Триады активных богов и календарь

Описание: Египетская мифология
...начиная с додинастического периода и до принятия христианства.

Липа
Автор темы
Аватара
Липа
Автор темы
Репутация: 145 (+147/−2)
Сообщения: 315
Зарегистрирован: 15 октября 2016
С нами: 7 лет 6 месяцев

#1 Липа » 13 января 2019, 23:39

громоздко, но интересно.

Спойлер
Рассмотрим событийный хронотоп  путешествия бога Ра\Атума по Царству мертвых, описанного в древнеегипетских «Текстах пирамид», который также описывает и путешествие души (Ка) и сердца умершего (уснувшего) человека (фараона, бога Солнца - Хепри\Ра\Атума) и испытаний, которые они претерпевают во время путешествия по Небесному Нилу. За время путешествия от западного горизонта к восточному, где на заре (в первый час Дня, 6 часов утра) они, рожденные богиней-коровой Нут, возвращаются в мир живых, после того, как душа Ка вместе с богом Ра пересекает 12 миров (пещер) Ночи, участвует в 9 основных событиях, которые происходят с душой Ка бога Атума\Ра\Хепри, помогая ему выздороветь, возродится для нового Дня (месяца, года), победить всех его врагов… В сущности, это религия не смерти, а всеобщего возрождения, религия соучастия в ежедневном (ежемесячном, ежегодном) воскресении всей, не обременённой грехами и злом Вселенной.

Приведём хронотоп событий, описанных в  «Текстах пирамид».
 
Период ночного путешествия бога Ра разделён на 12 частей (соответствующих 12 часам Ночи: с 18 часов вечера до 6 часов утра).

Переходной период.
1. Первый час Ночи. Время перехода уставшего за День, больного бога Атума\Ра на ночную барку с помощью богини Тефнут (богини влаги), превращение Атума\Ра в золотого священного скарабея, помещение его в ноус (ларец-саркофаг) в центре барки. Этап формирования первичной команды (неполной эннеады богов) для ночной барки (до момента излечения бог Ра пассивен и за него всё делает эта команда-охранительница.) и армии защитников Ра (души Ка людей под командой богини Нейт, воительницы, охотницы, хранительницы путей в Дуате. Нейт - жена бога-волка, Стража западных врат Упуата, спутника Анубиса)... 

Путешествие Ра и тени Ка (Ра, фараона, людей):
2. Бог Ра с командой на барке в Предверии Даута (Царства мертвых). Сюда, блуждая во Тьме, на свет священных, очищающих огней (огнедышащие кобры) вокруг барки, сходятся восставшие из гробов души Ка всех (знающих заклинания, Имена богов и Стражей) умерших и ещё не определившихся со своим положением в Царстве мертвых. Они, в ожидании грядущего Суда над ними и последующей судьбы, начинают следовать за баркой Ра. Встреча с первым одноглавым Стражем пустыни, Пожирателем душ не знающих заклинаний (чужаков). 
3. Барка Ра в долине Озириса. Проводник Анубис с весами. Суд 42 присяжных.  Отрицательная исповедь. Богиня справедливости Маат с весами. Рассечение душь осужденных.  «Поле камыша» для чистых.  Озирис и прошедшие испытание  (также «Озирисы») приобщаются к свите слабеющего бога Ра и следуют за ним, исполняя различные приказания спутников Ра.
4. Барка Ра в стране Сокариса (предшественника Озириса – бывшего некогда царем Страны мертвых). Двуглавый страж. Испытание прошлым души Ка… Начало пересыхания небесного Нила. Души Ка умерших, прошедшие и это испытание, присоединяются к бурлакам барки Ра и начинают помогать умирающему богу Ра в его путешествии. Становятся членом его команды…
5. Тайная пещера Изиды в стране Сокариса. Излечение бога Ра врачевательницей Изидой-хранительницей. Наполнение Ра жизненной и деятельной силой…  Изида присоединяется к команде Ра. Теперь на борту барки все члены божественной эннеады (девятки) богов. Собор богов.
6. Барку Ра множество душ Ка приволакивают по пересохшему руслу небесного Нила на Небо.  Свершается собор всех богов и душ Ка. После приветствия всех богов душа Ка воскресает (как бирюзовый скарабей), обретая полную силу всех Ка эннеады богов. Все души бога Ра воссоединяются. Соединяются и все основные духовные сущности человека (Ка, Ба, Ах и пр.).  Теперь все готовы к решающей битве.
7. Барка Ра возле острова Апопа (многоглавого – 3-х главого  змия), который расположен в середине пересохшего небесного Нила  (Срединный остров). Гор-старший владеющий Око Уаджет, (или Сет), или Изида (волшебством) усмиряют Апопа.  Пленение бурлаками (душами Ка смертных людей) и армией Нейт змея Апопа… Расчленение Апопа...  Высвобождение вод Небесного Нила.
8. Барка снова начинает плыть по Небесному Нилу.  Собор богов и Озирис одевают Ра-скарабея в золотые одежды Хепри (утреннего Солнца, преображение Ра). Ра поощряет и освобождает от дальнейшей помощи ему души Ка умерших, помогавших в битве.
9. Обретший силу (соединение всех душ Ра) и форму бог Ра и Гор (Ка фараона)  проплывая дальше на барке, раздают одежды (наделяют определенной формой соединенные духовные сущности) усопшим, приобщая их к бессмертным (достойным героям дают наделы в Дуате, на блаженном "Поле камыша". Это Поле, рай, находился как раз на востоке Дуата).
10. Ра и Гор в мире утонувших. Раздают одежды утонувшим, давая им форму…
11. Ра и Гор наказывают души Ка всех провинившихся в битве с Апопом и всех врагов Ра. Суд Гора.

