в родных пенатах и был взят местными "органами" на специальный учет. Каким же образом он смог в столь краткий срок преодолеть несколько тысяч километров бездорожья, безлюдья и комариного ада? С позиций материализма ответить на этот вопрос просто невозможно. Но на родине живет предание, что Ойуун, выйдя в Якутске на берег Лены, просто нырнул в воду, превратился в большую рыбину, доплыл до устья реки и через Ледовитый океан попал в родную Индигирку. А затем, видимо, не желая сражаться с порогами, сильным встречным течением и мелководьем, принял облик орла и спокойно долетел до дома...

Сама процедура излечения Ойууном часто бывала нелегкой для психики обычного человека. К. жевал горящие угли, облизывал докрасна раскаленное железо, колол себя ножом или приказывал помощникам проткнуть себя насквозь острой пешней. Он превращал воду в лед, проходил сквозь стену, призывал диких зверей, которые приходили и ластились к шаману, словно домашние зверушки.

К. всегда знал заранее – кто и с какой просьбой едет к нему в его далекое село. Он никогда не принимал приезжих сразу, веля им «отлеживаться» с дороги два – три дня. Зачем? «Мне необходимо осмотреть их вне тела, они должны подстроиться под мое состояние. Только тогда я могу принять и помочь им по-настоящему», – объяснял целитель. Сейчас можно было сказать, что диагностика и лечение проводились сначала на тонком уровне, на уровне биополя, и только потом наступал час физического воздействия.

Иногда К. переносил «сгущенный комок» болезни на сторонние объекты. В одном далеком селении от желтухи умирала девочка. Случайно проезжавший в тех местах Шаман вдруг попросил друга остановить оленей: «Вон с той опушки леса душа маленькой девочки умоляет спасти ее». Когда К. подоспел, у больной уже началась агония. Ойуун приказал родителям девочки поймать щуку и стал прикладывать ее к животу пациентки. На глазах изумленных отца и матери рыба пожелтела, а их дочка пришла в сознание.


Вот несколько наиболее ярких свидетельств людей, исцелившихся чудодейственной силой Шамана.

"Мой отец, ослепший на оба глаза, уже три года лежал в постели. Когда к нам заехал К., родители стали его упрашивать помочь. Молча посидев некоторое время, он ответил: "Я сейчас без бубна и одеяния, приеду специально, но только к моему приезду приготовьте мертвую сову". Мать вздохнула: "Как добыть такую редкую птицу, сын-то еще не подрос?.." К. ее утешил: "Не горюй, как-нибудь найдется". Однажды утром мать поехала за сеном, глядь, а на стожке лежит окоченевшая тушка совы Вскоре появился и К. с двумя помощниками. Мать рассказала о сове. "Когда потребую, занесете", — распорядился шаман.
Положив птицу в середине камлания на колени, он стал гладить ее руками и заклинать. Я сидел совсем рядом и вдруг увидел, как сова зашевелилась, взлетела и, покружив по юрте, вылетела в дымоход камелька! Помощники внесли две пешни (лом для пробивания льда) и проткнули ими Старика насквозь в области живота. Когда они выдернули пешни, он слизнул с них кровь и жир, а потом провел языком по глазам отца и плотно их завязал. Через три дня, как и говорил Старик, мы осторожно сняли повязку. Отец радостно закричал: "Как он мне помог!" С тех пор он видел до самой смерти. По словам К., сова унесла "застывший взгляд на мир" в зимний лес".

"Однажды К. мне сказал: "В твои капканы попали две лисицы, одна — сиводушка (лиса с редким черно-рыжим окрасом меха). Завтра же сходи, а то уйдут, отгрызут ноги". Утром я пошел в тайгу. Все совпало в точности. Завернул к нему. "По-твоему вышло", — говорю. "А чего мне врать-то", — отвечает он. Тут как раз за стол сели моя дочь с подружкой. "Коли ты такой провидец, — обратился я к К., — то скажи, когда они выйдут замуж и сколько у них будет детей?" Он посмотрел внимательно на девушек, посидел молча и промолвил: "Выйдут обе примерно через месяц, у твоей дочери будет трое детей, у ее подруги — один ребенок". Все точно так и получилось".

