Локи(продолжение):- серпент Йормунгандр (староскандинавский: Jörmungandr̴), «огромный монстр», также известный как Змей Мидгарда или мировой змей. Miðgarðsormr (Мидгардсёрмр, переводится как «змей мира», причем именно нашего, как видно из
Miðgarð-). Огненный змей. Вирм. Огненный вирм.
4DB00A66-1971-4FDC-9DAB-8B3C1B82D822.jpeg
Серпент Локи является морским змеем и средним ребенком Бога и гигантессы Ангрбоды. Согласно Прозаической Эдде, Один взял всех троих детей Локи от великанши - волка Фенрира, Хель и Йормунгандра - так как ничего хорошего от них не ожидал, и зашвырнул Йормунгандра в большой океан, который и окружает Мидгард (наш мир, нашу Землю-Матушку) Змей же стал настолько большим, что смог окружить мидгард и даже схватить свой собственный хвост. Это пример
ouroboros. В результате всего этого, он и получил название Всемирного Змея. Когда же он отпустит свой хвост, тогда и начнётся Рагнарёк. Оппозицией Йормунгандра в борьбе во время Рагнарека является Тор.
Кстати,
ouroboros - это циклическое, повторяющееся явление захвата змеем (реже - драконом) своего собственного хвоста, является совершенно не ужасающим, а нормальным событийным фактором. То есть в Йормунгандре и его действиях нет на самом деле ничего настолько убийственного, насколько это часто описывается. «Не так страшен черт, как его малюют» тут подходит, как никогда.
Змей с концом хвоста в своей пасти - это древний символ, возникший в древнеегипетской иконографии и вошедший в западную традицию через греческую магическую традицию, после чего был принят в качестве символа и в гностицизме, и в герметизме, и, прежде всего, в алхимии. Термин происходит от древнегреческого языка ουροβόρος от ουρά oura 'хвост' плюс -βορός -борос '-едание', и часто интерпретируется как
символ вечного циклического обновления или цикла жизни, смерти и возрождения. Процесс промывления кожи змей символизирует трансмиграцию душ; змея, кусающая свой собственный хвост, является символом плодородия в некоторых религиях; хвост змеи является фаллическим символом, рот - йоническим или матоподобным символом.
0BF466DC-3721-427C-AF0A-2D75BAA5B39D.jpeg
- Спойлер
- Немножко отступаюсь и добавлю, что ouroboros имеет определенные общие черты с библейским Левиафаном. Согласно Зоару, Левиафан - единственное существо без партнера, "его хвост помещен в рот", в то время как Раши на Baba Batra описывает его как "скручивающееся вокруг и охватывающее весь мир". Идентификация, похоже, восходит к стихам Калира в VI-VII веках.
Есть источники ранней скальдической поэмы Ragnarsdrápa и кеннингов в скалдических стихах; например, в Þórsdrápa faðir lögseims, «отец морской нити», используется в качестве кеннинга для Локи. Существуют три сохранившихся мифа, подробно описывающих встречи Тора с Йормунгандром:-
Подъем кошки. В этой истории Тор сталкивается с гигантским королем Утгардой-Локи (так назван, чтобы не путали с Локи) и должен совершить за него дела, одним из которых является вызов силе Тора (а Тор это, как мы знаем, любит). Утгарда-Локи подстрекает Тора к тому, чтобы тот поднял Мирового Змея. А серпент-то был замаскирован с помощью магических сил под огромную кошку. Тогда Тор хватает кошку вокруг талии (посерединке), но ему еле удается поднять ее так, чтобы оторвать хотя бы одну лапку от пола. Утгарда-Локи позже раскрывает свой обман, и говорит, что подъем кота Тором было «делом впечатляющим», ведь Бог сумел растянуть змея так, что тот почти достиг неба. Многие наблюдающие за этим действием начали паниковать, завидев, как одна лапка начала подниматься с земли. Если бы Тору удалось полностью поднять кота с земли, он бы изменил границы вселенной и весь ход событий.
-
Рыбалка Тора. Йормунгандр и Тор снова встречаются, когда Тор отправляется на рыбалку с гигантом Гимиром. Когда Гимир отказывается дать Тору нажив, Тор ударяет голову крупнейшего быка Хаймира, чтобы использовать ее. Разрешив все предрыбачные проблемы, великан и Бог начинают грести, и так далеко и долго, что Гимиру не оставалось ничего иного, как просто сидеть и рыбачить, он даже нарисовал двух китов.
4DEF7759-37D6-47C6-86FA-5AD349D68F1D.jpeg
Потом Тор требует пойти дальше в открытое море, несмотря на протест Гимира. Тор науживает голову быка на огромный крючок своей огромной удочки и, естественно, уловом его становится Йормунгандр. Тогда Тор вытаскивает змея из воды, Йормунгандр начинает бросаться ядом и начинается битва. Гимир бледнеет от страха. Когда же Тор хватается за свой раскалённый докрасна молот, которым он намеревается убить змея, гигант становится препятствием, тем самым давая серпенту возможность опуститься обратно под воду и вернуться в свое первоначальное положение змеи, окружающей землю. Эддическая поэма Hymiskviða имеет аналогичную концовку истории, но в более ранних скандинавских версиях мифа в скальдической поэзии Тор успешно захватывает и убивает змея, ударяя его по голове.