Переходной период.
12. Конец Ночи и Тьмы. Бог Шу (ветер) выносит барку с Ра\Хепри (как Гор-золотое дитя) из живота Нут в Мир живых из восточных врат Мира мертвых.

Самое замечательное в этом хронотопе, что в нем можно четко выявить его событийную структуру.  При большом числе участников в путешествии, активных героев немного: Тефнут (богиня влаги), Озирис (Анубис), Сокарис, Изида, Эннеада, Изида и Гор-сын, Озирис, Гор, Шу (воздух, ветер)… Это сокращает число реальных событий в сюжете.  С другой стороны, сюжет связан с погружением в пределы Ночи (до Неба Ночи) и с возвращением оттуда, что указывает на определенную симметричность событий в начальной и в завершающей стадиях. В целом, перенося событийный хронотоп на сетку сакрального мифологического календаря с условными мифологическими месяцами, получим сюжет, сводищийся к следующей последовательности основных событий: 

октябрь:
1.Погружение в мир Ночи и преображение для путешествия там \формирование команды Ра на барке и попутчиков (полнолуние).
2.Пробуждение душ Ка умерших. Первый суд Пожирателя душ (новолуние).
ноябрь:
3.Встреча со стражем Озириса, Суд Маат и Озириса (полнолуние). 
4.Встреча барки Ра с Сокарисом и 2-х головым стражем. 
декабрь:
5.Излечение Ра в пещере Изиды (новолуние). 
6.Собор всех богов и попутчиков. Воскресение Ра, восстановление Ка всех умерших праведников (полнолуние, зимнее солнцестояние).
январь: 
7.Битва с многоголовым Змеем у порогов Небесного Нила (на Срединном острове). Победа Ра над Апопом (полнолуние.
февраль:
8.Освобождение всех Ка, преображение Ра\Атума в Ра\Хепри Озирисом. 
9.Преображение Ка умерших и утопленников. 
март:
10.Наказание врагов и предателей Ра (полнолуние). 
11.Возвращение Ра\Хепри на Землю (новолуние, весеннее равноденствие)... 

Т.о. реально происходит 9 основных событий, которые и есть собственно само путешествие. Именно они и составляют событийный хронотоп повествования «Текстов пирамид».
Схематично  можно выделить следующую цепочку событий: (приход в иной мир \встреча с первым стражем и доказательство права на путешествие в этом мире \встреча со вторым стражем или с волшебницей (Изидой) \сбор всех героев для основной битвы, наделение героев силой или волшебным оружием \битва с антигероем или встреча с главным стражем \преображение героя от останков тела поверженного противника \награждение помощников в битве \возвращение домой)… Здесь переплетаются две сюжетные линии: линия Ра и линия души Ка погребенного.

