Календарь Славянских праздников

Михриниса F
Автор темы
Аватара
Михриниса F
Автор темы
Репутация: 351 (+355/−4)
Сообщения: 240
Зарегистрирован: 24 июня 2021
С нами: 2 года 9 месяцев

#1 Михриниса » 1 июля 2021, 0:48

Январь — Просинец

6 января - Турицы
Спойлер
Тур – это сын Велеса и Макоши, покровитель пастухов, гусляров и скоморохов, юношей – будущих воинов и кормильцев семей. В этот славянский праздник производился обряд посвящения в мужчины, а также выбирался главный пастух в селенье. Этот праздник закрывает Велесовы Зимние святки и поэтому все спешат погадать последний раз, что же ждет их в будущем, накрывают богатый стол.
8 января - Бабьи каши
Спойлер
В этот славянский праздник чествуют повивальных бабок и всех старших женщин Рода. Им преподносятся щедрые дары и славления, а в ответ они обсыпают своих детей и принятых когда-то младенцев зерном с благославлением и пожеланием щедрой Доли и Легкой Судьбы. Символ Рода в славянских оберегах также помогает сохранить связь между поколениями, привить Потомкам уважение к своим Предкам.
12 января - День похищений
Спойлер
В этот не славянский праздник, а памятный день Велес похитил супругу Перуна, Додолу или иначе Диву в отместку за отказ на предложение руки и сердца, а позже и Марену, супругу Даждьбога, которая стала женой Кащея и родила ему много дочерей-демониц. Поэтому двенадцатого января остерегаются выпускать девушек гулять одних и работают над усилением личных защит: изготавливают украшения-амулеты, вышивают на женских рубаха обережные орнаменты.
18 января - Интра
Спойлер
Это древний языческий праздник славян, в день которого они почитают участника Воинского Триглава Интру. Он, Волх и Перун составляли Свод качеств, необходимых для воина. Интра символизировал Свет и Тьму как борьбу противоположностей и необходимость выбрать верное, порой и жесткое решение. Также Интра, Индрик-зверь является и покровителем колодцев, туч, змей, Навьим Богом, поэтому в такую ночь Ведуны заговаривали на защиту все печные трубы, чтобы темные духи в виде змей не смогли проникнуть в дом.
19 января - Водосвет
Спойлер
Можно заметить, что обычаи этого праздника очень напоминают христианский праздник Крещения. Однако христиане заменили название языческого праздника «Водосвет» на «Крещение Господне», а суть и традиции остались прежними хоть это и не христианский праздник и даже католики не отмечают 19 января.

В этот день славяне отмечали языческий праздник Водосвет. Считалось, что собственно в этот день, вода делалась светлой и превращалась в целебную. По традиции в этот день купались в проруби. Если окунуться не было возможности, тогда обливались водой в тёплом месте. После того, как все искупались, собирались гости и желали друг другу здоровья до следующего Водосвета.

Считалось, что такое купание заряжает человека здоровьем на весь год. Славяне верили, что в этот день Солнце, Земля, а также центр Галактики располагаются таким образом, что вода структурируется и открывается канал общения между людьми и центром Галактики, своего рода связь с космосом. Именно поэтому вода и то, что состоит из воды, считалось хорошим проводником. Вода способна «запоминать» как отрицательную, так и положительную информацию. И естественно может либо восстановить человека, либо наоборот разрушить его.

Наши предки верили в целебные свойства воды и понимали, что от качества воды зависит здоровье человека.
21 января - Просинец
Спойлер
Этот славянский праздник посвящается славлению Небесной Сварги и возрождению Солнца, смягчению холодов. В древности языческие Ведуны вспоминали и благодарили Крышеня, давшего людям огонь для растопления Великого Льда и пролившего из Небесной Сварги живительную Сурью – воду, которая 21 января делает все источники целебными и омолаживающими.
28 января - День угощения домового — Велесичи, Кудесы
Спойлер
В этот день славят детей Велеса – его небесных воинов и благодарят Бога за такую защиту Рода. Также не забывают и про Домового, угощают его самым вкусным в доме и просят не обижаться на что либо, поют ему песни и сказки, стараются задобрить и развлечь. В этот день кудесят все: от духов до людей, поэтому не стоит удивляться происходящим чудесам и подшучиванием Батюшки-Велеса над нами. Если хочется, то можно принести требы под ель или сделанный кумир Родного Бога прямо в лесу.

Февраль — Лютень

2 февраля - Громница
Спойлер
В этот зимний славянский праздник можно услышать удивительные единичные раскаты грома – так Перун поздравляет свою супругу Додолю-Маланьицу, Молнию, приглашая и нас славить богиню и просить у нее милости – не сжигать амбары и дворы в гневе, а работать во славу будущего урожая, вызывая дожди. Также в такое время смотрели на погоду и определяли – засушливым будет год или же нет.
15 февраля - Сретение
Спойлер
Это древний славянский праздник встречи Весны и Зимы, последних зимних холодов и первых весенних оттепелей. В знак уважения к Солнышку пеклись требные блины, а в полдень сжигали Ерзовку, куклу из соломы, выпуская дух Огня и Солнца на свободу. Любопытно, что все многочисленные, связанные с этим днем приметы довольно точны. Поэтому рекомендуем наблюдать погоду на Сретение и строить планы исходя из предсказанного Природой.
16 февраля - Починки
Спойлер
Починки – это важная дата, наступающая сразу же после языческого праздника древних славян Сретения. С этого дня принимались за починку телег, заборов, овинов, амбаров и сельскохозяйственного инвентаря. Готовь телегу зимой – именно с Починок пришла к нам такая мудрая пословица. Также следует не забыть и о Домовом, принести ему угощения и поговорить с ладом да миром для установления контакта и получения поддержки в работе на пользу хозяйства.
18 февраля - Троян Зимний, день Стрибожьих внуков, поминовение павших у Троянова Вала
Спойлер
Этот замечательный славянский праздник – день Памяти павших воинов, достойных Сварожьих внуков. В их честь совершались обрядовые реконструкционные бои и приносились щедрые помины, а Потомкам рассказывалось и наглядно показывалось – как много сделали для всего Русского Рода участвовавшие в бою у Троянова Вала воины.
28 февраля - Великий Велесов день
Спойлер
Великий Велесов день наши предки праздновали именно 28 февраля, а в високосный год 29 февраля.

Сегодня можно встретить информацию, что день Велеса празднуют 11 февраля, никак при этом не объясняя сей факт и откуда повелось праздновать 11-го. Однако мы же склоняемся строго к 28 или 29 февраля. В этот праздник славили Великого Бога Велеса приносили требы, проводили обряды и игровые забавы, как символ скорого окончания холода, его отступления вместе с Марой.

Март — Березень

1 марта - День Марены, Вьюницы, Навий день
Спойлер
В этот день славят богиню Зимы и Смерти Марену, владеющую Навьим миром и помогающую людям после жизни дойти до Калинова Моста. По нему можно пройти через черту Яви и Нави, реку Смородину. В ночь перед этим праздником в Яви пробуждались все не усопшие, забытые и незахороненные души умерших. Они могли ходить по дворам, пытаясь получить внимание и даже вселяться в живых. От того в то время люди надевали личины – маски животных, чтобы навьи злые духи не заметили их и не смогли навредить. В последний Навий день принято почитать своих усопших Предков и готовить поминальный стол, приносить требы и воздавать Славу за прожитую жизнь и данных ими Потомков Рода. Угощать своих умерших Родных можно как и на могилах, так и пустив по воде скорлупы от крашеных яиц – если они ушли в другой мир давно и жальника, могилы уже не осталось или она очень далеко.
14 марта - Овсень малый
Спойлер
По древнеславянскому обычаю на Малый Овсень приходился Новый Год – начало пробуждения Природы и ее готовность к сельскохозяйственным работам и плодородию. Соответственно, март был ранее первым месяцем года, а не третьим. Овсень, появившийся чуть позже на свет и считающийся младшим брат-близнец Коляды. Именно он доносит до людей знания брата и помогает воплотить их в практический опыт. В этот день принято радоваться новому году и строить планы на будущее, начинать новые дела, славить пробуждение Природы.
19-25 марта - Комоедицы или Масленица, Великдень
Спойлер
Языческий праздник Масленица – это не просто славянская встреча весны и веселые проводы зимы. Это день весеннего равноденствия, поворотный момент в календаре и укладе жизни. В христианском празднике Масленицы языческая Комоедица сохранилась практически со всеми ее традициями: сжигания чучела зимы – Марены, угощение блинами – Комами и еда их всю неделю. Первые солнечные блины обычно отдавали в качестве треб Медведю, олицетворению Велеса. Их раскладывали на лесных пеньках, а дальше шли жечь обрядовые костры, в которых сжигали ненужное старье и очищали себя и свою семью от ненужного груза. Начинали праздновать Комоедицы за неделю до дня Равноденствия и продолжали веселиться еще неделю после него.
22 марта - Сороки или Жаворонки
Спойлер
Этот славянский праздник является продолжением славления весеннего равноденствия, а называется так из-за того, что по обычаю начинают прилетать сорок новых видов птиц с зимовья, в том числе и первые жаворонки. И даже они в этот раз припозднились, то в каждой семье выпекались свои сдобные жаворонки, которые должны были привлекать настоящих. Обычно это доверялось делать детям, которые с удовольствием бежали закликать весну, а после лакомились вкусной выпечкой. В виде жаворонка делались и деревянные обереги для дома. Они привлекали счастье, здоровье и удачу.
25 марта - открытие Сварги или Закликание весны
Спойлер
На последнее, третье закликание весны с ржаными ароматными жаворонками, играми и хороводами происходит Открытие Небесной Сварги и на землю сходит Жива. Наконец-то природ проснется, оживет и начнет свой рост в течение рек и сеянцах, молодых побегах и новых ветках деревьев. В этот славянский праздник чувствуется Живое дыхание Богов, благосклонно относящихся к явьим Потомкам.
30 марта - Ладодение
Спойлер
В этот мартовский день славили Ладу: богиню любви и красоты, одну из двух небесных Рожаниц, Богородицу. Этот славянский праздник сопровождался хороводами и плясками, а также выпеканием журавликов из пресного теста для домашних семейных оберегов. Светлый день добра и тепла позволял зарядить и украшения для девушек или замужних женщин – серьги, кулоны и браслеты с ладинцами, символизирующими гармонию женской красоты, здоровья и мудрости.

