Эшу (папа Легба)

Описание: Йоруба. Вуду. Кимбанда

13-й M
Автор темы
Аватара
13-й M
Автор темы
Репутация: 3563 (+3575/−12)
Сообщения: 1751
Зарегистрирован: 7 декабря 2015
С нами: 8 лет 4 месяца

#1 13-й » 30 сентября 2017, 12:50

Эшу (другие названия включают Эшу, Эшу Эллегва, Эшу Элегбара, Элегба, Легба, Папа Легба и Эледа) является Ориша и один из самых известных божеств религии йоруба и связанными с ними афро-карибскими религиями .

Он имеет множетство обязанностей: покровитель путешественников, божество дорог, особенно перекрестков, божество властное над счастьем и несчастьем, олицетворение смерти и проводник душ . Эшу участвует в Ориша - Ийфе, системе религии йоруба, а также в религиях африканских диаспор религии, такие как сантериея / лукуми и Кандомбле разработанные потомками рабов вывезенных из Западной Африки в Америку, где Эшу до сих пор иногда отождествляется с Антонием Падуанским , Святым Михаилом или Санто Ниньо де Аточа , в зависимости от ситуации или места. Его часто ассоциируют с числом три, красным и черным цветом (или белого и черного), его обличья часто представляются в виде переносщика тростника или пастуха. Также он курит трубку.


Согласно древним верованиям, существует 21 аспект или дорога Эшу:
Эшу Оро — Силы слова.
Эшу Алакету — Призывается для почтения Ориша Ошун.
Эшу Опин — Открывает дорогу в иныйе миры. Хранитель ashe (энергии) Игбоду — места для проведения инициаций и ритуалов.
Эшу Исери — Эшу трав.
Эшу Гого — Эшу Божественного Правосудия, платы и справедливости. Призывается для прекращения конфликтов.
Эшу Вара — Эшу Личных взаимоотношений.
Эшу Ижелу — Эшу барабанов.
Эшу Айеде — мистическое и пророческое видение, полученное от Духа.
Эшу Одара — Связан с практикой Ифа.
Эшу Жеки Эбо Да — Эшу жертвоприношений животных.
Эшу Агонон Гожа — Эшу ритуальной одежды.
Эшу Элекун — леопард, хищник.
Эшу Аровожа— почитается вместе с Олокун — богом морей.
Эшу Лалу— Эшу танца.
Эшу Пакута Си Э́ва — участвует в процессе преобразования и возрождения.
Эшу Ке́ве Ле Дунже — Эшу сладостей, призывается для привлечения изобилия.
Эшу Элебара— Эшу Силы Воинов.
Эшу Эмалона — Эшу необычных мер, неистовый аспект Эшу.
Эшу Ларойе призывается для почтения Ориша Ошун — тайна плодородия.
Эшу Ананаки— связан с духом Предков Эгун.
Эшу Окобуру— Злая Дубина.

Также широко распространены следующие Эшу:
Эшу Рэй - царь Эшу.
Эшу Транка Руас - призывается для защиты от врагов.
Эшу да Капа Прета - специализируется на чёрной магии и проклятиях.
...............................................................................................

КТО ТАКОЙ ЭШУ?
"...Кто такой Эшу, и почему он так популярен в бразильской магии? Задайте этот вопрос десятерым бразильцам и, независимо от того, следуют
они африканским традициям или нет, они обязательно знают о нем и, скорее всего, дадут вам десять разных ответов [6].
Одни скажут вам, что Эшу занимается черной магией, от других вы услышите, что он снимает злые чары. Еще кто-то придерживается мнения,
что это не ориша, а посланник, своего рода Меркурий-Гермес-Тот — «Великий Связующий» афробразильского мифа. Найдутся верующие, которые назовут Эшу универсальным агентом магии. Все эти интерпретации правильны. Эшу воплощает в себе понятие столь обширное и глубокое, что вся афробразильская магическая система раскрывается из него как лепестки лотоса.