Если Ра в первой половине (в отличие от завершающей, активной стадии) ночного путешествия пассивен (болен, ослаблен) и с ним происходит только два события – переход в иномирье и излечение Изидой, то тень человека Ка наоборот, в первой части активна, а во второй, получив освобождение и одежды – пассивно. Если разделить эти линии, то для них остаются ровно по шесть основных событий.
Для Ра получаем цепочку из 8-ми событий: 
(переход  в Царство Тьмы  и пересадка в барку \приезд в Дуат к Озирису \приезд к Изиде и излечение, обретение сил \сбор всех сторонников \битва с Апопом, победа Изиды \Озирис, преображение Ра и его сторонников \наказание противников Ра \возвращение на землю)…
Для Ка получается цепочка из 7-ми событий:
(прибытие в предверие Дуата и встреча с первым стражем \суд Озириса, второй страж \включение в команду Ра бурлаком \сбор всех сторонников, восстановление сил, подгтовка к битве \участие в битве \освобождение и преображение Ка, обретение формы \остров блаженных)…

Если теперь вспомним, что в русской волшебной сказке наблюдается 7-ми событийный хронотоп в иномирье: (прибытие в иномирье \встреча в избушке с Бабой Ягой и обретение сил \встреча с помощником или волшебное оружие \поединок \погоня \наказание врагов \возвращение домой), то мы наблюдаем явное заимствование или перекочевывание отдельных частей сюжетов… При том, что структуры событийных хронотопов – тождественны. Можно утверждать, что структуры героических сказок (и сказок о приобретении чудесных предметов) сложилась уже в Египте 4 тысячелетия до н.э. По крайней мере в «Текстах пирамид» уже отражены варианты структур сюжетов, близких к структурам, наблюдаемым в таких сказок.

Отметим, что по условному событийному времени появление героя в избушке Яги и встреча Ра с Изидой (Гестией\Деметрой) совпадают. Это дает твердое основание утверждать,  образ какой богини подменила злая (добрая) колдунья Баба Яга в русских сказках.

Теперь посмотрим, наблюдается ли в «Текстах пирамид» такое явление, обнаруженное нами при анализе русских волшебных сказок в книге «Тайна очарованной царевны» (Кишинев, 2004 г.), как изменение функций, качеств и статуса героев в различных частях сюжета…

Для этого вернемся к анализу календарной структуры суточных,  месячных и годовых циклов. Приведенный  выше хронотоп имеет одну особенность – он отражает не только структуру суточного цикла превращений солнечного божества Ра (Дневного и Ночного), но и структуру годового цикла.  Здесь отражена идея не только ежесуточного умирания Ра, но и его годовые изменения - ослабление Ра в период Половодья (сезон Изиды), выздоровление в период Урожая (сезон Озириса) и перегрев в период Жары (сезон Сета\Гора)… Такое сопряжение суточных и годовых текстовых структур  указывает на сакральный характер текстов, на то, что они призваны обслуживать чисто ритуальные аспекты религиозных представлений. Как наглядно-образное, очень конкретное и фантастическое объяснение того, что происходит с Солнцем.

Уже выделены обобщенные понятия (Добро, Зло, Тьма, Свет), которые пока ещё персонифицированы, привязаны к конкретным образам, но эти существа – всемогущи. Однако живут и поступают, как люди или животные… С ними ещё можно заключить договор, их ещё можно обмануть… С ними ещё может бороться человек – герой… Эти обобщения пока ещё не отвлеченные, не абстрактны,  но уже сведены в единую, логически непротиворечивую  систему событий-действий, которая так или иначе совпадает с видимым, так или иначе пытается его объяснить…

