Олень в обычаях и обрядах коренных малочисленных народов Севера

Вълчица
Автор темы
Аватара
Вълчица
Автор темы
Репутация: 2684 (+2688/−4)
Сообщения: 2161
Зарегистрирован: 27 мая 2019
С нами: 4 года 10 месяцев

#1 Вълчица » 18 августа 2019, 19:05

Изучение обрядов и обычаев коренных малочисленных народов, зачастую отдаленных от цивилизации в силу условий проживания, и, таким образом, сохранившим в почти первоначальном виде свои традиции и верования, может принести много полезной информации, ну, или по крайней мере, размышлений, как применять эти знания в магическом плане.


По мнению некоторых исследователей, северный олень был одомашнен 18 тыс. лет назад
Таежными охотниками-оленеводами являются эвенки Якутии, а эвены - в основном горно-таежными.
Еще в неолите древние люди оставили петроглифы, где среди других писаниц есть рисунки лосей, оленей и «рогатых» (в головных уборах) людей. Об этом свидетельствуют наскальные писаницы Сибири и Дальнего Востока.
Считается, что рисунки «рогатых» шаманов появились в Якутии в еще позднем неолите, примерно 4 тыс. лет назад. Ряд исследователей считает, что ранние оленные наскальные изображения появились в Якутии в II тыс. до н. э. в эпоху бронзы, где животные часто изображаются рядом с человеком.
Особый интерес вызывает солярный символ на рогах лося, найденный в Якутии.

Интересным является тот факт, что у эвенов-оленеводов олени назывались солнечными. По их представлениям, во время летнего солнцестояния человек, вышедший за «Небесные ворота во время обряда встречи солнца и нового года («Небесные ворота» открывались только 22, 23, 24 июня в день летнего солнцестояния), превращается в птицу-оленя, а потом уже в птицу стерха-оленя. Любопытно то, что летящий лебедь так же, как и стерх- это воплощение образа солнца. Вот почему олень всегда считался божественным созданием солнца. Такое представление было широко распространено среди местных народов Центральной Азии, Южной Сибири, Дальнего Востока. Об этом свидетельствуют знаменитые оленные камни, рассеянные в степях Забайкалья, Монголии, а также в Туве, на Верхнем Енисее.

Еще в каменном веке солнце представлялось в образе космического существа - оленя с сияющим блеском золотых рогов, пробегающего за день весь небосклон от восхода до заката, и именно поэтому художники неолита и бронзы высекли на скалах и на плите не простого лося-оленя, а оленя с солнечным диском над рогами - оленя-золотые рога.
По представлениям эвенов, с образом лося связаны звезды, созвездия и даже наша галактика - Млечный Путь. Созвездие Большой Медведицы ассоциировалось с образом лося-оленя, а Млечный Путь - лыжным следом тунгусского охотника, гнавшегося за небесным лосем.

Дошаманская и шаманская магия, возникшая в трудной борьбе за выживание человека, должна была помогать в удачном промысле на охоте, в размножении диких и домашних животных - оленя, в благополучии рода, семьи и человека.

Шаманские обряды - камлания тунгусских народов, в том числе эвенов, условно можно разделить на три группы: первая группа связана с заботой о душах и духах сородичей; вторая - с заботой о материальном благополучии рода, семьи и человека; третья - с заботой о здоровом состоянии оленного стада и его размножении, главной основы кочевой жизни во времени и пространстве.

После шаманского камлания, посвященного духу, т.е. Верховному богу - Хевэки (Сэвэки), у которого шаман добывал дух оленей -мухун (эвенк.), избранный олень становился божьим оленем. Олень, посвященный богу-творцу у эвенов ламунхинцев и тюгясиров называется сэвэк. Такой олень белой масти (гилталди) посвящался только Верховному богу. В старину при кочевках на него навьючивали семейные обрядовые предметы - идолы, посвященные различным духам, как защитники - «охранители» и кормильцы семьи и рода. На таком шаманском олене запрещалось ездить, в его сумах (Ьэруклэ) перевозили только святыни, он доживал до естественной смерти, после которой тушу его целиком клали на лабаз. Такого оленя всегда окуривали багульником до и после кочевки.

Вторым священным оленем у эвенов, долган и эвенков является олень Кудьай - покровитель оленных людей (самоназвание эвенков-орочоны, "человек, владеющий оленем"). Каждый член семьи и рода имел своего оленя Кудьая. По представлениям эвенов, Кудьай - это оберег человека от различных болезней и злых сил.
В старину Кудьая специально выбирали из множества оленей шаманы, а теперь более опытные старые оленеводы. Не каждый олень мог стать Кудьаем, а только олень белой или пестрой масти с божественной отметиной, т.е такой, который имеет тигок. Тигок - это комок волос, который иногда встречается под кожей на шее у оленей. Из него эвены делали волосяную веревку для дэлбургэ (Между двух деревьев развешивали дэлбургэ — веревку, на которой были привязаны разноцветные лоскутки материи. Количество их совпадало с количеством семей, участвующих в обряде встречи солнца и нового года по эвенскому календарю).Этот комок хранился в особой вьючной суме (Ьэруклэ), так как считалось, что он приносит счастье хозяину Кудьая и его семье, благополучие оленям, удачу на охоте. Считалось, что такой олень отпущен на землю небесным божеством Кудьаем (божеством Солнцем), даже, возможно, Верховным небесным богом.

