Погребальные обряды эвенов

Вълчица
Автор темы
Аватара
Вълчица
Автор темы
Репутация: 2689 (+2693/−4)
Сообщения: 2163
Зарегистрирован: 27 мая 2019
С нами: 4 года 11 месяцев

#1 Вълчица » 8 декабря 2019, 20:18

Погребальные обряды эвенов были довольно сложными. Похороны эвенов по христианскому обычаю сочетаются в наши дни с элементами традиционных погребальных обрядов.

По представлениям эвенов, хоронить человека обязательно нужно было в специально изготовленной для этого нарядной одежде. В противном случае, как считалось, покойного не примут его умершие предки в загробном мире. Погребальной одежде эвены придавали большое значение, она называлась «бусэк» (данное слово имеет отношение к тунгусскому "буга", означающему «небо», «вселенную» и «загробный мир»).

В прошлом у эвенов погребальную одежду старики готовили заране, сами шили свою погребальную одежду, в очень большой тайне, никому не рассказывали об этом, не показывали, не одалживали свою погребальную одежду, даже на выставках национальной одежды отказывались представлять, показывать такую одежду. Погребальная одежда эвенами готовилась, шилась в течение долгого времени очень старательно из лучших шкур диких оленей. Если умирал ребенок или молодой человек, то сразу же приступали к изготовлению одежды.
Обычай одевать покойников в специальную похоронную одежду у эвенов соблюдалась до 1980-х гг. В настоящее время специальную погребальную одежду имеют немногие старики. В наши дни чаще всего в качестве бусэк используют обычный национальный костюм, который имеют многие эвены. Если традиционной одежды не оказывается, родственники или соседи стараются дополнить последний наряд умершего каким-нибудь элементом традиционного костюма – торбасами, нагрудником.

Всю одежду, как полагалось «портили»: в пятках обуви прорезали отверстия, все завязки, кисти и бахрому на одежде срезали. Считалось, что это «облегчает» хэнян – тени мертвого человека идти в буни – в «мир мертвых», т.к. не срезанная бахрома может по пути в тот мир привлечь злых духов и они, цепляясь за нее, могут увести его «тень» на свою сторону, превратить в такого же, как они сами, злого демона и он, «забыв», что был человеком, станет всячески «вредить» оставшимся в живых родным и сородичам. Порча погребальной одежды совершалась эвенами и другими народами Севера повсеместно и объясняется ими по-разному. Считалось, что «дырки на одежде и посуде, оставляемой для покойного, нужны для того, чтобы душа живого человека, которого он захочет увести за собой, могла выйти (уйти) через эти отверстия. Если вещи у покойника целые, то человек, уводимый им, не сумеет уйти, запутается». Эвены верили, что в мире мертвых разрезанная одежда и сломанные предметы превратятся в исправные.
Обычай одевания покойника в похоронном обряде эвенов происходит таким образом: «перед одеванием просят его, чтобы он оделся нормально и он не затруднял их своим “капризным” одеванием. После одевания завязывали покойника в трех местах, чтобы он закоченел, сохраняя позу человека. Эти завязки перед опусканием гроба в могилу обрезали ножом близкие родственники умершего». Одеванию покойника у эвенов придавалось немалое значение. Умершего человека укладывают в могилу лицом на восход. Обязательно снабжают покойного всем необходимым во время пути в загробный мир (Буни), в том числе и едой.