"Мы с давних пор были с К. в приятельских отношениях, и он нередко поверял мне свои думы и чувства. Однажды летом на реке Уяндина утонули два рыбака, и их никак не могли найти. Я и еще несколько человек были направлены из райцентра на поиски. Мы взяли проводника, добрались до реки и устроились на первую ночь в избе, где жили те двое исчезнувших. Едва я заснул, передо мною появился Старик К., поздоровался и стал рассказывать: "Те, которых вы ищите, лежат раздельно: один — недалеко от вас, его выбросило на песчаную косу, другой чуть ниже зацепился в воде за корягу..." На следующее же утро мы безо всяких затруднений, будто по путеводителю, нашли обоих погибших. В очередной приезд я зашел к Старику, и он принялся расспрашивать о новостях в райцентре. Выслушав, заметил: "Коли правильно вижу, там сейчас возле клуба слишком много взбудораженного народа собралось..." Вечером я прилетел обратно домой и, конечно же, захотел проверить его слова. И мне рассказали, что днем у одного мальчика прямо на улице возле клуба остановилось сердце...
Однажды летом председатель местного сельского Совета сообщил, что у старого поселка Кэбэргэнэ к берегу приткнулся гроб с покойником. Прокурор района , главврач , и я поехали на осмотр. Раскрыв гроб, мы увидели в нем совершенно не тронутое разложением тело человека, который словно только что скончался. Разрезав замшевые торбаза, обнаружили в них в виде подстилки совершенно свежую зеленую траву. Подумав, пришли к выводу, что, видимо, покойника недавно схоронили где-то выше по течению реки в береговом обрыве, а тот обрушился вместе с могилой в воду. Как наделенная на то правами комиссия мы вынесли решение о захоронении тела неподалеку в лесу и сами поприсутствовали при погребения. Однако ровно через неделю председатель снова сообщил в прокуратуру, что тот же гроб опять приткнулся к берегу, но уже чуть выше нового поселка Кэбэргэнэ. Руководство района на это раз решило не отправлять комиссию, а дало команду поселковым властям самостоятельно провести захоронение. Все понимали, что происходит нечто пугающе-странное и необъяснимое, и поэтому председатель обратился за помощью к К., который в те дни как раз находился в Кэбэргэнэ. Старик тут же дал совет: "Он не должен проплыть мимо поселка, иначе люди заболеют. Надо его хорошо похоронить, соблюдая все ритуалы". Потом Ойуун попросил пригласить одного из жителей поселка и сказал ему: "В старину этого беднягу должны были похоронить в том месте, где нынче стоит твой дом, но он умер на чужбине, по пути сюда. Помоги его зарыть в землю — это в твоих интересах". В ответ приглашенный категорически отказался, мол, в честь чего я должен хоронить каждого принесенного рекой покойника! Тогда старик обратился к одному молодому парню-охотнику: "Упокой его, и он подарит тебе чернобурку". Парень выполнил просьбу Старика и действительно с наступлением охотничьего сезона добыл редкую чернобурку с белой отметиной на груди. А отказавшийся исполнить свой долг в ту же осень вышел из дома и куда-то бесследно и навсегда исчез. Видно, покойник был тоже большим шаманом...

"У нас в Моме старое кладбище перенесли на новое место. Старику это не понравилось, и он заметил: "Момчане совершили большой грех, не надо было беспокоить прах великих предков, теперь за это святотатство расплатятся жизнями молодые ребята". И в самом деле, переносившие захоронения парни — и русские, и якуты — почти все в течение недолгого времени погибли от несчастных случаев".

"Остановившись у нас в очередной раз и садясь с моим мужем утром за чай, Старик сказал ему: "Недалеко от твоей охотничьей избушки в одну из ловушек только что попал сохатый. Надо ехать, а то мясо испортится. Муж тут же собрался в дорогу, но поскольку от поселка до охотничьего участка было около ста километров, он добрался до места лишь на следующий день. В указанной ловушке его действительно ждал сохатый.
Весной 1970 года Старик К. однажды заметил, что, мол, скоро наступят нелегкие годы и надо бы запастись патронами, одеждой, чаем и табаком. Мой Петр засмеялся: "Ты что, рехнулся?! Жизнь-то с каждым днем все лучше становится". В ответ он невозмутимо изрек: "Только потом не удивляйтесь, когда исполнятся предсказания "глупого" Старика".


"Как-то вечером мы вышли с К. во двор.
— Ты ничего не слышал? — спросил он.
— Нет. А что случилось?
— Лиса взвизгнула. В капкан попала, левой ногой.
—Где?
— За этим озером, западнее, есть еще одно озеро с тальниковым мысом, на этом мысу и был насторожен капкан на лисьей тропке. Пусть хозяин пойдет посмотрит.
Возвратившись в дом, мы выяснили, что хозяин капкана — старик Василий. Утром он пошел к снасти и впрямь вернулся с лисой. Я поинтересовался, какой ногой она угодила в капкан. Оказалось — передней левой...
Однажды волки настолько одолели скот одного хозяина, что тот, не в силах с ними справиться, пригласил к себе К.. Когда я к ним заехал, Старик как раз был на месте и уже "камлал", неподвижно лежа за занавеской и внешне как будто отдыхая. В течение девяти дней, питаясь только сырым мясом и водой, он "добирался" до вожака стаи, а затем "уговорил" его самого и всех волков соблазниться на приманку и попасть в охотничьи снасти.
В том же году К. должен был отбыть из чужого села в свое, но подзадержался и угодил в распутицу — на реке начался ледоход. Тем не менее как-то утром он вдруг объявил: "Еду домой". Хозяева испуганно замолкли, а Старик повернулся ко мне и попросил: "Приведи моих оленей. Проводишь до реки и вернешься". Я, как и другие, не поверил в его предприятие, но перечить не посмел.
Речка оказалась уже практически чистой ото льда. Старик распорядился развести костер на берегу и попить чай. Я думал, что после этого мы повернем обратно, но он вдруг скомандовал: "Подводи оленей с нартами к воде". Я не сдержался: "Ты что, спятил?! Как же ты собираешься переправляться!.." В ответ он сердито проворчал: "Давай подводи, подводи!.." Делать было нечего, я взял оленей за повод и подтянул к самой кромке воды. Старик, покуривая и устремив взор в верх по реке, попросил еще раз: "Ну-ка, глянь молодыми глазами, не идет ли там лед?" И тут из-за излучины, касаясь краями берегов, выползла огромная, во всю ширину реки льдина. Когда она поравнялась с нами, К. быстро сел на нарты и погнал оленей. Через считанные минуты он уже был на том берегу, а льдина поплыла дальше. Пораженный всем увиденным, я только почесал затылок...