Эшу является примером принципа равновесия. Он представляет собой ось, которая надежно соединяет людей и их богов. Так как баланс подразумевает равновесие движения, Эшу всегда находится в движении. Его можно сравнить с человеком, бегущим по каменистой тропе, — в любую
минуту он может упасть, но чувствует себя абсолютно устойчиво, когда обеими ногами отталкивается от земли и летит по воздуху.
Эшу все делает наоборот, поэтому его «дети» часто просят его сделать что-то противоположное тому, что им хочется. Таким способом Эшу показывает, что неправильно слепо повиноваться власти или следовать установленному порядку вещей, и что беспрекословное подчинение ритуалу может повлечь потерю смысла его выполнения. Он напоминает своим последователям, что они должны быть готовы переосмысливать реальность с новой точки зрения, чтобы ситуация не застаивалась. Поэтому неудивительно, что тех, кто работает с энергией Эшу, постоянно ждут неожиданности. Многие воспринимают Эшу как трикстера (трюкача), который видит свою цель в том, чтобы сбить человека с толку. Он играет на человеческой уязвимости и нарушает статус-кво, потому что представляет собой необходимую энергию беспорядка, действию которой время от времени должен подвергаться каждый, чтобы получить возможность все выстроить заново на более совершенной основе. В этом смысле его можно сравнить с арканом «Башня» в картах Таро.
Лучше всего эту мысль передает португальское выражение «grau-de-sandice» — «зерно безумия». Эшу — это та «сумасшедшинка», искра безумия, которая воспламеняет любое творчество. Он воплощает физическую, ментальную и духовную плодотворность, потому что олицетворяет творческий импульс. Именно по этой причине он часто изображается обнаженным, с половым членом в состоянии возбуждения.Марио Сезар Барселлос, писатель и адепт кандомбле, так говорит о важной роли этой сущности в человеческой жизни: «Эшу выражает наше внутреннее „Я“, это наиболее сокровенная часть нашего существа, наша власть быть добрыми или злыми согласно нашей собственной воле. Эшу — самая темная часть нашего „Я“, спрятанная в глубинах человеческого существа,и в то же время он — нечто самое очевидное и явное».
Если говорить правду, люди предпочитают не заглядывать в свое внутреннее «Я», боясь изменить отношение к реальности, ощутить потребности, которые символизирует «Башня» в картах Таро. Человеческая природа противится изменениям и всему тому, что олицетворяет Эшу. Вот почему некоторые изображают его в виде дьявола и дополняют его образ рогами, копытами и хвостом. Перед любой церемонией (подобной описанной в начале этой главы) члены культа совершают подношение Эшу и его любимцам —«людям улицы». Это делается для того, чтобы он передал просьбы людей ориша, а также не вмешивался в происходящую церемонию. Многие люди не любят неожиданностей и могут испугаться ситуации, которой, по их мнению, они не в состоянии управлять. Но Эшу очень настойчив. Он всегда тут как тут, раскачивая лодку, бросая людям вызов и предлагая им расширить свои горизонты, если они того пожелают.
Барселлос пересказывает историю об Эшу, в которой описаны его типичные действия (история приведена здесь в пересказе). Однажды Эшу, бродя по стране, встретил прекрасное плодородное поле, которым очень захотел владеть. Он заметил забор, который делил этот участок земли пополам, и, наведя справки, узнал, что участки принадлежали двоим друзьям. Он предложил им хорошую плату, но друзья отказались продать землю.
Нисколько этим не обескураженный, хитрец тут же разработал план. Он взял шапку и, выкрасив одну ее сторону белой краской, а другую — красной, положил на границу участка, а сам спрятался за кустом и стал ждать. Вскоре показались оба друга, которые совершали ежедневный обход
своих владений. Они одновременно увидели шапку, и один из них сказал другому: «Что эта красная шапка делает на моей земле?»
Другой ответил: «Это не красная шапка. Это белая шапка, и лежит она на моей земле».
Начался спор. Друзья все больше распалялись и, наконец, схватились за мотыги и избили друг друга до смерти.
Тогда Эшу, который молча наблюдал кровавую бойню, вышел из своего укрытия и поднял шапку с земли. Отвернувшись, он сказал: «До чего неразумные существа эти люди! Они не в состоянии решить даже самую простую задачу!» Благодаря своей низменной природе, которая проявилась после вмешательства Эшу, фермеры умудрились сами себя погубить. Кимбандисты, вместо того чтобы из страха совершать жертвоприношения Эшу и жить в надежде, что он оставит их в покое, радостно принимают эту сущность как символ свободы от притеснений. Для кимбандиста все Эшу (а их существуют сотни) представляют героев «quilombo» из Палмарес, где бежавшие с плантаций рабы, негры и индейцы, бок о бок боролись за создание своего собственного государства среди лесов.
