Пять имён царских титулов

Описание: Египетская мифология
...начиная с додинастического периода и до принятия христианства.

Pixie F
Автор темы, Ученик
Аватара
Pixie F
Автор темы, Ученик
Репутация: 1673 (+1682/−9)
Сообщения: 3922
Зарегистрирован: 16 июля 2020
С нами: 3 года 9 месяцев

#1 Pixie » 28 февраля 2023, 5:43

Хо́рово и́мя — одно из пяти имен в царском титуле Древнего Египта, старейшее из всех. В додинастическом и раннединастическом периоде, вплоть до IV династии, хорово имя было единственным именем царя (фараона). Многие из первых египетских фараонов известны только под этим именем. Это имя было частью религиозной веры в правителя как земного образа небесного бога Хора (Гора), символ которого — сокол. Начиная с конца Древнего царства фараон связывается с мифом об Осирисе.
По меньшей мере один египетский правитель из Второй Династии — Сет-Перибсен, — использовал вместо Хора изображение бога Сета. Ему последовал Хасехемуи, который поместил оба символа (Сета и Хора) выше начертания своего имени. После того образ Хора всегда появлялся рядом с именем фараона.
Со времени Ментухотепа II значение этого имени ослабевает, и в официальных надписях преимущественно употребляется тронное имя. Хорово имя просуществовало до Антонина Пия (138—161 годы н. э.) включительно.
Пишется имя фараона в серехе — прямоугольнике, на котором восседает сокол. Нижняя часть прямоугольника декорирована как фасад царского дворца («фасад дворца»), верхняя часть символизирует двор или дом, а на свободной площади между ними стоит имя властителя. Наименование «хорово имя» производится от сидящего на серехе сокола Хора.
2E9F1ED0-CC73-4500-8B7A-30070876B28A.jpeg
У вас нет необходимых прав для просмотра вложений в этом сообщении.

Pixie F
Автор темы, Ученик
Аватара
Pixie F
Автор темы, Ученик
Репутация: 1673 (+1682/−9)
Сообщения: 3922
Зарегистрирован: 16 июля 2020
С нами: 3 года 9 месяцев

#2 Pixie » 28 февраля 2023, 5:58

Имя по Небти. Заголовок имени содержит две основы, связанные с так называемыми «геральдическими» богинями Верхнего и Нижнего Египта:
Нехбет — покровительница Верхнего Египта, представлена символом грифа (стервятника).
Спойлер
Нехбет представлена в образе грифа или стервятника. Часто изображалась над фараоном, защищающей его своими распростёртыми крыльями. Представала также в виде женщины с хохолком коршуна на голове, в белой короне Верхнего Египта (хеджет). Царский венец Нехбет всегда белого цвета, тогда как цветом богини Нижнего Египта Уаджит являлся красный.
Культовый центр богини находился в Нехебе (современный Эль-Каб) в Верхнем Египте, напротив греческого Гиеранкополя (египетского Нехена). Вероятно, её культ и культ Уаджит уходит в века, когда египетская цивилизация существовала как два отдельных государства. Впервые их имена встречаются на табличке слоновой кости Менеса и позже всё чаще в период правления Семерхета. В текстах называется «Нехбет, белая Иеранкополя», «Госпожа вселенной», «Госпожа пустынных земель». Являлась также владычицей восточной пустыни, покровительницей горных работ (добычи золота и серебра), имела функции богини-матери (в этом качестве отождествлялась с Мут), помогала при родах (поэтому её сближали с богиней плодородия Хекет). Во время праздника 30-летнего юбилея фараона «хеб-сед» изображение Нехбет устанавливали на носу царской ладьи.
Уаджит — покровительница Нижнего Египта, представлена символом кобры.
Спойлер
Уаджит или Уто (егип. W3ḏt / W3ḏjt — зелёная)[1] — древнеегипетская богиня-кобра Нижнего Египта, покровительница власти фараона. С богиней-стервятником Нехбет составляет пару Госпожей Двух земель (то есть Верхнего и Нижнего Египта) и часто представлена на царской диадеме — урей.
8CF1E9DF-57CC-479E-A421-81F081A1BA5D.jpeg