Апрель — Цветень

1 апреля - День Домового или его пробуждение
Спойлер
Этот веселый славянский праздник посвящался Домовому – тому самому духу, что оберегал ваш дом, подворье и закрома. Первого апреля он просыпался от зимней спячки, в течение которой он делал только важные дела – охранял ваше имущество, и начинал активную работу по наведению уюта и привлечения достатка в семью. Чтобы он быстрее проснулся и стал бодрее – его угощали молоком и другими вкусностями, начинали шутить и играть с ним и друг с другом – разыгрывать и рассказывать анекдоты, надевать одежду наизнанку, а носки или обувь порознь.
3 апреля - Водопол, День водяного
Спойлер
Именно в этот день просыпался Водяной и начинался ледоход и разлив рек. Этот славянский праздник посвящался ему: рыбаки несли щедрые дары для Водяного в надежде, что тот наведет порядок в водном царстве и отблагодарит угощающих щедрым уловом, не порвет их сети, пригонит в них крупную рыбу, а также накажет русалкам не трогать их и их близких. Некоторые артели могли принести в дар и целую лошадь, однако чаще всего требы ограничивались молоком, маслом или хлебом с яйцами. Кидая их в холодную весеннюю воду, славяне надеялись – Водяной дух проснется в хорошем и сытом настроении.
14 апреля - день Семаргла
Спойлер
В этот славянский праздник Семаргл-Огнебог топит последние снега, превращаясь в пылающего крылатого волка и летая по полям. Именно этот Бог Солнца и Огня охраняет посевы и дает хорошие урожаи и именно он может сжечь дотла все живое. Говорят, что Семаргла выковал из искры сам Сварог на своей священной кузнице. Каждую ночь он стоит на страже Порядка с огненным мечом и только в день осеннего равноденствия приходит к Купальнице, чтобы у них появились дети – Купало и Кострома. Требы Огнебогу приносят, бросая их в костер, обереги с Семарглом также активируют в его пламени с просьбой Бога о защите.
21 апреля - Навий день или Поминовение предков
Спойлер
В этот день весенних святок души умерших Предков спускаются к нам, чтобы навестить и услышать про нашу жизнь, радости и печали. Поэтому производится поминовение родственников на могилах и принесение тризны: угощения в память о них. Более старших в Роду поминают, опуская в воду скорлупки от крашеных яиц, чтобы к Русальему дню они были переданы им как дорогая весточка от близких. Также как и первого апреля, в день Марены, в этот славянский праздник выходя на Явью сторону и не усопшие, не упокоенные, неприкаянные, обиженные покойные души. Именно поэтому многие опять надевают личины для защиты себя от них.
22 апреля - Лельник, Красная горка
Спойлер
В этот удивительный праздник и еще долго после него славили Лелю, богиню весны, молодости и помощницу в получении будущего урожая. На высокий холм, Красную Горку усаживали самую молодую и красивую девушку, приносили ей всяческие дары: молоко, хлеб, сладости и яйца, водили вокруг нее хороводы и радовались пробудившейся после зимы жизни. Раскрашенные, писаные яйца раздавались родным и близким, а также неслись уже покойным Предкам в качестве помина. Такие цветные, расписные яйца вообще являются частью славянской культуры, некоторые из них следовало приберечь для последующих один за одним других весенних праздников пробуждения ПриРоды и славления Ярилы, Живы, Даждьбога.
23 апреля - Ярило вешний
Спойлер
В этот славянский праздник выходят на улицу встречать и благодарить покровителя пастухов и защитника от хищников домашнего скота Ярилу-весеннее Солнышко. С этого периода начинаются первые весенние свадьбы и производится символическое оплодотворение – Отмыкание Ярилой Земли и выпускание первой росы, которая считалась сильной и использовалась при обрядовых катаниях мужчин по земле для увеличения их здоровья и богатырской воли. Ярилина роса бережно собиралась и использовалась впрок как живая вода для лечения многих недугов.
30 апреля - Родоница
Спойлер
В этот последний день апреля и Красной Горки заканчиваются весенние холода и люди идут поминать предков, принося им стандартные требы: кутью, блины, овсяный кисель и писаные яйца. Также в этот день устраиваются соревнования: катание с горы писаных яиц. Побеждает тот участник, чье яйцо укатится дальше всех и не разобьется. Такая выкатка земли яйцами символизирует ее будущее плодородие. К полночи все празднующие готовят зачин и собирают огромный большой костер на той же горе для празднования Живина дня.

Май — Травень

1 мая - Живин день
Спойлер
Сразу в полночь первого мая начинается славянский весенний праздник в честь Живы: богини весны, плодородия, рождения жизни. Дочь Лады и супруга Даждьбога, Живена дает жизнь всему живому и наполняет этой созидательной силой весь Род. При зажженном костре в ее честь женщины и девушки, которым покровительствует богиня, берут в руки метлы и совершают обрядовую пляску-уборку от нечисти, прыгают через Животворящий Огонь, очищаясь от зимнего навьего сна и морока. Жива – это движение природы, первые побеги, первые ручейки, первые цветы и первая любовь.
6 мая День Даждьбога — Овсень большой
Спойлер
В этот день славят Даждьбога, ПраРодителя славян, Бога Плодородия и супруга Живы. Именно в этот день он отрекся от Марены и сделал выбор в пользу дочери Лады, тем самым – став вместе с Живой на защиту Природы и ее Плодов. Шестого мая люди выходят в поле и производят первые ритуальные засевы, выводят скот на свежие поля, а также начинают строительство новых домов, ну и конечно же – приносят щедрые требы дедушке Даждьбогу и радуются жаркому солнышку как символу настоящей весны и будущего обильного урожая.
10 мая - Вешнее Макошье
Спойлер
Это день почитания Мать-сырой-Земли и ее покровителей – Макоши и Велеса. В этот день запрещалось ранить землю: копать, боронить или просто втыкать в нее острые предметы – ведь она просыпается после зимнего навьего сна и наполняется живительными соками. Все ведуны и просто чтящие Природу братья-славяне выходили в этот день со щедрыми дарами на поля и выливали Матушке Земле полные чарки, славя ее и прося хорошего урожая, ложились на нее и слушали ее ласковый родительский шепот с советами и наставлениями.
20-30 мая - Грудие Росное (неделя Рода)
Спойлер
В эти дни принято собирать весь род. Общаться, вспоминать ушедших родичей. Обговаривать семейные мероприятия на грядущее лето.
21 мая - Олены-Ленничи (совершали обряд, чтобы лен был выше)
Спойлер
Этот обряд совершали только женщины. Вспоминали Макошь.
22 мая - Ярило, мокрый Троян, Трибогов день
Спойлер
В этот день происходит прощание с Ярилой – весенним Солнцем и славятся три летних Бога Сварожьего Триглава, сильных в Прави, Нави и Яви: Сварога, Перуна и Велеса. Считается, что Троян собрал в себе силу каждого из них и ежедневно стоит на страже Природы от нападения Чернобога. На Трояна производили посвящение мальчиков в воины, поминали предков и делали обереги от душ неприкаянных покойников, в том числе и опахивали целые деревни защитным, обережным кругом от злых навьих сил, а женщин и девушек очищали от морока перед свадебными обрядами и деторождением.
31 мая - Праздник кукушки или Кумление
Спойлер
Этот очень интересный славянский праздник подразумевает то, что все мы братья и сестры одного Рода. Поэтому желающим покумиться – сродниться, не имея прямого кровного родства, в последний день весны предоставляется такая возможность. Также можно попросить желаемого у Живы – просто расскажите свои надежды и мечты кукушке, она донесет их до Богини и прокует ей о вас. Также в этот древний языческий праздник славяне обменивались подарками-оберегами с дорогими и близкими им по духу людьми.

