Размывание рук

Pixie F
Topic author, Ученик
Avatar
Pixie F
Topic author, Ученик
Reputation: 1595 (+1604/−9)
Posts: 3782
Joined: 16 Jul 2020
With us: 3 years 7 months

#1by Pixie » 8 Dec 2022, 16:40

По разным данным этот обряд на Руси проводился на 3-9-й день после рождения ребёнка, участвовали в нём роженица - женщина, родившая ребёнка - и повитуха, которая принимала роды.

«По поверью, роды - дело нечистое. Послеродовая "нечистота" повитухи и роженицы требовала обязательного последующего очищения, которое происходило в бане при помощи обряда "размывания рук". Осуществлялся он на третий день после рождения младенца. Водой, в которую добавляли три горячих уголька, овес, хмель, яйцо, мать и повитуха троекратно поливали друг другу на руки. Обряд заканчивался обязательным одариванием повитухи. В подарок обычно входили предметы, дополняющие очищение: мыло и полотенца, также кофта или платок, ситец, хлеб.»

«Женские обряды часто связаны с водой, землёй и деревом (мужские с огнём, воздухом и сталью)

Вода - также символ рождения, в том числе в сновидениях.

Древний языческий обряд исполняли на девятый день рождения ребенка по всей России. В Сибири он был таким: приносили кружку чистой воды, в которую предварительно на ночь клали серебряные деньги. Родительница поливала три раза бабке-повитухе воду на руки, а та ей обратно. Потом повитуху одаривали 15-20 руб. денег, несколькими фунтами хорошего масла и фунтом чая и несколь¬кими аршинами полотна или холста.
Данный обряд должен был символизировать передачу ответственности за дальнейшую жизнь младенца от повитухи - матери. Одновременно, вода выполняла очистительную функцию и символизировала промежуточный этап прихода младенца в этот мир.»

«Обычно водой, в которую добавляли различные несущие определенную смысловую нагрузку предметы, мать и бабка поливали троекратно на руки друг другу и просили взаимно прощения. После этого повитуха могла идти принимать следующего ребенка.

Обряд очищения, или размывания рук, обязательно заканчивался тем, что роженица делала повитухе подарок (мыло и полотенце). Во второй половине XIX, а особенно в конце XIX - начале XX века подарок дополнялся небольшой суммой денег. Повитуху кормили лучшими кушаньями, поили чаем с сахаром.»


...обряд размывания рук между роженицей и повитухой был распространен повсеместно и делался в обязательном порядке, не зависимо от того, как прошли роды. Тем более, что повитуху приглашали именно на роды не всегда, обычно к первородящим, или если что-то пошло не так, а вот ладить-править-парить и роженицу и малыша повитуху звали обязательно. Потом еще несколько дней повитуха наблюдала роженицу и новорожденного, ухаживала за ними, оберегала, помогала по хозяйству и на 3-5-7 день проводился обряд размывания рук. Считалось, что повитуха не может отказать, если ее позвали к роженице, но были некоторые исключения. Если руки с предыдущей женщиной еще не размыли, то считалось, что руки повитухи в крови этой женщины, повитуха нечистая и к другой женщине идти не может.

Так как обряд древний и был распространен везде, то в каждой местности сложились свои особенности, но ключевые моменты везде были одинаковы, и значит для удачного завершения необходимые. Тем легче их было вычислить.

В итоге канва обряда размывания рук такова:

- Готовится вода, так же как для убирания испугов-сглазов-переполохов (описаны и угольки, и серебро, и соль, и зерна, и столовые приборы и молитвы). Вода в кувшине, женщины становятся на пороге. Сначала Повитуха льет воду на руки роженице, при этом роженица ладонью собирает воду, льющуюся с ее локтя и пьет, так три глотка. Затем роженица так же поливает воду повитухе и та пьет с локтя трижды (я для льющейся воды подставляю таз, потом выливаю ее туда, где никто не ходит, в кусты, в цветник со словами "Куда вода, туда болезни и беда", но в этнографии таза нет, все на порог льется).

- Потом они берут полотенце (в оригинале рушник), который приготовила роженица и ОДНОВРЕМЕННО вытирают им руки (в других случаях вытирать руки одновременно одним полотенцем считается плохой приметой).

- Затем женщины смотрели друг другу в глаза, до состояния, когда за личинами увидится божественная, искренняя душа и просили друг у друга прощения: "Прости меня за все вольное и невольное, что я сделала и подумала" и ответ "Бог простит и я за ним".

- Потом они обнимаются и стоят обнявшись по достаточности.

- Затем роженица отдаривается от повитухи подарком. В разных местах подарки были разными, в зависимости от того, что считалось ценным в этом месте и в это время, но это уже было дополнением. В обязательный же комплект входили: мыло, полотенце, которым вытирали руки и отрез ткани, как символ полотна-общества, которое состоит из из отдельных нитей-судеб, и которое повитуха помогает ткать.

В общем все просто, дел на 5 минут, но за это время происходит что-то важное, словно пространство закрывается и рвется ниточка, которая в ином случае заставляла бы роженицу (и судя по беседам с акушерками) и повитуху мысленно возвращаться тому взаимодействию, вспоминая, точнее, переживая (воспоминание и переживание хоть и похожи, но переживание содержит боль, тянет силы, выдергивает из "здесь и сейчас") что было сделано, сказано, а как могло бы быть, а что можно было бы сделать. Утягивать в прошлое переживание родов может долго и сильно, притом что роды, какими бы они ни были, остались в прошлом и сейчас задача жить дальше, восстанавливаться самой, растить малыша, не забывать о муже и старших детях. А силы льются не туда, а в переживание того, что уже было. И даже если роды были расчудесными, они все равно будут переживанием (там все равно есть боль), если их с помощью обряда не перевести в простое управляемое воспоминание. Состояние меняется после обряда быстро и результат ощущается сразу.

Размывание рук с заместителем замечательно вписывается в канву пеленания и имеет непосредственное отношение к психологическому восстановлению роженицы.

Проведение обряда с заместителями раскрывает дополнительные возможности и можно попробовать размыть руки не только в связи с родами, а в связи с любыми окончившимися отношениями, в случае, когда наступил новый этап и требуется закрыть старое, а связь с той фигурой из прошлого ощущается и тянет силы. Во всяком случае, проведение обряда поможет снять напряжение и даст силы смотреть вглубь и брать уроки.

(сеть)

Return to “Целительство (обряды)”

Who is online (over the past 180 minutes)

Users browsing this forum: 1 guest