Для них Эшу — это дух, который побуждает рабов подняться на борьбу за свою свободу в джунглях. Эшу также воплощает дух дикой, необузданной, свободной любви, которую символизируют он и его вызывающие сексуальные наряды, непристойная манерность и разнузданные желания его самого и его спутниц Помба-Жира. Кимбандисты приносят жертвы Эшу, чтобы широко открыть дверь для связи между естественным и сверхъестественным мирами.
Те, кто видит в Эшу низшую, недоразвитую сущность, придерживаются мнения, что он является слугой богов и что каждый ориша владеет одним Эшу, который, как раб, выполняет любое его приказание. В этой системе сверхъестественную составляющую Вселенной населяют как «крещеные», так и «языческие» Эшу. Предполагается, что «крещеные» Эшу сознают свою неразвитость и стараются стать лучше, защищая людей от обид и совершая
только добрые поступки под руководством человека. В одной из книг автор объясняет пользу Эшу для людей, сравнивая их с «полицейскими, которые проникают в самые отдаленные уголки Вселенной, привлекая зловредных существ в свои легионы и получая, таким образом, возможность задерживать и обучать их».
Что касается Эшу-язычников, то они понимают, что им нет спасения, поэтому без колебаний идут на отталкивающие поступки, достойные самого большого осуждения. Они страдают и продолжают сеять страдание, не в силах вырваться из порочного круга ненависти и одержимости, пока
в один прекрасный день им не откроется саморазрушающий характер их поведения.
Одна из причин того, что описанный в начале этой главы ритуал происходит на перекрестке дорог, состоит в том, что перекресток — место обитания Эшу во всех его формах. Перекресток очень хорошо символизирует такие функции Эшу, как великого связующего и расширителя горизонтов.
На территории, принадлежащей Эшу, всегда происходят события, встречаются люди и идеи, совершают обмен и идут дальше. На перекрестке дорог открываются пространства, становятся видны новые направления. В этом смысле Эшу управляет интеллектом и символизирует проницательность и мудрость. В более глубоком смысле его дом — Земля. На ней он охраняет священный бездонный источник знаний, и в этой функции его часто приравнивают к св. Петру.
Благодаря своему всеведению Эшу посвящен в тайны жизни и смерти. По этой же причине он руководит гаданием на раковинах каури, которое позволяет предсказывать человеческие судьбы. Трезубец, который держит Эшу, символизирует прошлое, настоящее и будущее или положительное, отрицательное и нейтральное, в зависимости от взглядов верующего. Эшу связан также с Омулу и Огуном, потому что он знаком со всеми тайнами жизни, включая секреты болезней, смерти, а также секреты изготовления и использования оружия (которое часто является носителем смерти). В более широком смысле, чем представляют себе те, кто боится его, Эшу играет роль собеседника богов, потому что, хотя он и может общаться с ними, но не является одним из них. Каждый ориша работает в конкретной сфере, но Эшу чувствует себя как дома во всех этих сферах и свободно перемещается из одной в другую. С другой точки зрения, каждый ориша воплощает в себе ту или иную характерную особенность Эшу, но ни один из них не похож на него полностью. Эшу почитают и потому, что без него ни один ориша не смог бы проявить своих сил. Ему приносится самая первая жертва в любом ритуале, и его «отправляют» в конце каждого собрания, чтобы он передал просьбы молящихся соответствующим ориша.
Эшу нельзя приравнять к ориша — не потому, что он является неразвитой сущностью, а потому, что его природа совершенно уникальна. То, что он представляет для вас, зависит от вашей собственной интерпретации. Если вы верите в то, что он — носитель зла и разрушения, он будет соответствовать этому облику. Если вы считаете его добрым, он, возможно, будет вести себя великодушно. (Помните, его характер непредсказуем!) Если вы видите в нем нейтральную сущность, этот хамелеон снова будет соответствовать вашим ожиданиям. Что представляют собой многочисленные Эшу или Помба-Жира, в значительной степени зависит от того, как вы к ним относитесь..."