Академик А.П. Окладников отмечал: «У тюгясирских шаманов и шаманок были также священные олени. Олени были двух мастей: одна совершенно белая, чисто снежной белизны ньобати (гилталди), другая - полосатая (бувди). Таковы были две чтимые священные масти шаманских оленей. Когда кто-нибудь в их роду заболеет, будь то мужчина, женщина или ребенок, то по указанию шамана приводят к ним священного оленя. Если болит спина, лечат легким дуновением дыхания священного оленя в то именно место спины, где болит и колет.

Как и в древности, на священном олене Кудьае нельзя было ездить, а также использовать для других целей, кроме лечения и покровительствующих функций своему хозяину-оленеводу.

Третьим священным оленем у эвенов является олень - носитель духа оленьего стада - дэл-мичэ, бело-сероватой масти, с особенными глазами - чакыр, т.е. белесыми, с какими-то кругами вокруг зрачков, трудно поддающимися описанию. Такой олень в дневное время почти не видит, а ночью - наоборот, зрение у него отличное, притом глаза горят «огнем». Удивительно то, что такой олень вообще не исполняет никаких транспортных функций и ходит свободным до своей естественной смерти. Единственная функция состояла в том, что он является как бы олицетворением духа оленьего стада, его покровителем и держателем их душ. В старину такого оленя называли эдьок, т.е 3-годовалый белый или пестрый олень. В старину человеку перед тем, как заиметь много оленей, духи давали возможность найти и добыть такого оленя в тайге. Если человек добывал и разделывал такого оленя, то затем шкуру хранил в специальной сшитой суме мэнкэрэ из камуса (шкура с голени) белого оленя. Считалось, что он носит с собой дух оленьего стада и «он» как бы охраняет оленье стадо хозяина и отвечает за его благополучие, но эдьок имели немногие счастливцы.

Для транспортных оленей эвены также совершают оленеводческие обряды. Считалось, что транспортные олени могут сообщить своему хозяину об опасностях, об успешной или неудачной охоте, даже о смерти своим особым звуком - фырканьем - ороон ИууЬокрон (эвен.). Предполагалось, что гадательные функции могут выполнять и отдельные кости оленя, одна из них - лопаточная левая кость оленя (гадание на левой лопаточной кости олененка, возрастом до года).

Широкое распространение имели обряды, связанные с оленем, сопровождающим эвенов и эвенков, юкагиров, долган и чукчей в потусторонний мир. Это были жертвенные олени, связанные по своим функциям с похоронными обрядами. Речь идет о верховом олене усопшего, его забивают сразу после смерти хозяина, мясо оленя съедали во время похоронных дней. По обычаю кости должны были оставаться целыми и после похорон их клали в лабаз усопшего вместе с другими вещами. Считалось, что олень будет сопровождать своего хозяина в потусторонний мир. По представлениям оленеводов, усопшие сородичи в том мире также занимались оленеводством. На 9-й день забивали жертвенного оленя, посвящая его умершему сородичу. Кроме того, существовал олень, посвящаемый и забиваемый для новорожденного, а также жертвенный олень для праздника встречи солнца. Эвены исполняли следующие обряды, связанные с оленем: обряды, связанные с охотой на дикого оленя; кормление духа огня, духа местности; духа охоты Нинкэнэ.

У эвенов-оленеводов не было масштабных ритуальных забиваний домашнего оленя, но, тем не менее, у них существовало следующий ритуал:
жертвенных оленей - умершему сородичу -умерщвляют арканом или проводится специальный обряд забивания оленя усопшего человека - удушение арканом.

Жертвенный олень для духа охоты Синкэну по-эвенски «hYнэллээдьир» - буквально дарят духу охоты кровь жертвенного оленя, если долгое время охотники не могут добыть горного барана, дикого оленя, лося. Кроме того,бывали и другие разновидности жертвенных оленей, такие как: олень для гостей; олень для праздника встречи солнца; олень для новой местности; олень для больного человека, которому дают выпить горячую кровь после забивания оленя, полагая, что после этого больной выздоровеет; олень шаману для больных; олень для удачной охоты; олень для невесты; олень для новорожденного.Проводится обряд помазания новорожденного кровью жертвенного оленя. Мазали кровью в лоб, щеки, подбородок, подмышки, промежность, суставы рук и т.д., а также основные шесты чума, полог и семейных охранителей, детскую нарту.

Сходство между охотой и жертвоприношением состоит в том, что дикий олень и домашний жертвенный олень дают свою жизнь, чтобы люди не только питались, но и получали благословление богов и духов.