Июнь — Червень

15 июня - День Стриглава
Спойлер
День почитания Триглава. Это объединённая сущность нескольких славянских богов. Обычно триглавы ставят Капями на общинном капище. В этот день нужно обязательно сходить поздороваться с общинным триглавом, заручиться через обряд его поддержкой в будущих начинаниях.
15-20 июня - Зеленые святки - Троица - Духов день
Спойлер
Перед русальной неделей особенно сильны духи. Грань между явным и навьим мирами стирается. Поэтому нужно осознать, какие духи вам докучали в это лето. Нужно попросить их уйти к себе и больше не тревожить вас. С этого время и до конца месяца самые точные предсказания. Поэтому девицы садились за гадания.
19-24 июня - Русальная неделя
Спойлер
Самое чудесное время в году. Общины съезжаются для празднования Купалы. Происходят различные фестивали. Солнце даёт нам набольший свет в году. Время солнца, а это значит самые важные дни в году для родновера. Ночами люди не спят. По славянской традиции в это время пары играют свадьбы.
19-25 июня - Купало
Спойлер
Это главный летний языческий праздник у славян – День Солнцестояния, Коловорота. В этот день совершаются многие обряды – ведь сила такого периода очень большая. Собранные на Купало травы имеют большую ценность. Ярый огонь костра очищает людей, а вода смывает с них все горести и болезни. Пир, игры да хороводы с обрядами продолжаются с зари до зари. Это славянский веселый и жизнерадостный праздник, символом которого на весь год остаются обереги с Одолень-травой, Цветком Папоротника и Коло Года.
23 июня - Аграфена Купальница
Спойлер
Этот языческий древнеславянский праздник открывал купальный сезон. В каждом доме начинали заготавливаться целебные банные веники и проводилась ритуальная топка бань для чистки родных – пропаривания, и последующей зарядки – восстановления здоровья при окунании в открытые водоемы. В день Аграфены Купальницы, как и на других святках, девушки всех возрастов ходили со славлениями и прошениями преподнести подарки: славянскую верхнюю одежду, рубахи с вышивкой, украшения из серебра с обережной символикой.

Июль — Липень

3 июля - День памяти Князя Светослава
Спойлер
День славления величайшего Славянина - Светослава Князя (957-972). Этот пращур освободил нас от иудейского каганата. Он был последним настоящим сыном родных богов! Имя его будут помнить вечно!
12 июля - День Снопа Велеса
Спойлер
С Велесового дня начинает прибывать жара и производится покос сена скоту, завязываются вбирающие в себя плодородный дух полей первые снопы. Поэтому и приносятся требы и славления Велесу, как покровителю земледелия и скотоводства. Также в этот день величали и Алатырь, а Велеса просили пододвинуть его на время и дать душам своих предков пройти в Навь и обрести там свой покой. Чиры Велеса в этот славянский летний праздник наносились на его кумиры, а также личные и домашние амулеты-обереги. Также в этот день приносятся требы в Священном Огне.
27 июля - праздник Чура
Спойлер
Это домашний праздник. В день Чура принято общаться с домашними кумирами. Приносить им требу молоком. Нельзя в этот день быть вдали от дома, так как именно в это время идёт связь между прошлыми поколениями и грядущими. Отсутствие в этот день хозяина рода может пагубно отразиться на все его семье.

Август — Серпень

2 августа - Перунов день
Спойлер
Этот древне языческий славянский праздник посвящался чествованию и славлению Вышнего Бога огня и грома, Перуна. В такую дату все мужчины освящали свое оружие, чтобы оно служило верой и правдой хозяину, было вострым, а также вызывали дождь после длительной засухи для спасения полей и урожай. Перуну приносились жертвы и просто щедрые требы к алтарю с кумиром и символом: выпечка, хлеб, квас. Надетая с благословлением Бога секира Перуна или другой славянский талисман охраняли владельца на чужбине и в трудных ситуациях.
7 августа - Праздник урожая - Хлеба
Спойлер
Последний сноп "Волосу на бородку" – так говорили предки. С 7-го августа и до конца месяца начинается праздник урожая, самого ценного, того, что дала природа людям. Заканчивается данный цикл праздников 21 сентября, когда отмечаются осенние Деды – праздник – итог сезонного урожая.
8 августа - Начало жатвы –
Спойлер
Это уже больше рекомендации для того, когда нужно начинать уборку полей. Больше аграрные рекомендации.
14 августа - 1-ый Спас - "Медовый" – Праздник мёда
Спойлер
В этот день деревни и общины устраивали праздники мёда и медовых продуктов. Больше фестивальный день.
15 августа - Спожинки
Спойлер
Спожинки, пожинки или обжимки – это языческий праздник древних славян со славлением Велеса и срезанием последних урожайных снопов зерна. В каждом поле оставляли последний пучок пшеницы и завязывали его в виде бороды Велеса, в знак уважения и понимания всего того подаренного им великого дара земледелия. Также в это время начинали освящать на Великом Огне собранные мед, яблоки и зерно, приносить их в требу вместе с хлебом и кашей Родным Богам.
19 августа - 2-ой Спас - "Яблочный" - Праздник урожая Яблок
Спойлер
В этот день деревни и общины устраивали праздники яблок и яблочных продуктов. Больше фестивальный день.
21 августа - День Стрибога
Спойлер
Это славянский праздник в честь Стрибога, повелителя ветра и управляющего смерчами и стихийными бедствиями Бога. В этот день приносят требы для заверения своего уважения: лоскутки, зерно или хлеб и просят снисхождения – хорошего урожая в следующем году и целых крыш над головой. Стрибог является родным братом Перуна и держит в своем кулаке семьдесят семь ветров, живя на острове-Буяне. Именно поэтому предки верят – он может донести просьбу или желание Родным Богам и наказать обидчиков, где бы они не находились.

Сентябрь — Вересень

2 сентября - День памяти князя Олега
Спойлер
Князь Русский Олег сделал много для своего народа: заключил договор с Византией и наладил торговые пути с беспошлинным сбытом, объединил разрозненные славянские Роды в Единый – Киевскую Русь, дал достойное воспитание сыну Рюрика Игорю, и прибил свой щит как символ победы на ворота Царьграда. Вещий Олег погиб по вине своего коня, как и предсказывали это мудрые Жрецы. Как бы он не старался изменить ход судьбы, это было невозможно.
8 сентября - Род и Роженица
Спойлер
Этот славянский праздник посвящен семьи и его благополучию. В такой светлые день Славят Рожаниц: Лелю и Ладу и весь произведенный ими Род. После принесения треб Родным Богиням начинаются обрядовые игры и ритуальные похороны мух, символизирующих скорое оцепенение всех насекомых и впадение в спячку до весны. Кроме пира на весь дом, близкие люди обменивались подарками и оберегами со славянскими символами: Ладинцем, Рожаницей, Родом и Родимичем, а также торжественно вешали и ставили лики и кумиры Богов на Алтарь.
14 сентября - Первые Осенины, День Огненного Волха
Спойлер
В этот день земледельцы начинали праздновать Первые Осенины – день Урожая и благодарить матушку Землю за него. Также стоит вспомнить и чествование Огненного Волха – сына Индрика-зверя и Матери Земли, мужа Лели, любовь которых выдержала все преграды и обстоятельства, а мудрый, храбрый и чистый образ Волха четко отражен славянскими сказками в главном герое Финисте Ясном Соколе.
21 сентября - День Сварога
Спойлер
В этот сентябрьский день славяне отмечали праздник Сварога и славили его за то, что он снизошел и научил людей ремеслам вместе с Велесом, подарил священный Топор и Кузницу. Тем самым Род Русский мог выжить и заняться делом осенней и зимней порой. В этот день принято резать откормленных за лето кур, и первую из подворья отдать Сварогу в качестве треб. Осенние смотрины и свадьбы также начинались с этого дня, а братины собирали в избах девушек огромное количество молодых парней. В этот день также происходило закрытие Сварги и уход в нее до весны богини Живы.
22 сентября - Праздник Лады
Спойлер
Лада, как Богородица и подательница семейного благополучия, покровительница всего живого, заслужила у славян праздник во славу себя. В это время ее благодарили за снятый урожай и достаток, а также за посланную вторую половинку и создание новой семьи, играли свадьбы с обрядовыми обручальными кольцами, а также дарили своим выросшим дочерям обережные украшения с Ладинцами как талисман для красоты и гармонизации женской судьбы.
19-25 сентября - Радогощь, Таусень, Овсень или Осеннее Равноденствие (Новолетие)
Спойлер
В этот день подводились итоги и считался убранный урожай и сделанные запасы. Люди славили главного Бога Рода и Рожаниц и приносили им щедрые требы в благодарность за покровительство и помощь. На некоторых территориальных областях славяне начинали праздновать Осеннее равноденствие с закрытия Сварги, Праздника Небесного Кузнеца или Богача и все это время вели щедрые пиры.