Во время похорон и поминок эвены старались не плакать, запрещалось громко говорить, реветь, причитать. Это объяснялось следующим: душа умершего человека в загробном мире не найдет своей дороги, т.е. не дойдет до «надлежащего» места и из-за этого может возвратиться в мир живых; «покойному во время пути на тот свет будет сложно», «дорога будет сложной», «дорога будет ледяной», «по дороге воспрепятствует вода» и т.д. Даже оповещение соседей и родственников о смерти человека ни раньше, ни теперь не проводится «открытым текстом». Для этого пользуются определенной системой знаков, несущих информацию о смерти. Так, человек, посланный сообщить о смерти соседям, долго не заходит в жилище; зайдя, молчит, молча курит. Этого вполне достаточно, чтобы понять, что произошло. Другой аналогичный знак состоит в том, что перед жилищем, в котором умер человек, усаживается старик и долго молча курит. В представлениях эвенов, после смерти душа человека проходит тяжелый путь, который длится от 3 дней до 3 лет до места назначения, и с этими представлениями живые заботятся о том, чтобы снабдить покойного всеми необходимыми предметами, как имуществом, так и средством передвижения. Обязательной традицией в погребальной обрядности эвенов Якутии является ритуальное забивание оленя, принадлежавшего хозяину или хозяйке.

Коллективный обряд ритуального забивания оленей устраивался в день похорон. Оленя забивают не в качестве жертвы, а для продолжения жизни покойному. Количество убитых оленей строго не регламентировалось и зависело от благосостояния семьи, социального статуса умершего и других факторов. Обычно, меньше двух не забивали. Запряжка оленей для сопровождения покойника в мир мертвых производится тоже особым образом: седло надевают задом наперед, "чтобы покойник не вернулся", надевают его не с правой стороны, как обычно, а с левой, т.е. наоборот, уздечку делают короткую, "лишь бы до седла дошла".

В прошлом у эвенов жертвенных оленей обязательно забивали древнейшим бескровным способом – удушением петлями из крепких ремней, сплетенных из ровдуги (сыромятная кожа) самцов оленей. Морда оленя должна быть направлена на восток. Сейчас эвены убивают жертвенного оленя не ременной петлей, а ножом. Тундренные эвены жертвенного оленя обязательно кололи ножом в сердце с левой стороны. Затем поминального оленя били палками, погоняя, чтобы покойный «ехал». В это время олень в агоническом состоянии казался, действительно, мчащимся и это считалась хорошей приметой, в этом случае родственники покойного рассчитывали на счастливую жизнь. Большое значение имело поведение оленя в момент умерщвления. Считалось хорошей приметой, если он умирал быстро, значит, покойник остался доволен, выбрали хороших оленей и все сделали правильно. Если олени умирали долго и поворачивали голову назад, то это считалось к большой беде и в скором времени к новому покойнику в семье. Олень должен был упасть определенным образом, и если падал неправильно, то бежали и толкали его.
Т.е. эвены даже перед лицом смерти активно влияли на ход событий.
По состоянию внутренностей оленя определяли чем болел покойник и от чего умер.

Кости поминального оленя нельзя было ломать в связи с поверьем о том, что покойный не доедет до места своих умерших предков и это повлияет отрицательной стороной на жизнь родственников покойного. Прежде чем заколоть оленя снаряжают его алыками (упряжь для собак), вьюками, соблюдая все традиции и обычаи. Потом отделяют рога с головы и привязывают крепкой веревкой к кресту могилы. Снимают шкуру чулком, жилы отделяют от туши, не нарушая ни одной жилки. Кости отделяют каждую по отдельности. Все это ложится в позе оленя около могилы. Мясо, отделенное от костей, могут употреблять в пищу всем, кроме близких родственников покойного.
При раскопке могилы ежедневно на дне ее оставляется мизерная часть выдолбленной земли. Это делается для того, чтобы могила не была постоянно подготовленной для следующего покойника. Кроме того, при завершении всех работ по раскопке могилы, обязательно оставляются небольшие недоделки, которые устранят непосредственно перед спуском гроба в могилу. Это делается, чтобы покойный не возненавидел своих родных, чтобы он переселился в загробный мир со светлой душой, а также для защиты от возможного нападения духа умершего. До сих пор в некоторых поселках при похоронах обязательно строят возле могилы покойника лабаз для его личных вещей, там же складываются кости, голова с рогами жертвенного оленя, на котором при жизни ездил покойный, а также вьючные принадлежности, седло, посуда и т.д.