Начертание имени богини идентично обозначению растения папируса — символа Нижнего Египта. Также её имя переводится как «Зелёная», поскольку Уаджит считалась «несущей зелёную растительность». Изображалась стоящей коброй или в виде женщины с красной короной Нижнего Египта. В Хибисе встречаются изображения богини в виде змеи с львиной головой и женщины в шути (шути — также известная как «корона Амона» — древнеегипетская корона из двух высоких страусиных перьев, у основания которых помещён диск, символизирующий солнце; закреплены на красной платформе — «модиусе»). В поздний период Уаджит изображалась в виде женщины с львиной головой, украшенной первоначальным своим символом — коброй. Связанная с солярным символом иногда дополнялась обозначением солнечного диска. В древнеегипетской мифологии «папирусоцветная» богиня выступала как кормилица юного Гора, которая помогла его матери Исиде спасти ребёнка от вероломства Сета, когда та пряталась в болотах Дельты. Сходство этого мифа с древнегреческим рассказом о пребывании Аполлона и Латоны на Делосе привело к тому, что в эллинистический период Уто (или Буто, как её называли греки) стали отождествлять с Латоной. Фараоны считали источником своей царской власти и непобедимости в войнах покровительство богинь-защитниц Нижнего и Верхнего Египта — Уаджит и Нехбет, соответственно. По этой причине их изображения были необходимой принадлежностью царского убора, причём Уаджит стилизованно представлял налобный урей. Египтяне имели иероглиф со змеёй, которую называли «уреем», что по-гречески значило «василиск», и он обозначал «вечность». Египтяне верили, что змея этого вида бессмертна, дыханием она способна убить любое другое существо, её изображали над головами богов.
Это имя в царском титуле означает, что фараон воплощает всю мощь двуединой монархии, простирая свою суверенную власть над всей долиной Нила. Имя используется начиная с фараона Первой династии Семерхета, хотя полноценным независимым именем становится во времена Двенадцатой династии.
2B803623-CD44-4E80-AE5F-FEE30586A42C.jpeg
У вас нет необходимых прав для просмотра вложений в этом сообщении.

Pixie F
Автор темы, Ученик
Аватара
Pixie F
Автор темы, Ученик
Репутация: 1673 (+1682/−9)
Сообщения: 3922
Зарегистрирован: 16 июля 2020
С нами: 3 года 9 месяцев

#3 Pixie » 28 февраля 2023, 6:00

Золотое имя. Смысл наименования, а также его значение недостаточно выяснено до сегодняшнего дня.
Возможно, фараон приравнивался золотым именем к солнцу, которое в виде символического изображения сокола плыло по небу на корабле или барке. Поэтому знак, определяющий золотое имя, складывается из сокола (Гора), который сидит на иероглифе, означающем золото.
Золотое имя, по поздним источникам, как официальный дополнительный титул применяется уже при фараоне Джосере из третьей династии. Однако только на памятниках фараона Снофру оно является современным эпохе. Золотое имя начиналось значком сокола, сидящего на кулоне, причём этот стиль до эпохи Среднего царства не изменялся. Возможно, фараон приравнивался золотым именем к солнцу, которое в виде символического изображения сокола плыло по небу на корабле или барке. Поэтому знак, определяющий золотое имя, складывается из сокола (Гора), который сидит на иероглифе, означающем золото. Золотое имя, по поздним источникам, как официальный дополнительный титул применяется уже при фараоне Джосере из третьей династии. Однако только на памятниках фараона Снофру оно является современным эпохе. Золотое имя начиналось значком сокола, сидящего на кулоне, причём этот стиль до эпохи Среднего царства не изменялся. В эллинистический период, к которому относится Розетский камень, в этом значке видели победу Гора над его злобным братом Сетом. Но эта интерпретация не соответствует невоинственным начертаниям золотого имени в древних титулах фараонов Египта вплоть до 11-й династии. В связи со своим титулом Тутмос III говорит: «Он (Амон) созидал меня как „Бик-ен-небу“ (Золотого сокола)». Его соправительница Хатшепсут называется «Хор-ент-дам» (Гор из чистого золота). В связи с наименованием «Золотого помещения» как места погребения фараона в Новом царстве, золото интерпретируется как синоним вечности. Поэтому золотое имя может нести аналогичное значение — как выражение желания фараона быть вечным Гором.

