Seiðr

Pixie F
Автор темы, Ученик
Аватара
Pixie F
Автор темы, Ученик
Репутация: 1655 (+1664/−9)
Сообщения: 3888
Зарегистрирован: 16 июля 2020
С нами: 3 года 9 месяцев

#1 Pixie » 20 сентября 2022, 9:11

09AA0A37-FE13-4B20-9E0B-00ED8B389AEB.jpeg

"Один и пророчица" Эмиля Дёплера (1910)

Seiðr (произносится как «SAY-der;», древнескандинавский seiðr, «корд, струна, ловушка») — это форма дохристианской скандинавской магии и шаманизма, связанная с определением хода судьбы и работой с символами по внесению нужных изменений. Для этого практикующий с ритуальным упором в руке входил в экстатический транс, получая таким образом возможность взаимодействовать с миром духов.

Задача практикующего обычно включала в себя произнести (или произвести?) пророчество, благословение или проклятие. Археолог Нил Прайс предоставил отличное краткое обобщение об известных сеансах сейдр:

Чтобы прочитать этот текст необходимо зарегистрироваться

Два божества из миров Эзир и Ванир являются известными мастерами-сейдр: богиня Фрейя и бог Один. И Фрейю, и Одина, в свою очередь, можно рассматривать как неких моделей среди практикующих сейдр женщин и мужчин, соответственно. Сейдр был очень «гендерным» занятием в эпоху викингов, поэтому это различие имело первостепенное значение.

Фрейя - архетип völva, профессионально или полупрофессионально á практикующей сейдр. Именно она впервые принесла это искусство богам.

Вёльва бродила из города в город и от фермы к ферме, выполняя заказы по магии в обмен за ренту, питание и другие формы компенсации. Самый подробный рассказ о такой женщине и ее ремесле взят из Саги об Эрике Красном, но многочисленные саги, а также некоторые стихи (в первую очередь Völuspá, «Прозрение Вёльвы») содержат и другие, хоть и редкие, рассказы о сейдр-работниках и их практиках.

Как и другие северные евразийские шаманы, völva была «отделена» от своей общины, как в положительном, так и в отрицательном смыслах - ее одновременно возвышали, искали, боялись и, в некоторых случаях, поносили. Однако völva очень напоминает Веледу, провидицу и пророчицу, которая занимала более определенное и уважаемое положение среди германских племен первых веков нынешней эры. (Веледа также была создана по образу богини, которая через века стала известна нам, как Фрейа.) Как бы то ни было, женщина, практикующая подобные виды искусства, играла более или менее достойную роль среди своего народа, несмотря на то, что степень достоинства значительно менялась с течением времени.

С другой стороны, источники дают нам знать достаточно ясно, что, согласно социальным нормам эпохи викингов, seyðr, мягко говоря, не был подходящим занятием для мужчин. Согласно традиционным германским гендерным структур, мужчине было позорно брать на себя столь женскую роль. Человек, который практиковал seidr, мог ожидать, что в окружении его опозорят, называя argr (староскандинавское argr означает "не по-мужски"; существительное - ergi, ᛡᚱᛡᚷᛖᚢ, "нечеловечески, бесчеловечность, немужественность, зло, женственность") - одно из самых серьезных оскорблений, которое могут быть высказано в сторону скандинаванца мужчины. В seidr была центральна роль ткачихи - образца традиционной женской деятельности. Тем не менее, это не помешало многим мужчинам заниматься seidr, иногда они даже выбирали ткачество в качестве профессии. Некоторые из них и описали свои практики и промыслы в дошедших до нас сагах. Главным среди таких seidrmann, конечно, был никто иной, как сам Один - и даже он не избежал обвинения в том, что он был трусливым (тот же argr - трусость, желтизна. Эта насмешка над самим Одином, тем не менее, была чревата напряженной двойственностью; как бы его ни называли, он, несомненно, был источником невероятной силы - возможно, величайшей силой в космосе, учитывая, что именно Один мог изменить ход судьбы любого человека. Возможно, жертва социального престижа ради этих способностей не была слишком плохой сделкой. Правитель Асгарда - замечательный примера для подражания.

Вернуться в «Боги Северной Традиции»

Кто сейчас на форуме (по активности за 180 минут)

Сейчас этот раздел просматривают: 6 гостей