После похорон от покойника не должно оставаться никаких следов. Всю его одежду, вещи обязательно сжигают на могиле. Если покойный успел завещать свое имущество родственникам, то завещание в точности выполняется. Все остальное уничтожается. Даже щепки от гроба обязательно собирают и оставляют на могиле или присыпают землей. Одежду умершего обязательно сжигают, в отличие от якутов, которые вешают и оставляют на дереве.

После похорон обратно возвращались не той дорогой, по которой они приехали, а другим путем и не оглядывались назад: «чтобы запутать покойного», «чтобы умерший человек не возвратился», «чтобы покойный не нашел живых», «покойный не должен найти путь, по которой ушли участники похорон» и т.д.. Также считается очень хорошим предзнаменованием, если через 1 – 2 дня после похорон пойдет дождь или снег, которые смывают и закрывают все следы покойного.

Главный элемент погребальной обрядности эвенов существует и сейчас. Непременно после похорон участники «очищаются» дымокуром. Для этого разжигается небольшой костер и подкладывается в него ветки багульника. Это растение, по представлениям эвенов, способно изгонять болезни и злых духов. Заходят в дом после похорон обязательно через дым багульника. Также таким способом «очищают» дом, где жил покойный, особенно то место, где спал умерший. В прошлом после похорон стойбище, в котором умер человек, снималось с места и откочевывало на другое. В юрте покойного родня, прежде чем начать укладку вещей перед кочевкой, «очищала» их: все одежды, постели, одеяла, разные предметы окуривали опаленными на огне ветками багульника, поколачивая ими, а затем вещи выбивали, выколачивали и трясли над огнем очага.

В отличие, например, от русских и якутов, эвены после похорон не посещают могилу умершего человека, далеко обходят могилы. Также категорически запрещены трогать и даже видеть захоронения шаманов. Если же приходилось проходить мимо таких мест, то надо было непременно духам кинуть в жертву монетки, горсть табака и т.д. Или же тотчас зажигают небольшой костер и кормят духов.

Поминки проводятся по христианским правилам: на 9-й день после смерти человека и на 40-й устраиваются общественные поминальные чаепития. В эти дни раньше также приносили в жертву оленя. Как считается, в эти дни душа умершего человека «двигается» по пути в Буни (загробный мир), по дороге душа покойного останавливается «отдохнуть», поэтому старшие из его семьи во время поминальных обедов обязательно ставят посуду с едой и чашку с чаем и для нее. Каждый из участников поминального обеда жертвует духу огня свой первый кусочек мяса. Окончив трапезу, еду и чай, предназначенные душе покойного, кидают в костер. В настоящее время сохраняются традиционные траурные правила, которых придерживаются очень тщательно. С момента дня умершего человека и в течение нескольких лет, родственники покойного придерживаются некоторых запретов и приемов, свидетельствующих об изоляции от общества тех, кого смерть ввела в «нечистое» состояние. Во время траурных дней родственники умершего человека, также как и сам покойный, составляют особое сообщество, которое находится между границей «жизнь» и «смерть», т.е. между миром живых, с одной стороны и миром мертвых – с другой. Эти люди становятся как бы посредниками между умершими и живыми. Особенно долго принадлежат этой «границе» вдовец и вдова, поэтому у них траур длится дольше. Траурные правила заключаются в следующем, например: после похорон всем женщинам семьи покойного запрещается заниматься шитьем, браться за иголку. Мужчинам запрещается охотиться. Близкие люди умершего человека во время и после похорон не должны ходить в гости, особенно в тех семьях, где родился ребенок, где есть маленький ребенок, также беременная женщина. Такие люди не должны ходить на торжества, праздники, свадьбы.

Похороны эвенов в наши дни проводятся по христианскому обычаю, обязательно сочетаясь с элементами традиционной погребальной обрядности.
У вас нет необходимых прав для просмотра вложений в этом сообщении.
Добро есть зло, зло есть добро. Летим, вскочив на помело!

Вернуться в «Шаманизм ( монголы, тувинцы, якуты, буряты и др)»

Кто сейчас на форуме (по активности за 180 минут)

Сейчас этот раздел просматривают: 9 гостей