У великого тунгусского шамана Савея было несколько шаманских оленей. Последний олень был белой масти, и его имя Гягикан, буквально переводится на русский язык «Дружок». Во время перекочевок данный шаманский олень перевозил только шаманскую атрибутику - костюм Савея и бубен. Других функций у него не было. Его не запрягали, и он не возил грузовые нарты хозяина. Таких оленей не забивают на мясо, он живет свободно до конца своей жизни.

К началу XXI в. олени типа Кудьая сохранились только у оленеводов (эвенков и долган) Анабарского улуса Республики Саха (Якутия). Со слов охотника-оленевода: «Шаманы рассказывали моей матери, родившейся в конце XIX в., что у каждого члена оленеводческой семьи есть личные олени пестрой (бувдиска) и белой (чэлкээ), совершенно черной масти, а также олень с белесым глазом (чакыр таба). Он охраняет от опасностей своего хозяина. Если хозяин или хозяйка заболеют какой-либо болезнью, то подводят данного оленя и дают подышать в грудь, лоб, живот и таким образом человек выздоравливает».

Забивание любого оленя, в т.ч. простого, у эвенов считается священным актом. Согласно их мировоззрению, все делается по воле богов и духов. Эвены забивают оленя на мясо ножом в мозжечок, тем самым режут спинной мозг, который идет в голову. Жертвенного оленя эвены забивают удушением веревкой только во время похорон.

Чукчи забивают оленя ножом, ударяя в левое ребро прямо в сердце. Если олень падает на правый бок, то это означает, что все будет благополучно в жизни, если на левый бок, то это плохая примета. После забивания чукча берет правой рукой кровь, которая бьет из левого переднего бока, и пальцами брызгает в небо, угощая тем самым Верховного бога.

Оленные людей верят в то, что (убитое) добытое животное может возродиться из костей, поэтому кости надлежало сохранять для воскресения животных, соответственно сохраняют и кости человека.

Эвенки изображали Харги (дух-хозяин нижнего мира, старший брат Верховного бога Хэвэки) в одном случае в образе матери-зверя лосихи, в других - матери-зверя дикого оленя, матери-зверя медведя, матери-зверя птицы. Лось и дикий олень были у эвенков предметом такого же культа, как и медведь. Они подвергались, как и медведь, действию известного обычая нимат, т.е. передаче добытого (убитого) зверя в дар чужеродцу, обычно члену рода зятьев. Разделка туши добытого (убитого) лося или дикого оленя происходила в определенном, раз и навсегда установленном порядке и с соблюдением тех же в основном обычаев, как и при разделке добытого (убитого) медведя. Голову вместе с рогами, шеей и легкими полагалось привозить после разделки туши на стойбище и совершать над нею обряды, близкие по значению обрядам медвежьего праздника. Мясо добытого (убитого) лося и дикого оленя, особенно голову, принято было есть с соблюдением тех же в основном обычаев, которые совершались при потреблении мяса медведя. По окончании торжества, как и в медвежьих церемониях, совершались обряды захоронения глаз и костей головы добытого (убитого) зверя и «поднимания костей»: все кости собирались в одно место и помещались на особый помост (лабаз). В тунгусо-маньчжурских языках лось, дикий олень и медведь обозначаются тем же самым словом Иарги.

По статье AЛЕКСЕЕBА A.А.- к.и.н., доцент каф. исторического ф-та СВФУ.

Реальный случай, который рассказал мне непосредственный участник (очевидец):
Незадолго перед своим уходом, великого эвенкийского шамана Савея привозили в Якутск. Уговорили провести обряд лечения одного гражданина. Данное действо проходило на территории этнографического комплекса. Хозяин комплекса разводит лаек и держит небольшой зоопарк из числа животных, населяющих Якутию. Савей сказал, что проблема по здоровью серьезная, для исцеления нужен олень, собака и утка. Хозяин решил угодить всем, да и не жалко одолжить животных на время. После обряда, на следующий день как уехал шаман Савей, в течение часа умерли олень, собака и утка. Тот, кого лечили, от своих проблем со здоровьем избавился. Ну а хозяин комплекса был очень огорчен потерей. Он как бы и не догадывался о последствиях, думал, что животные были нужны больше для декорации-антуража. pardon

* Шаман Савей после диагностики иногда говорил, что нужно поменять, к примеру, сердце. Для замены использовали молодого оленя. Изношенное сердце человека отдавали оленю, а здоровое сердце оленя-человеку. Поясню, этот переклад делался только камланием, без разрезов и прочих, привычных современному человеку манипуляций. Олень умирал после этого в течение нескольких дней, а человек жил с буквально новым, молодымздоровым сердцем.
У вас нет необходимых прав для просмотра вложений в этом сообщении.
Добро есть зло, зло есть добро. Летим, вскочив на помело!

Вернуться в «Шаманизм ( монголы, тувинцы, якуты, буряты и др)»

Кто сейчас на форуме (по активности за 180 минут)

Сейчас этот раздел просматривают: 29 гостей