Октябрь — Листопад

14 октября - Покров, с введением христианства этот праздник отмечался в честь пресвятой Богородицы и ее чудесного плата.
Спойлер
В народной традиции в этот день отмечалась встреча Осени с Зимой, и корнями этот праздник уходит очень глубоко. Само название народные верования связывали с первым инеем, который «покрывал» землю, указывая на близость зимних холодов, хотя точного названия праздника не сохранилось. День Покрова совпадал с полным окончанием полевых работ и серьезной подготовкой к зиме.
17 октября – Леший уходит на зимовье
Спойлер
Октябрь очень ветреный месяц. Природа даже иногда буйствует. Так знайте, это Леший уходит в зиму. А природа так его провожает. В этот день не рекомендуется находиться в лесах и полях, так как можно попасть в немилость к Лешему.
26 октября - Родительский день
Спойлер
Христиане отмечают его совершенно в другое время, но славяне в традиции именно в этот день собираются для воспоминаний о предках. В эти дни младшим в роду рассказывается, кем были их прадеды. Составляется генеалогическое древо семьи. Посещаются места захоронения родичей.
30 октября - День богини Макоши
Спойлер
В осенний день славили Макошь, ту – что прядет человеческие судьбы, покровительствует семьям и детям в ней, дает счастливый яркий очаг и помогает научиться женским ремеслам: ткачеству, прядению, шитью, вышиванию. Ей приносились требы под кумиры на Алтаре или же на поля и в реки: сладкие булочки, монетки и пшеница как символ зажиточности. Также в этот день активировались заранее вышитые обереги для дома, символы и славянские амулеты-украшения.

Ноябрь — Грудень

7/8 ноября - Радогощ
Спойлер
Дева ночь. Поминки по усопшим предкам. Почитание деяний предков, битв и побед по «Книге Велеса». Видимо, имеются в виду Тризные обычаи славян. Праздник поминания именно предков, которые ушли недавно, в отличие от Родительского дня. Другими словами, поминки. А праздник переводится как Рады гостям.
15 ноября - Сварожки
Спойлер
День Сварога и Семаргла. День почитания великого бога Сварога и всего мастерового люда. Это праздник у ремесленников, кузнецов, строителей, творческих людей. В эти дни нельзя было работать. Хвалы и требы возносились богу Сварогу.
25 ноября - День Марены
Спойлер
В последние дни осени Марена окончательно выгоняет Ярилу и накрывает Явь своим покрывалом холода, снега и льда. Этот языческий праздник славян не содержи в себе радости. Люди примиряются с фактом и в зачине кладут скромные требы Богине, однако все равно стараются показать Маре свое бесстрашие и готовность выжить даже самой лютой зимой. Также в эту дату внимательно относятся к духам умерших Предков, их шепоту в последних оставшихся листьях и стараются принести помин, задобрить навьи Силы.

Декабрь — Студень

9 декабря - день Дажьбога и Марены
Спойлер
В этот день лепили Снеговика и Снегурочку. Поминали союз Даждьбога и Марены, от которого родилась Жизнь (Весна). Это уже снежный праздник, дань зиме, но с большой надеждой на лето.
20/21 декабря - Овсень большой
Спойлер
Рождество Коляды. Зимнее Солнцестояние. С этого времени начинается рождения Божича Коляды и рождение нового солнца. Как и все солярные циклы, это целая плеяда празднеств, которые длятся целую неделю.
23 декабря – Щедрец
Спойлер
Это весёлый праздник переодеваний, различных ярмарок, состязаний и обмена угощениями. Это семейный и даже общинный праздник, который знаменовал рождение солнца и победы света над тьмой. Более подробно о празднике тут. с 25 декабря – Турицы (три дня после зимнего Солнцеворота) до 6 января. Заключительный и самый важный день Коляд называется Турицами. Самые шумные и веселые гуляния проводились в этот день. Буйная ярая сила быка (тура) воплотилась в духе этого праздника. В ночь на Турицы гадали о будущем. Вода и талый снег, собранные в этот день, сохраняют волшебные свойства весь год.
29 декабря – Коляда
Спойлер
В этот день славян гимнами родившееся солнце –Коляду.
26 декабря – Корочун
Спойлер
Это праздник мороза, зимы, силы мороза и студёной силы. Это величие зимы и её вершина.
Наше раскаяние — это обычно не столько сожаление о зле, которое совершили мы, сколько боязнь зла, которое могут причинить нам в ответ.

Михриниса F
Автор темы
Аватара
Михриниса F
Автор темы
Репутация: 351 (+355/−4)
Сообщения: 240
Зарегистрирован: 24 июня 2021
С нами: 2 года 9 месяцев

#2 Михриниса » 12 июля 2021, 9:56

12 июля - День Снопа Велеса
Дни убывают, но жара прибывает. С Велесова дня начинали косить, заготавливать сено: «Коси коса, пока роса — роса долой, и мы домой!». В этот день почитали последний связанный Сноп, в который, как полагали косари, во время косьбы переходил дух поля, а значит и дух Велеса.

В эти же дни крестьяне заканчивали пахоту и начинали подготовку к озимому севу. Бытовала такая пословица: «До Велесова дня вспахать, до Перунова дня взборонить, до Спаса — посеять». Всем земледельческим работам покровительствовал Велес.

В этот день почитали также священный камень Алатырь (либо два камня Бога и Божиху: камни Велеса и Бури Яги). Под Алатырем — вход в Пекло. Огнищане вспоминали о том, что только Велес смог отвалить Алатырь от входа, и потому умершие не могут попасть в Навь, минуя Велеса.

6089-970.jpg


Велес учил праотцев наших
землю пахать,
и злаки сеять, и жать солому
на полях страдных,
и ставить сноп в жилище,
и чтить Его как Отца божьего.
«Велесова книга», III 8/2/


История возникновения

Поведаем северную легенду о том, откуда пришла к славянам наука пахать землю, сеять жито, убирать урожай да делать хлеб. Во время славянских праздников в июле, сбора урожая, вспоминаем эту историю.

Первым научился сеять да собирать волшебные зерна Ярило, Бог Весеннего Солнца, сын Велеса. По нраву пришёлся ему ароматный хлеб, да только непривычным делом было для славян сеять и жать его. Кто же решится причинить боль Матери Сырой Земле, согласится сделать глубокую борозду в её теле? Ярило поделился знанием с Велесом, а уж мудрый Бог придумал, как уговорить и Богов, и людей принять волшебный дар, научиться возделывать землю да печь хлеба. И Мать-Сыра Земля согласилась, чтобы люди обрабатывали её, ради общего блага.
У вас нет необходимых прав для просмотра вложений в этом сообщении.
Наше раскаяние — это обычно не столько сожаление о зле, которое совершили мы, сколько боязнь зла, которое могут причинить нам в ответ.

Кузнец счастья M
Аватара
Кузнец счастья M
Репутация: 37 (+52/−15)
Сообщения: 949
Зарегистрирован: 30 мая 2020
С нами: 3 года 9 месяцев

#3 Кузнец счастья » 13 июля 2021, 10:57

Михриниса писал(а):хозяина рода
Это самый старый в роду?

Михриниса F
Автор темы
Аватара
Михриниса F
Автор темы
Репутация: 351 (+355/−4)
Сообщения: 240
Зарегистрирован: 24 июня 2021
С нами: 2 года 9 месяцев

#4 Михриниса » 27 июля 2021, 10:58

27 июля - праздник Чура

Слово «Чур» и в языке сохранилось до сих пор. При появлении чего-то, угрожающего жизни, потустороннего, пугающего люди кричат: «Чур меня!», призывая помощь предка-хранителя – и навья развеивается без следа. Сила Чура – Хранителя Людей, давно известна. Чур — это изначальный Предок, который может являться и хранителем каждого отдельного рода. Ему приписывали множество человеческих качеств — он может гневаться и наделять милостью, может печалиться и радоваться.

Bog-Chur.jpg


Чурам ставили кумиры в специально отведенных местах, начиная домашнего алтаря и заканчивая священными рощами. Кумирами отмечали границы своих владений — на межах. Само изваяние воплощает три мира – Прави (лик божественный), Яви (облик телесный при жизни, причем необязательно человечий) и Нави (со знаками Чура). Таким Чурам приносят верчи в виде растительной пищи, молока, блинов и прочих продуктов, но никогда – мяса и крови.