Pixie F
Автор темы, Ученик
Аватара
Pixie F
Автор темы, Ученик
Репутация: 1673 (+1682/−9)
Сообщения: 3922
Зарегистрирован: 16 июля 2020
С нами: 3 года 9 месяцев

#4 Pixie » 28 февраля 2023, 6:12

Личное имя давалось фараону при рождении и являлось одним из пяти имён царского титула в Древнем Египте.
Самому имени предшествовал заголовок «Сын Ра», написанный иероглифом утки («са»или «за»), который являлся омонимом для слова, означающего «сына» («са» или «за»), совмещённым с иероглифом солнца, символом Ра, солнечного божества. Для женщин, которые стали фараонами, вступление интерпретировалось как «Дочь Ра» (сат). Это имя было внесено в царский титул при Четвёртой династии, чтобы подчеркнуть роль фараона как представителя солнечного бога Ра. Современные историки к личному имени фараона, как правило, добавляют порядковые номера (например, «II», «III»), чтобы различать фараонов, носящих одинаковое имя.
Чтобы прочитать этот текст необходимо зарегистрироваться
У вас нет необходимых прав для просмотра вложений в этом сообщении.

Pixie F
Автор темы, Ученик
Аватара
Pixie F
Автор темы, Ученик
Репутация: 1673 (+1682/−9)
Сообщения: 3922
Зарегистрирован: 16 июля 2020
С нами: 3 года 9 месяцев

#5 Pixie » 28 февраля 2023, 6:17

Картуш — продолговатый закруглённый контур (овал) с горизонтальной линией внизу (при вертикальном расположении) или сбоку (при горизонтальном расположении картуша), который указывает на то, что написанный в нём текст является царским именем.
Последний фараон III династии Хуни был первым фараоном, чьё имя регулярно заключалось в картуш, изображавший завязанную внизу узлом верёвку[1]. Картуш входит в обиход в начале IV династии при фараоне Снофру.
Предшественником картуша был серех. На древнеегипетском языке картуш назывался шену и, по сути, являлся увеличенным кольцом шен[en]. В демотической письменности картуш выродился в пару скобок и вертикальную линию.
Из пяти титульных имён фараонов в картуш обрамлялось тронное имя (преномен) и собственное имя (номен), которое давалось при рождении. В случаях узурпации или «проклятия памяти» имена и картуши затирались или заменялись другими. Подобные практики поддаются исследованию и дешифровке благодаря внимательному эпиграфическому анализу. Иногда в форме картушей исполнялись амулеты, которые изображали имена фараонов и клались в гробницы. В определённые периоды истории Египта на таких амулетах имена не изображались в связи с опасением, что человек, который завладел картушем с именем, может получить власть над носителем имени.
1A41FEEE-1D2C-42EB-8F4B-EA4D5DAB1EC6.jpeg

Картуш царицы Клеопатры VII в храме Эдфу
У вас нет необходимых прав для просмотра вложений в этом сообщении.

Pixie F
Автор темы, Ученик
Аватара
Pixie F
Автор темы, Ученик
Репутация: 1673 (+1682/−9)
Сообщения: 3922
Зарегистрирован: 16 июля 2020
С нами: 3 года 9 месяцев

#6 Pixie » 28 февраля 2023, 6:26

Кольцо шен — круг (кольцо) и соприкасающаяся с ним линия (представленный в иероглифах стилизованная петля веревк. Само слово shen в древнеегипетском языке означает окружение, в то время как кольцо shen представляет собой вечную защиту.
776A3A99-1095-4A72-B4BA-11313AACAC4F.jpeg