Рыбалка Тора на Йормунгандра была одним из самых популярных мотивов в скандинавском искусстве. Четыре картинных камня, которые, как полагают, изображают миф, - это рунический камень Altuna и камень Ardre VIII в Швеции, камень Hørdum в Дании и каменная плита в Госфорте, Камбрия, созданная тем же скульптором, что и крест Госфорта. Многие из этих изображений показывают гиганта, перерезающего леску; на камне Алтуна Тор изображен один, что наверняка подразумевает его победу над змеем. Камень Ардре VIII, вероятно, изображает более одной стадии событий: человек, входящий в дом, где стоит бык, двое мужчин уходят, один с чем-то на плече, и два человека, использующих копье для рыбалки. Изображение на этом камне датируется VIII-Xва.. Если камень правильно интерпретируется как иллюстрирующий данный миф, то это указывает на практическую неизменность истории событий в течение нескольких столетий до их записи по версии в Прозе Эдды около 1220 года.
BC84ADC2-9688-45C4-9887-2605B139660F.jpeg
-
Рагнарёк Как рассказывается в «Гилфагиннинге» Снорри, основанной на эддической поэме «Вёлуспа», одним из признаков прихода Рагнарёка являются сильные морские беспорядки, когда Йормунгандр выплёвывает свой хвост изо рта и пробивается на сушу. Он будет продвигаться вперед, распыляя яд, чтобы заполнить воздух и воду, рядом с Фенриром, чьи глаза и ноздри пылают огнем и зияние касается земли и неба. Они присоединятся к сыновьям Маспелла, чтобы противостоять богам на равнине Вигрида. Вот где, по прогнозам, как раз и состоится последняя встреча между змеем и Тором. В конце концов Тор убьет Йормунгандра, но после сам падет мертвым, сделав всего девяти(!!) шагов, будучи отравленным смертельным ядом змея.
Последняя битва Тора с Йормунгандром была отождествлена, наряду с другими сценами Рагнарёка, на Госфортском кресте.
1BC5ECA5-EE7B-4225-A3C4-43CDD4718901.jpeg
Добавлю: Рыбалка Тора на Йормунгандра была воспринята как одно из сходств между Богом грома и молнии и индуистским богом Индрой, который в ведической мифологии убивает дракона Вритру. Показывается также и связь его с балто-славянским мотивом бога шторма, сражавшегося со змеем. Альтернативный анализ эпизода Пребена Мейленграхта Сёренсена заключается в подчёркивании молодой неосторожности и пылкости Тора, указании на порядок и баланс космоса, в котором Йормунгандр играет действительно жизненно важную роль.
Джон Линдоу проводит параллель между укусом серпентом собственного хвоста и оковывания Фенрира золотой цепью в рамках повторяющейся темы связанного монстра в скандинавской мифологии,
где враг богов связан, но ему суждено вырваться на свободу в Рагнарёке.BCE30B26-256C-4E46-9B9A-1A8DDAF147A7.jpeg
В древнескандинавском языке слово «локи» означает узел или клубок, и он, возможно, именно поэтому Локи считается ответственным за некоторые несчастья, которые постигли людей, и, следовательно, своего рода является богом-трикстерои, но доказательств этого мало. Локи больше «шутил» с такими же Божествами, как и он сам, а вот людской род он особо не трогал. Но вернёмся с Мидгардсерму.
6C9A4B67-9B7B-45FF-8043-1A98E556F982.jpeg
Символом Локи была змея, и его часто представляли две змеи, вращающиеся друг вокруг друга, образуя символ S, и кусающие хвост другой. С точки зрения «сил», главная способность Локи, похоже, заключается в «изменении формы» (shapeshifting), и он часто использует это, чтобы вырваться из сложных ситуаций или чтобы обмануть кого-то, выведывая секреты. Ведь так же и многие змеевидные скидывают свои шкурки во время опасности)
В более древней версии мифа о похищении Идунн Тьясси Локи в какой-то момент превращается в змею, чтобы пробраться в комнату, в которой хранится зелье долголетия (похоже на Идунн и ее яблоки) (Скальдскапармал 5).
Змея также использовалась для наказания Локи после событий Локасенны. Локи был повязан и оставлен в пещере, а ядовитая змея была привязана над его головой так, что ее яд капал прямо на лоб и глаза Локи в те моменты, когда Сиф приходилось отлучаться, чтобы опустошить чашу, которую она по собственной воле и собственному желанию держала над головой мужа во все время его заточения (заключительный раздел прозы Локасенны). Но ему, кажется, не особо приятно вспоминать об этих событиях)
Так как я люблю Локи, хочу заметить тот факт, что несмотря на все его выходки и на то, что он создавал много проблем для скандинавских богов, его в основном приветствовали в Асгарде и почти всегда прощали за шаловливые действия. Ведь и самы боги Асгарда умеют смеяться и весело проводить время в дружной компании.⇩︎…︎⇩︎
У вас нет необходимых прав для просмотра вложений в этом сообщении.