Ритуал – это всегда действо. Поэтому событие в тексте – всегда какое-то действие, изменение, преобразование… Событийное мышление – это отражение ритуализации, сакрализации реальности, вычленения в нем значимых, отмеченных высшими силами (тотемом, богами) событий, их определенная система… Причем значимым сакрализованное событие становиться благодаря совместному действию как людей, так и этих высших сил. Это важный момент сакрализации деятельности…
Для выяснения наиболее благоприятных дней проведения ритуалов, использовался 3-х временной структурный календарь. Он формируется из совмещения трех календарей (суточного \месячного \годового), структурированных определенным образом. Вариант такого календаря приводится ниже на рисунке. Согласно этому варианту, максимально благоприятное время суток для восстановления сил бога Ра – это полночь.  С другой стороны, именно на этот период годового календаря (сезон Урожая) выпадает максимальная жизненная сила растений – рост пшеницы и злаков, которые находятся под покровительством Озириса\Изиды. Но согласно приведенному календарю на этот сектор сакрального календаря попадает и время полнолуния, времени максимально возможной связи с иномирьем (полная Луна – рассматривалась, как дыра в Небе). Таким образом, наиболее благоприятные дни для целительства и восстановления сил – 22 час. и 2 час. полнолуний  6 и 7 месяцев (декабрь\январь)…





Совмещение суточного (черный), месячного (синий, выделен период новолуния) 
и годового (красный, выделены 5 хтонических дней) календарей

Месяц в Древнем Египте состоял из 30 дней и был разделён на 3 декады. Первый день каждого месяца был посвящён Озирису, 15 день, полнолуние – Изиде-целительнице, охранительнице.
Согласно приведенному структурному календарю, рост диска луны начинается с середины условного августа (вечер, осень) достигает полнолуния в декабре (полночь, зима) и убывает к началу мая (лето, утро). Таким образом, середине лета (полдню) соответствует новолуние, а три декады месяца сопоставляются с тремя сезонами года и двумя суточными периодами. Если праздник рождения (обновления) солнца Ра отмечался в полночь середины зимы, то рождение бога Луны должны были отмечать в полдень летнего новолуния… Как видим, в лунном календаре убывание и исчезновение Луны совпадает с сезоном Жары (время Сета), а появление и рост Луны – привязаны к началу разлива Нила в структуре годового календаря. Полнолуние как раз попадает на период  максимального роста урожая, наделения растений максимальной жизненной силой…

Год делился на три основных сезона по 4-ре месяца в каждом: (Половодье, Изида \Урожай, Озирис \ Жара, Гор (Сет)) плюс 5 хтонических дня в конце года (сезона Жары), которые были посвящены 5 основным богам (Озирису, Изиде, Гору, Сету,  Нефтиде).  Пунктиром указаны 70 дней плача Изиды (70 дней поисков тела Озириса, 70 дней не виден на горизонте Сириус, 70 дней изготовлялась мумия умершего) …
По магическим представлениям египтян, каждый день Вселенная вновь рождается преображенной (при содействии всех богов, Ка-людей и Ка-умерших). Циклы рождений продолжается 360 раз в году. Но в новом году не повторяются тождественно, т.к. есть ещё месячные изменения.  На каждый день месяца свой годовой цикл. Возникает 30-ти годичный цикл, через который  возможно повторение циклов.  За 30 лет Луна успевает совершить 360 циклов (лунный год). Т.е. если отождествлять лунный месячный цикл с суточным, то по аналогии с обычным годом возникает представление о лунном годе в 360 «лунных суток».  По аналогии с годовым циклом тут же возникает и представление о 5-ти «хтонических» лунных месяцах. Затем через  полугодие начинается новый 30-летний цикл. Если фараон воцарился в определенный день месяца, то через 30 лет его цикл завершался и для повторения очередного цикла он должен повторить весь ритуал воцарения.  Таким образом и возникает праздник хеб-сед. Это не для восстановления сил фараона, а новый цикл царствования…