Второй отрывок - пример ритуала, приведенный в книге:

ЧТОБЫ ОТКРЫТЬ ВАШИ ПУТИ
"...Чтобы приступить к этому заклинанию , соберите следующие предметы для подношения Эшу Семи Перекрестков: 7 коробок спичек; 7 си-
гар; 7 черно-красных свечей; длинный кусок красно-черно-белой материи; пригоршню желтых кукурузных зерен; бутылку кашасы; порцию «farofa
de dende» и порцию «canjica»(кукуруза, приготовленная с солью) на керамическом блюде. Также необходимо наполнить бутылку водой и закрыть ее пробкой.
Заверните все это в узел и отправляйтесь на перекресток. Выньте бутылку с водой, опуститесь на колени и трижды полейте землю — сначала
перед собой, затем слева, а после этого справа. Мысленно представьте себе Эшу Семи Перекрестков с заостренными ушами и бородой. Он закутан в огромную красную накидку, у его ног из земли появляются 7 крестов. Вызовите эту мощную сущность следующими словами:
Тот, кто льет перед собой воду, будет ходить по плодородной земле.Пальцы руки, которую вы меньше используете, сложите в кулак. Пальцами руки, которую вы используете больше, коснитесь мокрого пятна на земле. Увлажнив пальцы, ударьте ладонью раскрытой руки по кулаку. То же
самое повторите с двумя другими мокрыми пятнами. Когда вы в последний раз ударите по своему кулаку, откройте ладонь и скажите:
Я трижды вызываю тебя, Эшу Семи Перекрестков, три раза, как если бы это был один!
Расстелите перед собой кусок ткани и выложите на него все предметы, которые вы принесли для приношения. Зажгите свечи, откройте коробки со спичками, положив их рядом с сигарами и вытащив головки спичек наружу. Откройте бутылку кашасы и поставьте перед ней блюдо с кукурузой.
Сверху канжики посыпьте фарофу и дендэ. Встаньте, держа блюдо с канжикой обеими руками, и протяните руки прямо перед собой над остальными
приношениями. Таким образом вы выражаете уважение к своему будущему. Теперь вы должны выразить уважение к своему прошлому. Держа блюдо с канжикой в одной руке, осторожно, согнув локоть, переведите эту руку за спину, затем возьмите блюдо обеими руками. Когда вы будете держать миску с канжикой обеими руками за спиной, вытяните руки назад, стараясь держать их по возможности прямо. Возможно, для этого вам придется нагнуться вперед. Повторите тот же жест, протягивая руки с миской канжики вправо, приветствуя таким образом астральный мир, и, наконец,
влево, воздавая должное материальному миру. Поставьте блюдо с канжикой посередине разложеной ткани, чтобы приветствовать настоящее. Произнесите:

Пусть земля будет свидетелем того, что на этом месте
я [называете свое имя] приветствую силы всех Эшу.
С помощью этих жестов я кую звенья цепи, которая свяжет мое настоящее с моими предками из прошлого, чтобы Эшу Семи Перекрестков, который знает все о моем прошлом, мог наметить мое будущее и указать мне путь.
Эшу, молю тебя устранить препятствия, решить проблемы, отвести врагов и всю нестабильность, зависть, печаль и страх, которые преграждают мне дорогу!..."

Вернуться в «Африканская и афро-карибская Традиция»

Кто сейчас на форуме (по активности за 180 минут)

Сейчас этот раздел просматривают: 15 гостей