Символизм тела, костей и суставов

Вълчица
Автор темы
Аватара
Вълчица
Автор темы
Репутация: 2689 (+2693/−4)
Сообщения: 2163
Зарегистрирован: 27 мая 2019
С нами: 4 года 11 месяцев

#1 Вълчица » 9 марта 2024, 20:05

1.PNG


Поскольку древние якуты были прекрасно знакомы с анатомией крупного рогатого скота, лошадей и различного рода дичи, то они имели довольно четкое и реалистичное представление о внутреннем содержании живых созданий. Однако же помимо этого были и мифологические представления о том, что каждая кость и сустав имеют свое скрытое тайное значение.

ТРЕХМИРЬЕ И ЧЕЛОВЕК

Как шаманы, так и обыватели, также воспитанные в узких рамках традиционной среды и культуры, считали, что тело человека является полным аналогом окружающего мира, Универсума (Вселенной). То есть тело является некой объемной картой или даже глобусом по сферам архаичной системы мировоззрения, представленной в виде Трехмирья.

Так, голова и спина, а также позвоночный столб-толоҕой соотносятся с Верхним миром, где обитают небожители. Причем каждый позвонок обозначает отдельный небесный слой. А на спине шаманского плаща-куму нашиты поперек кожаные ремни-сюргюех (сюргюех — рыбьи позвонки с ребрами), на которые нашиваются железные висюльки, а на шее и голове есть еще несколько небесных слоев, куда забирается не каждый шаман. Верхний мир условно делится на Воздушный (Салгын) и Верхний. И в каждом из них 22 или 44 слоя, хотя, обычно, говорят о девяти или двенадцати небесах.

Грудина и живот — это Срединный мир (Орто Дойду или на шаманском языке — Ой Саҥай). А тело ниже пояса и ноги являются уровнями Нижнего мира. Не правда ли, все это напоминает космогонию индуистов или буддистов?

Некоторые ученые предполагают, что тунгусо-маньчжурское слово «шаман/саман» происходит от санскритского «шрамана» или палийского «самана». То есть тунгусский «саман» якобы произошел от китайского «чамэнь», который сам по себе является транскрипцией палийского термина «саман» и соответствует санскритскому «шраман», обозначающему буддийского монаха или аскета-отшельника. Считалось, что саманеи (греческий термин, заимствованный в Индии), упомянутые Клементом Александрийским, являются приверженцами Будды. Но затем гипотеза о связи шрамана-шаман была отвергнута, возможно, напрасно. Параллелей больше, чем отличий. Шрамана (санскр. श्रमण śramaṇa, пали शमण samaṇa) — странствующий монах, аскет, подвижник духа в Древней Индии.

Важной отличительной чертой шраманов являлось отрицание авторитета Вед. В качестве примера шрамана приводят Махавиру или Сиддхартху Гаутаму. Шраманы отказывались от семейных связей, странствовали, жили подаянием. Шраманы практиковали аскезы.
Другое слово, обозначающее шамана, мы находим у тюркских народов. Кроме «кам», есть и «баксы», «бахсы». Считается словом, заимствованным в древнеуйгурский язык (откуда разошлось по всем тюркским) из древнекитайского «бакши» (учитель; эрудит). Не зря якуты называли бахсы именно тех шаманов, кто способен передать свое искусство другому шаману-ойууну. То есть это был учитель шаманов. Китайское «бахсы» считается заимствованием из санскрита (бhигсу — странствующий нищий монах; аскет-отшельник). Возможно, с «бhигсу» также связано и слово «буох», тоже означавшее у якутов начала XVIII века шаманов. То есть оба слова пришли из Древней Индии и обозначают близкие понятия. Если бахсы~бакши~бhигсу считается очевидной параллелью, то шаман~шрамана~шамана ничуть не хуже.

НИЖНИЕ МИРЫ

2.PNG

В индуистской мифологической космогонии Нижние миры тоже заселены змеями. Как и в якутской шаманской мифологии, там считается, что Нижние миры находятся в ногах и по нижней части одежды. Это, конечно, не единственные параллели

Сравним Нижние миры якутской мифологической космогонии и буддийской: на шаманском костюме Нижний мир представлен в нижней бахроме и плетеных жгутах, символизирующих змей-сыылан.

В якутской народной (но ныне полузабытой) мифологии также к Нижнему миру относятся ноги человека. Жгуты на бахроме шаманского костюма можно сравнить с древнеиндийскими нагами-змеями Паталы. Патала (санскр. पाताळ) — в космологии индуизма один из семи низших миров «подземного неба», то есть Нижнего мира, населенных нагами, дайтьями, данавами, якшами и другими злыми духами, противостоящими богам, живущим на небесах; иногда употребляется как общее название для всех семи низших (Нижних) миров.

Нижняя часть Пуруши Вселенной: опирающиеся на Шешу-змею (вечное время) ноги Вишну представляют Землю и шесть (семь) сфер Паталы. В якутской шаманской мифологии Шешу-змея (вечное время) соответствует Сах-времени, изображаемому на костюме шамана в виде кусающего за собственной хвост дракона-луо (с вариациями: змей или рыба, кусающие за собственный хвост и вращающиеся вслед). В древних мифах якутов говорится, что Мировой Змей Луо Мо5ой закопался в недра земли, обвившись вокруг оси мира (корней Мирового Древа Аар Кудук Мас), вращает Мироздание и заставляет течь Время-Сах. В сутре «Бхагавата-пурана», содержащей обширные сведения по космологии, даётся описание этих миров и сообщается об их месторасположении. Эти подземные миры расположены один под другим, начиная с высшего и заканчивая низшим, в следующем порядке: Атала, Витала, Сутала, Талатала, Махатала, Расатала и Патала (Нагалока).