"В детстве у меня постоянно болела голова и шла кровь из носа. Когда я подрос, примерно к пятнадцати годам, стало совсем невмоготу. И я обратился к Старику. Он сперва погладил мою голову, а потом, сжимая, стал дуть в темя. Я почувствовал, как какой-то прохладный поток пронзил меня до самых ног, и мне сразу полегчало. Затем он дал мне черные нитки и сказал, чтобы я завязал на первой три узелка, на второй — семь, на третьей — девять и затянул их вокруг головы. За все это время он и словом не обмолвился о моей хвори, все время шутил и поддразнивал меня. Три дня я ходил к нему на излечение, и в самом конце Старик, улыбаясь, сказал: "Твоя болезнь находится вот здесь — в моей ладони..." С той поры я больше не ведал кровотечения и боли".

"В начале 70-х годов, мой десятилетний сын Ваня заболел какой-то тяжелой и непонятной болезнью — глаза его выпучились и гноились, а ноги не держали в суставах. Врачи положили его в больницу, но ничего не могли сделать. Отчаявшись, я повезла его к К. , который сам тогда уже тоже лежал тяжело и неизлечимо больным. Он с горечью поведал мне, что едва ли дотянет до лета и добавил: "Не знаю, будет ли толк от такого полуживого лекаря". Но потом все-таки потер-погладил голову мальчика, подул ему в темя, приготовил какое-то снадобье и вручил его нам. Сын нынче жив-здоров, женат и имеет двоих детей.

"Незадолго до кончины на мой вопрос, почему он не пожелал принять приглашение новосибирских ученых и, продемонстрировав им свой дар, прославиться на всю страну, остаться в памяти потомков, К. ответил:
— Мне слава не нужна. А насчет того, чтобы остаться в памяти потомков, — так далеко не все использовано, что я могу. С тем и отправлюсь, наверное, в последнюю дорогу. Приходи на похороны Но предупреждаю, если при рытье могилы верхний слои земли будет всего в пядь, а потом пойдет лед, то не вздумайте браковать это место...
К. скончался в середине лета. Похоронили его в Мугурдахе. Могилу решили вырыть рядом с сыновней. И в самом деле, сверху оказалось только 20 сантиметров чистой земли, а потом пошла большая примесь льда. Дни стояли очень жаркие, и мы боялись, что солнце растопит лед и яма наполнится водой. Но, на удивление, ничего подобного не случилось. На похороны глубоко почитаемого Старика пришли почти все жители наслега. Перед этим ночью над поселком прошла, ввергая людей в трепетную дрожь и мистический ужас, какая-то по-особому гулко грохочущая гроза, и у сородичей Ойууна было единодушное мнение, что они слушали "шум", сопровождающий "отъезжающего" Старика."
Заключая все эти свидетельства, можно добавить одну примечательную деталь: К. перед смертью сказал землякам, что желающие получить его исцеление или совет могут еще в течение сорока лет приходить на могилу, и он будет им помогать.

При жизни Ойуун говорил: "Смерти нет. Что смерть – это продолжение жизни, но только в другом состоянии. Душа продолжает жить и витает невидимо в неведомом пространстве."
Он говорил, что шаманы живут согласно священным законам Природы. Для шамана все мироздание наполнено жизнью, и он может путешествовать, попадая в миры необычной реальности, где также умеет действовать.
«Думаете, что вы одни на Земле? Увы, не так. Не мы одни живем здесь. Рядом с вами есть и другие существа, которых вы не видите. Мы можем жить и в другом мире, на другом уровне».
Перед смертью шаман сказал, что выполнил три задания Высших из четырех: «Четвертое не удалось выполнить. Я не смог победить эту власть, слишком она тяжелая. Надеюсь, там меня поймут». О чем он твердил, человечеству еще предстоит узнать. Вот только неизвестно, когда.
У вас нет необходимых прав для просмотра вложений в этом сообщении.
Добро есть зло, зло есть добро. Летим, вскочив на помело!

Вернуться в «Шаманизм ( монголы, тувинцы, якуты, буряты и др)»

Кто сейчас на форуме (по активности за 180 минут)

Сейчас этот раздел просматривают: 17 гостей