Чуров день проводили вместе всей семьёй — сначала обходили свои владения, приносили верчу-требу кумирам, потом все возвращались домой на семейную трапезу. Именно в этот день нужно объединяться всей семьёй, чтобы показать уважение Чуру-первопредку. Поминали в Чуров день праздники всех ушедших людей в лице Чура — всех Предков рода.

scale_1200 (7).jpeg


Вот вам подарок от «Северной сказки» к Чурову дню — сказка Ольги Бояновой, как раз об этом дне, в далёкие сказочные времена, в стране Северной.

Спойлер
Дождался Славка, когда липень-июль пришёл, к деду Матвею пристал:

— Дед, уговор дороже денег! Обещал, так рассказывай!
Деда на это дело легко было уговорить. Чуть освободился вечерок, моргнул внуку:

— Сообрази-ка чайку!

Для Славки наладить самовар — дело привычное. Раз-два и зашипел, запыхтел двухведёрный. И семья вся подтянулась. Вечерком чаёк да с молодым медком — самое то. Чай пьют, разговоры ведут, на деда поглядывают, быличку ждут. И вот, наконец-то прозвучало:

— А дело было так:

В деревнях-то дети быстро становятся самостоятельными. Только из люльки выползет — и вперёд, в самостоятельную жизнь! Ну, ясное дело, старшие приглядывают за малыми, но, чтобы с рук не спускать, тюшкать да баюкать, это ни к чему. Накормить, да проследить, чтоб не забрался куда малец, это, оно, конечно. А развлекать некогда. У самой ребятни всякого дела не переделать, не до тюшканья. Вот и девчонка, о которой речь пойдёт, так и росла сама по себе. Как чуть подросла, только-только ходить научилась, к старшим стала прибиваться. Без разницы ей около кого крутиться — то к девчатам прилипнет, то в мальчишечьи игры влезает. И не отгонишь. Прогонят, бывало, прочь, покрутится немного в сторонке и опять тут как тут. Смолой прозвали. Так это имечко к ней и присмолилось. По-другому никто девчонку и не называл.

Готовилась как-то деревня к Чурову дню. День этот и для поминовения предков, ушедших в Навь делался, и для того, чтобы самого Чура — Хранителя всего рода людей, почтить. Души-то дедушек-бабушек с Неба на своих потомков смотрят, да готовятся вернуться-возродиться в своих будущих внуках-правнуках, а Чур — Первопредок частенько сам здесь ходит, за порядком присматривает — чтобы каждый своё берёг, а на чужое не зарился. Стоит на страже порядка, так сказать. Сила Чура — сильнее человеческой, божественная. Народ-то издавна «зачуривался»: «Чур меня, чур охрани меня!», чуры из дерева, кости и глины обожжённой ставил на алтаре, да в его лице всех Предков рода почитали, блинами да яйцами кормили.

Готовилась и в этот раз в семье Смолкиной через три дня пойти всем вместе, да выкопать ямку на меже своего посевного участка, вылить туда кринку молока, да вернуться всей семьёй домой, показывая Чуру своё единство, тем самым выказывая уважение.

Но это только в конце недели, а до того деревенские ребята, как всегда летом, пользовались вольницей да хорошей погодой. И вот прилипла Смола к стайке девчонок, что по ягоды собрались.

Те уже в лес вошли, как видят, что и Смола тут. Одну её в деревню отправлять, себе мороки больше. Отгонишь чуть, а она тут же следом тянется. Вот, как ягодники начались, и сунули ей в руки туесок: «На, клади сюда ягоды, отвяжись только!». Показали, как это делается. Девчонка-то она была неглупая, училась быстро, ягоду собирать ей понравилась, ну и отстала от старших.

Июль или Липень по-нашему, самый ягодный месяц. Клубника, правда, отходить уже начала, но зато вкус настоящий в ней проявился. Слаще и душистее мёда каждая ягодка на вкус. Ягодные полянки и искать не надо было. Где солнышко пробивалось сквозь листву, там и ягоду смотри. Самая же рясная была около пней да муравейников. Девчонка быстро разобралась, что хоть у муравейников ягодных кустиков росло больше, но лучше от них подальше держаться. И набрела на хорошее ягодное место. Склон небольшой горки весь клубникой покрыт, ягодка к ягодке. Ягодные кустики низко у земли стелятся, каждой ягодке кланяться приходится. Ну, девчонка и пристроилась на коленках ягоду рвать. Туесок впереди себя толкает, две ягоды в рот, одну в туесок.

Так и ползёт себе потихоньку. Ягодка за ягодкой, туесок почти наполнился. Вдруг слышит, кто-то над самым ухом чавкает. Сначала и не обратила внимания. Чавкает и чавкает, не до того. Но ещё проползла чуть-чуть, наткнулась на что-то тёплое и мягкое. Глянула, а это непонятно кто, с неё ростом, но мохнатый. Девчонка-то малая ещё была, но поняла, что животина какая-то. С собаками, поросятами, телятами она уже знакома была, не боялась нисколько. Так и тут не забоялась. Она на эту животину глядит, а та на неё. Поглядели — поглядели, да опять за ягоды принялись. Вы-то точно догадались, что эта животина — медвежонок был самый настоящий, только малый ещё, людей не видел и девочки не испугался. Ягоды с кустика рвёт и чавкает, пережёвывает, значит. Смоле смешно стало, как он ртом ягоду срывает, сама так попробовала, не понравилось. Рукой лучше. Набрала в ладошку ягод, предложила новому знакомцу. Тот языком слизнул в момент, ещё просит. А тут и второй, такой же, подкатился. Сразу всё разнюхал, тоже тычется, показывает, и мне, мол, дай. Делать нечего, отсыпала в ладошку из туеска, протянула и этому. А тут и первый свою долю требует. Тоже угостила.

А медведица, что неподалёку ягодой лакомилась, хватилась своих медвежат. И видит — оба её сыночка с ладошки у человеческого детёныша ягоды едят, а детёныш обнимает их, ласкает. Медведица-то уже не молодая была, всякого повидала, сразу поняла, что её детям вреда никакого не будет. Поглядела и давай опять кормиться. А медвежата видят, мать не сердится, назад их не отзывает, тоже поняли, что всё хорошо. Поели, а потом играть начали. Катаются по траве, кувыркаются, и девчонка с ними. Так весь день и провели. Поедят — поиграют. К вечеру медведица выбрала местечко поудобнее, прилегла. Медвежата к ней, Смола, конечно, за ними. Те в материнский бок уткнулись, соски отыскали и давай молочком кормиться. И девчонка туда же за ними. Тоже давай сосать. Помнит ещё материнскую грудь, вот и тут пристроилась. А медвежье молоко жирное, сладкое. Очень ей оно понравилось. Медведице же, видать, всё равно было, двое ли, трое ли сосут, всем молока хватит. Наелись, тут же у тёплого медвежьего бока и заснули, да до утра и проспали.

Малые Боги, лесные Духи, что здесь в кустах обитали, всё это видели, но не вмешивались, утра дождались. Утром глядят, медведица опять на ягоды медвежат привела, девчонка тоже с ними. Ягодками кормятся, друг с дружкой кувыркаются, ну, прямо, одна семья. И так до вечера. А вечером снова медвежата насосались молочка и спать у матери под боком. А девчонка уже по-хозяйски распихала братишек и между ними в тепле пристроилась к медвежьему боку. И на утро — снова да ладом. Медведи ягоду рвут да чавкают, девчонка от них не отстает.

Посовещались малые Боги, дядьку Лешего, Хозяина Леса, известили. Посчитали, что непорядок это. Неприятность всему Лесу может выйти. Леший выслушал, похвалил, пошёл сам глянуть. Видит, действительно, как одна семья.

Он медведицу-то и спрашивает:

— Ты, Праскева Топтыговна, в дети что-ли девчонку-то взяла? И молоком своим поишь! Или как?


А та отвечает очень весело:

— А пусть живёт! Смотри, как им весело вместе! Мне нравится.

— Так, — посуровел Хозяин, — вроде не первый год живёшь, а глупости говоришь. Забыла, что бывает с теми людьми, что медвежьего молока напьются?

— Экая беда! — веселится Праскева Топтыговна. — Одним человеком меньше, зато одним медведем в Лесу больше!

— Вперёд-то загляни, — сердится Леший, — какой медведь с телом человека? Зима на носу. А шубейка-то у неё поплоше, чем у твоих медвежат. В берлогу тоже с собой возьмёшь? Люди-то не умеют всю зиму спать! Вот и помрёт, то ли с голоду, то ли с холоду! А отвечать за её жизнь придётся тебе, да твоим детям! Сообразила?

— А что же теперь делать, дядечка Леший? — растерялась медведица.

— А то, что в деревню нужно отправить, пока не поздно, пока ещё почистить её от твоего молочка смогут! Почему-то ещё не хватились девчонку, криков не слышно.