Символ напоминает круг с линией, перпендикулярной его нижней части. Этот знак на самом деле представляет собой стилизованную веревочную петлю с выступающими концами. Слово шен в Древнем Египте означает окружать (или окружать). Часто видимый солнечный диск в центре кольца означает вечность творения (солнце как источник жизни). Само кольцо шен означает бесконечность и вечность.
Символ шен он часто ассоциируется с божествами, особенно в виде птиц (Гор, Нехбет), которые держат кольцо шен. Однако самым выдающимся божеством, связанным с ним, является изначальный бог Ху, который олицетворял и олицетворял бесконечность и вечность.
DE4A2BEE-8D24-4356-8501-CF970DBA51AF.png


Добавлено спустя 17 минут 5 секунд:
Чтобы выразить смысл циклов простым рисунком, круг как символ солнца (круг с точкой в центре), трансформировался в египетский шен, или шену, кольцевой амулет, символизировавший вечность и означавший, помимо прочего, «все, что объемлет солнце» и «все сущее». В своей книге «Египетская магия» И.Э. Уоллес Бадж пишет, что шен представляет собой орбиту Солнца. Впрочем, допустима и более глубокая трактовка, ставшая популярной среди египтологов в конце XIX — начале XX вв. Кольцо шен несет в своих лапах ба, часто изображавшаяся как птица с человеческой головой и символизировавшая душу человека, который одновременно и жив, и мертв, что аналогично «астральному телу» во время внетелесных состояний. Кольцо шен — это стержень и кольцо, соединенные вместе, и символ можно интерпретировать э как союз или слияние мужского и женского противоположных начал (кольцо и стержень аналогичны символам I и О бинарного коде, посох и барабан шамана, которые соединяются воедино в каждом гипнотическом ударе, так что шаман может настроиться на нейтральное, гипногогическое состояние транса, чтобы выйти своим астральным телом в иные миры). Душа опять-таки считается нейтральной, бесполой — ни мужской, ни женской, но сочетающей в себе оба начала, — и потому в точке смерти, полагается, достигается слияние противоположностей и она становится душой, способной совершить путешествие в высокие миры. Таково значение инсигний кольца шен, которое держит ба. Позже кольцо шен использовалось как символ защиты и приобрело удлиненную форму картуша, в котором всегда писалось имя фараона. Помимо выражения веры в фараона как в царя «всего сущего», как писал Уоллес Бадж, картуш символизировал вечную жизнь фараона и защищал его от хаоса, возникающего вследствие нарушения баланса противоположностей.
Для древних египтян главная роль фараона сводилась к преодолению хаоса. Они прекрасно понимали внутреннюю силу и стабильность, возникающие при слиянии и объединении противоположностей волей Одного, что выражал идеал объединения Верхнего и Нижнего Египта под властью фараона — владыки двух царств.
Кольцо шен, или что-то вроде него, также держат в руках боги и богини Месопотамии, когда они демонстрируют власть над «слиянием противоположностей», при котором можно получить доступ к душе посредством транса и опыта внетелесных состояний. Подобные феномены были составной частью их опыта, возможно, эти существа являли собой персонификацию этого опыта через демонстрацию сияющего света просветления.
Никто не знает наверняка, какой именно материальный объект был прообразом кольца шен и, следовательно, каково было его назначение. Никто еще не изучал взаимосвязи между месопотамской и египетской версиями этого символа. Существуют и другие связи: так, известен кельтский аналог кольца шен, так называемый торк (шейное кольцо), присутствующее у рогатой фигуры (возможно — изображении рогатого бога Цернунноса) на знаменитом Гундеструпском котле. Точка, в которой противоположности сходятся, как это иногда изображают посредством кольца шен и картуша, представляющих собой петлю, знаменовала точку слияния, которая, как мы знаем, есть наиболее важный пункт в каждом цикле. Это кольцо — наглядная иллюстрация таких циклов. И поскольку энергию жизненной силы, управляющую этими циклами, символизировала змея или змей, сам цикл стали изображать в виде змеи, кусающей собственный хвост.
У вас нет необходимых прав для просмотра вложений в этом сообщении.


Вернуться в «Египет»

Кто сейчас на форуме (по активности за 180 минут)

Сейчас этот раздел просматривают: 6 гостей