Этот ритуал заключался в следующем: 2-е кормление фараона священным молоком (он кормился им три раза в жизни: при рождении, при воцарении, во время погребения); со всех номов Египта свозились статуи богов (42 нома, 42 статуи, 42 присяжных на Суде Озириса) - сначала бог Вупуат (волк), затем Анубис (шакал) и др., приветствие фараоном каждого божества: передача завещания фараона  статуе Вупуата – передача власти самому себе через бога-посредника, временного хранителя власти фараона на время ритуала; ритуал  обновления – проверка силы фараона - бег, состязание; очищение фараона Гором; передача завещания от статуи фараону; ритуал воцарения: перекличка, вызывание душ, возведение в сан богом Ра (Атумом, Амоном), и кормление. … 

Отметим, что согласно древнеегипетским мифам, первым фараоном был Анубис  (приемный сын Изиды, одна из ипостасей Хора-сына, он выступает помощником  и наследником приемного отца Озириса), которому после ряда битв с Сетом (битва на болотах, Сет – превращен в трон Озириса; битва в пустыне, Черный пес Исдес, сжигание остатков Сета, знак Анубиса на шкуре Сета; возвращение украденных Сетом двух Ок  Уаджет,  дарование людям винограда и постройка храма (Дома) для Изиды верховный бог Ра передал ему во владение захваченные у Сета два Ока Уаджет – символ власти над живым миром, символ власти фараона.
Разные источники называют разное число дней, в течение которых Исида собирала останки Осириса. Вместе поиски и мумификация продолжались 70 дней (сезон Нефтиды, время, в течение которого не виден Сириус). 

Теперь рассмотрим, как изменялись в рамках годового цикла функции (ипостаси) некоторых богов из Великой девятки (Энеады). 
Великий бог Ра (солнце). Ежедневно он восходит над миром, выползая в образе золотого скарабея, т.е. в ипостаси бога Хепри (утро). В полдень он обретает полную силу и является Ра. Однако к вечеру он слабеет, заболевает, устаёт и становится богом Атумом (вечер). И наконец, в образе золотого скарабея Атума, помещенного в сундучок, он, до полуночи, сначала в ипостаси Озириса,  вершит Суд, а затем отдыхает и подлечивается (в ипостаси Изиды) в ночной барке. Таким образом, в разное время суток бог Ра выступает в различных ипостасях… Для самой главной победы перед битвой бог Ра собирает вместе все свои ипостаси (Великую «энеаду» богов, тени Ка всех безгрешных) и выступает цельным, нерасчлененным…
Великая и загадочная богиня Тефнут. Богиня мировых вод, жена бога ветра Шу.  Ей принадлежит ночная барка Ра (месктет). Внучка бога Ра, носительница его солнечной, дневной жизненной силы. Око Ра на его лбу и часто отождествляется с богиней Уто (Уреем). Заведует влагой, дождём… Две её дополнительные ипостаси:  Хатхор (как Мут, белая корова, как Изида - охранительница  Ра, или, как Нут, богиня Неба) и Улес (пламя, жар), в образе богини Уто (Око), Сахмет (Менхит) – воительницы и целительницы (львицы).  Обидевшись на Ра, Тефнут уходит в Нубию (юго-восток) и, обратившись в львицу (кошку), уничтожает людей. В Египте в это время начинается засуха, жара… Испугавшись гибели человечества, Ра попросит Тота и Шу вернуть Тефнут. Шу выполняя просьбу Ра, идёт и возвращается  с ней обратно. По их возвращении начинаются ливни и наводнение… 
В Египте ежегодно праздновался предновогодний День возвращения Тефнут (влаги, мировых вод) и её свадьбы с Шу  (День виноградного вина), который отмечался шумным застольем. Таким образом, в течение годового цикла проявляются различные ипостаси этой богини, которая в свою очередь сама является атрибутом, одной из высших ипостасей Ра.





Как видим, для египетской мифологии также  характерно динамическое восприятие свойств богов, сезонные проявления их качеств. Тем самым добивались сокращения их числа, многофункциональность качеств героев (богов), их поэтапное, последовательное проявление в ежегодном космогоническом мегасюжете… Именно это характерно и для большинства героических и волшебных сказок в славянском и русском фольклоре.

Вернуться в «Египет»

Кто сейчас на форуме (по активности за 180 минут)

Сейчас этот раздел просматривают: 5 гостей