— Как же я её отправлю? Видишь, как прилипла!


Леший подумал:

— Сделаем так. Ты с детьми потихоньку двигай к опушке Леса, чтобы деревня была видна. Девчонку выпихни на дорогу, а сами бегом назад. Она дома увидит и пойдёт в деревню.


Так и сделали, как Леший сказал. Да только так не получилось. Как вышли на дорогу к деревне, медведица Смолку вперёд подтолкнула — иди, мол, домой. Та и пошла. Но оглянулась, увидела, что дружки в Лес уходят, ну и за ними.

Так до вечера и развлекались. Её туда, она оттуда. Смотрел-смотрел дядька Леший на эти дела, да и говорит:

— Иди-ка ты, Праскева Топтыговна, опять в Лес. Девчонку с собой возьми. Пока ей около тебя побезопаснее будет. А я разузнаю, что за дело такое. Третий день малая в лесу, а никто не ищет.

Велел он сороке-белобоке лететь в деревню, во всех дворах у Дворовых поспрашивать, кто девчонку потерял. Облетела всех сорока, повыспрашивала. Это у неё любимое дело было — новости узнавать да сплетни переносить.

— Нет, — стрекочет, — никто девчонку не ищет, а в одном дворе дитёнок народился, все там крутятся.

— Так, теперь кое-что понятнее стало! Вон оно, значит, как повернулось. Некому, видать, пересчитывать, все ли дети дома. Около матери с новорожденным толкутся! А лети-ка ты теперь в тот двор, где младенец народился, да с Домовым потолкуй. Скажи ему, что Хозяин Леса просит его, как стемнеет, к околице выйти. Да смотри, вежливо скажи, что просит, мол! Они, эти малые Боги, все с характером. Что не так, так и начинают шалить да куролесить.

Сорока всё исполнила, как Леший наказал, от себя хотела пару слов сказать, да поостереглась. И впрямь, осерчает Домовой на эти слова, повыдергает ещё перья из хвоста!
Вечером оба встретились у околицы. Леший не любил в деревню заходить, Домовой лесных Духов остерегался. А у околицы — в самый раз. Ни вашим, ни нашим. Будет цело, как битое яйцо.

Леший уважительно поздоровкался и спрашивает:

— Скажи-ка, брат, прошлую ночь все ли дома у тебя ночевали, не потеряли ли кого?

— А это как считать. Девчонка одна куда-то запропастилась, но я рад, не нарадуюсь. Вреднючая была, пакостила, как могла, хоть и маленькая. Но зато младенец народился. Сколько убыло, столько и прибыло. Значит, в доме порядок. Остальное не моё дело, — важничает Домовой.

— Даааа, — призадумался дядька Леший. — Разговор не получается. Зайду с другого бока. А вот, если кто-то из твоей семьи, где ты Хозяин, в Лесу заблудился и дорогу домой не знает, то тогда как?

— А тогда просят Чура, Хранителя рода человеческого, с лесными Богами потолковать, чтобы те того, кто заблудился, на дорогу вывели.

— Ясно, но не совсем. А вот если тот, что заблудился, не хочет домой идти, то, что тогда?

— А тогда сам Чур-батюшка с ним разговор ведёт, причину узнаёт и решает, что с этим делать.

— Вот, уже яснее! А можешь ты, брат, пригласить сюда Чура, нужно мне с ним побеседовать.

— Нет. Этого я не могу сделать. Чура только люди зовут, у кого дело к нему есть. Прощай, Леший! Некогда мне тут с тобой лясы точить, зачем, да почему. Сам разбирайся! Придёт беда — купишь ума.

— Вот-те на! Приехали! — Леший аж сплюнул с досады. — И что теперь? В корзину посадить, да во двор принести? Так опять убежит! Сладкое медвежье молоко всю жизнь будет девчонку к медведям тянуть. А это против всякого порядка! Люди должны людьми быть, а не медведями!

Так стоял Леший, раздумывал, что делать дальше, как вдруг услышал, кто-то говорит тихонько:

— Или мне показалось, или кто-то с Чуром хотел поговорить?

Обернулся Леший, сразу понял, что это Чур с ним и говорит, Хранитель рода человеческого.

— Будь здраве, Чур! Как ты здесь кстати оказался! А я ломаю голову, как до тебя достучаться!

— Твоя вестница-сорока на всю деревню стрекотала, про девчонку, про медведей, я заинтересовался. Потом слышу, Домовому передаёт твою просьбу встретиться. Я решил поприсутствовать. Ничего, что со стороны ваш разговор послушал? Много полезного для себя узнал!

Леший пожал плечами, сделал равнодушное лицо:

— И что же новенького узнал?

— Очень много, что переменило моё мнение и о тебе, и о Домовом!

— Интересненько! Может, скажешь?

— Скажу! Раньше я думал, что Домовой — первый мой помощник! Оказывается, нет. Девчонка домой не пришла, а он рад. Что с ней, ему без разницы. Отговорка — счёт сошёлся. В доме сколько людей было, столько и осталось! Это же надо! Защитник дома! Выгоню прочь, не знаю только куда.

— Да не расстраивайся! Они все такие, что Домовые, что Дворовые. Своё дело делают, а больше того, что могут, требовать с них бесполезно.

— Да, пожалуй, ты прав, Леший! А вот насчёт тебя я был не прав. Считал, что ты любишь вредить людям, опасен для людей. А ты о маленькой девочке заботишься, чтобы домой вернулась. И даже больше. Тебя её будущее беспокоит, потому что, испробовав медвежьего молока, она станет уязвимой для всякого колдовства.

— Я рад, что ты это понял, Чур. Не суди по приезду, суди по отъезду! Мы же с тобой делаем одно дело. Ты защищаешь людей, охраняешь их, а я наказываю только тех, кто сворачивает с пути Прави.

Леший даже как-то смутился от такого откровенного разговора, редко вот так по душам приходилось ему разговаривать с Чуром, древним Богом и Хранителем людей. И он перевёл разговор на другое:

— Так как мы эту девчонку заставим вернуться домой? Не хочет от медведей уходить.

— Молоко, видать, действовать начало. Маленькая ещё, вот молоко уже и держит. Да и уродилась такая прилипчивая. Не зря Смолой зовут. Придётся мне чары на ней испробовать. Недаром завтра Чуров день настаёт — все должны с семьёй быть, хозяйство осматривать, да пересчитывать. Завтра с утра и займёмся. Встретимся на опушке. Ты с медведицей разговор веди, а я девочкой разберусь.

На том и порешили.

Назавтра весь Лес уже знал, что Леший и Чур перестали враждовать, и вместе отведут подружку медвежат в деревню.

Для медвежьей семьи утро началось, как и в прошлые разы. Насосавшись молока, вся троица отправилась закусить сладкой ягодкой, да покувыркаться на склоне. К медведице, которая тут же завтракала ягодами, подошёл дядька Леший.

— Будь здраве, Праскева Топтыговна, так что делать-то будем с приёмышем? Всё же попробуем в деревню отправить? Её не искали, потому что матушка её приболела, младенца рожаючи. Не до других детей было. А сейчас, как с родами управилась, девчонки хватилась. Мечется, просит народ в Лес отправиться, пропажу искать. Может, опередим народ, да переправим девочку домой?

Медведица не на шутку испугалась. Как представила мужиков с вилами да рогатинами, да как у медвежат девочку отбирать начнут, да и её детей тоже прихватят заодно, так прямо ноги подкосились.

— Дядька Леший, да разве я против? — прямо-таки как баба в деревне заголосила Праскева. — Да не идёт она домой, сам видел, назад бежит. Что тут я могу сделать!

— Можешь, — веско произнёс Хозяин Леса. — Не вмешивайся, медвежат своих отзови, чтобы тихо сидели. А с девочкой ничего плохого не случится. Я самого Чура, Хранителя людей, позвал её забрать, да домой отправить. Так что будь спокойна, девочка не пострадает.

— А медвежат он не заберёт? — обеспокоилась медведица.

— Я прослежу за этим. Мне-то ты веришь?

— Верю, батюшка Леший!

— Вот и договорились. Помни, не вмешивайся!

И медведица, почти успокоившись, стала смотреть, что же будет дальше. А на поляне вдруг появился белый волк. Он медленно стал приближаться к играющей троице. У медведицы шерсть на загривке встала дыбом, она зарычала, встала на задние лапы и пошла на волка.

— Не вмешивайся! Всё в порядке. Это же Чур, — услышала она голос Лешего. Но не поверила и продолжала наступать. Вдруг какая-то сила скрутила её, не давая двигаться.

— Ах, Праскева Топтыговна, Праскева Топтыговна! Ведь просил же не вмешиваться! Полежи теперь в тенёчке, успокойся!