4.jpg

Вся эта бахрома-бытырыыс и плетеные жгуты-түөрэхтэ по нижнему края шаманского кафтана — это змеи-моҕой и драконы-луо Нижнего мира.

КОСТИ — ПРЕДКИ

В шаманских преданиях говорится, что человек, призванный духами, болеет, и во время так называемого ритуала «эттэтии» («разрубание тела на куски») духи говорят: «Вот эта кость никуда не годится. Придется заменить ее». В результате выясняется, что у новопосвященного шамана во время обряда умер родственник по отцу: негодную кость шамана духи якобы заменили этим человеком. Что же это за представление?

В старину считали, что у каждого человека, но особенно у шамана, весь скелет выстроен из его предков, то есть каждая косточка является одним из его прямых пращуров. Местные костоправы любят крутить ступню человека наружу и внутрь во время «правки» (массажа и манипуляций, правильно выстраивающих опорно-двигательный аппарат человека).

В скрученном положении связки натягиваются и напрягаются и на коленной чашечке часто выступает рельефный рисунок. Интерпретировать эти бугорки и ямочки можно по-разному, но костоправ-илбииhит утверждает: «Смотрите, смотрите же, вот чудо. Ваша бабушка улыбается вам». Притом что больной, мучимый суставными недугами, тоже может увидеть на своем колене «улыбающееся лицо бабушки».
Вот и самый распространенный образ: в колене живет предок.

МУУНДУРА

3.PNG


В шаманских текстах иногда упоминается термин «муундура/муундара/муундра». Означает специфические жесты пальцами рук, напоминающие индийские жесты — хасты. В отличие от общеизвестных индийских жестов руками — мудр («печать»), выполняемых в сцепке пальцами обеих рук, — хасты выполняются отдельно, без контакта с другой рукой. Муундура ближе к хастам. Перед камланием шаман-ойуун пробуждает своих ближайших предков (родители, дед-бабушка, прадедпрабабушка и др.), которые по архаическим представлениям обитают на фалангах пальцев.

По-тунгусски (якуты и эвенки в шаманском искусстве много чего взаимно заимствовали) «муундира» означает «гибкость; ловкость». В кыпчакских тюркских языках «муун» означает «разделять тело животного по суставам; расчленять», «муундар» — «поколения». Пробуждение предков выполняется энергичным разгибанием и сгибанием пальцев в различных сочетаниях. Это якобы помогает призвать умерших родственников, в том числе и шаманов и удаганок. Притом в современное время подобная гимнастика с осознанным управляемым сгибанием и разгибанием пальцев благотворно воздействует на суставы и связки пальцев, а также на рефлекторные зоны пальцев, повышает координацию и связывает сознание и тело в единое целое. Полезно выполнять в качестве профилактики артрозов, артритов, сосудистых заболеваний. Имеется и связь с китайским учением о биологически активных точках. Шаман называл средний палец (по-якутски «орто тарбах») не иначе как «норто чыгыйа». При этом «норто» означает «перикард» (сердечная сумка). Любопытно, что в китайском чжэньцзю кончик среднего пальца является вратами для меридиана перикарда.

В. Попов
У вас нет необходимых прав для просмотра вложений в этом сообщении.
Добро есть зло, зло есть добро. Летим, вскочив на помело!

solp M
Ученик
Аватара
solp M
Ученик
Репутация: 6019 (+6165/−146)
Сообщения: 23432
Зарегистрирован: 12 июля 2018
С нами: 5 лет 9 месяцев

#2 solp » 10 марта 2024, 4:27

Вълчица писал(а):Так, голова и спина, а также позвоночный столб-толоҕой соотносятся с Верхним миром, где обитают небожители
Покойники часто притягиваются к муладхаре -и они ж с нижнего мира scratch_one-s_head на позвоночник могут влиять
Вообще про спину интересно - еслипод лопаткой давит - то что это - гости сверху пришли scratch_one-s_head
Вълчица писал(а):Вот и самый распространенный образ: в колене живет предок
а мениск scratch_one-s_head если раздроблен - предок все?
Вълчица писал(а):то есть каждая косточка является одним из его прямых пращуров.
скелет состоит из около 206-208 костей - что в принципе сопоставимо. Если смотреть человек сам 1 колено, то
2 родителя - 2 колено + 4 деды бабушки (будем деды считать) -3е +8прадедов 4-е+16 5е колено+32 6е колено +647е колено+1288е колено = 256. Из 8 колена видимо кто-то ушел на реинкарнацию и рождение. потому костей и 206-208. Теперь бы еще понять - кто за что отвечает и как лечить кости, восстанавливать scratch_one-s_head

Добавлено спустя 4 минуты 41 секунду:
По суставам - в организме их более 200, но важными считаю плечевые, локтевые, коленные , тазобедренные, голеностопные и пальцевые на конечностях - т.е.штук 25 в совокупности - эти суставы на духов реагируют чаще всего. И вопрос тоже интересный как их соотнести с тонким планом и восстановливать


Вернуться в «Шаманизм ( монголы, тувинцы, якуты, буряты и др)»

Кто сейчас на форуме (по активности за 180 минут)

Сейчас этот раздел просматривают: 11 гостей