Эта же сила перенесла медведицу как пушинку и уложила под кустиком. А медвежата, даже и не обратили на мать внимания, не заметили, как она бежала, как страшно рычала. Вообще ничего не услышали, а во все глаза смотрели на белого волка с синими глазами. Он, не спеша, подошёл и лёг прямо перед девочкой. А та, как этого и ждала. Забралась на волка, стала перебирать шерсть, теребить за уши. Тот поднялся, девочка и не думала слезать, только вцепилась ручонками в густую волчью шерсть. Лес замер и с тревогой стал ждать, что дальше-то будет? Не часто приходилось ему видеть такую картину: все как будто замерли на минуту — волк с девочкой, медвежата странно тихие и молчаливые, спящая медведица и сам Хозяин Леса чуть в стороне. Потом Леший махнул рукой, прощаясь, волк с девочкой исчезли с поляны, медвежата завизжали и бросились к матери, та вскочила, грозно огляделась, но дети её были целы и невредимы, больше её пока ничего не волновало. Успокоила медвежат и повела их подальше от опасного места. Леший тоже отправился по своим делам, Лес вздохнул облегчённо, ожил, и всё стало в нём по-прежнему.

А белый волк с девочкой вдруг возник во дворе дома, где жила Смолка. Обернулся старичком с синими глазами, передал девочку отцу, что выскочил из избы, и сказал:

— Знахарку позови. Скажи, девочка напилась медвежьего молока, очистить надо. Веселина знает, как.

И исчез.

Только тогда люди догадались, что это был сам Чур, Хранитель рода людского.

Так всё хорошо закончилось и для девочки, и для медвежьей семьи, да и Чур с Лешим дружить стали. А это дорогого стоило. Доброе братство милее богатства.

Время шло. Девочка подрастала. Обидное детское прозвище забылось и превратилось в красивое женское имя Смоляна. И всё у неё в жизни хорошо сложилось: работящий и любящий муж, крепенькие здоровые дети. Вот только замечали люди, что каждый год в Чуров день что-то неладное с ней происходило. Главы семей в этот день обходили свои владения по рубежной черте, гоня перед собой скотину, пели славления и приносили дары к изображению Чура:

— Чур — чурила, стар — перестар,

Ты ходи-ходи похаживай,

Ты води-води поваживай,

Ты гляди-гляди поглядывай,

Всяко зло от мене отваживай!

Чур, Чур, Чур!

Считалось, что нельзя в этот день находиться вдали от дома, вся семья должна единиться и сплотиться против чужого. А Смоляна уйдёт в лес и ходит там. То ли ищет кого, то ли вспоминает что-то, да никак и не может вспомнить. Видать, крепко держит медвежье молоко!

Дед Матвей закончил петь быличку, проследил, как Славка вписал в календарь: «Июль-Липень Сказка о девочке и медвежатах», и сказал:

— Смотри, Славка, не пей медвежьего молочка, медвежонком станешь!

И засмеялись оба, довольные
У вас нет необходимых прав для просмотра вложений в этом сообщении.
Наше раскаяние — это обычно не столько сожаление о зле, которое совершили мы, сколько боязнь зла, которое могут причинить нам в ответ.

Михриниса F
Автор темы
Аватара
Михриниса F
Автор темы
Репутация: 351 (+355/−4)
Сообщения: 240
Зарегистрирован: 24 июня 2021
С нами: 2 года 9 месяцев

#5 Михриниса » 2 августа 2021, 8:38

2 августа - Перунов день

2 августа по новому стилю или 20 июля по старому нашими предками отмечался общенародный праздник – День Перуна или Перуница, праздник в честь одного из главных богов, которым поклонялись древние славяне.

Громовержец Перун – покровитель воинов и земледельцев. Он считался покровителем дружины воинов, защитников родной земли и князя – её предводителя. Пользовались его покровительством также честные труженики-пахари, поскольку от Перуна, дарующего дождь, зависело плодородие земли. Именно потому посвящённый этому богу праздник – Перунов день – был наполнен двумя смысловыми составляющими: воинской и земледельческой.

Как правило, Перун представал в образе немолодого крепкого мужчины с длинными седыми волосами и бородой. В руках, по преданиям разных славянских народов, он мог держать «гром-камень», топоры, палицу, стрелы и лук.

f9d32213-486b-4f30-bab2-cac1c6f85c2a_800x600.jpg


Перуну положено было приносить многочисленные жертвы как бескровные, так и кровавые (вплоть до человеческих). Перед его идолом всегда горел неугасимый огонь, который поддерживали волхвы.

«Перун есть мног» – говорят древнерусские источники, подразумевая наличие у него нескольких ипостасей. В день бога Перуна полагалось почтить каждую из них.

Спойлер
Так, бог небесного огня и покровитель воинов представал и в образе бога-управителя, строго контролирующего выполнение законов – как глобальных основ Мироздания, так и договоров в отношениях между людьми. Перун, питающий землю живой влагой, благоволил земледельцам и пахарям в летнюю пору. Также он пристально следил за тем, чтобы Коло Сварожье – времена года – исправно сменяли друг друга, обеспечивая циклическое возрождение природы. Отважный и несокрушимый воитель, Перун зорко стоял на страже Яви – мира живых. Кроме того, в его власти было даровать мужскую силу.

День Перуна считался ещё окончанием лета и началом осени. Даже народная примета утверждает: «до обеда лето, а после обеда осень».

До Перунова дня традиционно завершался сенокос, а после него начиналась пора жатвы и других осенних сельскохозяйственных работ.

Подготовка к празднику

К празднику Перуна начинали готовиться заранее. Женщины шили членам семьи новую праздничную одежду, мужчины выбирали оружие – непременный атрибут Перунова дня. На всю деревню пекли огромный пирог, готовили творог – особо почитаемое Перуном кушанье, варили пиво.

За восемь дней до праздника бросали жребий для того, чтобы узнать, какую жертву и в каком размере каждому следует принести. Жребий «жертва» означал, что в дар богу следует заколоть животное (быка или петуха). На его крови заговаривалось оружие, ею же волхвы помазывали чело воинам, благословляя их. Те, кому выпадало по жребию «сребро», жертвовали Перуну деньги, «брашно» – приносили пищу. Наконец, если жребий указывал «пря», то этот воин должен был впоследствии принять участие в поединке.

1094.jpg


В народе праздник Перуна именовали «сердитым днём». В этот день строго запрещались любые работы: нельзя было пахать землю, выгонять за околицу скот. Традиционно славить Перуна собирались в дубовой роще (в крайнем случае – у старого дуба), на возвышенности, неподалёку от текущей воды. К празднику готовились трибы – символические дары богу. Это мог быть хлеб, домашняя выпечка, зерно или крупа. Любой мужчина, присутствующий на дне Перуна, был обязан иметь при себе оружие – нож или топор. Кроме того, заранее изготавливались огневицы – маленькие плотики или кораблики. В конце праздника на огневицу устанавливалась зажжённая свеча, на которую нужно было «наговорить» заветные пожелания, и отправить плыть по течению реки или ручья.
У вас нет необходимых прав для просмотра вложений в этом сообщении.
Наше раскаяние — это обычно не столько сожаление о зле, которое совершили мы, сколько боязнь зла, которое могут причинить нам в ответ.

Михриниса F
Автор темы
Аватара
Михриниса F
Автор темы
Репутация: 351 (+355/−4)
Сообщения: 240
Зарегистрирован: 24 июня 2021
С нами: 2 года 9 месяцев

#6 Михриниса » 7 августа 2021, 11:12

7 августа – праздник Урожая - Хлеба

Наши предки считали этот праздник священным, и если в этот день не поблагодарить богов за милость и посланный урожай, то боги разгневаются и следующем году урожая не будет вовсе. А это в свою очередь ведет к голоду, болезням и смерти, поэтому праздник Хлебного Урожая было принято отмечать с особым размахом, богато и хлебосольно.

Само празднование начиналось с очень важного обряда в поле, где специально для этого дня оставляли участок, в котором было урожая на один последний сноп.

7-августа-–-праздник-Хлебного-Урожая.png


Наши предки верили, что за тем как зреет урожай, какие погодные условия и за отпугивание вредителей от будущего урожая отвечают духи-полевеки. А зиму эти духи переживали именно в последнем оставшемся снопе, жрецами проводился специальный обряд, во время которого, крепко и в то же время аккуратно связывали сноп, жестами приглашая духов-полевиков. Во время церемонии было запрещено, что-то говорить и тем более кричать, славяне верили, что это может спугнуть духов и поле останется без охраны и защиты, а как следствие плодородным поле больше не будет.

Спойлер
Считается, что на каждом поле есть свой дух, который помогает людям. Полевик, также, как и домовой, банник, дворовой и другие — духи-соседи людей или духи-покровители людей. Каждый из духов отвечает за определённую область, которая ему вверена. Здесь он является хозяином и от его поведения и настроения зависит благополучие или неблагополучие данной области. Соответственно, дух поля отвечает за урожай, за то, чтобы никто не повредил поля, чтобы дикие животные не вытоптали всходы, чтобы полевые культуры получали достаточно влаги и не страдали от жаркого солнца в знойный день.

i (1).jpg

После чего все жители деревни собирались за одним большим столом, за которым обязательно были блюда из нового урожая: пироги, булочки, новый мед и, конечно же, заранее приготовленное пиво, а также просто огромные караваи. Возле стола обязательно отводилось специальное место для уже празднично украшенного последнего снопа. Естественно во время пиршества древние славяне прославляли не только богов, благодаря их за столь щедрый стол, но и нахваливали блюда, которые стояли на столе. После того как обед был завершен каждый подходил к снопу и кланялся ему, говоря спасибо за такой богатый стол.

Далее начиналось настоящее веселье, девушки собирались в поле для различных обрядов на суженых и просто для развлечений, детишки собирались отдельно и старейшина устраивал им некий экскурс в историю их народа, а после отпускал их играть.

Обязательным обрядом вечера было навестить всех своих близких и родственников да попить с ними чаю за разговором. Молодые юноши и девушки в этот вечер обязательно шли в поле, зажигали костер и пускались в пляс, водили хороводы и просто веселились. После этого праздника, буквально на следующий день, наши предки начинали засылать сватов к девушкам на выданье, поэтому к встрече праздника готовились основательно и заранее.
У вас нет необходимых прав для просмотра вложений в этом сообщении.
Наше раскаяние — это обычно не столько сожаление о зле, которое совершили мы, сколько боязнь зла, которое могут причинить нам в ответ.

Михриниса F
Автор темы
Аватара
Михриниса F
Автор темы
Репутация: 351 (+355/−4)
Сообщения: 240
Зарегистрирован: 24 июня 2021
С нами: 2 года 9 месяцев

#7 Михриниса » 8 августа 2021, 20:10

8 августа - Начало жатвы или Летний Стрибог

В этот день языческий Бог ветра у восточных славян напоминает, что близится осень, просыпаются спавшие недавно холодные ветра, приносящие ледяное дыхание Белого Моря, но пока чувствуется только их легкое касание.

Спойлер
Существуют также:

    Осенний Стрибог, Листобой, 20 сентября приносит холода да сырость, сбивает листья с деревьев, напоминает, что сбор урожая окончен, пора готовиться к зиме.
    Зимний Стрибог у славян иначе Весновей зовется, 21 февраля можно почувствовать первый весенний ветерок, принесший тепло среди холодных зимних дней.
    Весенний Стрибог у славян празднуют 5 апреля с первыми теплыми ветрами.

Летний Стрибог с его легким нравом особо детишками любим. Взрослые-то уж позабыли радость от бега вниз с горки, когда кажется, что ногами земли касаешься – летишь. А легкий воздушный змей, который так и рвется в небеса, — лучший подарок летнему Стрибогу, наблюдающему за людской радостью.

Любит летний Стрибог людей, легких на подъем, умеющих принимать перемены в жизни, подобно переменам погоды – легко и без лишних тревог. С ветра пришло, на ветер и пошло – всё в жизни переменится, стоит только дождаться попутного ветра. Потому сказывали, что ветер, Стрибог у славян – всему господин.

acq2eixvnicu-stribog.jpg


Земля-матушка хлеб родит, Солнце-батюшка да князь наш землю греет, Вода-царица всё влагой питает, а коли Ветер-господин своего дозволения не даст – не выйдет ничего. Ветер может и облаков нагнать, да солнышко скрыть, и хлебам не дать подняться, и дожди стороной обвести. Зато, коли дружен кто со Стрибогом у славян, всегда с природой о доброй погоде договорится – языческий Бог ветра у восточных славян с сыновьями да внуками найдет способ доброму человеку помочь.
У вас нет необходимых прав для просмотра вложений в этом сообщении.
Наше раскаяние — это обычно не столько сожаление о зле, которое совершили мы, сколько боязнь зла, которое могут причинить нам в ответ.

Михриниса F
Автор темы
Аватара
Михриниса F
Автор темы
Репутация: 351 (+355/−4)
Сообщения: 240
Зарегистрирован: 24 июня 2021
С нами: 2 года 9 месяцев

#8 Михриниса » 14 августа 2021, 19:50

14 августа - 1-ый Спас - "Медовый" - Праздник мёда

Медовым называют первый Спас - 14 августа, потому что соты в ульях к этому времени наполнены до отказа, и пасечники приступают к сбору.

По славянской традиции в этот день совершается малое освящение воды, а также мёда нового сбора, благословляется его употребление в пищу — пекут медовые пряники, блины с маком и мёдом, пироги, булочки, плюшки с маком. В большинстве районов начинался сев озимой ржи.

2f44d5706452ff69908d3dfc440ed57b-quality_100Xresize_crop_1Xallow_enlarge_0Xw_680Xh_510.jpg


В Сибири этот день известен также как Калинник (первый по счёту) и как день Соломониды-бабушки, почитавшейся матерями, беременными, знахарками.

14 августа женщины делали удивительные букеты из трав и цветов, что служили оберегом от всех бед и болезней. Букет состоял из 17 трав: мяты, колосков овса, калины, календулы; руты; полыни, душицы и др. Оберег необходимо повесить у входа в дом или поставить на видном месте, и тогда он будет беречь всех членов семьи от болезней и отводить разные беды.
У вас нет необходимых прав для просмотра вложений в этом сообщении.
Наше раскаяние — это обычно не столько сожаление о зле, которое совершили мы, сколько боязнь зла, которое могут причинить нам в ответ.

Михриниса F
Автор темы
Аватара
Михриниса F
Автор темы
Репутация: 351 (+355/−4)
Сообщения: 240
Зарегистрирован: 24 июня 2021
С нами: 2 года 9 месяцев

#9 Михриниса » 15 августа 2021, 21:29

15 августа - Спожинки

К середине августа на всей славянской земле заканчивается жатва, уборка и переработка урожая пшеницы, ячменя, проса и других зерновых культур, а также заготовка семян на будущий сезон. Отсюда и название праздника — Спожинки (дожинки, обжимки). Последний сноп жнут молча, чтобы не беспокоить дух поля, который переселяется в него.

Это радостное и важное для земледельцев событие широко отмечалось нашими древними предками по всей Европе. Славянские народности сначала отмечали Зажинки (начало сбора урожая, День первого снопа). Более пышно отмечали Дожинки — день окончания жатвы, праздник последнего снопа, который выпадал на середину августа, на Успение Пресвятой Богородицы (по старому стилю это 15 августа). По старинному обычаю на сжатом поле оставляют небольшую часть несрезанных колосьев, связывая их лентой — завивают «бороду Велесу»:

«Уж мы вьем, вьем бороду у Велеса на поле...
Завиваем бороду у Велеса да на широком...
На ниве великой, да на горе высокой,
На земле чернопахотной...
Вейся, вейся, борода бородушка, вейся
Сусек наполняйся!»
На зачине волхвы-жрецы славят Велеса, поднимая над головой горшок с просом:
«Щедры Велесе, зри на ны с небеси!
Житом одари, поле возроди, благо дари веси.
То Влес ущаше праотце наше
Земе раяте, а злаки сеяте,
А жняте вена венища
А цтеть го яко отце божска».


Это Велес учил праотцев наших землю пахать, и злаки сеять, и жать венки на полях страдных, и ставить снопы в жилище, и чтить Его как Отца божьего.
В этот день освещают мед, яблоки и зерно. После зачина начинается веселый пир (запрещено употреблять в пищу говядину). Основная славянская Страва в Спожинки: каша, мед, яблоки, хлеб, пиво.
Наше раскаяние — это обычно не столько сожаление о зле, которое совершили мы, сколько боязнь зла, которое могут причинить нам в ответ.

Кузнец счастья M
Аватара
Кузнец счастья M
Репутация: 37 (+52/−15)
Сообщения: 949
Зарегистрирован: 30 мая 2020
С нами: 3 года 9 месяцев

#10 Кузнец счастья » 7 ноября 2022, 11:31

Поясните кто может. Пишут 15 ноября праздник. Сварога. Если я хочу Велеса просить в своих делах часто, можно просить Сварога? Они не враждуют между собой?

Unnr F
Unnr F
Репутация: 6760 (+6952/−192)
Сообщения: 7758
Зарегистрирован: 2 октября 2015
С нами: 8 лет 5 месяцев

#11 Unnr » 7 ноября 2022, 18:37

Кузнец счастья писал(а):Поясните кто может. Пишут 15 ноября праздник. Сварога. Если я хочу Велеса просить в своих делах часто, можно просить Сварога? Они не враждуют между собой?
почитайте кто есть кто, за что "отвечает". сразу все на свои места встанет hi1


Вернуться в «Календари праздников в разных Традициях»

Кто сейчас на форуме (по активности за 180 минут)

Сейчас этот раздел просматривают: 14 гостей